Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сроки поставки товаров



Сроком поставки товара является фактическая дата исполнения продавцом обязательств, предусмотренных базисными условиями контракта,

Например, сроком поставки при условиях EXW является дата извещения покупателя о готовности товара к передаче; при FCA — дата выдачи железнодорожной или автомобильной накладной, подтверждающей, что товар погружен продавцом на транспортное средство в предусмотренном контрактом пункте; при DAF — дата штемпеля станции со стороны покупателя на железнодорожной или автомобильной накладной; при CIF — дата бортового коносамента или другого документа, подтверждающего принятие груза к перевозке; при CIP — дата транспортного документа, подтверждающего принятие груза первым перевозчиком, и т.д.

В наиболее общей форме продавец считается выполнившим; свои обязательства по поставке, когда он известил покупателя о готовности товара к передаче покупателю (EXW, DDU), DDP, DES, DEQ, FAS) или погрузил товар на транспортное средство в указанном в контракте пункте (FOB, CFR, CIF, FCA, CPT, CIP), a при условии DAF — в момент пересечения товаром границы.

Если продавец и покупатель все же решили самостоятельно формировать взаимные обязательства по поставкам, то следует исходить из вышеизложенных в общей форме принципов.

Во внутрироссийской торговле срок и момент исполнения обязательств продавцом регулируются ст. 457 и 458 ГК РФ и практически не отличаются от положений, принятых в международной торговле.

Продавец и покупатель могут оговорить в контракте иные условия, считающиеся исполнением обязательств по срокам поставки товара, но при этом следует иметь в виду, что необходимо внимательно проследить сочетание с этими условиями других положений контракта, в том числе момента перехода с продавца на покупателя рисков утраты или повреждения товаров, покрытия транспортных рисков страхованием и т.д.

В практике внутрироссийской торговли и торговли со странами СНГ нередко применяются иные условия выполнения обязательств продавца по поставке товара, сохранившиеся со времен централизованного распределения продукции и нашедшие отражение в разделах ГК РФ, посвященных таким разновидностям договоров купли-продажи товаров, как «Поставка товаров» и «Поставка товаров для государственных нужд». Положения ГК РФ об условиях заключения указанных разновидностей договоров во многом отличаются от международных норм и обычаев. Во внутрироссийских договорах и договорах с партнерами из стран СНГ продавец и покупатель часто включают устаревшее положение, обязывающее их в течение определенного срока со дня получения товара покупателем составлять протокол сдачи-приемки товара, что неудобно в практическом применении. Например, товар получен покупателем, который в установленный срок вызвал представителя продавца для составления акта сдачи-приемки. Тогда в контракте надо оговорить, что считается сроком поставки, на ком лежат риски повреждения или утраты товара до его приемки, кто оплачивает расходы по хранению товара покупателем. Поскольку транспортное страхование заканчивается с момента получения товара от перевозчика, то следует предусмотреть, кто и на какой срок должен страховать товар до момента его приемки покупателем.

Чтобы избежать этих трудностей, можно рекомендовать придерживаться порядка, установленного ст. 484 ГК РФ и ст. 60 Венской конвенции 1980 г., в соответствии с которым покупатель обязан принять поставку товара, т.е. на него сразу переходят или остаются на нем все риски утраты и повреждения товара.

Продавец и покупатель могут согласовать и указать в контракте иное условие выполнения срока поставки. Например, при условии CIF сроком поставки может быть установлена дата прибытия судна в порт назначения.

С начала 80-х гг. в международной торговле получила развитие тенденция требовать с продавцов поставок точно в срок (just in time), что позволило покупателям получать экономию как от сокращения затрат на складирование сырья, материалов и комплектующих изделий, так и от ускорения оборота капитала при их приобретении. Например, многие европейские металлургические заводы сократили склады сырья с трехмесячной до месячной потребности производства, японские фирмы, выпускающие электронную аппаратуру, вообще отказались от демпферных складов и стали работать практически «с колес», американские автомобильные заводы снизили складские запасы в среднем до нескольких дней производственной потребности.

Однако, в 90-х гг. эта тенденция начала ослабевать по двум основным причинам: во-первых, продавцы, страхуясь от убытков, вызванных выплатой штрафных санкций за возможные опоздания в поставках, стали завышать цены товаров, снижая тем самым эффект от сокращения расходов на сооружение и содержание складов входящей продукции; во-вторых, покупатели входящей продукции после завершения процесса производства сами становятся продавцами. Поэтому после резкого ужесточения сроков поставок положение на рынках относительно стабилизировалось*.

* Пожар, случившийся в феврале 1997 г. на одном из заводов, поставляющих комплектующие детали на автомобильный завод «Топота», из-за отказа фирмы от складов запасных частей сразу сократил годовой выпуск автомобилей на 100 000 шт.

 

При согласовании между продавцом и покупателем сроков поставки товара каждая из сторон должна учитывать условие выполнения обязательств другой стороной. Если нет особой необходимости в точной дате поставки, то в интересах самого покупателя предоставить продавцу право поставить товар в определенный промежуток времени. Например, если товар требуется покупателю через месяц, то можно предоставить продавцу право поставить его в течение последних 3—5 дней, если срок поставки — квартал, то в течение последних 10—15 дней, если срок — год, то в течение последнего месяца и т.д. Согласование таких сроков поставки не даст оснований продавцу страховаться от возможных потерь завышением цены товара. Нередко стороны предусматривают в контрактах период, в течение которого продавец имеет право на досрочную поставку товара, или период задержки в поставке, в течение которого к продавцу не будут применяться финансовые санкции.

При установлении сроков поставки нередко в контракт вносятся специальные оговорки: «Допускается досрочная поставка», «Досрочная поставка возможна только при письменном согласии покупателя», «Досрочная поставка не разрешена» и т.д. В зависимости от условий транспортировки, получения импортных лицензий и специфики использования товара покупателем раздел контракта, касающийся сроков поставок, может содержать дополнительные инструкции экспортерам, такие, например, как: «Грузить товар только в комплекте», «Комплектовать партии по определенному количеству» и т.д.

Весьма часто в контрактах указывают, например, что товар должен быть поставлен в первом полугодии или до конца такого-то года. При этом следует иметь в виду, что при таких условиях продавец получает право поставить товар в самом начале года, указанного в контракте, что не всегда сочетается с планами покупателя.

При определенных условиях допускается указание сроков поставок без фиксации календарных дат или периодов. Так, при продаже товаров с выставок и ярмарок или при торговле между соседними странами контрактом может быть предусмотрена немедленная поставка. По обычаям международной торговли, «немедленно» означает обязательство продавца поставить товар в течение срока, необходимого для выполнения формальностей и транспортировки. При условии «как можно быстрее» продавец обязан принять все меры к поставке товара в кратчайший срок. Встречаются и такие указания сроков поставки, как «по мере готовности», «по открытии навигации», «по мере накопления партии не менее ... тонн» и т.д.

Контракты без сроков поставки. В тех случаях, когда в контракте по какой-либо причине не указан срок поставки, продавец обязан поставить товар в разумный срок (ст. 314 ГК РФ). Под разумным сроком обычно понимается время, необходимое продавцу для изготовления (приобретения) товара и перевозки его обычным рейсовым транспортом.

Контракты на срок. Если для покупателя теряется смысл получения товара по истечении определенного срока или наступления определенной даты или события (например, окончание навигации), то в контракте должно быть четко указано, что по истечении такого-то срока или наступления такой-то даты или события обязательства продавца поставить товар и покупателя принять товар прекращаются. Продавец в этом случае лишается права на предъявление каких-либо требований по возмещению убытков, связанных с отказом покупателя принять товар, а покупатель сохраняет право на возмещение убытков, вызванных невыполнением продавцом обязательств поставить товар до установленного в контракте срока. Такой контракт также может предоставлять покупателю право давать письменное разрешение на поставку товара после установленного срока, однако такое разрешение не лишает покупателя права потребовать возмещения убытков, вызванных непоставкой товара в установленный в контракте срок.

Контрольные вопросы по теме 4

 

1. Как определяется время выполнения обязательств продавцом по срокам поставки товара?

2. Какие опасности могут возникнуть перед продавцом при поставках товаров на условиях «точно в срок»?

3. Чем опасны для покупателя формулировки срока поставки: «в течение года», «в течение первого полугодия» и т.д?

4. Что понимается под «разумным» сроком поставки?

5. В чем специфика контрактов «на срок»?

 

Условия платежей

 

Условия платежей (расчетов) за проданные товары и услуги являются одними из наиболее сложных и важных разделов контракта купли-продажи, от точности формулировок которых в наибольшей степени зависит экономическая эффективность его результатов. В интересах продавцов и покупателей следует согласовать и включить в текст контракта такие условия взаимных платежей, которые бы решали следующие основные задачи:

• обеспечение оперативности и удобства платежей;

• обеспечение получения продавцами платежей за поставленные товары;

• обеспечение поставки товаров против осуществленных платежей;

• обеспечение сохранения коммерческих интересов продавцов и покупателей при колебаниях курсов валют.

При цивилизованной торговле все расчеты за оптовые товарные поставки осуществляются в безналичной форме между банками продавца и покупателя по их письменным приказам и инструкциям. Платежи за поставленные товары могут осуществляться чеками, в форме банковских переводов (платежных поручений), инкассо и аккредитивами. Финансовыми инструментами, гарантирующими возврат коммерческих кредитов, являются векселя, оборотные векселя (тратты), банковские гарантии.

Платежи по контрактам осуществляются банками покупателей против предоставления продавцами документов, подтверждающих выполнение ими принятых обязательств по поставкам товаров. Такие документы по своему содержанию должны отвечать требованиям унифицированных правил международных расчетов, а при расчетах между партнерами одной страны — действующему национальному законодательству.

По ГК РФ (ст. 485—489) и по Венской конвенции 1980 г. (ст. 53—59) оплата товара является важнейшей обязанностью покупателя. Однако эта обязанность не всегда выполняется, и стороны контракта вынуждены применять специальные меры для защиты интересов продавцов.

Ввиду особой сложности условий и порядка осуществления расчетов между продавцами и покупателями, они изложены отдельно в разделе II учебника «Коммерческие расчеты».

 

Упаковка и маркировка

 

Упаковка

 

Практика исполнения контрактов купли-продажи показывает, что значительное число взаимных претензий между продавцами и покупателями возникает по причине упаковки, не соответствующей условиям транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ.

Статья 481 ГК РФ предусматривает, что продавец обязан передать покупателю товар в таре или упаковке, за исключением тех случаев, когда товар не требует упаковки, например рудное сырье, трубы, арматурная сталь и т.д. Однако надо иметь в виду, что при определенных условиях транспортировки и такого вида товары могут требовать специальной защиты, например при перевозке морем по желанию покупателя стальные трубы могут быть покрыты антикоррозийной краской, а арматурная сталь пакетирована.

В ходе согласования контракта продавец и покупатель после определения базисных условий поставки и уточнения маршрута транспортировки товара должны договориться о необходимости упаковки или способа предохранения товара. При этом покупателю, за исключением особых случаев, нет необходимости требовать детального описания в контракте конструкции упаковки, а достаточно ограничиться общим обязательством продавца упаковать товар таким образом, чтобы исключить потери и защитить его от внешних воздействий при согласованном способе и маршруте транспортировки.

«Инкотермс-90» предусматривает обязательства продавцов обеспечить за свой счет упаковку товара, если продавцу до заключения контракта известны условия предстоящей транспортировки. В связи с этим необходимо сделать следующие замечания:

• если в контракте базисные условия приняты в трактовке «Инкотермс-90», то можно ограничиться фразой, что условия транспортировки продавцу известны;

• обязательство продавца обеспечить упаковку «за свой счет» означает, что ее стоимость уже учтена в цене данного контракта.

Независимо от наличия или отсутствия в контракте ссылки на «Инкотермс-90», в тексте этого раздела желательно оговорить, что продавец обязан выполнить упаковку, отвечающую следующим условиям:

• международным требованиям безопасности при перевозе опасных грузов (химически опасные, взрывоопасные, пожароопасные вещества» представляющие радиоактивную опасность);

• современным способам ведения погрузочно-разгрузочных работ (упаковка на поддонах, в контейнерах, отвечающих международным стандартам, наличие специальных устройств для стропления грузов и т.д.)

Маркировка

 

Продавец и покупатель, согласовывая требования к маркировке товара, обычно преследуют определенные цели:

1. Указать особенности товара (легко бьющийся, радиоактивный и т.д.).

2. Предупредить транспортные организации об особенностях обращения с товаром (не кантовать, не спускать с сортировочных горок, не бросать, стропить в определенных местах и т.д.).

3. Сортировать грузовые места по принадлежности к определенному контракту или по наименованию и адресу получателя.

4. Проверить комплектность погрузки и выгрузки по нумерациям мест в партии.

5. При потере и последующем обнаружении груза направлять его в адрес покупателя или его грузополучателя.

6. Информировать транспортные организации и таможенные органы о весе нетто/брутто товара для выбора подъемных средств, расчетов за перевозки и перегрузки, взимания таможенных пошлин и других сборов.

Для достижения поставленных целей маркировка товара должна содержать, как минимум, следующие реквизиты:

• наименование покупателя (грузополучателя) и его официальный адрес;

• номер контракта;

• номер ящика (если в партии несколько ящиков, то нумерация осуществляется в виде дроби: в числителе — номер ящика, в знаменателе — число ящиков в партии);

• вес брутто в метрических единицах;

• вес нетто в метрических единицах;

• при необходимости соответствующую международным стандартам дополнительную маркировку, указывающую на характер груза и способы обращения с ним.

В «Инкотермс-90» предусмотрено обязательство продавца «надлежащим образом осуществить маркировку товара», что означает необходимость выполнить все вышеперечисленные требования.

При совершении сделок с партнерами из стран СНГ и осуществлении внутрироссийских операций по купле-продаже товаров контрактные требования зависят от осведомленности партнеров о действующих нормах в отношениимаркировки товаров. Если продавец четко не знает своих обязательств по маркировке товара, то лучше перечислить в контракте ее реквизиты.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.