Российские исследования организационной культуры, феминистский анализ трудовых отношений
Методология российской социологии и этнографии за последние годы претерпела существенные перемены, при этом изменилась и социальная роль научного знания. Так, отечественные этнографы до недавнего времени не обращали внимания на русских, живущих в крупных городах. Работы советских этнографов в основном были посвящены малым этническим группам, традиционным культурам[3] малых народов. Русские в исследованиях были представлены лишь сельским населением или горожанами, сохраняющими обычаи традиционной этнокультуры. Сравнение современных культурных форм городской жизни на предмет выяснения роли этнического фактора осуществлялось в рамках этносоциологии — дисциплины, использующей позитивистские модели анализа, основанные на выборочных исследованиях с применением формализованного интервью. По сути это — социология этносов, изучающая социальные процессы и структуры в этнонациональной среде.
Почему же исследования русского этноса в условиях современного индустриального русского города вплоть до 1990-х гг. были выведены за рамки классического этнографического анализа? Важная причина лежит в функционировании этнографии как инструмента социального контроля и управления. В этом смысле русские вообще не могли быть предметом этнографического изучения, поскольку воплощали в научном, экспертном дискурсе рациональное, наиболее развитое большинство, выступали агентами индустриализации и носителями политически оправданного профессионализма. Рациональность и целостность стандартов русской культуры не могли быть проблематизированы. Таким образом, в фокусе исследования, как правило, оказывались лишь русские, которые являлись «чужими» — исторически отдаленными, олицетворяющими предшествующий уровень развития культуры; носители традиционных укладов — сельские жители; удаленные географически; русские «издалека» — мигранты из «ближнего зарубежья».
Любая социальная наука есть инструмент для утверждения порядка властных иерархий. Реализация господства достигается различными способами. Среди них — переопределение картины мира с целью оправдать стратификационное неравенство, утвердить доминантную норму в ущерб маргинальным социальным практикам. В случае с этнографией это достигалось, например, путем акцента на ассимиляции малых этносов, освещаемой сквозь призму интеграции всех народов в новое социально-культурное образование — «советскую нацию».
Социально-политические и экономические процессы, происходящие в 1990-е годы в России, сделали актуальным переформулирование оснований социальных наук. Формируется новый методологический инструментарий, более адекватный современному усложнению структуры социальной реальности, плюралистичности и глобализации социальной жизни. Эти процессы активным образом проникают в российскую этнографию; произошла институциализация социальной антропологии, постепенно размываются традиционные парадигмы[4]. Методические сдвиги оформились и в изучении современной городской жизни: теперь это возможно делать, применяя этнографический метод[5].
Подобно этнографии советская социология труда во многом формировала свое предметное поле и методический инструментарий по образцу, заданному государственной идеологией. В советской социологии труда исследования трудовых отношений на крупных промышленных предприятиях были выведены за скобки, а процедуры и техники получения эмпирической информации основывались на количественной методологии. Выборочные исследования, исключая из анализа так называемые маргинальные практики, поддерживали веру в единую и «правильную» рациональность советских людей, носителей разума, власти и технократизма. Предметом исследований здесь выступали социальные общности — трудовые коллективы, рабочий класс. Методологическим основанием теории трудовых отношений стала нормативная модель коллективного производства, исключающая возможность различных интересов и конфликтов между социальными группами внутри предприятия. Наука советского периода, не ограничиваясь академическими рамками, была «идеей-монстром», включенной в систему власти и манипуляций с «человеческим материалом». Коммуникативные ресурсы дисциплины были рассчитаны не только на профессиональную аудиторию, а на общество в целом[6]. Наука советского периода, не ограничиваясь академическими рамками, была включена в систему власти и манипуляций с «человеческим материалом».
В этой связи можно вспомнить единичные попытки использовать этнографические методы в советской социологии труда. Их использование обычно обосновывалось решением задач апробации, пилотирования анкеты. Хорошо известна работа В. Б. Ольшанского, который в течение нескольких месяцев собирал материалы для социологического исследования, работая сборщиком электроаппаратуры на заводе[7]. В этом исследовании перед социологом предстали неформальная социальная организация на уровне цеха, социальные конфликты, противоречия в социальной структуре предприятия. Однако в исследовательскую программу не входил детальный анализ этих социальных феноменов, и они оказались вне академической и публичной дискуссии. В случае с А. Н. Алексеевым, работавшим в типографии и проводившим включенное наблюдение, длительное участвующее исследование ленинградского социолога было объявлено политически неправильным, и ученый подвергся остракизму[8].
Несмотря на то что, начиная с 1930-х годов, имеется достаточно много работ по истории отдельных предприятий, они во многом идеологизированы, опираются на вненаучный тип аргументации. Кроме того, информация о персонале предприятий в значительном числе случаев была закрытой. Позднее появились более развернутые работы о рабочем классе (Е. Кабо, Л. А. Гордон, Э. В. Клопов). При этом использовались преимущественно документальные и статистические источники.
Среди публикаций советского периода, касающихся промышленных исследований в русле качественной методологии, выделяются работы С. А. Белановского. В 1980-х годах им было опубликовано четыре сборника, которые приоткрыли завесу молчания, скрывающую повседневные практики людей, вовлеченных в выполнение различных трудовых обязанностей на промышленных предприятиях и в сфере управления производством. В этих текстах можно увидеть богатство «народных смыслов», которые вкладывают в производственный процесс акторы (деятели) различного уровня. Тем не менее в серии интервью, в беседах с нетипичными и интересными собеседниками, создается не систематическая, а лишь частичная картина производственной жизни советского предприятия.
Создается впечатление, что исследователи останавливались у самой последней черты, словно какая-то невидимая сила препятствовала им пойти дальше и завершить свою полевую работу в виде научных повествований, затрагивающих специфику советских производственных отношений. Полевые работы, близкие к этнографии, являлись лишь периферийной частью исследовательской программы социологии труда, выполняли вспомогательную функцию, поскольку проводились на пилотажной стадии с целью «лучше сформулировать вопросы анкеты». Богатство социальных практик, представленных на уровне цеха и попадающих в поле зрения социолога-этнографа, исчезало из структуры вопросника и не попадало в научные отчеты и публикации. Советский проект социологического исследования коренным образом переориентировал содержание включенного наблюдения — наиболее «этнографическую» из всех исследовательских процедур.
Социальные перемены российского общества радикальным образом повлияли на формирование новых социологических подходов. Официальная идеология утратила свою монолитность, и связи между наукой и институтами социального контроля стали более скрытыми. Речь идет о социологии в целом и отдельных ее направлениях, например социологии труда и трудовых отношений. Относительно социологии это выразилось в особенности познавательной ситуации: объект и предмет исследования потеряли свою определенность, возникла множественность исследовательских моделей.
Социология труда, которая до начала 1990-х годов была в России одной из наиболее развитых социологических дисциплин, сегодня испытывает определенные трудности. Один из таких негативных процессов, как это ни парадоксально, состоит в том, что сам объект исследования — трудовые отношения — не проблематизирован (не подвергается сомнению и в связи с этим не выносится на повестку дня исследователями и общественностью) в контексте современных социальных процессов. Если суммировать наиболее часто встречающиеся (скрыто или явно) определения, то можно увидеть, что социологи прежде всего утверждают в качестве объекта исследования отношения между работником и работодателем по поводу найма, включая формы приема и увольнения, трудовые контракты и коллективные договора, условия труда и повышение эффективности труда, трудовые конфликты, ценности работы. Такие аналитические рамки оформлены в русле советской традиции социологии труда и предполагают, в частности, что смысл труда в первую очередь состоит в производственной деятельности, и в таком качестве разделяем всеми участниками трудового процесса. При этом основной институт, где протекает трудовая деятельность — промышленное предприятие, а ключевые фигуры, определяющие характер трудовых отношений, — рабочие, администрация предприятий и правительство. Роль социологии в этом направлении анализа состоит в развитии методов управления промышленной организацией и в их научной легитимации. Полевая методология таких исследований по-прежнему состоит в количественных опросах руководителей, рабочих и профсоюзных деятелей — опросах, проводимых в локальном или национальном масштабе.
В последнее время постепенно формируется другая точка зрения, которая дополняет традиционную, вводя в фокус внимания социологов проблемы конфликта формальных и неформальных норм, ограничительную мотивацию на рабочем месте, свойства рабочего места, различные формы отношений рабочей силы с орудиями труда, управление трудом, понятия организационной культуры и власти, гендерных отношений в организациях. Здесь ощущается влияние социальной антропологии: трудовая организация переопределяется как совокупность противоречивых социальных практик, несущих следы макросоциальных процессов. В дополнение к традиционным организационным опросам уже можно встретить исследования в стратегии кейс стади и этнографии организаций, которые относятся, например, к сфере торговли, финансов. Говорить о конфликте этого исследовательского подхода с первым, пожалуй, не имеет смысла, речь идет, скорее, об обновлении традиционных горизонтов с учетом изменившейся социокультурной ситуации, появлении новых форм трудового процесса и динамике старых[9].
Лишь ход экономических реформ определил интересы всех сторон, участвующих в процессе регулирования трудовых отношений. «Государство», «собственники средств производства», «менеджеры» и «работники» — эти понятия постепенно вошли в тексты об отношениях найма, став элементами объяснительных моделей нового направления социологических исследований. Одновременно возникли различные истолкования природы трудовых отношений как социального феномена. Эти истолкования — не только различия в предмете исследования, методе и способах анализа данных. Они не только напрямую выходят на определенные способы эмпирического исследования, практические рекомендации, но и скрытым образом отражают определенные формы властных взаимодействий и интересы различных социальных групп. Возникновение подобных интерпретаций связано с определенными историческими условиями развития социального знания о трудовом процессе и становлении профсоюзного движения.
Рассмотрим, из чего состоят характерные свойства основных теоретических подходов, сложившихся к настоящему времени. Одна из интерпретационных моделей, которую для краткости можно назвать государство-опекун, рассматривает рабочих в качестве наиболее депривированной в результате экономических реформ группы, нуждающейся в некоей специальной социальной опеке (подобно тому, как государство опекает инвалидов и престарелых). При этом подразумевается, что инструментами такой опеки должны стать не только законодательные практики, но и некая постоянная деятельность правительственных структур, ограничивающая свободное предпринимательство. Роль рабочих здесь пассивна, взгляд на профсоюзы ироничный (старые профсоюзы являются соглашательскими, а новых нет или они слишком слабы), работодатели показаны рабовладельцами-эксплуататорами, государство — беспрепятственно вторгающимся в работу рыночных механизмов и стремящимся всячески оградить рядовых работников от произвола капиталистов.
Логика другой объяснительной модели — воспитательной — не менее патерналистская, в ней обнаруживается извечное желание интеллектуалов внести организацию в стихийное движение рабочих масс. Рабочие также показаны пассивными, но способными подчас к стихийным выступлениям. Предполагается, что их активность можно сделать осмысленной, инициировав становление новых независимых профсоюзов, а для этого рабочих необходимо постоянно воспитывать, чтобы выработать у них чувство собственного достоинства.
Следующая исследовательская позиция может быть названарынок-все-расставит-по-своим-местам. Такие взгляды выражают ученые либерального толка. В их основе лежит взятое как должное допущение о том, что действующие механизмы свободного рынка естественным путем приведут трудовые отношения в цивилизованное русло. Работники, так же, как и работодатели, действуют активно и рационально на рынке труда, государство не вмешивается в их отношения. Профсоюзы рассматриваются как специализированные коммерческие предприятия, выполняющие роль посредника между индивидуальным работником и владельцами средств производства в борьбе за условия трудового соглашения.
Четвертая точка зрения —специфика-российского-рынка. Суть такого подхода состоит в том, что капиталистическая рациональность рыночных реформ и их агентов в условиях России проблематична. Формирование в стране цивилизованного трудового законодательства, приведенного в соответствие с сегодняшними реалиями и с учетом опыта развитых стран Запада, затрудняется олигополическим состоянием рынка и парадоксальным влиянием финансовой олигархии на внутреннюю политику. Безусловно, развитие капиталистических отношений на предприятиях постепенно приведет к формированию более сильных профсоюзов, способных отстаивать интересы рядовых работников перед лицом работодателей, однако этот процесс затруднен социально-культурной спецификой, которую нельзя игнорировать. Одно из возможных следствий таких представлений — предположение о специфической рациональности и коллективности российских рабочих, множественности практик и форм взаимодействий в производственном процессе.
Внимание к социокультурным основаниям трудовой деятельности представляется нам наиболее продуктивным в современных условиях. Такой подход позволяет поместить разрозненные факты эмпирических исследований в широкий контекст современной социальной теории. Более того, он нуждается в известной гибкости в смысле методологии. Социальная антропология трудового процесса направлена на то, чтобы раскрыть институциональные смыслы, создающие ту в известном смысле закрытую среду, в которой протекает трудовая деятельность членов организации. Ценностной предпосылкой этого подхода выступают гуманистические интенции социолога открыть в интерпретациях возможность высказаться различным участникам организационной жизни: как представителям администрации, так и рядовым работникам.
Каждый из объяснительных подходов утверждает определенную идеологию и вполне конкретный способ решения социальных проблем. Вопросы политики, идеологии и исследовательской практики в изучении производственных организаций тесно связаны и выступают наиболее рельефно. Представляется актуальным переопределение рамок установившихся научных подходов в направлении более глубокого анализа игнорируемых ранее сфер трудовой деятельности и тех элементов трудовых отношений, которые оказались на периферии или вообще не вошли в традиционно сложившийся фокус научного исследования труда. В сложившихся условиях наиболее адекватным предполагается изучение микросоциальных процессов на уровне отдельного предприятия, организации и социально-профессиональной группы. Такой проект социологии трудовых отношений может переориентировать ее от обоснования определенных идеологий в область социальной критики, формирующей демистифицированное социальное знание. Это знание, как показывает мировая практика, может обозначить рамки позитивным общественным изменениям. В этом отношении социология трудовых отношений, как научная дисциплина, открывает возможность критического осмысления социальной реальности, и основным содержанием здесь становится репрезентация голосов социальных «других», в том числе носителей организационных субкультур, разнообразных социальных практик.
Идея культуры применительно к теории организаций и практике эмпирических исследований процессов производства и управления вошла в российский научный лексикон с 1990-х годов. Заимствование из западной социологической и организационной науки оказало влияние на различия ее теоретического осмысления в рамках институционального разделения в этой области. В отечественной школе организационных исследований центральным сюжетом стала национальная специфика управления и взаимодействие зарубежных моделей администрирования с теми, которые сложились в местных условиях. Методы эмпирических исследований здесь характеризуются стремлением к позитивистской строгости и жесткой операционализацией основных понятий в вопросы структурированных вопросников. Доминируют процедуры интерпретации, основанные на выявлении статистических закономерностей.
В своем исследовании профессиональной культуры в ее частном выражении — отношении к работе и по поводу работы российских менеджеров, бизнесменов и профессионалов — А. Наумов, Ш. Паффер, Э. Джонс применяют стратегию сравнительного анализа[10]. На основе количественной обработки данных, собранных в ходе исследования российских и американских респондентов, принадлежащих условно к одной социально-профессиональной страте, авторы делают вывод о различиях между свойствами национальной культуры и культуры исследуемой совокупности. Указанное противоречие является движущей силой в адаптации каждой из них к постоянно меняющемуся внешнему окружению.
Взаимодействие культур в совместном российско-американском предприятии стало предметом анализа А. Пригожина[11]. В ходе своего кейс стади торговой компании The Shoe он использовал методы опроса — было опрошено 60% служащих, — подкрепляя его элементами включенного наблюдения. Именно «этнографический» метод позволил увидеть в фирме образование теневой неформальной структуры, занятой нелегальными операциями с продукцией. Факт ее развития проинтерпретирован в терминах конфликта российской и американской культур. Следуя в определении организационной культуры за функционалистскими представлениями Э. Шейна, А. Пригожин толкует ее в качестве инструмента групповой адаптации и внутренней интеграции. Такой инструментальный подход предполагает возможность управления культурными процессами в компании, необходимого для достижения максимально эффективной деятельности, и связывает экономические показатели со свойствами организационной культуры.
Управленческие отношения в японских компаниях — один из традиционных сюжетов организационных исследований. Во многом мифологизированный образ японской фирмы ассоциируется с феноменом экономического чуда, поэтому эта тема так привлекательна для управленцев. Японских компаний в России пока немного, и интерес к управленческим отношениям в таких организациях у Х. Ватанабэ вызван скорее интересом к межкультурным взаимодействиям, чем стремлением продемонстрировать модели эффективного управления[12]. В центре исследований оказались организационные «миры», на этот раз населенные русскими и японцами, пытающимися достичь взаимопонимания на рабочем месте. Рассматривая либерализацию внешнеэкономической деятельности в России как фактор создания в ней представительств японских фирм, Х. Ватанабэ в число управленческих приоритетов ставит подбор кадров. Свой личный жизненный опыт понимания японской и русской культур она использует как инструмент интерпретации в той же степени, что и данные опроса московских представительств японских фирм и менеджеров совместных предприятий. Трудности во взаимопонимании в таких организациях достаточно типичны, их источник — особенности национального характера и определенные сложившиеся стереотипы, однако, по мнению автора, их легко разрешить.
Характеристики «национальной», «организационной» и «про-фессиональной» культуры для организационных исследователей не являются предметом проблематизации. Они «взяты напрокат» как самоочевидные из работ русских религиозных философов, историков и журналистов, концепций западных ученых и использованы в отечественном контексте. Инструментальная позиция организационных исследований проявляется в использовании нормативной оценки организационных процессов. Некоторые образцы культурных процессов объявляются предпочтительными и на следующих этапах анализа предпринимается попытка соотнести с ними те реалии, которые встречаются в полевом исследовании. В интересах позитивистской строгости авторы оставляют без внимания или оценивают как патологичные те формы организационной жизни, которые не помещаются в управленческую парадигму организации (взгляд «сверху вниз»). Впрочем, организационные опросы здесь уязвимы и с точки зрения ревнителей позитивистской чистоты метода — выборки весьма малы, а алгоритмы отбора респондентов проблематичны. Количественный инструментарий скорее выполняет функцию легитимации выводов, чем исследовательского метода.
К настоящему времени демаркационная линия между организационными исследованиями и социологией по поводу организационной культуры лежит, на наш взгляд, в той же области, что в западных исследованиях организаций. В ее основе — не только институциональное разделение, но и исследовательские предпочтения по выбору тем исследования, интерпретационных стратегий и методов. В социологических исследованиях организационной культуры в центре внимания оказались производственные и трудовые отношения. «Этнографический» подход здесь — орудие социальной критики, позволяющее представить взгляд снизу вверх и переосмыслить управленческую рациональность с использованием прямой речи, текстов интервью и голосов организационных «субкультур». При этом понятие «организационная культура» может и не упоминаться напрямую, однако общее понимание социального контекста протекания организационной жизни целиком лежит в русле социально-антропологических предпочтений.
В фокус исследований попадают такие нетрадиционные для отечественной социологии темы, как гендерные отношений в организации, карьера женщин в индустрии. Исследования, проведенные И. Н. Тартаковской[13] на промышленных предприятиях России, говорят прежде всего о том, что профессиональное продвижение женщин в отечественной индустрии представляет собой социальный процесс, заключающий в себе множество разнообразных проблем. Специфика его связана, с одной стороны, с особенностями типа организационной культуры, чрезвычайно отягощенного патриархальными и авторитарными традициями, с другой стороны, с тем, что в годы Советской власти вовлеченность женщин в индустриальное производство была выше, чем в большинстве стран мира и, следовательно, они обладали все же значительным потенциалом активности. Таким образом, можно говорить о значительной несбалансированности той роли, которую женщины до сих пор продолжают играть в системе материального производства в России, и того, как управляется это производство.
Наиболее высоким статусом в организациях обладают преимущественно мужчины, женщины же, если и достигают высокого положения, то обычно не в качестве линейных руководителей, но в качестве «специалистов узкого профиля». Рассматриваемая проблема является как бы частным случаем проблемы женской карьеры вообще, которая отнюдь не является специфичной только для России. Существует обширная литература на тему «Женщины в управлении», в которой отмечается, что во всем мире менеджерами в специфических сферах (на Западе это обычно работа с персоналом, по связям с общественностью (public relations), в России — экономика и финансы) обычно были женщины. Целый ряд гипотез объясняет причины трудностей, стоящих перед женщинами-менеджерами. Условно их можно разделить на три группы. Первая из них, упрощенно говоря, сводится к тому, что причины неуспеха женских карьер в области менеджмента связаны с тем, что выработанные обществом поведенческие образцы, в рамках которых происходит социализация женщин, предполагают акцент на эмоциональности, мягкости и, главное, зависимости, что противоречит базовому имиджу менеджера высокого уровня, подразумевающему жесткость, индивидуальную независимость, ярко выраженные бойцовские качества и т. п. Поэтому женщины сами чувствуют себя дискомфортно на соответствующих позициях и предпочитают не стремиться к ним. Выход из ситуации приверженцы этой гипотезы видят в создании и применении на практике новой концепции менеджмента, которая предполагает акцент на диалоге (вместо жесткого давления), терпимости, сотрудничестве и т. п. В любом случае, эта гипотеза базируется на том, что проблемы с карьерой у женщин объясняются особенностями самих женщин. Другая гипотеза, поддерживаемая прежде всего в феминистской литературе, утверждает, что причины кроются не в женщинах, а в организационных структурах, созданных мужчинами для реализации своих целей, в результате чего в них царит «гегемония патриархальной идеологии». И. Н. Тартаковская предполагает, что в России профессиональному продвижению женщин, в том числе и в промышленности, препятствуют обе названные группы причин, глубоко интегрированные в «российский тип организационной культуры». Особенности социализации и социокультурные стереотипы действительно играют большую роль в поведении женщин, работающих в российских промышленных организациях.
Исследование М. Ильиной посвящено изучению специфической профессиональной группы — кондукторов общественного транспорта[14]. Это попытка представить этнографию профессии в контексте динамики культурного процесса внутри организации — городского автотранспортного предприятия. Автор показывает, как падение уровня производства на промышленных предприятиях, ухудшение условий оплаты труда, в том числе длительные задержки заработной платы, привели к тому, что на рынке труда оказалось значительное число работников с высоким уровнем образования, готовых на снижение своего социального статуса. На основе материалов интервью, воспоминаний работников автотранспортных предприятий, исторических свидетельств реконструирована история профессии, рассматриваются причины ее почти полного исчезновения в 1970-х гг. и возрождения в 1990-х гг. М. Ильина, используя подход этнографии профессии, показывает, как осуществляется формирование групповой идентичности, основанное на маргинальном статусе этой профессиональной группы внутри организации. Институциальный конфликт между водителями и кондукторами рассматривается не только как борьба экономических интересов, но и как культурный конфликт в духе М. Дуглас, для которой формальные структуры тождественности, эквивалентности нагружаются смыслами иерархии и доминирования, которые, в свою очередь, соответствуют господствующему политическому порядку.
Наша работа по изучению цеховой администрации рассматривает культурные процессы на предприятии в неразрывной связи с экономическим кризисом и перераспределением власти в структуре управленческой иерархии[15]. Распространенные модели поведения, ценности и смыслы деятельности на металлургическом предприятии «Прокат» подвергаются изменениям под воздействием акционирования предприятия. Представления о работе изменили свой характер: страх потерять рабочее место, неустойчивость положения отчуждают рабочих от производственного процесса. Более того, углубление отчуждения коснулось и цеховых мастеров, которые в отличие от начальников цехов и высшего руководства предприятия оказались в стороне от распределительных потоков власть-статусы-акции.
Советская наука о труде тщательно обходила проблему маргинальных практик, и поэтому работ по изучению неформальных отношений немного[16]. С. Алашеев впервые рассматривает неформальные отношения как культурный феномен в аспекте изучения трудовых отношений «советского» типа[17]. Его детальное этнографическое исследование в ходе многочисленных интервью и открытого включенного наблюдения позволило выделить особую роль института неформальных отношений и их специфику для нерыночной экономики. Для советских менеджеров среднего уровня эти отношения стали вспомогательным механизмом управления. С его помощью компенсировались недостатки системы формализованных правил, а «внешние» нормы работы адаптировались к «внутреннему» укладу производственного процесса. Монетаризация общественной жизни сделала взаимодействия на цеховом уровне более рационализированными и положила начало трансформации неформальных отношений.
Уникальный опыт полного включенного наблюдения положен в основу этнографии частного коммерческого предприятия М. Киблицкой[18]. Её работа построена в нетрадиционном стиле: по характеру изложения — это особый вид научного описания — фрагменты из дневника секретаря небольшого коммерческого предприятия, специальным образом сгруппированные и снабженные аналитическими комментариями. Такой прием позволил автору «отредактировать себя из текста», использовать свои личные переживания и культурный опыт для интерпретации специфической социальной среды. Исследователь помещает себя в контекст жизни одной частной компании, сочетая точку зрения аналитика, внешнего по отношению к происходящим событиям, но также их включенного, эмоционального участника.
6.4. Методологические основания исследований организационной культуры
Понятие культуры используется для описания различных проблем, идей и стилей организации. Одна из причин использования антропологических идей о культуре в организационных исследованиях была методологическая. Организационные исследования на Западе с самого начала были тесно связаны с практической деятельностью менеджеров по совершенствованию системы управления. Как отмечают М. Калас и Л. Смирчич, исследователи организаций играли центральную роль в «создании» организаций[19]. В то же время изменения, производимые в организациях «сверху», порождали необходимость поиска новых методов анализа. Представление о рациональной организации на основе набора объективных фактов в традиционных организационных исследованиях антропологический анализ культуры заменяет интерпретативным подходом, рассматривающим организацию как сферу конструирования значений, смыслов.
Впрочем, несмотря на осознание важности такого поворота, полного сдвига в анализе организаций достигнуто не было. Например, Э. Шейн в своих исследованиях склонен одновременно к интерпретативному и позитивистскому истолкованию организационных культур. Здесь обнаруживаются определенные несогласия и противоречия, свойственные антропологическому объяснению[20]. С точки зрения Шейна, культура не может быть изучена посредством простого описания ее поверхностных свойств; нельзя оставлять без внимания холистский и систематический аспекты культуры.
Несмотря на это, Шейн стремится сохранить позитивистскую «строгость», конструируя понятие культуры как объекта, независимого от социального контекста: «Мы не сможем построить полезный концепт, если мы не сможем найти согласие в том, как определить, „измерить“, исследовать и использовать его в реальном мире организации»[21]. Этот исследователь возвращается к интерпретативному подходу, когда делает предположение о том, что культура представляет собой более «глубокие» феномены, чем содержащие ее организационные символы — обряды, ритуалы, истории. Понятие глубокого уровня, которое вводит Э. Шейн, характеризует культуру как тотальность, охватывающую все аспекты повседневной жизни, повторяемую во времени и широко распространенную.
Такое определение культуры созвучно антропологическим идеям. Свойство распространенности культуры подразумевает также согласованность между членами сообщества относительно следования тем или иным нормам. Используя такой показатель, как распространенность, исследователь имеет возможность выделить рассматриваемый феномен эмпирически. Культура оказывается принадлежностью социальной группы (которая рассматривается как нечто, имеющее границы и обладающее известной степенью единства). Культура «действует постоянно» в смысле ее неизменности и повторяемости, она «распространена» в смысле достигаемого с ее помощью консенсуса и отсутствия двусмысленности, неопределенности. В качестве метода исследования Шейн предлагает использование включенного наблюдения и групповых интервью с работниками, организованных подобно групповым занятиям по осознанию общих проблем (consciousness raising). Эти групповые интервью строятся вокруг тем, определяющих, по мнению автора, структуру организационной культуры.
Б. Тернер предположил, что вопросам организационных консультантов о ценностях и нормах культуры должно предшествовать глубокое проникновение исследователей в ее внутреннюю природу. Исходным пунктом может стать изучение тех способов, какими конструируется система смыслов, общих для членов группы, поддерживающих основы «индустриальной субкультуры». Одним из свидетельств этому может стать процесс социализации новичков, когда новые члены коллектива усваивают культурные нормы и правила поведения, способы деятельности. Новый сотрудник оказывается под воздействием идеологии как представлений о социальном мире и о том, что в нем происходит, как проекта правильного социального порядка, содержащего этические установки. Идеология в значительной мере может определять действия индивидов и поэтому играет важную роль в развитии организации. Идеология воздействует на культурный капитал индивида в организации, поскольку в скрытом виде содержится в механизмах воспроизводства культуры. Как новый человек в организации получает и закрепляет знание об организационной культуре? Для этого существуют сложившиеся социальные механизмы, такие, как мифы, ритуалы, язык, символы и контроль.
Социальная функция мифов и ритуалов состоит в поддержании идеологических представлений. Миф придает наглядную форму идеологии, а ритуал — конкретизирует идеологические представления, придает социальным отношениям смысл конвенциональных (договорных), стилизованных и предписанных норм. Язык в социальном отношении есть нечто большее, чем просто способ коммуникации. Понятия, смыслы, язык жестов осваиваются в первую очередь, когда перед человеком стоит задача стать принятым в данной культуре. Язык весьма вариативен от субкультуры к субкультуре и обладает способностью упорядочивать и стабилизировать жизненный опыт человека, интегрировать его в некую значимую социальную целостность, объединять с сообществом. Более широким понятием по отношению к языку выступает понятие символа, в качестве которого могут выступать объекты, действия, отношения или лингвистические формы.
В человеческом поведении между реакцией и стимулом всегда стоит интерпретация, то есть осмысление того, что означает, или символизирует, этот стимул, на какие возможные последствия он указывает. В том постоянном процессе интерпретаций, объяснений, определений и переопределений, каким является познавательная (и всегда коммуникационная) деятельность человека, вырабатываются общие видения и оценки предметов и явлений, формируются, конституируются общие предметы и явления, социальный мир в целом. Многообразные символы, которые окружают нас в нашей повседневной жизни, на работе или на празднике, могут быть наполнены каким угодно содержанием, общепринятым для участников взаимодействия — группы или всего общества. В некоторых случаях понятие символа употребляется синонимично понятию знака, например, цифровые символы, символы компьютерной графики, здесь существует прямое соответствие между означаемым и означающим. Например, изображение телефона вместе с несколькими цифрами означают не что иное, как номер телефона. В другом случае символ тоже понимается как знак, но речь идет о непрямом обозначении чего-либо: связь между смыслом и знаком не естественная, а договорная, конвенциальная. Например, двое влюбленных могут договориться, что насвистывание под окном арии Герцога из оперы «Риголетто» означает приглашение на свидание. Другой пример: по традиционным представлениям (которые также имеют конвенциальную природу) пузыри на лужах во время дождя означают, что ненастье затягивается надолго. Однако между смыслом и его обозначением когда-то не было большой дистанции в виде специально организованных договоренностей. Связь означаемого и означающего была очень сильной эмоциональной и духовной связью. Скажем, кожаный мешочек на шее туземца для него и всех членов племени на самом деле был его душой, а не «означал» ее, как это объясняется сегодня. Это связано с особенностями архаичного мышления.
Здесь и далее понятие «символ» используется в значении опосредованной репрезентации какого-либо неявного смысла, явления, синдрома. Договорной характер символа в современном обществе очевиден по сравнению с традиционным. Например, трехцветный флаг Франции символизирует ценности демократии (свободу, равенство, братство). Фиалки, приснившиеся пациентке психоаналитика, указывают тому на подсознательные идеи о насилии.
Термины «символ» и «символика» часто встречаются в литературе по организациям, символическое (или экспрессивное) поведение анализируется фольклористами и этнографами. Символ обычно связан с чем-то конкретным, объектом или поведением, с которыми обращаются как с дискретными целостностями. Символика, или символизм относится к системе символов и к практике наделения смыслами объектов, явлений.
Рассмотрим более подробно вслед за М. Оуэном[22] понятие организационной символики, или организационного символизма. Символы — наиболее очевидные и наблюдаемые аспекты организационной жизни, одновременно, символическое поведение является наиболее тонким, неуловимым и уклончивым. Бизнес-организации, университеты и другие учреждения утверждают свою идентичность в девизах, логотипах на бланках, в форме одежды. В организациях создаются лозунги, которые вдохновляют сотрудников, выдумываются ритуалы посвящения, которые маркируют продвижение по службе или уход на пенсию, устраиваются церемонии, чтобы публично вознаграждать служащих и превращать в героев тех, кто воплощает своим поведением ценности организации. Вряд ли кому-то из работников организации или исследователям не удастся заметить различия в размере офисов, качестве мебели, использовании титулов и званий, специальные знаки отличия, которые применяются, чтобы подчеркнуть или снизить значимость иерархии. Все эти объекты и действия являются символическими.
Менее очевидным для исследователя будет то, что члены организации думают о своем повседневном опыте. Само рассказывание историй — это символическое поведение, поскольку рассказы представляют не только события сами по себе, но и репрезентации (представления) этих событий, создаваемые рассказчиками и аудиторией в процессе коммуникации (передачи информации и обратной связи). Хотя намерения рассказчика и интерпретации слушателей не всегда могут быть полностью понятыми исследователем, ясно, что рассказывание весьма значимо для участников, помимо прочего, рассказывание оформляет саму организацию и то, как ее понимают люди. Кроме того, что члены организации рассказывают истории, они участвуют во многих других традиционных экспрессивных видах деятельности. Они используют жаргон, принятый в данной организации, метафоры, шутят, празднуют чей-нибудь день рождения или недавние достижения. Они персонализируют свое рабочее пространство, расставляя и развешивая открытки, фотографии, репродукции, грамоты, вымпелы, объявления и надписи. Они развивают привычные способы выполнения задач, которые становятся «правильным» поведением: «вот как мы здесь делаем дела». Подобно логотипам и лозунгам компании, это поведение является тоже символичным.
Люди, возможно, в большей степени, чем другие животные, предрасположены, зависят и реагируют на символы и символическое. Вместо того чтобы определять человека как рациональное существо, его, по замечанию Кассирера, следует определять как homo symbolicum. Символ — это знак, который обозначает нечто гораздо большее, чем он сам. Символы создаются и воссоздаются, когда люди приписывают элементам своего мира, в котором они живут, паттерн смысла и значения, который выходит за пределы своего изначального содержания. Любой объект, действие, событие, высказывание, выражение, понятие или образ представляет собой сырой материал для создания символа, в любом месте и в любое время.
Рассмотрим пример. Когда Гордон Чейз стал главой департамента здравоохранения Нью-Йорка, он пригласил на встречу управляющих и директоров и спросил их, чем они сейчас заняты. Ему назвали число собраний, которые приходится посещать, количество нанятого персонала, объем распоряжений, которые пришлось написать, и прочие выполненные бюрократические действия. «Но кого вы сделали здоровым сегодня (или на прошлой неделе, в прошлом году)? — спросил Чейз. — Сделали ли вы кого-нибудь в Нью-Йорке более здоровым и если да, то откуда вы это знаете?» Чейз хотел подчеркнуть результат услуг, а не механику работы государственных служб. «Я хотел верной перспективы, я хотел, чтобы мои менеджеры осознавали тот факт, что мы должны делать людей здоровыми и не забывать об этом в каждодневной рутине, с которой всем приходится иметь дело». Миссия агентства, по словам Чейза, была «заставить правительство работать, предоставлять людям услуги и делать это хорошо»[23].
Чтобы реализовать свое видение организационных ценностей, Чейз применял язык как форму символизации, то есть слова, используемые для обозначения вещей, а не сами вещи. Кроме того, вопросы Чейза подразумевали не то, что значили на первый взгляд; на самом деле он не требовал отчета, а высказывал неудовлетворенность существующими нормами и стремился установить новые правила. Он делал это не только одними словами, но выстраивая последовательность своих вопросов, повторяя обращение к каждому из главных управляющих, а также используя тот факт, что все, что бы он ни сказал или сделал в качестве нового начальника агентства, было бы рассмотрено как сигнал изменения ценностей и ожиданий. Высказывания, выражения, события и условия в этот раз послужили Чейзу движителем символической коммуникации и интеракции. Символическое имеет такую силу, что прорывается сквозь «шум» всего видимого, высказанного, чтобы указать на самое главное, имеющее смысл.
Символика не только влияет на то, как люди воспринимают события, но и воздействует на поведение. Корпоративная архитектура символически оформляет поведение членов организации: церкви вызывают религиозное поведение даже у тех, кто не является религиозным. Подобно этому считается, что чистые помещения определяют чистоплотное поведение тех, кто ими пользуется. Использование легко сдвигающихся стульев вместо конференц-столов в залах для собраний способствует менее формальному взаимодействию. Чтобы проиллюстрировать взаимосвязь между архитектурой и философией менеджмента, давайте представим высокое здание немецкой страховой компании, наполненное лестницами, и сравним его со шведской компанией, где одноэтажный дизайн, отсутствие башен и возвышений выражают эгалитарную философию и в своей символической возможности отрицают поведение, поощряющее иерархию.
Символическое воздействует на мнения и убеждения. В одном эксперименте служащим компании сообщили о намерениях руководства временно сократить оплату на 10% в течение экономического спада, с тем чтобы предотвратить массовые увольнения. Некоторым сотрудникам рассказали историю относительно такой политики, тогда как другим просто представили цифровые данные, поддерживающие или опровергающие важность этих мер. Те, кому была рассказана история, продемонстрировали большую лояльность упомянутым мерам, преданность организации.
Символическое поведение принимает множество форм. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся категории. Фольклористы называют их жанрами, а исследователи организационных культур — артефактами, имея в виду то, что все эти проявления символического созданы, выработаны людьми.
Данный перечень показывает, что любой объект (или действие) может в любое время наделяться людьми большим смыслом, чем он содержит изначально, и широкие категории символов и символического поведения полностью пронизывают нашу жизнь. Исследования фольклористов, антропологов и социологов за последние два столетия показывают, что люди во всем мире и в течение всей известной нам истории рассказывают, играют, изготавливают декоративные предметы, празднуют, совершают ритуалы, переводят и применяют образный язык. Изучение организационного символизма принимают и подтверждают этот вывод.
Кроме того, что организационная структура и процессы, происходящие в организации, обладают символикой, символика сама по себе является инструментом. Исследования описывают такие «функции» символического поведения, как обучение новых членов группы, фрэйминг (обрамление, оформление) опыта и придание ему смысла, утверждение норм поведения, придание смысла сообществу, изменение сообщества или поддержание сплоченности, смягчение организационных противоречий, выражение эмоций и предоставление возможности сублимации, ухода в фантазию. Это значит, что любой предмет внимания организационного антрополога или социолога имеет те или иные символические аспекты, которые всегда следует учитывать, идет ли речь об организационных структурах и изменениях, о лидерстве, мотивации, коммуникации или о политике, практиках контроля и власти. Инструментальные и символические аспекты взаимосвязаны; объекты и их производство, поведение и действия основаны на смысле и влекут конструирование смыслов.
Два главных подхода в исследованиях организационной символики, символизма — это социокультурный функционализм и символический интерпретивизм. А. Рэдклифф-Браун отметил в одной из своих работ, что понятие функции в социальной науке основано на аналогии между социальной и органической формами жизни[25]. В человеческом обществе индивиды объединяются социальными отношениями в интегрированное целое подобно живому организму. Функция любой осуществляющейся сегодня социальной деятельности — это поддержание структурной целостности и стабильности точно так же, как части (и жизненные процессы) организма функционируют вместе для поддержания жизни этого организма. Позднее, в 1953 г., культурантрополог Уильям Бэском, обобщив ряд исследований фольклора, пришел к выводу, что традиционные символические формы гарантируют существование и воспроизводство культуры, обучая членов группы, знакомя их с ценностями и поведенческими нормами, а также обеспечивают согласие, применяя социальное давление и учреждая социальный контроль. Все это объединяется в единственную функцию — сохранение стабильности культуры[26].
В русле социокультурного функционализма Г. Баррелл и Г. Морган выдвинули теорию интеграции: общество и культура относительно гомогенны и стабильны, они состоят из взаимосвязанных, объединенных элементов, каждый из которых функционирует ради вечности структуры[27]. Следовательно, функционализм близок к детерминизму: человеческое поведение оформлено внешними условиями. Онтологически функционализм является объективистским, поскольку предполагает, что изучаемая нами реальность является внешней по отношению к индивиду. Эпистемологически это позитивистское направление, полагающее знание жестким, реальным и выводимым в качестве причинных взаимосвязей и общих закономерностей. Методологически — это номотетическая перспектива, проверяющая гипотезы априори, используя количественные методы для получения утверждений в виде постулатов о законах. Язык исследовательских отчетов обычно «тонкий», ненасыщенный: скорее выводы, парафразы, реконструкции и заметки в скобках, нежели детальные описания символического поведения или обширное цитирование информантов. Авторы этого направления обычно оперируют понятиями системы, функции и выживания, часто применяют философию социального инжиниринга, предлагая способы определения артефактов, их социокультурных функций и использования символов.
В свою очередь, многие из тех, кто работает в русле символического интерпретивизма, пишут об аффективных и эстетических аспектах жизненного опыта, об организационном мире как о чувственной и эмоциональной сфере, с ее собственными церемониями, ритуалами и драмами. Эти исследователи в меньшей степени интересуются инструментальностью, чем смыслами и интерпретациями. Подход здесь субъективистский, рассматривающий реальность как продукт индивидуальных сознания, творчества и конструирования. Методологически символический интерпретивизм стремится получить знание «из первых рук», понять «живые» концепты, значения и намерения путем включенности исследователя в повседневную жизнь организации. Исследование итерационно, при этом социальное действие понимается в развитии раскрывающихся здесь тематизаций. Документация и представление информации включают «насыщенное» описание социальной интеракции и индивидуальных проявлений поведения, основываясь на убеждении, что каждая человеческая ситуация является новой, наполненной множественными, часто конфликтующими смыслами и интерпретациями.
Символические аспекты организаций, по словам Барри Тeрнера, следует изучать для того, чтобы понять эстетические и стилистические группировки, которые образуются внутри них, чтобы увеличить наши знания о том, как создаются границы вокруг организационных идентичностей и чтобы произвести стратегические изменения. Другими словами, исследование символизма — это один из способов достичь более полного понимания организационного поведения, оно дает возможности применить гипотезы к разрешению практических проблем, возникающих в организациях.
Некоторые исследователи, например, предлагают изучать символику, чтобы взглянуть изнутри на организационные[28] процессы в условиях неопределенности, посмотреть, каким образом идеологические противоречия разрешаются или затеняются «мифами», оценить парадокс и двусмысленность, выраженные в одежде, историях, дизайне офисов. Другие ориентируют исследования на поиск способов трансформации организаций, вмешательства в организационные процессы, влияния на организационные результаты посредством целенаправленного использования метафор, историй, ритуалов и церемоний.
Социокультурный функционализм в большей степени ориентирован на прикладные рекомендации, так как анализирует функции артефактов и действий для поддержания структурной стабильности. Прикладные аспекты в интерпретативной перспективе (там, где они вообще рассматриваются) относятся к широкой области рефлексии, поскольку исследование фокусируется на множественных смыслах, на конфликтующих интерпретациях поведения, тех или иных событий в их непосредственных контекстах. Исследователь осмысливает многосторонний образ систем значений, которыми люди пользуются в данной организации[29]. В процессе рефлексии с помощью исследователя может быть достигнуто более глубокое понимание динамики поведения, а возрастающее осознание организационных процессов и поведения может способствовать изменению и развитию.
Исследователь, постигая организационную культуру, фиксирует то, как происходит процесс приобретения языка субкультуры, как строится система социальных определений ситуаций и действий. Эта система обладает организационной спецификой и может в определенной степени отличаться от норм общества за стенами организации. Социальный антрополог анализирует способы, которыми могут выражаться и соотноситься с определениями, данными в языке, социальные и технические нормы организационной культуры. Несколько иной ракурс анализа — изучение множественности уровней символической интерпретации в индустриальной среде, то есть субкультур и их особенностей внутри организации. В силу того, что всякая достаточно большая организация разделена по сферам деятельности и уровням административной иерархии, то и каждая социальная ситуация интерпретируется по-своему.
В зависимости от распространенности (степени признания) тех или иных определений ситуации, различают следующие культурные репертуары, или системы определений, которыми пользуются люди в организации: 1) универсальный, базовый, принимаемый всеми членами группы набор смыслов. Именно к этой системе постоянно обращается менеджмент, выполняя управленческие функции; 2) субкультурный — уникальный набор смыслов, характерных для данной группы. На этом уровне универсальный набор смыслов преобразуется применительно к конкретным условиям деятельности; 3) индивидуальный — созданный членом организации в качестве собственного «культурного кода» с использованием смыслов, заложенных на универсальном и субкультурном уровне. Индивид адаптирует их, соотносясь со своим повседневным опытом. Исследователь должен направить свое внимание на объяснения, рассуждения, истории, нормативные взгляды, мифы и организационные символы тех конкретных субкультур, культурных общностей, в которых протекает повседневная деятельность индивидов.
Носители культуры осознают тот мир, в котором они существуют, как данность. Культурные артефакты (манера одеваться, общаться, способ выполнения трудовых операций) чаще всего очевидны, принимаются как должное и специально не рефлексируются, не осознаются индивидами. Социальный антрополог, этот профессиональный чужак», по выражению Майкла Эгара, должен обладать способностью заглянуть за эту очевидность. Он должен осознавать, что любая деятельность, технологический процесс, событие, факт следует рассматривать как результат и процесс социального конструирования. Индивиды в своей повседневной жизни создают специфическую социальную реальность, в процессе ее осмысления присваивая ей некоторые значения. Таким образом, помимо физической реальности создается реальность социальная. Социальная реальность выступает интерсубъективным, создаваемым во взаимодействии и диалоге контекстом трудовой деятельности в организациях.
Проблемы управления предприятиями и организациями, особенности административного контроля в переходный период стали одной из важных тем отечественных социологических исследований, опирающихся на социально-антропологические методы. Актуальность таких исследований обусловлена тем, что она позволяет проникнуть в самую сердцевину трудовых коллективов — тех специфических коллективных образований, которые на протяжении определенного и весьма длительного периода определяли жизнь и деятельность миллионов людей в нашей стране в большей степени, чем во многих других странах. Концепт «трудовой коллектив» за советский период успел превратиться в нормирующую идеологему, став особым символом советских производственных отношений. Это понятие содержало в себе уникальное, сложное и во многом еще не до конца раскрытое содержание, характеризующее определенный тип организационной культуры. Роль предприятия в жизни советского человека была огромной. Кроме источника социальных благ и заработной платы, трудовая деятельность в организации являлась мощным инструментом социального контроля и источником самоидентификации, маркером политической лояльности. Современные исследования, проводимые в стратегии кейс стади, предоставили социологам возможность выйти на достаточно глубокие пласты повседневной жизни организаций, те стороны их бытия, которые трудно или невозможно охватить анкетным опросом.
Несмотря на то, что начиная с 90-х гг. роль предприятий в социальной жизни претерпела серьезную трансформацию, они все еще остаются важнейшим фактором социальной идентификации. Принадлежность человека к той или иной организации безусловно выступает свойством и других культурных общностей, однако в России, как мы полагаем, это основывается на глубокой исторической традиции, приметы которой можно увидеть и на новых предприятиях. Речь идет о специфических дисциплинарных практиках, в том числе, о неформальных отношениях на предприятии, авторитарных механизмах контроля, преобладании персонифицированных практик управления над безличными формальными и более рациональными - в западно-европейском понимании - моделями отношений.
В ряде случаев, например, на совместных предприятиях или в ситуациях инновационных влияний, столкновение традиционной российской управленческой модели, российской организационной культуры с западно-европейским или североамериканским пониманием смысла организационного устройства приводит к противоречиям внутри организаций. Как показывают наши исследования, такие конфликты не часто носят открытый характер. Скорее всего, происходит конфликт на уровне понимания смыслов деятельности, при этом менеджеры могут инсценировать принятие инноваций, но на деле продолжать действовать в рамках, заданных предшествующим опытом и привычными ценностями. Действительно, одна лишь смена интерьера, установка новой мебели, коврового покрытия и компьютеров не способны в один момент изменить сознание менеджеров, работников в направлении рыночной логики. Нам, например, приходилось сталкиваться с конфликтом ценностей и рациональностей в учреждениях социальной сферы. Многие из них, переоборудованные из прежних собесов и детских садов, сохранили персонал и организационную культуру, характерные для советского периода.
Итак, этнографические методы изучения организационной культуры опираются на возможность постижения некоей социальной реальности, заложенной в рутинных взаимодействиях социальной группы, «подойти как можно ближе». Простейший способ распознать отличия между доминантной культурой и субкультурами организации — наблюдать повседневное функционирование группы со стороны.
Характеристики наблюдаемой культуры постепенно проявляются для исследователя в образцах взаимодействий между людьми, в особенностях языка, образах и темах, звучащих в беседах, многочисленных ритуалах будней и праздников, повседневной рутине. И как только выявляется общее для этих аспектов культуры, оказывается возможным реконструировать историческое объяснение тому, почему все происходит именно так, а не иначе. Антрополог здесь стремится снять отчуждение между собой — носителем определенной культуры — и теми, чью культуру он исследует, на первых порах учится смотреть на чужое как на свое, а впоследствии обретает способность делать знакомое неизвестным.
[1] Turner B. A. Exploring the Industrial Subculture. London: Macmillan, 1971. P. 1—8.
[2] Strauss A., Schazman L., Ehrlich D., Bucher R. and Sabshin M. The hospital and its negotiated order // Friedson, E. (ed.) The hospital in modern society. New York: Makmillan, 1963. P. 73—130.
[3] См., в частности: Этнография: Учеб. для студ. истор. спец. вузов / Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова М.: Высш. шк., 1982.
[4] Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994; Иванов В. В. Культурная антропология и история культуры // Одиссей: Человек в истории. М: МГУ, 1989; Бороноев А. О., Емельянов Ю. Н., Скворцов Н. Г. Особенности развития и взаимоотношений социологии и антропологии // Проблемы теоретической социологии. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994; Очерки социальной антропологии // Ред. кол. В. Т. Пуляев, Н. Г. Скворцов, В. В. Шаронов и др. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995; Емельянов Ю. Н. Основы культуральной антропологии: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.
[5] Россияне — столичные жители / Отв. ред. Ю. В. Арутюнян. М.: ИЭА РАН, 1994; Русские — этносоциологические очерки / Отв. ред. Ю. В. Арутюнян. М.: Наука, 1992; Сидоренко-Стивенсон С. А. Московские бездомные // Человек. 1996. № 2. С. 116—125.
[6]Батыгин Г. С. Институциализация российской социологии: преемственность научной традиции и современные изменения // Социология в России / Под. ред. В. А. Ядова. М.: «На Воробьевых» совместно с Институтом социологии РАН, 1996.
[7] Ольшанский В. Б. Были мы ранними // Социологический журнал. 1995. №1. С. 195—205.
[8] Алексеев А. Н. Драматическая социология (эксперимент социолога-рабочего). Кн. 1—2. М.: Ин-т социологии РАН, 1997.
[9] Cобственность и трудовые отношения: варианты трансформации. Сборник кейсов. Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП, 1995; Предприятие и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период. М.: РОССПЭН, 1997; Крупные промышленные предприятия: перестройка управления и трудовых отношений (монографические исследования 1992—1995 гг.). / Под. ред. В. Кабалиной. М.: ИМЭМО РАН, 1996.
[10] Наумов А., Джонс Э., Паффер Ш. Этическое отношение к работе: новые парадигмы (сравнительный анализ отношения к работе в России и США) // Менеджмент. 1995. № 4. С. 41—59.
[11] Пригожин А. Проблема синергии организационных культур в русско-американских совместных предприятиях // Менеджмент, 1995. № 1. С. 60—77.
[12] Ватанабэ Х. Изучение управленческих отношений в японских компаниях в России // Менеджмент. 1996. № 2. С. 46—58.
[13] Тартаковская И. Н. Карьера женщины в индустрии // Человеческие ресурсы. 1998. № 2.
[14] Ильина М. Новое лицо старой профессии: сообщение на семинаре по изучению российского рынка труда. М., 1996. С. 1—7.
[15] Romanov P. The middle level of management in industrial enterprises of Russia // Clarke S. (ed.) Management and industry in Russia. Cheltenham: Edward Edgar, 1995. P. 170—198.
[16] См.: Белановский С. Производственные интервью. Вып. 1—4. М.: Ин-т народнохоз. прогн. РАН, 1991—1993; Павленко С. Ю. Неформальные управленческие взаимодействия// Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. М.: Прогресс, 1989. С. 190—202.
[17] Алашеев С. Неформальные отношения в процессе производства: взгляд изнутри // Социологические исследования. 1995. № 2. С. 12—19.
[18] Киблицкая М. Русский частный бизнес: взгляд изнутри // Рубеж. 1997. №10—11. С. 210—222.
[19] Calas M. B. and Smircich L. Using the “F” worf: feminist theories and the social consequences of organisational research // Mills A. J. and Tancred P. (eds) Gendering Organisational Analysis. London: Sage, 1992. P. 223.
[20] Shein E. H. Organizational Culture and Leadership: A Dinamic View. San Francisco: Jossey-Bass, 1985.
[21] Shein E. H. Op. cit. P. 243.
[22] Owen M. J. Studying Organizational Symbolism. Qualitative Research Methods Series. London: Sage, 1996.
[23] Owen M. J. Op. cit. P. 57.
[24] Owen M. J. Op. cit. P. 5—6.
[25] Radcliffe-Brown, A. R. Structure and Function in Primitive Society. New York: Free Press, 1952.