Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Художественная роспись ткани



Набивные ткани. Среди приемов украшения тканей существует ручной способ их орнаментации путем набивки. Первоначально этим занимались иконописцы - «травщики». Узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм. Доски с резным орнаментом изготовлялись из твердых пород дерева: березы, груши, клена, ореха. Русские набивные ткани можно разделить на белоземельные, фон которых оста­вался не закрашенным, и кубовые, название которых связано с приемом окрашивания тканей в кубах. Узор наносили мас­ляными красками вручную, с помощью кисточки и резерва. Затем ткань опускали в чан (или куб) с краской. Там, где не было резервирующего состава, ткань окрашивалась, затем просушивалась, а резервирующий состав смывали горячей водой, в результате нитками получался светлый узор на цвет­ном фоне.

В первой половине XIX в. русская набойка утратила черты самобытности. В 1828 г. в с. Иваново купцом Спири­доновым была установлена первая ситцепечатная цилиндри­ческая машина, положившая начало развитию ситцепечата­ния, которое постепенно оттеснило набойку.

Павловские платки и шали. Город Павловский Посад в Московской области является центром традиционного рус­ского текстиля. В XVIII в. крестьяне изготавливали здесь платки и сарафанные ткани, украшенные орнаментом из зо­лотых нитей. В 1812 г. зажиточный крестьянин из С.Павлова (впоследствии Павловский Посад) Семен Лабзин основал не­богатую шелкоткацкую фабрику, заложившую базу совре­менного производства платков и шалей. 1860 — 1880 гг. -время его формирования и расцвета. Изготовление и декорирование шерстяных тканей в Павловском Посаде базируется на древних традициях русской народной ручной набойки. Узорную ткань печатали при помощи досок - деревянных форм («манеры» или «цветки») с рельефным узором; для ка­ждой краски резалась своя «манера». Для платков со сложной композицией вырезали 40-60 форм, что превышало в два-три раза число использующихся красок.

Русские шали первой половины XIX века имели свои стилевые особенности. Композиционные решения были раз­нообразными; узорная кайма по краю с гирляндами цветов, чередующихся с красным, голубым и зеленым цветами. Гео-метризированные формы орнамента были лишены строгой схематичности. В узорах русских шалей мастера предпочита­ли чистые нежные тона красного, зеленого, синего, фиолето­вого, желтого цветов. Павловские мастера использовали не только белый фон, но и черный, синий, зеленый, желтый, красный. На контрастном фоне яркие цветы собирались в гирлянды или букеты, а иногда свободно размещались на пустом поле платка.

В XIX в. узорные платки и шали, которые в России но­сили и в крестьянской, и в городской среде, стали выполнять в костюме роль цветного акцента. В настоящее время в Пав­ловском Посаде применяют фотопечать, ручную набойку и набивку на плоскопечатных машинках. Ежегодно выпускает­ся более 200 видов шалей, платков, шарфов. Эту богатую коллекцию ежегодно пополняют изделия, которые создаются по новым рисункам художников.

Вышивка


Вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. Это искусство возникло в незапамятные времена и пере­давалось из поколения в поколение. С течением веков посте­пенно сложился традиционный круг узоров, характер рас­цветки, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки.

Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои узоры вышивальщицы знали наизусть, усваи­вая их и запоминая вместе с освоением самого процесса ис­полнения. Основные традиционные узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день.

Заслуженной славой пользуется русская народная вы­шивка. Она подразделяется на северную, вышивку средне­русской полосы и южных районов. Основным материалом, на котором русские женщины - вышивальщицы исполняли свои композиции, был крестьянский домотканый холст, так назы­ваемого полотняного переплетения.

На русском Севере - в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской областях, а также в Верхнем По­волжье преобладала строгая вышивка — белая по белому или двухцветная, красная с белым. Вышивка выполнялась льня­ными, шерстяными, шелковыми нитками, а также золотым шитьем, особенно на головных уборах. В северной вышивке на одежде и предметах домашнего обихода значительное ме­сто занимали сложные тематические рисунки. На шитых се­верных подзорах, особенно в XVIII в., можно видеть сложные жанровые сцены: замки с башнями, раскидистые деревья; ка­реты, запряженные горделивыми рысаками. Во многих се­верных народных вышивках встречается изображение барса с угрожающе поднятой передней лапой.

В узорах вышивок среднерусской полосы и юга преоб­ладали геометрические формы. При общем геометрическом строе орнамента эти вышивки отличались большим многоцветием. Техника выполнения этих вышивок была счетная:

роспись, крест, набор.

Владимирская народная вышивка. Издавна бытовала вышивка на владимирских землях. Наиболее крупными вы­шивальными промыслами во второй половине XIX в. во Вла­димирской губернии были мстерский и холуйский. К концу XIX в. вышивкой во Мстере занималось около 400 мастериц Большое развитие здесь получила белая гладь. Белой гладью вышивали белье, платки, полотенца. Работа владимирских вышивальщиц отличалась большой тонкостью исполнения и ценилась очень высоко. По мере развития техники и техноло­гии качество и внешний вид вышитых изделий становились на более высокий уровень. Стремясь к сохранению традиций, мастера промысла искали свой стиль, свой орнамент, форми­ровали свой ассортимент. Удивительные произведения владимирских вышивальщиц создаются с помощью незамысло­ватого инструмента - пяльцев, иглы и вышивальных ниток. Умелые и проворные руки рукодельниц выполняют в натяну­том полотне те дивные узоры, мимо которых нельзя пройти.

Народные мастера фабрики им. Н.К.Крупской в на­стоящее время продолжают традиции мстерской гладевой вышивки. Здесь распространена вышивка белой и цветной гладью. Белой гладью вышивают на белых тонких тканях:

креп-жоржете, маркизете, батисте - белыми нитками. Анало­гична белой глади специфичная для мстерской фабрики тех­ника вышивки «русская гладь». Это вышивка белыми нитка­ми по суровому полотну.

Другой разновидностью владимирской вышивки явля­ется «владимирский шов». Сочетание растительного орна­мента, выполненного выпуклой рельефной гладью, с про­зрачным геометрическим узором посредине цветов и частич­но выстроченным пространством фона, придает особую вы­разительность мстерской вышивке.

Наиболее распространенный мотив мстерской вышивки - цветок розы в окружении листьев и разнообразных цветов. Иногда растительные узоры дополняются изображением птиц, бабочек и т.д.

Цветная перевить. Цветная перевить как самобытный вид русской народной вышивки выполняется по продернутой сетке, перевитой цветными нитками. Места бытования - Ря­занская, Смоленская, Тульская, Калужская области Традици­онные виды орнамента цветной перевити - геометрический, растительный, антропоморфный. Малиновый оттенок с вкра­плением белого, синего, зеленого, желтого цвета - преобла­дающее колористическое решение цветной перевити Калуж­ской и Тульской областей. Цветовая гамма смоленской пере­вити - белоснежный фон с четким красным узором. Синие тона - традиционный колорит рязанской цветной перевити. Основной узор дополняют мережки. Лен - традиционный ма­териал для выполнения цветной перевити.

Золотошвечная вышивка Торжка. Город Торжок Твер­ской области — единственный в России крупный центр золо­тошвейной вышивки. Эта вышивка прошла сложный путь развития, во многом отличающийся от других видов народ­ного искусства.

Золотным шитьем вышивали головные уборы, душе­греи, обувь, платки и т.д. Золотные нитки накладывают на ткань сверху и прикрепляют прочной ниткой. Такой нитью вышивают на плотных, тяжелых материалах: толстая шелко­вая ткань, бархат, сукно, шерсть, кожа, замша. Нитки - золотные и серебряные - различаются по виду и способу изго­товления (круглые, граненые, навитые на льняную, шелковую или бумажную основу). Орнамент в золотном шитье расти­тельный, геометрический и зооморфный, предельно обобщен. В настоящее время используется мишура с добавлением не­большого процента золота. В дополнение к вышивке приме­няются: канитель, блестки, бисер, искусственный жемчуг.

Литература

Алпатова И., Воронов М. Искусство керамики.-М., 1962

Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву.-М.,1970.

Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву.-М., 1997

Барадулин В.А. Художественная обработка дерева.-М.,1986.

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.-М., 1971.

Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка.- Л.,1975.

Богуславская И.Я. Русская народная вышивка.- М.,1972.

Богуславская И Я., Графов Б.В. Искусство Жостова.-Л.,1979.

Василенко В.М. Искусство Хохломы.-М., 1959.

Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по де­реву ХУ11-ХХвв.-М.,1960.

Василенко В.М. Русское прикладное искусство. — М.,1977.

Вишневская М. Хохлома.- Л., 1969.

Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные тру­ды.-М., 1972.

Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера.- М.,1993.

Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. -М., 1981.

Дмитриев Н.Г. Мстера рукотворная. Рассказы об искусстве лаковой миниатюры и ее мастерах. - Л., 1986. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л , 1986.

Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.,1980

Коновалов А.Е. Городецкая роспись. - Горький, 1988.

Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. - М., 1977.

Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины.-М.,1987.

Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дере­ву,-М.,1974.

Маслова Г.Е. Орнамент русской народной вышивки.-М.,1978.

Народные росписи Русского Севера: методика обучения народному орнаментальному искусству. Под рук. Шпикаловой Т.Я.-Ханты-Мансийск, 1999.

Некрасова М А. Народное искусство России. Народное творчество как мир ценности.- М.,1989 Некрасова М.А. Искусство Палеха. - М.,1966.

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры —М.,1983.

Некрасова М.А. Современное народное искусство. - Л. 1980.

Попова О.С. Русская народная керамика. - М., 1956. Рождественская С.Б. Народное искусство и народные ху­дожественные промыслы // Русские. - М., 1997.

Розова Л.К. Богородская игрушка и скульптура. - М.,1970.

Русское декоративное искусство от древнейшего периода до XVIII В.Т.1.-М, 1962.

Рысакова Б.А. Русское прикладное искусство Х-ХШ ве­ков.- Архангельск, 1971

Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: учебно-наглядное пособие для 1 класса, 2 класса. (80 таблиц и ме­тодических рекомендаций для учителя).- М., 1996,1997.

Шпикалова Т.Я. Методические рекомендации к серии слайд — фильмов «Дымковская игрушка», «Гжельская ке­рамика», «Жостовские подносы»,- М.,1992.

Якунина Л.И. Русские набивные ткани ХУ1-ХУП вв.- М., 1954.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.