Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оба определения упоминаются Джоном Локком в «опыт о человеческом разумении». Введен же термин Бойлером

Й уровень

1. Мировоззрение-совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений,

определяющую отношение к окружающей действительности (художественное,

научное, религиозное, философское, обыденное, мифологическое)

2. - Мифология - (от греческого mythos - предание, сказание и...логия),

1) совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.).

Наиболее известны мифологические образы Древней Греции, Древней Индии и др.

2) Наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение)

- Мудрость –знание первопричин мира

3. - Философия-любовь к мудрости,совокупность субъектно-объектных отношений.; единое учение о том, как мудро жить и что в жизни важнее всего, учение о высшем благе, о назначении человека и абсолютных ценностях.

- Наука- особый вид познавательной деятельности, направленной на получение,

уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных

знаний о природе, обществе и мышлении

- Религия - идеология; особая форма осознания мира, характеризуется верой в сверхъестественное (оно является предметом поклонения)

включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых

действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)..

4. - Онтология-учение о бытии.

- Гносеология- наука, изучающая сам процесс познания, наука о знании

- Эпистемология –учение по познании

- Логика –наука о правильном мышлении

5. - Антропология - наука о человеке

- Этика- учение о нравственности и морали, принцип внутреннего самоконтроля,

индивидуальные ценности.

- Эстетика- учение о прекрасном, о восприятии красоты.

- Аксиология-учение о ценностях (система социальных ценностей)

6. – Гипотеза –некоторое научное положение, которое требует доказательства.

- Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию.

- Научный факт– событие или явления, которое используется для изучения темы или доказательства, подтверждения каких-либо выводов. Противопоставляется гипотезе и теории.

 

Ый уровень

1. – Субстанция –в переводе с латыни – сущность, то, что лежит в основе; философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна. В античной философии трактовалась как первооснова всех вещей. 2 вида субстанции: дух и материя.

- Атрибут субстанции –неизменный универсальный принцип, лежащий в основе субстанции. Одна из точек зрения: всеобщая субстанция иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически независимым друг от друга атрибутам (первопричинам).

- Модус субстанции -свойство предмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится. Субстанцию можно помыслить и без модуса, но не наоборот. Спиноза полагал, что модусы — различные состояния, которые принимает единая субстанция

2. – Атрибут –неотъемлемое свойство, без которого предмета не существует.

- Акциденция –случайное, приходящее,вторичное свойство предмета (цвет стула).

3. – Монизм -философское учение, к-рое принимает за основу всего существующего одно начало. Его противоположность – дуализм. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля.

- Дуализм –философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения материализма и идеализма.

- Плюрализм -концепция, противоположная монизму, по к-рой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу. Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом

, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.

4. - Материализм –философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Материализм существует еще в античности (первоначала), но в современности он зарождается у Томаса Гоббса.

- Идеализм -термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона.

· объективный – первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание — «абсолютный дух», «мировой разум» и т. д. Объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (Иудаизм, Христианство, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

· субъективный – форма идеализма, отрицающая объективное, независимое от субъекта существование материального мира, признающая единственной реальностью индивидуальное сознание, ощущение, восприятие и т.д. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании

Метафизика – (то, что над физикой) учение о сущности. Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Работа Аристотеля (в ней описывается проблема начал).

- Диалектика – (διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления.

6. - Теизм - вера в Бога или богов; мировоззрение, основывающееся на том, что мир под контролем Бога; Бог не только является творцом мира, но и принимает непосредственное или опосредованное участие в его управлении.

- Деизм – мировоззрение, согласно которому Бог создал мир, который впоследствии стал существовать без его помощи. Они отрицают большинство сверхъестественных и мистических явлений.

- Пантеизм -учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеисты не верят в личностного, бога или бога-творца. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «бог, божество». Всё- есть Бог. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.

- Атеизм -мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д.

7. - Космология –учение о космосе.

- Космогония –учение о происхождении и сотворении Вселенной.

8. - Теогония –совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов. Поэма Гесиода

- Теодицея –оправдание Бога, несмотря на то, что в мире есть зло. Термин введен Лейбницем.

9. - Декалог – (закон Божий) –предписания или десять основных законов, которые были даны Богом Моисею на горе Синай. (согласно Пятикнижью, находится в Библии). Легли в основу иудаизма, позже были восприняты христианством.

- Правило талиона –принцип наказания за преступление ( око за око, зуб за зуб), грубое выражением справедливости. За добро платишь добром, за зло - злом.

10. - Гедонизм –этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Его разновидность – эвдемонизм. Основоположник – Аристипп.

- Эвдемонизм –этическое направление, признающее критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья. (Аристотель, Фома Аквинский). Субъективное наслаждение у Эпикура – отсутствие страдания.

- Утилитаризм –направление в этике, согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Зачатки утилитаризма у Эпикура, в более полной форме разработано Бентамом.

11. Деонтология –раздел этики, учение о проблемах морали и нравственности. Термин введен Бентамом.

12. - Императив –общее нравственное предписание, требование, приказ, закон.

- Максима –правило поведения или основной принцип, которым руководствуется человек в своих поступках. Всеобщий принцип поведения.

- Заповедь –религиозно-нравственное предписание. Обычно дана в религиозных книгах от лица Бога; заповеди и являются основой религии.

- Оценочное суждение –умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли.

13. – Апатия –философское понятие, обозначающее отрешение от всех страстей, освобождение от чувства страха и проблем окружающей действительности. Получило развитие у стоиков и скептиков.

- Аскетизм –образ жизни, при котором человек максимально воздерживается от земных благ в целях достижения морального и религиозного идеала, удовлетворяются только главные потребности.

- Агрессия –поведение, характеризующееся нанесением ущерба окружающим и противоречащее общечеловеческим нормам.

- Атараксия –душевное спокойствие и безмятежность, по мнению древнегреческих философов, достигаемся мудрецом.

14. - Моральный индифферентизм –различие и равнодушие к религии и ее существенным идеям.

- Нигилизм –абсолютное отрицание всех идеалов; нет никаких авторитетов. «Отцы и дети» Тургенев.

15. - Свобода воли – возможность человека делать выбор вне зависимости от определенных обстоятельств.

- Автономия воли -институт, согласно которому стороны в сделке, имеющей юридическую связь с правопорядками различных государств, могут избрать по своему усмотрению то право, которое будет регулировать их взаимоотношения и применяться ими самими либо судебным учреждением или другими компетентными органами к данной сделке. автономия воли связывается с основополагающими принципами регулировании гражданско-правовых отношений и является частным случаем выражения таких общих начал гражданского права, как свобода договора и свободное усмотрение сторон.

16. - Рационализм –направление, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям). Первая форма – античная натурфилософия.

- Сенсуализм –учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания. Если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, то последовательный С. при известных условиях приводит к материализму (Гольбах, Гельвеций, Фейербах). Но если в ощущениях усматривается только субъективное, за к-рым якобы ничего не существует или существует непознаваемая “вещь в себе” , то С. приводит к субъективному идеализму (Беркли, Юм, Кант, Мах, Авенариус, Богданов.

- Эмпиризм –направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

17. - Агностицизм –философская концепция, согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и вообще о любых предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку непознаваемо то, знание о чем в принципе не может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки. Был предложен Т.Гексли. Кант, Юм.

- Скептицизм –философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Последовательный С. смыкается с агностицизмом и нигилизмом. Пиррон. Невозможность «схватить» единую сущность вещей.

18. - Антропоцентризм –идеалистическоеучение, согласно которому человек – центр Вселенной. Сформулировал Сократ. Придерживались представители патристики и схоластики.

- Антропоморфизм –наделение человеческими качествами животных, предметов, мифологических созданий.

19. Калокагатия –способность избирать наилучшее и быть прекрасным во всех отношениях; гармоническое сочетание внешних и внутренних достоинств, совершенство целовеческой личности как идеал воспитания человека. Платон и Аристотель.

20. - Апологетика –раздел христианского богословия, посвященный обоснованию вероучения с помощью рациональных средств (выдвигаются и исследуются доказательства истинности бытия Бога, а также основные положения христианской веры)

- Патристика –(Августин Аврелий)-произведения отцов церкви II-VIIIвв., в которых изложены основы христианского богословия и философии. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики.

- Схоластика –систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоласты пытались обосновать характеристики истины и систематизировать учение. (Фома Аквинский)

21. - Экзегеза –учение о толковании текстов; раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты.

- Герменевтика –искусство толкования и интерпретации текстов; направление в философии 20 века, свяазанное с истолкованием литературных текстов.

22. - Естественное состояние –понятие, характеризующее изначальное природное состояние человеческой жизни на Земле до того, как она приняла какие-либо организованные формы. "Война всех против всех" - (Гоббс), вела либо к полному взаимоуничтожению, либо к заключению некоего общественного договора - предтечи будущего государственного устройства. У Гегеля естественное состояние ассоциировалось с фактором насилия и с природной жестокостью, поскольку, мораль и право могут быть гарантированы лишь в рамках организованного общества и государства.

- Общественный договор – социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют (Локк, Гоббс, Руссо).

23. - Первичные качества –объективные свойства материальных тел ( фигура, положение, протяженность и т.д.)

- Вторичные качества –субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами внешних объектов самих по себе (вкус, запах, звук и т.д.)

Оба определения упоминаются Джоном Локком в «опыт о человеческом разумении». Введен же термин Бойлером.

- Врожденные идеи –представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру. Истоки этого термина – Платон «знания как припоминания». С появлением христианства была развита теория о том, что Бог закладывает вечные идеи в душу человека. Далее Декарт ( идеи принадлежат разуму изначально).

24. - Трансцендетный –, то, что находится за границами сознания и познания. Этот термин имеет важное значение в философии Канта, к-рый считал, что познание человека не способно проникнуть в мир “вещей в себе”. Вместе с тем, по Канту, поведение человека диктуется трансцендентными. нормами (свободной волей, бессмертной душой, богом).

- Трансценденталный – связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела. Бертран Рассел – это призма, через которую мы смотрим на мир. Это например пространство и время, которые характеризуют не столько мир, сколько нашу способность воспринимать его. (Кант)

- Априорная форма –знание, полученное до опыта и независимо от него по отноешнию к форме, но зависимо к содержанию. (Кант) Различал априорные формы чувственности и рассудка, которые упорядочивают многообразие чувственного опыта.Априорными формами чувственности являются чистые созерцания, с помощью которых многообразные, разрозненные и не всегда отчетливые восприятия приобретают всеобщую объективную значимость. Этих форм две — пространство ивремя

. Априорные формы рассудка, которые исследуются в трансцендентальной аналитике, представляют собой априорные чистые понятия рассудка (рассудочные понятия) — категории.(категории количества, качества, модальности, отношения).

25. - Верификация – проверка с помощью доказательств и подтверждений, каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами. (Конт, Милль, Спенсер)

- Фальсификация –подделка или изменение вида или свойства предмета, обычно с корыстной целью; один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез,- теорий) посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. (Карл Поппер)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.