Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Способы обучения сокольничьему мастерству и содержанию хищных птиц



 

Когда в детстве я занялся соколиной охотой, я три года охотился один, прежде чем удалось познакомиться с другим сокольником. Немногие из доступных в то время книг были мне по карману. Jack Mavrogordato издал свою первую книгу A Hawk for the Bush и недавно вышла в печать книга Michael Woodford A Manual of Fal­conry. Большинство других книг было слишком старыми, чтобы из них можно было что-нибудь взять на вооружение. Поскольку я рос в местности, где не было никого кто бы мог мне помочь, за разрешением вопросов я всегда обращался к птицам. Они говорили мне, что им было надо.

Это очень сложный и медленный способ обучения чему-нибудь столь же сложному как соколиная охота. Я очень дорожу теми годами. Это было простое время, когда я облетывал своих птиц, не подозревая о глубоком интеллектуальном океане знаний, на поверхности которого я плавал. По большому счету, все знания которые я получил в детстве, типа как одеть опутенки и все такое прочее, я мог бы передать другому всего за пару дней. Но я никогда не смог бы также легко обучить кого-нибудь читать мысли птицы, интерпретировать ее взгляд, который предает то, что она думает.

Когда я начал встречаться и переписываться с другими сокольниками, соколиная охота начала испытывать трудности. За двадцать послевоенных лет небольшие группы сокольников начали привлекать вниманние общественности. Пестициды уничтожали хищных птиц, которые внезапно получили особый статус. Ходили слухи, что хищных птиц можно разводить в неволе...

Все больше людей хотело заниматься ­соколиной охотой, и чтобы удовлетворить этот спрос, Philip Glasier открыл курсы соколиной охоты. В обмен за работу в его центре он научил меня формовать клобучки, разлетывать соколов, и много чему еще, чего нельзя освоить по книгам. Многие из этих секретов передавались от человека к человеку со времен Old Hawking Club.

Летом 1971 года я по контракту приступил к ведению трех курсов. Хотя я поймал свою первую добычу всего пять лет назад, я воспользовался возможностью и все пошло хорошо. Там я впервые понял, что к соколиной охоте существуют разнообразные подходы. Отношение British Falconers' Club к новичкам тогда состояло в том, что их не принимали в Клуб, пока их птицы не начинали регулярно ловить добычу. Такое отношение приводило к тому, что когда они начинали регулярно ловить дичь, у многих из них пропадало желание объединяться!

North American Falconers' Association и некоторые клубы в других странах имеют свои собственные системы обучения. Это замечательный способ дать новичкам правильные ориентиры. Конечно многое зависит от наставника, как в охоте, так и в обучении, но это лучше, чем все познавать на охоте. В ­Зимбабве Ron Hartley руководит клубом в Falcon College, который не только дает молодежи хорошее начало, но и прививает им чувство ответственности за сохранение хищных птиц. В результате Зимбабве - одна из немногих африканских стран, где есть заинтересованные люди, заботящиеся о своих хищных птицах.

Проблема была в том, что вплоть до начала 80-ых, хищные птицы были в дефиците. Начинающих это угнетало, они понимали, что придется конкурировать между собой за право обладать птицей. Но это продолжалось недолго. Сейчас начинающие не конкурируют за птиц, но зато конкурируют за охотничьи угодья, и что еще хуже, они сами представляют растущую угрозу для будущего соколиной охоты, возможностью ­навлечь дурную славу на наш спорт, сотворив какую-нибудь глупость. Когда в Великобритании было всего сто сокольников, которые вели себя тихо и не привлекали внимания, никаких проблем не было. Сейчас, когда в стране десять тысяч владельцев хищных птиц, многие из которых живут в населенной местности и активно ищут известности,­ существует большая вероятность появления негативных публикаций.

В начале восьмидесятых, когда летом мы вели трехнедельные курсы по соколиной охоте, мы больше узнали о процессе обучения. Первая вещь, которую мы осознали это удивительная способность человеческого рода валять дурака. Человек, который записывался на курсы, оплачивал обучение, вовремя приходил на занятия не приводя с собой собаку/хорька/мать/детей, не терял свой билет на самолет/слуховой аппарат, мог говорить и писать по-английски, был способен подниматься по утрам и питаться обычной пищей был редким исключением.

Кроме личностых особенностей, новички делились на три категории: тех, которые не имели природных способностей; тех, у которых не было сочувствия к птицам; и тех, которых вообще нельзя было подспускать к животным. Последних мы отговаривали от их затеи всеми доступными способами. Вторая категория просто хотела интересно провести летний отпуск, занимаясь чем-то особенным. В дальнейшем эти люди не собирались заниматься соколиной охотой, но ативно поддерживали ­ее и любили участвовать в ней какое-то время. Мы старались, чтобы они хорошо провели время и стремились показать всю прелесть соколиной охоты, не слишком волнуясь за их успеваемость. Третья категория была настроена серьезно. С ними возни было больше, приходилось ругать за каждую оплошность, которая могла стоить птице жизни. К концу обучения мы одалживали им канюков, которые служили у нас учебными пособиями. В конце года они возвращали их обратно. Некоторые с ними ловили довольно много кроликов, другие бросали соколиную охоту, когда возвращали птицу обратно. Но у них был шанс начать без больших расходов, используя птиц, которые были достаточно устойчивы к неумелому обращению. С кем бы ни пришлось работать, с собаками, лошадями или птицами, лучше чтобы кто-то из тандема уже был обучен.

Мы нашли, что лучше всего обучать группу из четырех - шести человек. В таком коллективе всегда дружеская атмосфера и рабочий настрой. Вы выдаете объем информации, после чего курсанты живо обсуждают услышанное с различных точек зрения. Всегда найдется умник, который захочет показать другим, как затягивать клобучок! По утрам мы давали теорию и вели практические занятия в помещении, на которых студенты учились надевать ногавки, протезировать перья и т. д. После обеда практические занятия выносились на улицу, там шла отработка навыков работы с птицей, а на дополнительных занятиях изучалась тактика охоты на врановых или кроликов.

Когда люди впервые приезжали на курсы, утром я задавал им один ­вопрос - "Зачем вы сюда приехали?" Немногие задумывались над этим. За время обучения я несколько раз повторял этот вопрос. У каждого свои мотивы держать хищных птиц и/или заниматься соколиной охотой. Некоторые из них даже не осознаются. Мы пытались заставить людей выяснить их истинные мотивы и действовать соответсвуя им, т. е. бросить затею или идти вперед.

Одна из основных проблем это городское воспитание большинства людей, желающих заниматься соколиной охотой. Они росли не в деревне и не понимают ее. Они не понимают проблем фермеров и сельского хозяйства. Они не понимают как живет и работает сельское население. И главное у них нет навыков полевой работы необходимых для успешного напуска их птиц. Все что их привлекло в соколиной охоте это птица, сидящая на руке. Так, например, обнаружилось, что некоторые из увлеченных охотников, записавшихся на летние курсы, до Рождества успели добыть более пятьдесяти голов дичи, тогда как многие из тех, кто никогда не охотился прежде, за три года не поймали вообще ничего. Это сорт людей, которые никогда не могут собраться и всю жизнь остаются "растяпами". Многие так никогда и не станут сокольниками.

Открывались все новые и новые курсы. Сейчас на курсах есть ознакомительные дни, дни для корпоративных развлечений,­ выходные и охотничьи дни. Это позволяет соколиной охоте быть максимально близкой к людям. Любой может позвонить и поучаствовать. Человек может взять фотоаппарат или видеокамеру. Этот материал может использоваться СМИ против соколиной охоты. Поэтому важно ­гарантировать, что все эти мероприятия проходят в нужном ключе и не чернят соколиную охоту. Также важно качественно обучать студентов и брать за это соответствующие деньги. Курсы могут помочь избежать многих элементарных ошибок. Курсы почти всегда лучше, чем совсем ничего. Но это только начало очень длинного и интересного пути. Хороший сокольник, встретившись с проблемой, не побежит тут же спрашивать совета. Он попытается разрешить ее самостоятельно, он спросит свою птицу и может придумать весьма оригинальное решение.

Гораздо лучше всяких курсов хотя бы несколько месяцев походить подмастерьем у профессионального сокольника. Существуют различные учреждения, профессионально занимающиеся содержанием хищных птиц, это могут быть коммерческие ­и частные питомники, природоохранные учреждения, зоопарки и соколиные центры, центры реабилитации, центры борьбы с вредителя ­и истинные сокольники. Любой, кто захочет связать свою жизнь с хищными птицами смог бы найти работу в одном из этих мест на добровольной или полудобровольной основе, чтобы получить базовые знания и реалистическое представление о потенциальной карьере. Большинство находит эту работу трудной и не такой романтичной, как им казалось. К сожалению для подлинных профессиональных сокольников очень мало ­вакантных мест. Большинство ­сокольников в настоящее время являются любителями; те, кто действительно нанимает профессионала, ищут хорошего человека и понятно не хотят доверять своих драгоценных птиц неопытному человеку. ­Говорят что, зачастую лучше привлечь молодого неопытного человека и с самого начала привить ему хорошие привычки, чем нанять того, кто работал с птицами в течение нескольких лет и считает, что он все знает.

В Северной Америке и Германии практикуется тестирование на право заниматься соколиной охотой. Некоторые вопросы этих тестов имеют несколько возможных ответов, другие без смеха читать нельзя, но по сути они являются гарантом, что новички будут владеть базовым уровнем знаний прежде, чем заведут себе птицу. В Германии установлен ­практический экзамен и устный тест для проверки знаний по биологии хищных птиц, соколиной охоте, охотничьим собакам и законам о дикой природе. От 30 до 50 процентов абитуриетов не проходят проверку. В Великобритании, где любой может купить птицу невежество на каждом шагу, а скромность удел немногих. Но здесь как и во всем должен быть баланс. Вам не надо проходить тесты, чтобы заиметь ребенка, а ведь ребенок требует намного больше обязательств и ответственности.

Многие молодые люди в нынешнее время не любят читать и считают, что по книгам трудно учиться. ­Видео - хороший способ обучить этих людей некоторым аспектам. С каждым годом на рынке появляется все больше записей различного качества. На пленке можно показать те вещи, которые трудно передать словами, хотя с другой стороны после просмотра у человека может сложиться мнение, что теперь он все знает. Мы используем видео собственного производства для обучения наших сотрудников и находим, что это работает. Мы снимаем только базовые моменты, что занимает всего пол дня и не стремимся получить за них Оскар. К примеру наш фильм о разведении перепелов длится один час и рассказывает о всех деталях, которые должен знать лаборант при эксплуатации нашего специфического оборудования. Лаборант может в любое время пересмотреть пленку, ­не донимая меня вопросами. Всякий раз, когда мы набираем новый технический персонал, даже временный, видео позволяет людям получить хорошие знания, прежде чем они приступят к работе. Иногда мне кажется, что я рассказал о какой-то детали одному человеку, а на деле оказывается, что совсем другому (в последнее время я часто путаюсь); обучающее видео устраняет эту проблему­.

Важно достигнуть и поддерживать определенные стандарты содержания птиц, не только новичкам, но и опытным владельцам хищных птиц. В Великобритании The Hawk Board выпустил руководство по содержанию хищных птиц, в котором также освящены вопросы содержания видов, добываемых хищными птицами. Цель этого руководства предотвратить дискредитирующие действия владельцев птиц. В Великобритании, Германии и Северной Америке стандарты по содержанию птиц самые высокие в мире. Одной из задач этой книги является поддержание этих стандартов и способствование принятию их в других местах.

 

Философия сокольника

 

На протяжении всей истории и во многих культурах соколиная охота являлась способом воспитания князей, вождей и дворян. Соколиная охота - самое древнее развлечение, поскольку это самый трудный и самый напряженный способ охоты. Соколиная охота учит скромности, воспитывает силу духа, закаляет волю, развивает рассудительность и дает сокольнику чувство единения с природой.

Сокол не общественное животное. У него нет инстинктов повиновения лидеру, подчинения правилам стаи, поэтому его нельзя наказать или заставить повиноваться; его можно только попросить и наградить. Нищий ты или принц, он смотрит на всех одинаково; случалось что даже принцы ползали перед соколом на коленях. Он никогда не станет преклонятся и подхалимничать. Для человека, ­привыкшего повелевать, это урок смирения. Лошади, салюки и люди могут повиноваться его ­приказам, но для сокола он только товарищ по охоте.

И что в этом плохого! Слабый на зрение и медленный из ноги, сокольник больше мешает, чем помогает соколу. Ему нужен автомобиль, чтобы не отстать от птицы, и телеметрия, чтобы найти ее. Нервы в основаниях перьев позволяют птице чувствовать воздух, также как пианист чувствует пальцами клавиши рояля. Ее мир это взаимодействие ветра, силы тяжести и скорости. Он видит под собой плетущегося по плоской земле сокольника и только невидимая связь между партнерами по охоте не дает ему улететь, чтобы охотиться одному на удачу.

Поскольку из него плохой партнер по охоте, сокольник должен воспитать силу духа. Проснувшись утром, он сначала должен подумать о благополучии своего сокола, а затем уже о своем. На охоте он должен быть готов пройти через большие физические трудности, пытаясь найти для птицы добычу, следуя за ней во время атаки, помогая ей, когда что-то идет не так, ища ее, когда она потеряется. Иногда его тело будет ломить от усталости, но его дух будет парить высоко в облаках вместе с нею, желая ей успеха. Мгновение спустя может появиться орел и сокольника охватывает беспокойство и отчаяние­. Забыв про усталость, он сделает все, чтобы спасти сокола. Если все идет хорошо, он закончит день удовлетворенным, его сокол будет сидеть возле него на присаде с набитым зобом. Но если птица все еще там в темноте, он не может думать ни о чем ином. Он не замечает, что он ест. Он не может заснуть. Его сердце там с его соколом. Где он? В безопасности ли он? Что сделать, чтобы найти его?

В этом разница между сокольником и охотником. В конце дня оружие чистится и откладывается в сторону, всего лишь механизм, инструмент. Сокольник никогда не откладывает своего сокола в сторону. Он всегда думает о нем. Как недавно сказал Его Величество Шейх Mohamed Bin Zayed Al Nayhan, "Мы ценим своих балобанов как своих детей".

Когда сокольник напускает своего сокола частичка его сердца летит вместе с ним. Все время и усилия, которые он потратил на него, заковали его сердце в оковы. Когда соколу улыбается удача его сердце почти разрывается от радости. Когда у птицы проблемы он разочаровывается и грустит. Но он должен учиться не показывать это, не обременяя своей грустью других. Хотя его эмоции скачут как на "американских горках" и его оранизм может быть на грани физического истощения, сокольник силой духа должен преодолеть все трудности. Если он не готов сделать это, если он не готов упасть, также как подняться, он никогда не должен заниматься соколиной охотой. Он должен остаться дома.

Когда он отпускает своего сокола, он не знает, что готовит ему судьба. Но он готовится к этому. Он готовится заранее встретить вызов во всеоружии. Он готов к жизни.

Мудрый сокольник чувствует душу ­сокола, как ауру. У лошадей и собак душа другая. Это социальные животные с желанием понравиться. Они во власти человека. Дух сокола независим, самодостаточен и обычно сильнее человеческого. Ежедневный контакт с таким духом укрепляет, вдохновляет и усиливает наш собственный.

Что нам нравится в соколе? Он может бояться вас, он может сердиться на вас, он может радоваться вашему приходу. Он никогда не будет лгать вам, хотя вы не сможете понять это. У него нет никакой жалости к себе и даже болезнь приведшая его на порог смерти не может сломить его дух. Это - привилегия быть в присутствии такого духа, взять силу у него и учиться у него. Пристальный взгляд умирающего сокола - дистилляция жизни и опровержение тривиальности.

Мудрый человек учится слушать, когда слова не произносятся. Как он это делает? Он учится у своего сокола, который общается более тонкими знаками, чем простые слова. Эти знаки - истина. Сокольник учится рассудительности.

Иногда на охоте сокольник находит место, которое по всем параметрам идеально подходит для охоты. Обширный открытый ландшафт, добыча, сидящая в нужном месте, правильное направление ветра. ­Все прекрасно за исключением одного куста в середине. Одного этого куста достаточно, чтобы все испортить. Вместо того, чтобы попытаться оторваться от сокола в воздушном поединке, добыча стремиться уйти в этот куст. Сокольник должен изучить местность заранее. Он должен знать об этом кустарнике и быть готовым к его присутствию. Возможно он сможет отжать добычу подальше от кустарника, чтобы напуск удался. Или возможно он выберет сокола, который сможет взять добычу в таком кустарнике. Он должен все взвесить и сбалансировать риски. Он в зале заседаний. Стратегия может быть прекрасной, но хороший тактик учтет возможность присутствия этого небольшого кустарника и, выйдя на охоту, убедится в его наличии.

Подобным образом сокол показывает нам важность времени и выбора момента. При разведении соколов, мы тщательно разрабатываем планы на пять лет вперед, пытаясь предугадать наши потребности и предусмотреть все факторы. Когда мы обучаем сокола, мы готовимся к выезду на охоту за несколько недель или месяцев до этого, скурпулезно проверяя все ли на месте. Соколы должны быть бодрыми, здоровыми и натренированными. Птица не машина; если что-то не так, вы не сможете заставить механика заменить деталь. И на охоте будут моменты, когда от двух ­секунд будет зависеть чем все кончится успехом или поражением. Небольшой заминки при снятии клобучка достаточно, чтобы задержать сокола и дать добыче уйти достаточно далеко и тем самым испортить всю охоту. Особенно это важно, когда добыча находится на крыле и сокольник пытается определить нужный момент для напуска. От точного выбора момента зависит все. Итак сокольник учится управлять временем и определять нужный момент. Он учится рассматривать время почти как физический объект. Вы не можете увидеть его как расстояние. Вы не можете коснуться его как пищи. Но тем не менее оно - ведущий фактор и бригадир. Сокол, который сейчас кажется вялым, по прошествии двух часов, может летать как стрела. В политике и в повседневной жизни, время и выбор момента крайне важны.

Хороший сокольник определяется не по его лучшей птице, а по худшей. Не трудно иметь одну или двух птиц экстра-класса, но не весьма непросто подготовить целую команду хороших охотников. Если имеется всего одна или две хороших птицы, которых пускают в первую очередь их прогресс идет очень быстро, но при этом птицы могут переутомляться и возрастает вероятность, что с ними произойдет какое-нибудь несчастье. Если с ними что-то случится у сокольника останутся только посредственные птицы не способные к результативной охоте. Но если заниматься со всеми птицами, то в случае выхода из строя одного бойца у сокольника останутся другие на которых можно положиться. То же самое происходит и в жизни. В эффективной команде все участники в равной степени надежны и постоянны, а не так что два человека несут весь груз ответственности, а остальные просиживают штаны.

Все ищут острых ощущений. Но их степень зависит от потребностей каждого конкретного человека. Когда мы молоды мы идет на бóльшие риски. Когда мы становимся старше и организм начинает давать сбои мы больше заботимся о своем здоровье и тщательно оцениваем риски. Бизнесмен радуется от удачно проведенной сделки. Кого-то подвержен азартным играм, кому-то нравиться смотреть фильмы. Соколиная охота предлагает сочетание физических трудностей и управляемого риска. Соколиная охота - такой глубокий океан мысли, что вы никогда не сможете постичь всей его глубины. Сторонние люди, глядя на соколиную охоту, видят в ней только убийство, травлю одного животного другим. Это не так. Добыча, на которую охотится сокольник это удовольствие. А оно, как известно, самая неуловимая добыча. Удовольствие нельзя купить, разлить в бутылки, организовать или сохранить. Мы часто не ощущаем удовольствия, пока оно не пройдет. Оно приходит в разных образах и формах от долгого удовольствия до мимолетной радости и прилива острых ощущений. Сокольник этот осознает и понимает, что для его получения все компоненты должны быть на месте. Вот почему сокольники самые ярые защитники природы и в отношении хищных птиц, и в отношении добычи, и в отношении охотничьих угодий. Как охотиться с самым дорогим ­соколом, если для него нет подходящей добычи? Да, сокольник стремится поймать добычу, потому что соколиная охота это жизнь и смерть. Но он сам хочет преследовать добычу, это позволяет ему использовать все свои естественные способности.

У добычи нет никакой естественной защиты против оружия. Пуля или дробь летят слишком быстро, чтобы она успела среагировать. Она может взлететь, получить заряд и упасть бесформенным комком. В соколиной охоте дело обстоит иначе. ­Миллионы лет эволюции и накопленный жизненный опыт научили добычу обращаться с хищниками. Кто-то поднимется высоко в небо, кто-то стелется по земле, кто-то крадется и затаивается, кто-то уходит под землю, кто-то маневрирует и убегает. Выживают сильнейшие. Ни кто не уходит подранком, чтобы потом умереть в мучениях. Сокольник таким образом начинает понимать как функционируют природные системы. Он знает, что у каждого вида есть своя тактика спасения. Зная это он разрабатывает свою собственную стратегию. Он уважает добычу, не просто как живую мишень, а как достойного противника для его сокола.

Человек, у которого нет контакта с животными, походит на человека, который всю свою жизнь прожил в деревне, не выходя за околицу. Человек, который видит животных только на расстоянии, в зоопарке или по телевизору, похож на туриста в чужой стране, который не удосужился поговорить с местными жителями. Когда люди говорят, что "животные должны жить на воле", они подразумевают: "держите их подальше от нас, мы из другого мира". Соколиная охота - область контакта между людьми и природой, шанс слиться с природой, а не смотреть на нее со стороны. Вы не просто наблюдаете вы находитесь в гуще событий.

Когда вы поймете, нравится вам это или нет, что все мы - люди, ­животные, растения, все живущие на Планете Земле, ­зависим друг от друга, вы станете менее высокомерными и менее уверенными в способности человека управлять ­всем вокруг. Мы до сих пор как следует не разобрались как работают сложные природные системы. Мы даже не ­можем предсказать погоду или землетрясения. Мы израсходовали конечные ресурсы. Мы называем это ­прогрессом. Но мы идем в никуда с каждым днем все быстрее и быстрее. Мы спешим к краю пропасти, поэтому нам надо четко просчитывать каждый шаг. Соколиная охота позволяет это сделать, она дает нам возможность понять всю сложность жизненных систем от которых мы зависим и частью которых мы являемся. Соколиная охота готовит и обучает человека жизни.

 

Приложение 1

Известные люди внесшие значительный вклад в дело охраны хищных птиц

Barea Laurence. – изучение экологии новозеландского сокола.

Barton Nigel, доктор – статьи по ветеринарии хищных птиц Ближнего Востока.

Bednarek Walter, доктор – исследования по экологии и разведению тетеревятника.

Beebe Frank – ценные исследования хищных птиц Британской Колумбии, особенно Peale's falcon на острове Langara. Первые попытки разведения соколов.

Berry Robert B. – директор Peregrine Fund Inc., разработал технику совместного осеменения импринтов, активно принимал участие в принятии законов по охране хищных птиц, их разведению и соколиной охоте.

Bodington G. – провел важные исследования сапсана и короткохвостого сокола (Falco fasciinucha) особенно воздействие DDT.

Bond Frank M. – адвокат в Санта-Фе и директор Peregrine Fund Inc., принимал участие в разработке и принятии законов по охране хищных птиц на государственном и региональном уровнях; является юристконсультом NAFA.

Bond Richard M. – Служба Охраны Природных Ресурсов (ученик G. E. Hutchinson в Йельском университете). Первые исследования популяции сапсана на западе США (condor 1946), плюс несколько популярных статей по охране хищных птиц и соколиной охоте. Ныне покойный.

Brosset Andre, профессор – работы по селекции и гнездовой биологии хищных птиц.

Brull Heinz, доктор – новаторская работа по экологии центральноевропейских хищных птиц.

Burnham William A., доктор - Peregrine Fund Inc., крупный вклад в разведение и реинтродукцию сапсана в Скалистых горах, плюс обширные полевые исследования арктических хищников и разработка законов по охране хищных птиц во всем мире.

Cade Tom J., профессор – основатель Peregrine Fund Inc. и вдохновитель успешной реинтродукции сапсана в Северной Америке. Инициатор множества различных исследований хищных птиц в разных странах.

Callejo Jesus Rodriguez, доктор – пропагандист охраны хищных птиц в центральной Испании, ученый и режиссер.

Condy J. B., доктор – первый президент Zim­babwe Falconers' Club, добился, чтобы соколиная охота была внесена в Parks and Wildlife Act от 1975 года, и таким образом положил основание сохранению соколиной охоты, что привело к совместному сотрудничеству Department of National Parks and Wildlife Management of Zimbabwe и Zimbabwe Falconers' Club.

Cooper John, доктор ветеринарии – автор множества статей по ветеринарии и патологии хищных птиц.

Craighead John и Frank, доктора – пионеры Hawks, Owls and Wildlife и многих других исследований на тему отношений между хищником и жертвой и популяционной экологии.

Dunkley A. S., доктор – содействовал изучению сапсана и короткохвостого сокола (Falco fasciinucha), соавтор книги о короткохвостом соколе. Помогал разрабатывать программу разведения и лечения хищных птиц Зимбабве.

Ellis David H., доктор – обширные исследования хищников Аляски, США, Центральной и Южной Америки, Сибири, России и Монголии.

Enderson James H., доктор – колледж Колорадо, важный вклад в разведение и реинтродукцию сапсана, плюс первые мониторинговые исследования в Колорадо.

Fentzloff Claus – вклад в разведение и реинтродукцию белохвоста в Европе.

Fowler Jim – популяризатор охраны хищников посредством телешоу Merlin Perkins Wild Kingdom и других теле и радиопрограмм, а также лекций.

Fox Nick, доктор – работы по охране новозеладского сокола, красного коршуна, маврикийской пустельги и балобана. Основатель Raptor Association of New Zealand и Middle East Falcon Research Group.

de la Fuente Felix Rodriguez, доктор – писатель и режиссер, пионер охраны природы Испании, трагически погиб.

Fuller Mark, доктор – впервые начал использовать телеметрию для изучения хищников. Директор Raptor Research and Technical Assistance Center.

Fyfe Richard – Канадская Служба Охраны Диких Животных. Разносторонняя деятельность по многим направлениям охраны канадских хищников, включая сапсана—исследования влияния пестицидов, разведение в неволе и реинтродукция, разработка техники землепользования.

Giesswein R. – внес значительный вклад в разведение и выпуск сапсана.

Glasier Philip - основатель Hawk and Owl Trust, U.K.

Greaves N. – руководил исследованиями соколов Matopos National Park и его окрестностей, в рамках известной Black Eagle Survey Group, помогал Ron Hartley в Falcon College.

Groenwald A. - провел важные исследования сапсана и короткохвостого сокола (Falco fasciinucha) особенно воздействие DDT.

Hahn Eddie, доктор – исследования по воздействию загрязнения окружающей среды на хищных птиц.

Hamerstrom Fran, доктор – различные исследования хищников, особенно луней, плодовитый писатель и вдохновитель молодежи, которая внесла свой вклад в общее дело.

Hartley Ron – начинал в Raptor Conservation Fund и Falcon College, ценные исследования хищных птиц Зимбабве и предложения по их охране, особенно в связи с обучением школьников в Falco College.

Hunter Don – зачинатель множества исследований хищных птиц и основатель организации Raptor Re­search Foundation, Inc. Работы по разведению соколов.

Hurrell Leonard, доктор – новаторские методы разведения хищников, особенно дербников и перепелятников.

Hyde Noel – исследования по биологии и питанию новозеландского сокола.

Jameson E. W., доктор – исторические и популярные статьи по хищным птицам.

Jenny J. Peter – вице-президент Peregrine Fund Inc., разведение и реинтродукция хищников, особенно сокола апломадо. Значительные разработки по охране хищных птиц Латинской Америки, Гватемалы, Эквадора и др.

Jones Carl - Jersey Wildlife Preservations Trust, разведение и спасение маврикийской пустельги и другие охранные инициативы на Mascarene Islands.

Kenward R. E., доктор – исследования поведения и экологии хищников, открытие популяционных моделей посредством радиотрекинга тетеревятников, канюков и балобанов.

Lincer Geoffrey, доктор – исследование влияния загрязнения окружающей среды на хищников.

Link Helmut, доктор – изучение экологии тетеревятника.

Martin Steve – крупный популяризатор охраны хищников посредством общенациональной передачи "Birds of Prey Show" выступал в различных зоопарках и других общественных местах Северной Америки.

Mavrogordato Jack – изучение диких и содержащихся в неволе хищных птиц.

Mebs Theodore, доктор – первые популяционные исследования канюка и сапсана в Германии.

Meng Heinz, доктор – первые попытки разведения и выпуска сапсана в США.

Mundy P. J., доктор – ведущий эколог и орнитолог Department of National Parks and Wildlife Management of Zimbabwe. Член Zimbabwe Falconers' Club Raptor Re­search Unit, проводил наблюдения за сапсаном, средиземноморским соколом, Matopos falcon и др.

Nelson Morlan W. – Служба Охраны Природных Ресурсов, на пенсии, крупный популяризатор охраны хищников, особенно в Айдахо, благодаря ему создан Snake River Birds of Prey National Conserva­tion Area, фотографировал для фильмов о природе для компании Disney и др.

Nicholls M., доктор – генетические исследования хищных птиц, первый разработал образовательные программы, касающиеся хищников.

Nye Alva G. Jr. – крупный популяризатор хищных птиц — "открыл" путь миграции сапсана на остров Ассатиг — работал на государственном и региональном уровнях по защите мигрирующих птиц. Ныне покойный.

Olendorff Richard, доктор - Бюро по Управлению Государственными Землями — охрана хищников и политика управления федеральными землями, а также содействие в выделении федеральной помощи для изучения видов, таких как сапсан, белоголовый орлан, скопа, королевский канюк и др. Ныне покойный.

Osman S. M. - Wildlife Preservation Society of India, исследования миграций и навигации сапсана.

Parry-Jones Jemima – вклад в развитие техники разведения хищников и создание образовательных программ по охране хищных птиц. Писатель.

Pfeffer Ralf – изучение экологии балобана и шахина в Казахстане.

Pielowski Zygmunt, доктор – новаторская работа по поведению и экологии хищников Польши.

Potapov Eugene, доктор – изучение мохноногого канюка и сапсана в России.

Querl R. – содействовал выполнению Raptor Research Programme как сам лично, так и путем задействования своих студентов из Peterhouse School Falconry Club.

Redig Pat, доктор ветеринарии, университет Миннесоты – весомый вклад в лечение, реабилитацию и реинтродукцию сапсана.

Remple David, доктор ветеринарии – глава ветеринарного госпиталя и руководитель ветеринарных программ по лечению ловчих соколов в Дубае, множество публикаций по лечению соколов.

Rice Jim – подробная история снижения численности сапсана в Пенсильвании (in Hickey 1969).

Riddle Ken, доктор ветеринарии – глава ветеринарного госпиталя и руководитель ветеринарных программ по лечению ловчих соколов в Абу-Даби, множество публикаций по лечению соколов.

Saar Christian, профессор - Гамбург, разведение и реинтродукция сапсана в Германии.

Sherrod Dr. Steve - Sutton Avian Research Cen­ter, Оклахома, разведение и реинтродукция сапсана, а также восстановление старых и образование новых популяций белоголового орлана на юго-востоке США, множество других исследовательских и охранных инициатив при содействии Sutton Center.

Spofford Walter R., доктор - Upstate Medical School, Сиракьюс, Нью-Йорк. Популярные очерки и множество лекций на тему охраны хищных птиц. Крупные исследования для Адюбоновского общества о состоянии популяции беркута, особенно в связи с нападениями на овец и отстрелом с самолетов в западных штатах.

Temple Stanley A. - Department of Wildlife and Ecology, университет Висконсина, принимал участие в первых попытках разведения и выпуска сапсана, разработал технику реинтродукции андского и калифорнийского кондоров, множество полевых исследований хищных птиц, был руководителем большинства дипломных работ по охране хищников студентов Висконсинского университета.

Terrasse Jean-Francoise - соучредитель Fonds d'Intervention pour les Rapaces, проекты по выпуску хищных птиц.

Thomsett Simon - Найроби, специалист по охране хищников и реабилитатор, в настоящее время помогает выполнению образовательных проектов по охране хищников Peregrine Fund Inc.

Thomson W. R. - был первым правительственным координатором по соколиной охоте, способствовал ­развитию прогрессивных правительственных положений по соколиной охоте в 1976 году в Зимбабве. Придал законный статус базе данных по хищникам, информацию для которой собирали члены Zimbabwe Falconry Club, начал исследования относительно воздействия DDT на хищников и запустил успешный проект Zimbabwe Falconry Club по разведению соколов, в основном сапсанов. Много публиковался и выступал.

Timimi Faris, доктор – ветеринарные разработки по лечению хищников на Ближнем Востоке.

Trommer Gunter, доктор – ветеринарные исследования и работы по разведению и выпуску сапсана в Германии и Польше.

Walton Brian J. – университет Калифорнии Санта-Круз, крупный вклад в разведение и реинтродукцию сапсана в Калифорнии, плюс руководство другими работами с калифорнийским кондором, различными совами, ястребом Харриса и другими хищниками.

Weaver James D. - The Peregrine Fund Inc., на пенсии, крупный вклад в разведение и реинтродукцию сапсана, плюс обширные полевые исследования соколов в Арктике.

White Clayton M., профессор – исследования по воздействию окружающей среды на североамериканских хищников, бессменный редактор журнала Raptor Research.

Члены Zimbabwe Falconers' Club - мониторинг черного африканского орла, наблюдения за хищными птицами в национальных парках и на гнездах, разведение сапсанов и короткохвостого сокола (Falco fasciinucha), изучение гнездования черного орла, создание учебного центра для иностранных студентов и методики обучения для населения и сокольников.

 

 

Приложение 2

 

Название Латынь Пол Размер кольца (UK) Внутренний диаметр кольца (мм) Ширина головы (мм)
           
Американская пустельга Falco sparverius R 24-27
    R 25-28
Обыкновенная пустельга Falco tinnunculus S 7.5 27-29
    S 7.5 27-30
Дербник Falco columbarius P 26-28
    R 26.5-29
Красношейный сокол Falco chiquera S 7.5 26-27.5
    S 7.5 28-30
Чеглок Falco subbuteo R 26-27.5
    S 7.5 28-30
Австралийский чеглок Falco longipennis R 28-29
    S 7.5 29-32
Сокол Элеоноры Falco eleonorae S 7.5 31-33
    T 8.7 33-35
Вечерний сокол Falco ruflgularis P 25-26
    R 28-30
Южномексиканский сокол Falco femoralis S 7.5 30-31
    T 8.7 31-33
Красногрудый сокол Falco deiroleucos T 8.7 31-35
    U 9.5 34-39
Новозеландский сокол Falco novaeseelandiae U 9.5 33-34
    V 11.5 36-39
Бурый сокол Falco berigora V 11.5 34-44
    W 12.75 40-47
Черный сокол Falco subniger V 11.5 38-40
    W 12.75 40-42
Серый сокол Falco hypoleucos V 11.5 36-38
    W 12.75 40-43
Лаггар Falco jugger W 12.75 36-38
    W 12.75 38-42
Средиземноморский сокол Falco biarmicus W 12.75 36-38
    W 12.75 38-42
Мексиканский сокол Falco mexicanus W 12.75 39-43
    W 12.75 40-47
Балобан Falco cherrug W 12.75 40-44
    W 12.75 43-48
Кречет Falco rusticolus W 12.75 43-49
    X 45-50
Шахин Falco pelegrinoides V 11.5 36-37

    W 12.75 38-40
Черный шахин Falco peregrinator V 11.5 36-37
    W 12.75 38-40
Испанский сапсан Falco peregrinus brookei V 11.5 37-38
    W 12.75 38-42
Сапсан Falco peregrinus peregrinus V 11.5 38-42
    W 12.75 43-45
Тундряной сапсан Falco peregrinus pealei V 11.5 39-43
    W 12.75 44-46
Полосатый ястреб Accipiter striatus N 20-25
    P 26-29
Тювик Accipiter badius N 21-24
    P 24-27
Перепелятник Accipiter nisus P 23-26
    R 26.5-29.5
Ошейниковый ястреб Accipiter cirrocephalus P 22-27
    R 26-30
Ястреб Купера Accipiter cooperii U 9. 5 30-32
    V 11.5 33-36
Черно-белый ястреб Accipiter melanoleucos U 9.5 34-38
    V 11.5 39-42
Бурый ястреб Accipiter fasciatus U 9.5 34-38
    V 11.5 39-41
Светлый ястреб Accipiter novaehollandiae U 9.5 34-39
    V 11.5 39-43
Тетеревятник Accipiter gentilis gentilis V 11.5 37-42
    W 12.75 44-47
Ястреб Харриса Parabuteo unicinctus W 12.75 40-44
    W 12.75 42-47
Канюк Buteo buteo W 12.75 42-44
    W 12.75 43-45
Краснохвостый сарыч Buteo jamaicensis X 44-46
    Y 46-51
Королевский канюк Buteo regalis X 46-50
    Y 48-52
Беркут Aquila chrysaetos ZA 62-66
    ZA 65-68
Клинохвостый орел Aquila audax ZA 62-66
    ZA 65-68
Австралийский лунь Circus aeruginosus gouldi W 12.75 41-43
    W 12.75 42-45

 

 
 


Дополнительная литература

Глава 1

Baumel, J. J. (ed). 1979. Handbook of Avian Anatomy: No­mina Anatomica Avium. Academic Press, London. ISBN 0-12-083150-3.

Brown, L. H. 1976. Birds of Prey: their Biology and Ecology. Hamlyn. ISBN 0600-313-069.

Brown, L. H. and D. Amadon. 1968. Eagles, Hawks and Falcons of the World. Country Life.

Burton, R. 1990. Bird Flight. Facts on File, Oxford. ISBN 0-8160-2410-3.

Cade, T. J. 1982. Falcons of the World. Cornell University Press. ISBN 0-8014-1454-7.

Campbell, T. W. 1988. Avian Hematology and Cytology. Iowa State University Press. ISBN 0-8138-0064-1.

Cooper, J. E. 1978. Veterinary aspects of captive birds of prey. Standfast Press. Glos. ISBN 0904-602-044.

Cramp, S and K. E. L. Simmons. 1980. The Birds of the Western Palearctic vol. II. Oxford University Press. ISBN 0-19-857505X.

Farner, D. S. and J. R. King. 1974. Avian Biology. Academic Press, New York.

George, J. C. and A. J. Berger. 1966. Avian Myology. Aca­demic Press.

Hildebrand, M., D. M. Bramble, K. F. Liem, D. B. Wake (eds.) 1985. Functional Vertebrate Morphology. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts.

Kermode, A. C 1970. Flight without Formulae. Pitman. ISBN 0-273-41680-4.

King, A. S. and J. McLelland (eds.). 1979 & 1981. Form and Function in Birds, vols. 1 & 2. Academic Press, London.

A. S. King and J. McLelland. 1984. Birds: Their Structure and Function. Bailliere Tindall, London. ISBN 0-7020-0872-9.

Marshall, A. J. 1961. Biology and Comparative Physiology of Birds. Academic Press, New York.

McLelland, J. 1990. A Colour Atlas of Avian Anatomy. Wolfe Publishing. ISBN 0-7234-1575-7

O'Connor, R. J. 1984. The Growth and Development of Birds. John Wiley and Sons. ISBN 0-471-90345-0.

Pendleton, B. A. G., B. A. Millsap, K. W. Cline, and D. M. Bird (eds.). 1987. Raptor Management Techniques Man­ual. National Wildlife Federation scientific and technical series, no. 10. Washington, DC ISBN 0-912186-82-8.

Pennycuick, C J. 1972. Animal flight. Studies in Biology 33. Edward Arnold, London. 1989. Bird Flight Performance, A Practical Calculation Manual. Oxford University Press. ISBN 0-19-857721-4.

Pennycuick, C J. and A. Lock. 1976. " Elastic energy storage in primary feather shafts." J. Exp. Biol. 64: 677-689.

Piggott, D. 1977. Understanding gliding: the principles of soaring flight. A. & C Black. ISBN 0-7-136-1640-7.

Rayner, J. M. V. "Form and function in avian flight." In Johnston, R. F. (ed). Current Ornithology, vol. 5. Plenum Press, New York.

Skutch, A. F. 1976 . Parent birds and their young. University of Texas Press. Austin & London. ISBN 0-292-76424-3.

Snyder, N. F. R. and J. W. Wiley. 1976. Sexual size dimor­phism in Hawks and Owls of North America. Ornithologi­cal monographs no. 20. American Ornithologists' Union.

Spedding, G. R. 1982. The Vortex Wake of Birds: An experi­mental Investigation. PhD thesis, University of Bristol, U.K.

Sturkie, P. D. 1965. Avian Physiology. Comstock Publishing Associates, Ithaca, New York.

Tucker, V. A. and C Heine. 1990. "Aerodynamics of gliding flight in a Harris Hawk, Parabuteo unicinctus." J. Exp. Biol. 149: 469-489.

Voitkevich, A. A. 1966. The feathers and plumage of birds. Sidgwick & Jackson, London.

Wattel, J. 1973. "Geographic Differentiation in the Genus Accipiter" Nuttall Ornithological Club 13:1:231.

Welty, J. C. 1975. The Life of Birds. W. B. Saunders Co. ISBN 0-7216-9231-1.

Wu, T. Y. T., C. J. Brokaw, and C. Brennen (eds.). 1975. Swimming and Flying in Nature. Plenum Press, New York.

Zeigler, H. P. and H. J. Bischof. (eds.) 1993. Vision, Brain, and Behavior in Birds. MIT Press, Cambridge, Massachu­setts. ISBN 0-262-24036.

 

Глава 2

Anderson Brown, A. F 1979 The Incubation Book. Saiga Publishing Co. ISBN 0-904558-70-3

Carter, T. C. and B. M. Freeman, (eds.). 1969. The Fertility and Hatchability of the Hen's Egg. Oliver & Boyd, Edin­burgh.

Cooke, F., and P. A. Buckley. 1987. Avian genetics: A popu­lation and ecological approach. Academic Press. ISBN 0-12-187570-9.

Cunningham, F. J., P. E. Lake and D. Hewitt, (eds.). 1984. "Reproductive Biology of Poultry." British Poultry Sci­ence. Longmans Ltd.

Deeming, D. C. and M. W. J. Ferguson, (eds.). 1991. Egg Incubation: Its effect on embryonic development in birds and reptiles. Cambridge University Press. ISBN 0-521-39071-0.

Drent, R. 1973. "The Natural History of Incubation." In D. S. Famer and J. R. King (eds.). Avian Biology, vol. 5. Academic Press, New York.

Freeman, B. M. and M. A. Vince. 1974. Development of the Avian Embryo. Chapman and Hall, London. ISBN 0-412-11520-4.

Gee, G. F., C. A. Morrell, J. C. Franson and O. H. Pattee. 1993. " Cryopreservation of American Kestrel Semen with Dimethylsulfoxide." Raptor Research 27 (1): 21-25.

Grant, G. S. 1982. "Avian incubation: egg temperature, nest humidity, and behavioral thermoregulation in a hot envi­ronment." Ornithological Monographs no. 30. The American Ornithologists' Union, Washington, DC.

Haak, B. A. 1992. The Hunting Falcon. Hancock House, Surrey, BC. ISBN 0-88839-292-3.

Harvey, R. 1993. Practical Incubation. Hancock House, Sur­rey, BC. ISBN 0-88839-310-5.

Johnson, A. D. and C. W. Foley (eds.) 1974. The Oviduct and its Functions. Academic Press.

Moore, H. D. M., W. V. Holt, and G. M. Mace. 1992. Biotech­nology and the conservation of genetic diversity. Oxford Science Publications. ISBN 0-19-854030-2.

North, M. O. and D. D. Bell. 1990. Commercial chicken production manual. AVI. Van Nostrand Reinhold. ISBN 0-442-31882-2.

O'Connor, R. J. 1985. The Growth and Development of Birds. John Wiley and Sons. ISBN 0 471 90345 0.

Parry-Jones, J. 1991. Falconry: Care, captive breeding and conservation. David and Charles. ISBN 0-7153-8914-9.

Slack, J. M. W. 1991. From Egg to Embryo. Cambridge University Press.

Schwartz, A., J. D. Weaver, N. R. Scott and T. J. Cade. 1977. "Measuring the temperature of eggs during incubation under captive falcons." Journal of Wildlife Management 41 (1):12-17.

Thear, K. 1987. Keeping quail: a guide to domestic and commercial management. Broad Leys Publishing Co. ISBN 0-906137-15-2.

Tullet, S. G. (ed). 1990. "Avian Incubation." Poultry Science Symposium 22. Butterworth-Heinemann, London. ISBN 0-7506-1002-6.

Van Vleck, L. D. 1983. Notes on the theory and application of selection principles for the genetic improvement of ani­mals. Department of Animal Science, Cornell University, Ithaca, NY.

Van Vleck, L. D, Pollack and Ollenacee. 1987. Genetics for the Animal Sciences.

Watson, P. F. 1978. "Artificial Breeding of Non-Domestic Animals." Symposia of the Zoological Society of London 43. Academic Press.

Weaver, J. D. and T. J. Cade. 1983. Falcon Propagation: amanual on captive breeding. The Peregrine Fund Inc., Ithaca, NY, U.S.A.

Woodard, A., P. Vohra, and V. Denton. 1993. Commercial and Ornamental Gamebird Breeders Handbook. Hancock House, Surrey, BC. ISBN 0-88839-311-3.

 

Глава 3

Beebe, F. L. and H. M. Webster. 1994. North American Falconry and Hunting Hawks 7th edition. Denver, CO.

Beebe, F. L. 1992. The Compleat Falconer. Hancock House, Surrey, BC. ISBN 0-88839-253-2

British Falconers' Club: Journals 1937 -.

Ford, E. 1992. Falconry, Art and Practice. Blandford, Lon­don. ISBN 0-7137-2248-7.

Glasier, P. 1978. Falconry and Hawking. Batsford. ISBN 0-7134-0232-6.

Kimsey, B. A. and J. Hodge. 1992. Falconry Equipment. Kimsey/Hodge Publications, Houston, TX.

McElroy, H. 1977. Desert Hawking II. Privately printed.

North American Falconer's Association: Journal 1961 -.

Parry-Jones, J. 1994. Training Birds of Prey. David and Char­les, Devon. ISBN 0-7153-0142-X.

Upton, R. 1991. Falconry, Principles and Practice. A. & C. Black. ISBN 0-7136-3262-3.

 

Глава 4

Bolles, R. C. 1975. Theory of Motivation. Harper and Row, New York.

Dawkins, M. S. 1985. Unravelling animal behaviour. Long­man.

Halliday, T. R. and P. J. B. Slater. 1983. Animal Behaviour. Blackwells Scientific Publications, Oxford.

Hess, E. H. 1973. Imprinting. D. Van Nostrand Co. ISBN 0-442-23393-0.

Krebs, J. R. and N. B. Davies. Behavioural ecology. Black-well Scientific Publications, Oxford.

Lorenz, K. 1965. Evolution and modification of behaviour. University of Chicago Press.

Martin, S. 1994. The Positive Approach to Parrots as Pets: Videotape 1. Understanding Bird Behavior. 2. Training through Positive Reinforcement. Natural Encounters Inc. P. O. Box 68666, Indianapolis, IN 46268.

----------- "New Training Thoughts for Falconry Birds." Hawk Chalk XXXIII, no. 2: 44-54.

McFarland, D. 1981. The Oxford Companion to Animal Be­haviour. Oxford University Press. ISBN 0-19-86610-7.

Pryor, K. 1985. Don't Shoot the Dog! Bantam Books. New York. ISBN 0-553-25388-3.

Sherrod, S. K., W. R. Heinrich, W. A. Burnham, J. H. Bar­clay, and T. J. Cade. 1981. Hacking: a method for releas­ing peregrine falcons and other birds of prey. Peregrine Fund Inc., Cornell University.

Sherrod, S. K. 1983. Behaviour of fledgling peregrines. The Peregrine Fund Inc., Ithaca, NY.

Skutch, A. F. 1976. Parent birds and their young. University of Texas Press. ISBN 0-292-76424-3.

Stevens, R. 1955. Observations on Modern Falconry. Pri­vately printed.

Tinbergen, N. 1951. The Study of Instinct. Oxford University Press.

Weiskrantz, L. (ed.) 1988. Thought without Language. Clarendon Press, Oxford.

 

Глава 5

Abs, M. (ed) 1983. Physiology and Behaviour of the Pigeon. Academic Press, New York.

Aschoff, J. (ed.) 1981. Handbook of Behavioural Neurobiol­ogy. Plenum, London.

Beebe, F. L. 1992. The Compleat Falconer. Hancock House, Surrey, BC. ISBN 0-88839-253-2

Beebe, F. L. and H. M. Webster. 1994. North American Fal­conry and Hunting Hawks 7th edition. Denver, CO.

Bert, E. 1619. An Approved Treatise of Hawkes and Hawking. Richard Moore, London.

Bolles, R. C. 1975. Theory of motivation. Harper and Row, New York.

Boni, B. 1994. A Tale of Two Passagers: A Treatise on the Passage Red-tailed Hawk and Passage Female Copper's Hawk. Privately printed. Tucson, Arizona.

Bower, G. H. (ed.) 1980. The Psychology of Learning and Motivation. Academic Press, New York.

Dewsbury, D. A. 1978. Comparative Animal Behaviour. McGraw-Hill, New York.

Edmunds, M. 1974. Defence in Animals. Longmans.

Ewart, J. P. and D. J. Ingle, (eds.) 1983. Advances in Verte­brate Neuroethology. Plenum, New York.

Farner, D. S. and J. R. King, (eds.) 1974. Avian Biology. Academic Press, New York.

Ferster, C. B. and B. F. Skinner. 1957. Schedules of Rein­forcement. Appleton-Century-Crofts, New York.

Fitzsimons, J. T. 1979. "The Physiology of Thirst and So­dium Appetite." Monographs of the Physiological Soci­ety, no. 35. Cambridge University Press.

Garatinni, S. and E. B. Sigg. (eds.) 1969. Aggressive Behav­iour. Excerpta Medica, Amsterdam.

Halliday, T. R. and P, J. B. Slater, (eds.) 1983. Animal Behav­iour. Blackwell Scientific Publications, Oxford.

Hinde, R. A. 1970. Animal Behaviour. McGraw-Hill, New York.

Hinde, R. A. (ed). 1972. Non-verbal communication. Cam­bridge University Press.

Huber, F. and H. Markl. 1983. Neuroethology and Behav­ioural Physiology. Springer-Verlag, Berlin.

King, A. S. and J. McLelland. (eds.) 1981. Form and Func­tion in Birds. Academic Press, London.

Krebs, J. R. and N. B. Da vies (eds.). 1984. Behavioural Ecol­ogy (2nd Edition). Blackwell Scientific Publications.

Lorenz, K. 1965. Evolution and modification of behaviour. University of Chicago Press.

Marler, P. R. and W. J. Hamilton. 1966. Mechanisms of Ani­mal Behaviour. John Wiley and Sons.

Marler, P. R. and J. G. Vandenburgh. (eds.). 1979. Handbook of Behavioural Neurobiology. Plenum, New York.

Marshall, A. J. (ed.) 1960. Biology and Comparative Physiol­ogy of Birds. Academic Press, New York.

Martin, S. 1994. The Positive Approach to Parrots as Pets: Videotape 1. Understanding Bird Behavior. 2. Training through Positive Reinforcement. Natural Encounters Inc. PO Box 68666, Indianapolis, IN 46268.

Martin, S. 1994. "New Training Thoughts for Falconry Birds" Hawk Chalk XXXIII, no. 2: 44-54

Mavrogordato, J. G. 1960. A Hawk for the Bush. H. F. and G. Witherby, London.

McElroy, H. 1977. Desert Hawking II. Privately printed.

Oakes, W. C. 1993. The Falconer's Apprentice: A Guide to Training the Passage Red-tailed Hawk. Eaglewing Pub­lishing, Roy, UT. ISBN 1-885054-01-7.

Parry-Jones, J. 1994. Training Birds of Prey. David and Char­les, Devon. ISBN 07153-0142-X.

Pedley, T. J. (ed.) 1977. Scale Effects of Animal Locomotion. Academic Press, London.

Phillips, J. G., P. J. Butler, and P. J. Sharp. 1985. Physiologi­cal Strategies in Avian Biology. Blackie: Glasgow and London. ISBN 0-216-91780-8.

Pryor, K. 1985. Don't Shoot the Dog! Bantam Books. New York. ISBN 0-553-25388-3.

Rosser, B. W. C. and George, J. C. 1986. "The avian pector-alis: histochemical characterization and distribution of muscle fiber types." Can. J. Zool. 64: 1174-1185.

Stein, B. E. and M. A. Meredith. 1993. The Merging of the Senses. MIT Press, Cambridge, MA. ISBN 0-262-24036-X.

Stevens, R. 1955. Observations on Modern Falconry. Pri­vately printed.

Tsukada, Y. and B. W. Agranoff (eds.) 1980. Neurobiologi-cal Basis for Learning and Memory. John Wiley, New York.

Upton, R. 1990 Falconry: Principles and Practice. A. & C. Black, London. ISBN 0-7136-3262-3

Weiskrantz, L. (ed.) 1985. Animal Intelligence. Clarendon, Oxford.

 

Глава 6

Обратите внимание: Значительное большинство ссылок по этой теме это тезисы и статьи, а не книги.

Cade, T. J. 1982. Falcons of the World. Cornell University Press. ISBN 0-8014-1454-7.

Cramp, S. and K. E. L. Simmons 1980. The Birds of the Western Palearctic. vol. II. Oxford University Press. ISBN 0-19-857505-X.

Cureo, E. 1976. The Ethology of Predation. Springer-Verlag, New York.

Hamerstrom, F. 1986. Harrier: Hawk of the Marshes. The hawk that is ruled by a mouse. Smithsonian Institution Press. ISBN 0-87474-538-1.

Newton, I. 1986. The Sparrowhawk. T. & A. D. Poyser Ltd. ISBN 0-85661-041-0.

Orton, D. A. 1989. The Hawkwatcher: Adventures among Birds of Prey in the Wild. Unwin Hyman, London. ISBN 0-04-440140-X.

Page, G. and D. F. Whitacre. 1975. "Raptor predation on wintering shorebirds." Condor 77:73-83.

Ratcliffe, D. 1980. The Peregrine Falcon. T. &

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.