Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально – экономические, политические и культурные основы



Западной цивилизации

Цивилизационные сдвиги в странах Запада. Переход от «европо­центризма» к «американоцентризму». НТП и перемена в развитии про­изводительных сил. «Посткапитализм». Новые черты западного обще­ства. Страны «семерки» и ОЭРС. США как лидер западной цивилизации. Границы и пределы рыночной экономики. Потребительское общество как модель социального развития. Социальные сдвиги в ведущих стра­нах Запада. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в запад­ном мире. Углубление противоречий «Север-Юг». Восточная Европа и проблемы вхождения в западную цивилизацию. Политические сдвиги в странах Запада в конце XX века. Кризисные явления в системах парла­ментской демократии. Абсентизм. Коррупция. Моральный и нравствен­ный кризис демократии. Новые социальные движения. Рост национа­лизма и сепаратизма в Европе и Америке. Глобальные проблемы и западное общество. Перспективы в развитии западной цивилизации.

Культурологические сдвиги в странах Запада в конце XX века. Кри­зис традиционных и национальных культур. НТР и культура. «Информа­ционный взрыв» и проблемы развития образования. НТП и новые воз­можности человека. Кризис традиционных жанров. Массовая культура и ее проявления в запад­ном обществе. Сохранение культуры как глобальная проблема совре­менной цивилизации. Политическая идеология. Нравственные и духовные проблемы в странах Запада. Церковь и религия. Упадок хрис­тианских верований. Сектантство. Распространение ислама в западном мире. Столкновение цивилизаций. Глобализация как новый цивилизационный процесс XXI века.

 

 

Страны Латинской Америки во второй половине XX – начале XXI веков

Основные тенденции и особенности в развитии

Латиноамериканских стран

Возрастание роли Латинской Америки в послевоенном мире. Внут­ренние и внешние проблемы развития. «Импортзаменяющая индустри­ализация» и ее последствия. Борьба демократических и реакционных тенденций в политическом развитии в 1950-х гг. Национал-реформизм. Политика ИРП в Мексике. Реформы Перона в Аргентине. Правление Варгаса в Бразилии. Латинская Америка и США в 1960-х гг. «Союз ради прогресса». Буржуазный реформизм. Особенности формирования ГМК. Роль ТНК в развитии Латинской Америки. Социальные движения в 1960-е гг.

Борьба за экономическую и политическую независимость в 1970-х гг. Реформы в Перу. Возврат к перонизму в Аргентине. Подъем рабочего и коммунистического движения в 1970-х гг. Политическая ре­акция. Установление военных режимов. Неоконсервативный вариант эко­номического развития Латинской Америки в 1980-х гг. НТР и социальные перемены в латиноамериканских странах. Ликвидация диктаторских ре­жимов во второй половине 1980-х гг. Особенности становления парла­ментской демократии. Экономическое положение в 1990-х гг. Проблемы внешнего долга. Рост коррупции, наркобизнеса, преступности в странах Латинской Америки. Левый терроризм. «Сандеро луминосо». Движение сапатистов в Мексике. Переход к «авторитарной демократии». Основ­ные направления внешней политики. Латинская Америка в современ­ном мире.

 

Планы семинарских занятий

Тема 1. Страны Европы и Америки в первые послевоенные десятилетия. Становление «биполярной» системы в международных отношениях

Вопросы для обсуждения

1. Коренные изменения в мире после Второй мировой войны. Вели­кие державы и проблемы послевоенного мироустройства.

2. Начало «холодной войны». Современная отечественная и зарубежная историография о при­чинах, характере и целях «холодной войны».

3. Европейская политика США: от доктрины Трумэна к созданию НАТО.

4. Военно-политическое противостояние Запада и Востока в 50-х-6о-х гг.

«Карибский кризис» и его уроки.

Доклад или реферат

1. Создание ООН и его деятельность

 

Источники и литература

История внешней политики СССР. – М., 1981. Т.2. (каб. 204)

Заевский В. Необходимость перемен в ООН //МЖ- 2005, №9.

Корниенко Г.М. Новое о Карибском кризисе //ННИ- 1991, №3

Микоян С. Вспоминая Карибский кризис //МЭМО - 2003. №1.

Международные организации системы ООН: Справочник. - М., 1990.

НАТО: Справочник. - М., 1994.

Организация Объединенных Наций: Краткий справочник./ Под ред.

В.Петровский – М, 1980.

Печатнов В.О. США: скрытые дебаты по «русскому вопросу» в 1945

г. //ННИ – 1997, №1.

Поклад Б.И. Карибский кризис. Нью-йорский диалог//МЖ-1992, №11/12.

«Холодная война»// Родина. Спецвыпуск. – 1998, № 8.

Чубарьян А.О. Новая история «холодной войны» //ННИ – 1997, № 6.

Трояновский 0.А. Карибский кризис - взгляд из Кремля //МЖ-1992, №3/4.

 

Методические советы

Данная тема является ключевой в понимании тех перемен, что после­довали за разгромом гитлеровской Германии и окончанием Второй ми­ровой войны. Цель занятия - на основе изучения документальных мате­риалов, научной литературы углубить и расширить знания по проблемам послевоенного мироустройства, становления новой системы в между­народных отношениях в условиях «холодной войны».

На занятиях анализируются решения Парижской мирной конферен­ции, сессий СМИД, освещается начальный период в деятельности ООН. Следует выявить, какие международные вопросы и почему стали пред­метом острых разногласий между участниками антигитлеровской коа­лиции. Ее распад привел к опасному противостоянию Запада и Востока, «холодной войне» в международных отношениях. История «холодной войны» занимает важное место в современных исследованиях. Студенты, познакомившись с рекомендованной литературой, должны проанализи­ровать имеющиеся оценки и подходы различных авторов к причинам, характеру, содержанию и целям в «холодной войне», показать позиции главных государств, прежде всего США и СССР. Следует обратить внимание на содержание выступлений президента США Г. Трумэна, других американских политиков, на фултонскую речь У. Черчилля. Имеющиеся на сегодня документальные материалы позволяют всесторонне пока­зать содержание европейской политики США, создание военно-полити­ческого блока НАТО.

Раскол и начавшаяся «холодная война» привели к формированию «биполярной» системы, в которую оказались встроен­ными и международные организации, и, прежде всего, ООН. На занятии студенты знакомятся с процессом образования и началом деятельнос­ти ООН, для этого следует привлечь Устав ООН, определить цели и принципы в деятельности этой универсальной международной органи­зации, ее структуру. На занятии следует обосновать вывод о последовательной борьбы за мир и действенной системы коллективной безопасности, вставших перед человечеством в качестве первоочередной задачи в середине XX века.

При подготовке к занятию следует учитывать, что многие вопросы и проблемы остаются до сих пор малоизученными и дискуссионными, несут на себе отпечаток идеологического противостояния времен «хо­лодной войны».

 

Тема 2 .От биополярной системы мира к однополярной

 

Вопросы для обсуждения

1.Разрядка международной напряженности, ее причины. Хельсинское соглашение

2.США и СССР. Причины обострение международных отношений на

рубеже 70-х -80-х гг.

3. М. Горбачев и «новое политическое мышление». Начало переговорного

процесса лидеров сверхдержав.

4. Распад социалистического лагеря и СССР. Изменение военной и

внешнеполитической стратегии США.

 

Доклад или реферат

Глобализация в современном мире.

Источники и литература

Богатуров А.Д., Кременюк В.А. Российско-американские отношения: между

конфронтацией и партнерством //США - 1996, № 7.

Блэкер К (США). Россия и Запад //США- 1998, № 11.

Галкин А.А. Глобализация и политические потрясения XXI века //Полис -2005, №4.

Джонстон Д. (США). Почему Америка должна «служить» мировым

лидером //США -1999, №7.

Дубинин Ю.А. Хельсинки- 1975. Детали истории //ВИ- 1995, №11/12.

История США. – М., 1987. Т4. Гл.9-11.

История дипломатии. – М., 1979. Т.5. Гл.4-5.

Кувалдин В. Горбачёв и его внешняя политика //МЭМО - 2005, №11.

Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации//МЭМО- 2002, №1-2.

Лейк Э. (США). Новая стратегия США: от «сдерживания» к расширению //

США - 1994, №3.

Минкина И.Ю. Глобальное лидерство США и его влияние на международные

отношения //США - 1999, №7.

Салмин А.М. Россия, Европа и новый мировой порядок //Полис -1999, №2.

Савельев В.А. США - ЕС- Россия //МЖ – 1997, №9.

Уткин А. И. -Американская стратегия для XXI века // США –Канада - 1999, №7.

Тредденик Д. Глобализация, международная безопасность и НАТО //США-

Канада – 2004, №3.

 

Методические советы

Ракетный кризис, разразившийся осенью 1962 г. между СССР и США,

можно считать поворотным пунктом в истории современного мира. Он способствовал осознанию обеими противоборствующими сторонами возможных катастрофических последствий применению ядерного оружия и необходимости предотвращения ядерной катастрофы. Поэтому со значительной долей уверенности можно сказать, что именно этот кризис положил начало тем процессам, которые стали известны под названием разрядки международной напряжённости. Студенты должны рассмотреть вехи этого процесса, вершиной которой стало подписания Заключительного акта по безопасности и сотрудничесству в Европе.

В конце 60-х гг. начались и американо-советские переговоры об ограничении стратегических вооружений, заметно расширились политические, экономические и научно-культурные связи между двумя супердержавами. Необходимо, на конкретных фактах, показать эти позитивные изменения, но в то же время, выявить и упущенные возможности процесса разрядки, которые, в конечном счете счёте, привели к новому витку гонки вооружения в начале 80-х гг. Зарубежная историография, в качестве причины обострения отношений между Западом и Востоком, называет ввод советских войск в Афганистан, необходимо привести доводы «за» и «против». Особенно студенты должны подробнее остановиться на событиях 1983 г., когда силовая политика супердержав достигла наивысшего накала.

Кардинальные изменения в системе международных отношений произошли со сменой руководства в СССР в 1985 г. На семинарском занятии нужно выявить комплекс причин, которые побудили М.С. Горбачева отказаться от противостояния со странами Запада и проанализировать программу «новое политическое мышление». Переговоры между СССР и США во второй половине 1980-х гг. проходили по тернистому пути, тем не менее, во время встречи М. Горбачёва и Дж.Буша в 1989 г. де-факто был зафиксирован окончательный конец «холодной войны».

Распад социалистического лагеря резко изменил конфигурацию геополитических сил и привёл к формированию единополярного мирового порядка во главе с гипердержавой – США. Претерпела изменения и внешнеполитическая концепция Соединённых Штатов, которая вызывает озабоченность во многих странах, в том числе и среди союзников США по НАТО. Студенты должны проанализировать сложившуюся новую конфигурацию на мировой арене и попытаться осмыслить перспективы развития системы международных отношений.

 

 

Тема 3. Интеграционные процессы в Западном мире во второй половине XX века

Вопросы для обсуждения

1.Европейское сообщество - 50 лет истории: успехи и трудности.

2. ЕС и Россия: характер и содержание взаимоотношений.

4.Образование НАТО и его деятельность в период «холодной войны».

5.Принятие новой стратегии НАТО. Расширения Альянса на Восток и позиция

России

 

Доклад или реферат

1. США и ЕС: общее и различное.

 

Источники и литература

Борко Ю. Расширение и углубление европейской интеграции //МЭМО – 2004, №7.

Давыдов Ю.П. Россия и НАТО: в поисках перспективы // США - 1999, №1.

Исраэлян В.Л., Энтин Дж. Дискуссия о расширении НАТО // США -1997, № 9.

Иноземцев В., Кузнецова Е. Возвращение Европы. Объединенная Европа на пути к

лидерству в мировой политики //МЭМО – 2002, №4.

Иноземцев В., Кузнецова Е. Возвращение Европы. В поисках идентичности:

европейская социокультурная парадигма //МЭМО – 2002, №6.

Иноземцев В.Л. США и ЕС в новом столетии: союзники и соперники //США-

Канада – 2002, №9,10.

Иноземцев В.Л, Почему ненавидят Америку «история болезни» или «болезнь

истории» //США-Канада – 2003, №7.

Злокозова Н. Расширение ЕС: за и против с позиции его членов//МЭМО – 2004, №1.

Иванов П. Трансформация НАТО: век нынешний и век минувший //МЭМО – 2003, №1.

Казанцев Б.Б. Новая стратегия НАТО вызывает серьезную озабоченность //МЖ –

1999, №2.

Казанцев Б. Б. Почему в Москве против расширения НАТО //МЖ-1998,№4.

Кэмэрон Ф. Америка глазами европейцев//МЖ – 2005, №1.

Островская Е. и др. Евросоюз//МЭМО – 2002, №8.

Приходько О.В. Какая Европа нужна США //США-Канада – 2006, №2.

Пляйс Я.А. Россия и Европа: зачем мы нужны друг другу //Полис - 2000, №6.

Скоров Г. Россия-Евросоюз: вопросы стратегического партнёрства //МЭМО – 2005, №3.

Срежнёва М. Культура европейской политики //МЭМО – 2002, №3.

 

Методические советы

Европейская идея о единстве государств и народов имеет давнюю историю. В XX веке было несколько попыток объединить Европу, но желаемого результата они не принесли. И лишь после окончания «хо­лодной войны», в конце XX века, стали складываться предпосылки для «единой Европы». На занятии, опираясь на ранее изученный материал, можно показать эволюцию европейской идеи на разных этапах европей­ской истории. Далее следует обосновать исходные причины и факторы, которые положили начало интеграционным процессам в Западной Европе. Нормализация отношений между Францией и Западной Германи­ей после Второй мировой войны способствовала сближению экономи­ческих интересов ряда государств Западной Европы. В марте 1957 г. Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург - «шестер­ка» - заключили Римский договор о создании «общего рынка». Необхо­димо привлечь этот договор, раскрыть его содержание, дать толкова­ние термину «экономическая интеграция». Далее следует остановиться на структуре ЕЭС, охарактеризовать его институты, их функциональ­ную деятельность. Западноевропейской экономической интеграции При­сущи две тенденции: одна - постоянное расширение членства в ЕС, другая - углубление содержания интеграционных процессов. Обе эти тенденции следует рассмотреть на конкретном материале.

На пути к «единой Европе» в рамках ЕС приходилось преодолевать немалые трудности. Противники западноевропейской интеграции из стран социализма вообще считали, что рыночная экономика несовмес­тима с интеграцией, так как никогда не удастся согласовать интересы крупных монополистов из разных стран. Следует обратить внимание на те новые моменты в функционировании ГМК в 1970-1980-х гг., которые содействовали интернационализации капитала. Интеграционные процес­сы расширяли возможности западноевропейцев в области культуры, туризма, спорта. Со временем переставал быть существенной прегра­дой языковой барьер. Вместе с тем, а на это следует обратить внима­ние, Европейское сообщество развивалось крайне неравномерно. По словам многолетнего председателя Европейской комиссии ЕС Ж. Делора, сказанных им в 1991 г., лишь первые десять лет отличались дина­мизмом, затем Сообщество не менее пяти лет пребывало в кризисе и еще 19 лет в застое. Попытайтесь обосновать приведенную Делором «периодизацию».

Значительным шагом в углублении экономической интеграции ста­ла встреча глав стран и правительств - членов ЕС - в декабре 1991 г. в голландском городе Маастрихте, на которой удалось договориться о «расписании движения» европейского единства до конца XX века и даль­ше. Документальные материалы и публикации историков, экономистов и политологов дают возможность проследить за реализацией Мааст­рихтских соглашений, где главным было создание валютного союза, т. е. переход на единую валюту «евро». Необходимо дать социально-экономическую характеристику странам - членам ЕС: уровень инфля­ции, сумма государственного долга, уровень дефицита госбюджета, со­стояние на рынке труда, а так же показать трудности европейской интеграции.

Помимо экономической интеграции в Европе, что напрямую связано с ЕС, развиваются политические и военные связи. Происходит унифика­ция правовых, культурных, потребительских норм. В то же время, сохраняются и серьёзные трудности в связи с расширением ЕС. События 2005 г. стали тому подтверждением. Можно так же отметить, что всевозрастающее единство Европы серьезно беспокоит США, стремя­щихся сохранить свое лидерство в мире. В свою очередь европейцы все чаще заявляют о своём дистанцировании от политики Вашингтона. На этом фоне достаточно позитивно складываются отношения ЕС и России, хотя имеются и серьёзные трудности, в частности «чеченская проблема». В то же врем, стороны понимают, что без координации своих действий будет трудно бороться с с глобальными проблемами. Несомненно, что в XXI веке европейским государствам не раз придется соотносить свой выбор с реалиями мировой глобализации.

Тема 4. Неоконсервативный поворот в странах Западной Европы и США.

Вопросы для обсуждения

1. Социал-демократическая модель общественного развития

2.Либеральная модель общественного развития

3.Типология современного консерватизма и его экономическая сущность.

4. Неоконсервативный поворот в странах Западной Европы и США.

 

Доклад или реферат

1. Р. Рейгана и «рейганомика»

 

Источники и литература

Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятия и типология (историографический обзор)

// Полис-1995, №4.

Гаджиев К.С. Либерализм: история и современность//ННИ -1995, №6 .

Громыко А. Победа и поражения современной социал-демократии //Полис - 2000, №3.

Дьюи Нибур. Профили нового либерализма //Полис- 1994, №3

Коломийцев В. «Демократический социализм»: теория и практика //Диалог - 1997, №9.

Любин В. Европейские левые: дискуссия о проблемах и перспекти­вах //МЭМО – 1999, № 7.

Перегудов С.П. Неоконсервативная модель общественных отношений //

МЭМО -1990, №11

Перегудов С. Западная социал-демократия на рубеже веков//МЭМО – 2000, №6,7.

Рахшмир П.Ю. Эволюция консерватизма в новое и новейшее время//ННИ- 1990, №1 .

Рахшмир П. Американские консерваторы и Европа //МЭМО – 2004, №7.

Рахшмир П. Консерватизм и либерализм: метаморфозы консенсуса //Полис – 2005,

№5.

Рормозер Г., Френкин А. Консервативная революция //Полис -1992, №1-2

Современная социал-демократия: словарь - справочник. - М., 1990

Шапиро А. Введение в типологию либерализма // Полис -1994, №3.

 

Методические советы

Данная тема является одной из центральных в курсе новейшей ис­тории стран Европы и Америки. Целью семинара является чёткое понимания студентами особенностей социал-демократической, либеральной и неоконсервативной моделей общественных отношений. Основное внимания нужно сосредоточить на неоконсервативном повороте, к которо­му перешли западные страны с конца 1970-х гг. Истоки и причины это­го явления, приобретшего с течением времени глобальный характер, следует искать в самой капиталистической системе, столкнувшейся с серьезными проблемами в начале 1970-х гг. Крах Бреттон-Вудской финансовой системы, всеобщий кризис 1973-1975 гг., новые веяния в НТР (начало «второй» НТР), продолжающаяся «холодная война» и соперничество со странами социализма - вот неполный перечень тех проблем, которые Запад должен был решить посредством перехода в постиндустриальную фазу развития.

Неоконсервативный поворот, прежде всего, связан с существенными политическими сдвигами, приходом к власти правых сил. В Великобри­тании в 1979 г. к власти приходит консервативная партия во главе с ее лидером М. Тэтчер, ставшей символом новых веяний в «застойной» жиз­ни английского общества. Британская «перестройка» позволила Вели­кобритании выйти из экономической и социальной депрессии. Но появились новые про­блемы, критической оставалась безработица, росла коррупция, преступ­ность. Отсюда и недовольство М. Тэтчер, ее неожиданная отставка в ноябре 1990 г., попытки в дальнейшем смягчить политику «жесткой эко­номики».

В США неоконсервативный поворот связан с Р. Рейганом, ставшим президентом в 1980 г. и переизбранным на этот пост спустя четыре года. Будучи жестким политиком, последовательным антикоммунистом и при­верженцем консервативной религиозной морали, Рейган в экономической жизни был безусловным либералом, активным сторонником идей моне­таризма и свободного рынка. Рейган был противником го­сударственного регулирования экономики, широких социальных про­грамм, профсоюзов, видя в них тормоз на пути модернизации экономики. На занятии можно заслушать реферат о личности Р. Рейгана. Неотъемлемой частью неоконсер­вативного поворота в странах Запада стала жестокая внешняя полити­ка, стимулирование гонки вооружений, разжигание вооруженных конф­ликтов в различных регионах мира. Перемены наступили лишь с началом «перестройки» в СССР.

Особенностью неоконсервативного поворота во Франции стало то, что ему предшествовал так называемый «левый эксперимент», прово­димый президентом Ф. Миттераном и правительством левых партий. Необходимо обратить внимание на то, что основной целью «левого экс­перимента» было провозглашение «разрыва с капитализмом». Однако с марта 1983 г., с появлением «плана Делора», начинается переход на неоконсервативные позиции. Франция, глубоко интегрирован­ная в западные структуры, должна была подстраиваться под общий курс и проводить согласованную политику со своими партнерами по ЕС.

Свои особенности имел неоконсервативный поворот в Западной Гер­мании, где в сентябре 1982 г. распалась прежняя коалиция и к власти пришли консервативные партии ХДС/ХСС. Традиционная социал-демок­ратическая модель регулирования экономики к этому времени себя полностью исчерпала. Предпринимательские круги требовали большей свободы, что могли сделать ХДС/ХСС в силу своих тесных связей с круп­ным капиталом. Прежняя модель оказалась не в состоянии обеспечить рост материального благосостояния, решить проблему массовой без­работицы. Кабинет Г. Коля отказался в целом от политики «жесткой экономики», социальные программы в ФРГ были сохранены. Рост про­изводства был обеспечен главным образом за счет интенсивного вне­дрения новых технологий, повышения производительности труда, со­хранения за государством регулирующей роли в структурной перестрой­ке. На занятии следует показать роль ФРГ в осуществлении западноев­ропейской интеграции, а также закрепление ФРГ на рынках восточноев­ропейских стран, что обеспечивало в 1990-х гг. стабильность в экономи­ческом развитии.

В Италии становление неоконсервативной модели проходило в ост­рополитической борьбе, что объясняется особенностями ее партийно-политической системы, которая не соответствовала новой фазе индуст­риального развития. Следует проанализировать результаты парла­ментских выборов 1933 г. и программу кабинета социалиста Б. Кракси. Ее осуществление стало медленным продвижением Италии по пути модернизации экономики и общества. Правительство Кракси пыталось сохранить приверженность «социальной справедливости», но со вре­менем его курс стал склоняться к политике «жесткой экономики»: сокращение социальных расходов, частичная реприватизация соци­альных служб, распродажа некоторых госпредприятий и банков а част­ные руки. Отсутствие возможностей для широкого маневрирования меж­ду интересами предпринимателей и требованиями трудящихся, которые активизировали в эти годы свои выступления, не позволило правитель­ству Кракси задействовать полностью монетаристские рычаги. Тем не менее в 1984-1987 гг. удалось добиться снижения инфляции и экономи­ческого роста. Причем по ряду показателей Италия опередила Вели­кобританию и Францию. Однако политическая нестабильность помеша­ла закрепить позитивные сдвиги в экономике.

Подводя итоги неоконсервативного поворота в странах Запада, сле­дует подчеркнуть, что он вышел за рамки политической модификации. Это подтвердили перемены в ведущих консервативных партиях. Наи­более существенными стали сдвиги, произошедшие в сфере экономики и социальных отношений. Реализация монетаристской доктрины и ре­шительный отказ от прежних кейнсианских способов регулирования привели к закреплению лидерства западных стран в мировой цивилиза­ции, что явилось главным итогом XX века.

Тема 5. Социальная и национально-расовая политика в США и в ведущих странах Западной Европы.

Вопросы для обсуждения

1. Социальная политика в странах ЕС.

2. Как живут и работают американцы.

3. Национальный вопрос и сепаратистские тенденции в Великобритании Испании, Франции и Италии.

4. Национальные и расовые проблемы в США.

Доклад или реферат

1. Проблема эмигрантов в странах Запада.

 

Источники и литература

Антропов В. Модели социальной защиты в странах ЕС //МЭМО – 2005, №11.

Богатырев С. Сепаратизм в Европе: Бельгия, Испания, Италия // Эхо планеты - 1996,

№43.

Васильев В.С. «Эра неравенства» в распределении личных доходов в США //США-

Канада – 2004, №7.

Варивончик И.В. Страна пригородов: «американская мечта» сегодня ////США-

Канада – 2004, №7.

Владимирович А.Л. Джеймс Болдуин: что значит быть черным американцем// США

- 1993, №12.

Волкова Г. Баскский терроризм и политика регионального автономизма в Испании //МЭМО - 2002, №2.

Иноземцев В. Возвращение Европы. В авангарде прогресса: социальная политика//

МЭМО – 2002, №2.

Зайченко А.С. Социальное обеспечение: пенсии, льготы, пособия //США - 1989, №3.

Мадиевский С. Социальная помощь в Германии //МЭМО – 2003, №10.

Лебедева Л.Ф. Государственная политика социальной защиты населения в США //

США - Канада -2005, №2,3.

Лапицкий М.И. Американская деловая культура //США- Канада – 2004, №6.

Никитин С. и др. Социальные налоги: опыт Запада //МЭМО – 2003, №4.

Нитобург Э.Л. (США). Афроамериканцы и американские евреи: от общности

интересов к конфликту // США-1996, №10.

Разумнова И.И. Американский средний класс в условиях регулирования экономики//

США – Канада – 2004, №4.

Смит Ли (США). Как живет средний американец // США- 1992, №3.

Шевлягина Е.А. Изменение в структуре питания населения США // США-1998, №8.

Эванс Г. (Великобритания). Ненасильственный национализм: о национальной

Проблеме Уэльса //Дружба народов - 1992, №2.

 

Методические советы

Характерной чертой государственно-монополистического капитализ­ма в ведущих странах Запада с 50-х гг. XX века стало формирование эффективной социальной политики, направленной на повышение уров­ня жизни, сокращение безработицы, на предотвращение и преодоление разного рода конфликтов, возникающих между различными социальны­ми группами и слоями. Проводниками такой политики чаще всего высту­пали левоцентристкие партии: в Великобритании - лейбористы, в ФРГ - социал-демократы, во Франции - социалисты. В США, социальные преобразования начались, когда у власти находилась демократическая партия. Администрация президентов Кеннеди-Джонсона выс­тупила с широкой социальной программой, предусматривавшей ликви­дацию бедности как социального явления и достижения т. н. «великого общества». Имеющиеся литература позволяет подробно осветить содер­жание этой программы, а так же рассмотреть эволюцию социальной политики до наших дней.

В Великобритании в 1964 г. к власти пришло очередное лейбористс­кое правительство во главе с лидером партии Г. Вильсоном. Внутрен­няя политика его кабинета приобрела явный социал-реформистский характер. Следует раскрыть ее содержание, особенности и отличия от политики консерваторов. В 1965 г. английский парламент впервые при­нял пятилетний национальный экономический план, что свидетельство­вало об усилении роли государства в экономике. На занятии необходи­мо рассмотреть «политику доходов и цен», содержание «Декларации о намерениях», характер взаимоотношений с тред-юнионами. Социальную политику лейбористов следует рассматривать с учетом всей внутрен­ней и внешней политики Великобритании в данный период, ее связей с США и Западной Европой.

Особенностью развития Франции в 1960-х гг. было становление Пя­той республики, что тесно увязывается с деятельностью ее первого пре­зидента генерала де Голля. Следует дать исчерпывающую характерис­тику социально-экономическому положению страны, проанализировать проблемы, которые пришлось решать французскому правительству. «Голлистское десятилетие» стало одним из лучших в послевоенной ис­тории Франции, однако принятие социальных программ явно отставало от тех перемен, что наблюдались во французском обществе под влия­нием НТР. Не случайным стал рост недовольства среди молодежи и студентов, чей социальный статус игнорировался голлистскими полити­ками. Необходимо всесторонне осветить майско-июньский кризис 1968 г., используя для этого исследования отечественных и зарубежных ав­торов. Следует показать, как эти события повлияли на дальнейшее раз­витие Франции.

Важным представляется анализ внутренней политики социал-либеральной коалиции в ФРГ, возглавляемой в 1970-х гг. В. Брандтом, а после его отставки -Т. Шмидтом. СДПГ пришла к власти в 1969 г. в условиях экономического спада и роста недовольства трудящихся. Пре­жняя модель социально-рыночной экономики, надежно работавшая до этого, явно нуждалась в модернизации. Правительство, не отказываясь от ее основ, стремилось внедрить элементы государственного регули­рования и планирования. Еще одной из неотложных задач правитель­ства стала разработка социального законодательства в целях закреп­ления участия трудящихся в управлении производством. На первом этапе правительству удалось добиться положительных результатов, но кризис 1973-1975 гг., поразивший практически все страны Запада, свел на нет социальные достижения кабинетов Брандта-Шмидта. Рост инф­ляции и безработицы в сочетании с экономическим застоем надолго поразил западногерманское общество.

Особенностью внутренней политики правящих кабинетов в Италии было то, что страна в начале 1960-х гг. переживала «экономическое чудо», что позволяло проводить политику лавирования между интере­сами предпринимателей и требованиями трудящихся. Но политическая нестабильность не позволяла разработать социальную политику в дол­госрочном плане. К концу 1950-х гг. начинается переход к «левоцент­ризму», когда ХДП заключает союз с социалистами. Следует рассмот­реть программу левоцентристской коалиции, правившей в Италии до середины 1970-х гг., выявить пределы социальной политики, показать особенности рабочего движения и стачечной борьбы.

 

Тема 6 . Страны Запада в мировой цивилизации

Вопросы для обсуждения

1. Формационный и цивилизационный подходы в курсе новейшей истории.

2. Современная западная цивилизация: трактовки, критерии, основ­ные ценности.

3. НТР и её влияние на социально-экономическое развитие западного общества.

4. Перспективы и пределы западной цивилизации в XXI веке.

 

Доклад или реферат

1. Запад и Восток: реалии и перспективы взаимоотношений.

 

Источники и литература

Барг М.А. О категории «цивилизация» //ННИ – 1990, № 5.

Васильчук Ю.А. Эпоха НТР: конвейерная революция и государство //Полис - 1996,

№3.

Васильчук Ю.А. Эпоха НТР: «Экономическое чудо» как воплощение мировой

Культуры //Полис -1996, №6.

Доган М. (Франция). Падение традиционных ценностей в Западной Европе: религия, государство-нация, власть //МЭМО – 1999, № 12.

Иноземцев В. Технологический процесс и социальная модернизация в XXI столетии //Полис - 2000, №6.

Ионов И.Н. Теория цивилизации на рубеже XXI века //ОНС – 1999, №2.

Неклесса А. Конец цивилизации, или конфликт истории//МЭМО- 1999, №3,5.

Орлов Б. «Европа с человеческим лицом» //МЭМО - 2005, №12.

Переосмысливая грядущее. Перспективы и противоречия современ­ного развития в ответах ведущих американских социологов //СМ – 1998, №12.

Рашковский Е. Европа: внутренний облик и глобально историческая динамика //МЭМО - 2005, №12.

Соколенко Ч. Цивилизационный экспансионизм атлантизма//МЖ – 1999, №5.

Стечин B.C., Толстых В.Л. Демократия и судьбы цивилизации //ВФ – 1996, №10.

Уткин А. Геоструктура грядущего века //СМ – 2000, № 1.

Фукуяма Ф. Конец истории? // ВФ – 1990, № 3.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //ПОЛИС – 1994, № 1.

Черняк Е.Б. Цивилизации и революции //ННИ – 1993, № 4.

Методические советы

Данная тема является заключительной в курсе новейшей истории развитых стран Запада. На занятии следует обсудить общетеоретичес­кие и методологические проблемы изучения новейшей истории, обосно­вать необходимость применения формационного и цивилизационного подходов к анализу развития стран Запада после Второй мировой войны. Используя изученный ранее материал, дать общую характеристику эко­номического и социально-политического состояния западных стран, от­метив, прежде всего, те новые черты государственно-монополистичес­кого капитализма, которые сформировались под воздействием НТР, интеграционных процессов, новых экономических доктрин о роли рынка и капитала в постиндустриальном обществе.

Устойчивое экономическое и политическое развитие стран Запада после Второй мировой войны позволило им приобрести столь же устой­чивые и привлекательные черты, которые в современной литературе заявлены как «ценности западной цивилизации» (технический прогресс, рыночная экономика, парламентская демократия, высокий уровень по­требления, права и свободы человека). Именно в этом страны Запада имели неоспоримое преимущество перед другими стра­нами. Бесспорное лидерство все эти годы в западном мире занимали США. Следует дать трактовку современного американского общества, опираясь на аналитические исследования известных зарубежных и оте­чественных историков, политологов и футурологов. Западная цивили­зация несет в себе и немало разрушающих элементов по отношению к природе, человеку, культуре. Достигнув прогресса на основе ресурсо-потребляющей технологии, она в своем развитии имеет и естественные пределы, о чем неоднократно отмечалось в докладах Римского клуба.

На занятии следует показать состояние общественной и исторической мысли, раскрыть сущность таких вошедших в научный и политический оборот категорий, как «ко­нец истории», «столкновение цивилизаций», «мировая цивилизация», «информационное общество» и других, отражающих состояние совре­менного развития. При обсуждении темы следует остановиться на роли и месте церкви и религии в странах Запада. Многие проблемы западно­го общества, упадок нравственности и морали, культуры, традиций, рас­пад семьи вызваны ослаблением христианства, забвением его основ­ных догм, распространением чуждых европейцам сект и верований. На занятии можно заслушать вопрос о взаимоотношениях Запада и Вос­тока, о влиянии и проникновении различных цивилизаций, культур, тра­диций. Учитывая дискуссионность большинства обсуждаемых проблем, занятие можно провести в форме диспута или студенческой конферен­ции.

Тема 7.Особенности политического и социально-экономического развития стран Латинской Америки во второй половине XX – начале XXI века.

Вопросы для обсуждения

1.Основные тенденции в развитии Латинской Америки после Вто­рой мировой войны.

2.Революционные процессы в Латинской Америке в 1960-1980-е гг.: социально-экономические преобразования – общее и особенное.

3. Бразилия и Аргентина в конце XX – начале XXI вв.

4. Социальные проблемы в латиноамериканских странах на рубеже веков.

Доклад или реферат

1. Латинская Америка в условиях мировой глобализации.

 

Источники и литература

Бразилия: реформы и прогресс. Структурные преобразования пере­ходного периода в государствах-гигантах: опыт Бразилии и возможности его использования в России. - М., 1997.

Виландт Г. Латинская Америка: сегодняшний день и перспективы //МЭМО - 2005, №2.

Кауфман Р. (США). Латинская Америка: новые вызовы //МЭМО- 1998, №4.

Красильщиков В. Латинская Америка в постиндустриальном мире // МЭМО – 1999, № 9.

Красильщиков В. Развитие России и стран Латинской Америки: факторы сходства и различия //МЭМО - 2004, №4.

Майданик К. Латиноамериканская цивилизация в глобализирующеся мире //МЭМО - 2003, №5.

Мазин А. Куба: пророчества и реалии //МЭМО - 2002, №10.

Романова 3.И. Меняющаяся Латинская Америка на исходе столетия //МЭМО - 1995. N9 5.

Романова З.И. Латинская Америка в поисках безопасной экономики // МЭМО - 2003, №11.

Романова З.И. Латинская Америка в глобальной системе мирохозяйственных связей //МЭМО - 2002, №4.

Романова З.И. Латинская Америка: комплекс финансовых проблем //МЭМО - 2000, №10.

Рашковский Е. Латинская Америка: В поисках собственной судьбы //МЭМО - 2003, №5.

СтрогановАЛ. Новейшая история стран Латинской Америки. - М., 1995.

Сизоненко А. От Горчакова до Примакова (200 лет российского МИДа и отношения с Латинской Америкой) //МЭМО - 2002, №9.

Черкасова Е. Процесс над Пиночетом: к вопрсу о «просвященном авторитаризме» //МЭМО - 2000, №1.

Шокина Ч.Е. Хуан Доминго Перон //ВИ -. 1995, № 1.

 

Методические советы

Незавершенность буржуазно-демократических преобразований нак­ладывала отпечаток на развитие стран Латинской Америки в послевоен­ное время. Несмотря на имевшие место различия, перед большинством стран стояли следующие задачи: завершение индустриального этапа, решение аграрных проблем, осуществление демократических преобра­зований, обретение полной экономической и политической независимо­сти. Так как во многих латиноамериканских странах у власти находи­лись авторитарные, диктаторские режимы, то революционный путь представлялся единственно возможным в достижении поставленных целей. На занятии рассматриваются революционные процессы на Кубе, в Чили, Никарагуа, оказавшие большое воздействие на собственное развитие и на развитие всей Латинской Америки.

Студенты должны показать знание фактического материала, выя­вить особенности революционных процессов, охарактеризовать движу­щие силы и политических лидеров. Показывая развитие революции на Кубе, необходимо подчеркнуть, что ею завершался длительный, сто­летний этап национально-освободительной борьбы против американс­кого империализма. Победа повстанческих армий в январе 1959 г, на Кубе является частью общей борьбы народов Латинской Америки за свободу и независимость. Следует объективно подойти к проблеме вы­бора пути развития. Куба встала на путь строительства социализма в иной обстановке и при иных условиях, чем страны Восточной Европы. Уместным будет обращение к личности Ф. Кастро, его эволюции от моло­дого революционера-демократа до авторитарного правителя, стяжавше­го признание во многих странах мира. Победа кубинской революции и социалистический выбор оказали влияние на рост социальной борьбы в Латинской Америке.

События в Чили достаточно хорошо изучены. Следует проанализиро­вать положение накануне прихода к власти правительства Народного единства: действительно ли в стране наличествовала революционная ситуация? Далее рассмотреть программу правительства С. Альенде, во многом привлекательную для трудящихся слоев, но практически невы­полнимую. События в Чили нельзя рассматривать без учета внешних факторов: вмешательства США и участия ЦРУ в подготовке военного переворота, что подтверждается многими документальными материала­ми. Важным является вопрос об уроках чилийской революции, о ее по­следствиях (на основе новых публикаций).

Второй по длительности революционных преобразований в Латин­ской Америке является никарагуанская революция. Она имела ряд отличий от революций на Кубе и в Чили. Сандинистский фронт, ставший главной революционной силой, заявил о т. н. «третьем пути» для Ника­рагуа. Этому заявлению соответствовала и первоначальная программа правительства. Однако она не была реализована. Необходимо остано­виться на причинах гражданской войны, роли США в разжигании внут­реннего конфликта. Анализ политики сандинистского руководства по­казывает, что были допущены существенные ошибки и просчёты как в проведении преобразований, так и в выборе формы власти. Революци­онная диктатура к концу 1980-х гг. утратила свою прежнюю социальную базу и не могла предложить стране и народу иной, кроме гражданской войны, альтернативы. Через выборы власть в Никарагуа перешла к цен­тристским либеральным силам.

Латинская Америка, несмотря на географическую удаленность от мировых центров, в 1970-1980-х гг. активно втягивается в общемиро­вые интеграционные процессы. Как и в других странах, главными явлени­ями последних десятилетий XX века стал переход к открытой рыночной экономике и парламентской демократии. Причем эти явления раз­вивались весьма своеобразно, что следует показать на примере кон­кретных стран. Так, в Чили неоконсервативный поворот в экономике начался в условиях диктаторского режима А. Пиночета, иначе было в Аргентине, Бразилии. Бесспорным фактом этого периода в развитии ла­тиноамериканских стран стал переход к демократии, что, правда, не при­вело к образованию устойчивых политических систем. Поэтому с тече­нием времени демократическая власть стала приобретать авторитарные черты. Следует показать это на примере правления А. Фухимори в Перу, К. Менема в Аргентине.

Технический прогресс в большинстве стран Латинской Америки не снизил остроты социальных проблем. Массовая безработица, нищета, преступность, наркомафия и другие подобные явления стали частью повседневной жизни латиноамериканцев. Вместе с тем следует отме­тить своеобразие культуры, обычаев, традиций, подчеркнуть возрож­дение цивилизационных основ в Латинской Америке. На занятии можно заслушать реферат о месте и роли стран Латинской Америки в совре­менном мире, о связях и взаимоотношениях с Россией, с другими стра­нами и регионами.

 

 

Принятые сокращения:

ВИ - Вопросы истории

ВИЖ - Военно-исторический журнал

ВФ - Вопросы философии

ВЭ - Вопросы экономики

ЛА - Латинская Америка

МЖ - Международная жизнь

МЭМО - Мировая экономика и международные отношения

НВ - Новое время

ННИ - Новая и новейшая история

ОНС - Общественные науки и современность

ПОЛИС - Политические исследования

СМ - Свободная мысль

СОЦИС - Социологические исследования

США: ЭПИ - США: экономика, политика, идеология

США - Канада: ЭПК - США - Канада: экономика, политика, культура

ФН - Философские науки

ЭП - Эхо планеты

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.