Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЕРЕГИ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ



Данная группа оберегов рассматривается в пяти частях: человек, животные (хищники, грызуны, пресмыкающиеся), птицы, рыбы, насекомые (вместе с беспозвоночными).

 

 

ЧЕЛОВЕК

 

Кому-то может показаться противоестественным, что в качестве оберегов используются части человеческого тела. Те, кто изучал магию (хотя бы в историческом аспекте), этнографию, археологию, должны согласиться, что такое положение вещей было обычным делом. Поскольку магия восходит ко временам, когда человек сознавал свое единство с животным миром, то нет ничего странного в том, что с этой позиции человек подобен животному, равен ему. Поздний культ христианских святых зиждется как раз на вере в чудотворную силу человеческих останков. Помнится, у Вольтера была чернильница, сделанная из шейного позвонка короля Людовика какого-то. Так что ничему не удивляйтесь.

ВОЛОСЫ. Согласно сербским поверьям, волосы ребенка, родившегося без отца, имеют силу. Там рассказывали: «Как уходит человек на войну, так обязательно прядь возьмет, чтоб живым остаться. Такого, говорят, пуля не берет».

ГЛАЗ. Глаз мертвеца носили, чтобы стать невидимым.

ЗУБ. Под подушку подкладывают зуб умершего – от бессонницы и от запоя.

ЖИР. Запаленная свеча из жира мертвеца делает ее обладателя невидимым и погружает всех в доме в глубокий сон – мечта любого вора!

КРОВЬ. В Сербии в тайне от рекрута в его одежду зашивали кусок женской рубахи, испачканной месячными, чтобы защитить его от пуль. В Европе существовал обычай хранить тряпицы, пропитанные кровью казненных преступников – они приносят счастье в дом и удачу делу: булочники и пивовары окунали такую тряпку в тесто и пиво, купцы и трактирщики окунали тряпки в начатые бочки с вином – от того сильно возрастало число их клиентов; владельцы лошадей натирали такими тряпками своих животных, чтобы они были гладкими и блестящими; тряпка, на которой сохранилось несколько капель крови повешенного, охраняет вора от поимки.

КОСТИ. Кости из могил клали во двор для предотвращения падежей, против «коровьей смерти». Ископаемые останки в Сибири хранили в домах «для счастья» и успеха в деле.

ПУПОВИНА. Пуповину дитя сохраняют и, когда ему исполняется семь лет, дают ему ее развязать; если ребенок справился с задачей, значит «развязался» его ум; пуповину берут в училище, чтобы «задачи добрэ развязывать», в армию и на суд.

ПАЛЕЦ. Палец казненного преступника приносит счастье. Его кладут в конюшни для пользы лошадей, держат в бочке со спиртом – чтобы дело процветало и было много покупателей. Палец неродившегося ребенка клали на стол, чтобы усыпить хозяев; он делает человека невидимым; из него изготовляют свечу. Желавший стать колдуном, должен был отрезать палец от левой ноги умершей женщины, бывшей замужем.

«РУБАШКА» («Сорочка»). Плеву с последом закапывают под печь, чтобы принести дому удачу, помешать злу поселиться в доме, предупредить пожар. «Рубашку» брали в дальнее путешествие, в суд или на войну (для защиты от пули, чтобы вернуться целым и невредимым); держали при себе во время торговых сделок – для удачи; носили ее на шейном обереге – от болезней, на счастье; жених и невеста брали «сорочку» с собой на свадьбу, «чтобы избежать дурного чего».

РУКА. Рука мертвеца защищает от пули; воры используют мертвую руку (знаменитая «рука славы») для того, чтобы усыпить обитателей дома, «обводя» ею дом.

 

 

ЖИВОТНЫЕ

 

БАРАН. Бараньи бабки или лодыжки оберегают от ишиаса. Ставят на границах своих владений шесты с воткнутыми на них бараньими головами, обращенными на восток, для предохранения скотины от падежа. На Ярилин день на меже закапывали «бараний лоб» и кости – от града (Белоруссия).

БАРСУК. Полоски шкуры барсука пришивали на переносье конской узды, чтобы уберечь лошадь от порчи и сглаза.

БОРОВ (Свинья). Мошонка борова, привязанная к дверям конюшни, защищает лошадей от колдовства. Два кабаньих клыка, соединенные в виде полумесяца, вешали на коней, для защиты их от сглаза. Свиной хрящ кладут в колыбель, чтобы уберечь дитя от полудницы.

ВЕРБЛЮД. Книга «Лечебник»: «…от кикимор в доме положить верблюжью шерсть, когда суседка (тож кикимора) давит – лечба та же, шерсть с рясным ладоном клади под шесток».

ВОЛК. Высушенное волчье сердце носят, как оберег от разных болезней, как знак, придающий храбрость, а также дают носить больным эпилепсией. Волчий зуб помещают в кормушку для скота, чтобы скот не терял аппетит. Над колыбелью вешают волчий зуб – от босорки, от сглаза. Коготь волка зашивают в одежду ребенка – от сглаза; волчий зуб носят как амулет. Волчью голову насаживали на кол, воткнутый на пасеке, чтобы пчелы лучше роились и были защищены от дятлов и мышей. Чтобы уберечь пчел, на «леток» улья вешают когти и зубы волка, выставляют в пчельнике волчью голову; чтобы пчелы давали больше меда, их окуривали кончиком волчьего носа; чтобы пчелы были сильнее чужих пчел, вставляют в “леток” улья высушенную гортань волка.

Сквозь волчью гортань смотрят, чтобы вызвать у себя чувство ненависти. Волчий хвост носят при себе – от болезней, вывешивают его на конюшне – как оберег. Кусок волчьей кожи зашивают ребенку в шапочку, а коню в недоуздок. Кусок волчьей шкуры зашивают в одежду детям, страдающим эпилепсией (падучей). Если у женщины умирают дети, ей следовало носить пояс из волчьей кожи; воины, кидаясь в бой, надевали шапку или накидку из волчьей кожи.

Книга «Лечебник»: «А кто око волчье носит на себе под шапкою, не изымет того человека ни которая порча»; кто «носит на себе волчею ногу, в кожу зашив, к тому ж добро»; «Аще кто правое око вольчье носит на себе, то никакий зверь тебя не двигнет и разбой страшится и не видит его».

ВЫДРА. Яички выдры-самца носят как оберег от сглаза.

ЕЖ. Для защиты от богинок, давящих человека во сне, на ночь кладут на грудь шкурку ежа. Для отгона нечисти обивают шкуркой ежа топор, с которым ходят приглашать гостей на свадьбу (Словения). Сердце ежа носят как оберег от болезней, а морду ежа пришивают к шапке или к одежде на плече – от сглаза.

ЖАБА (ЛЯГУШКА). Лужичане, для защиты от ведьмы, мазали порог хлева жабьим жиром. Как оберег от лихорадки, в нашейном обереге носят засушенную голову лягушки. Носимая при себе жаба в роговой оболочке, защищает от порчи.

ЗАЯЦ. Шкурку и уши зайца подкладывали в колыбель ребенку для крепкого сна. Хвост и голова зайца используются как оберег от нечисти. Заячью лапку бросают в кротовую нору, чтобы избавиться от кротов. Носимые вместе ножки зайца и селезенка черного дрозда, избавляют своего владельца от страха. От сглаза, на пасеке вывешивают заячью шкурку.

ЗМЕЯ. Шкурку золотого ужа насаживают на длинный шест, относят домой и держат в чулане – для счастья. Выползок змеи носят при себе – для богатства, от сглаза, от укусов змей. Беременная женщина носит кусочек змеиной кожи, как оберег от нечисти. На шее носят обережный мешочек со змеиной кожей или высушенной и истолченной головой змеи – от лихорадки. Молодые, отправляясь на венчание, тайно захватывают с собой змеиную чешую, найденную в лесу и засушенную – от порчи.

Если носить в кармане язык белой змеи, всегда будешь иметь деньги. Когда хотят выиграть суд, кладут себе под язык кусочек языка змеи, пойманной до Ярилина дня. Если человек вплетет в шнур язык змеи, убитой на Ярилин день, и опояшется им, то ему не будет равного по силе. Если в ствол ружья воткнуть жало или голову ядовитой змеи, то ружье станет стрелять без промаха. Змеиные яйца берут с собой на войну, для защиты от пули. В шапку или одежку ребенка зашивают оберег – сердце, извлеченное из живой змеи. Как сильный оберег, носят при себе хвост гремучей змеи (Македония). Согласно сербским поверьям, чтобы отвадить летающего змея-любовника, нужно иметь при себе жир сожженной змеи.

КОЗА, КОЗЕЛ. Чтобы уберечься от нечисти, беременная женщина носила с собой рог дикой козы. На воротах вешают козлиные черепа – для защиты скота. Чтобы домовой не гонял кур, их окуривают козьей шерстью; чтобы утихомирить гнев домового, перед жильем зарывают череп козла.

КОСТИ. Скот прогоняли через костер, на котором жгли кости палых животных. Чтобы избавиться от зубной боли, в огонь бросали три кости, найденные на дворе.

КОТ, КОШКА. Поскольку кошка ныне воспринимается исключительно, как домашнее животное, получение оберегов из частей ее тела, может показаться изуверством. В этом случае, не следует забывать, что мы излагаем сведения о старинной обережной магии, почерпнутые из научных этнографических источников . Шкурку кошки носили за пазухой, когда ходили туда, где водятся змеи; чтобы не ужалила змея, ложась спать, шкурку кошки клали на грудь. Нижняя челюсть черного кота, задушенного и сваренного на Коляду, может сделать невидимым. Чтобы заполучит кость-невидимку, следовало живьем сварить черного кота, которому исполнилось 7 лет, 7 месяцев и 7 дней, и брать в рот каждую его кость, глядясь в зеркало – когда попадется нужная кость, отражение в зеркале исчезнет.

КОРОВА (БЫК-ВОЛ, ТЕЛЕНОК). Согласно поверьям, чтобы не заблудиться, при себе следовало иметь коровий помет. Вештиц отгоняют, сжигая в очаге рога животных, а на Купалу или Ярилин день, на хлева и овчарни кладут воловьи черепа. При появлении градовых туч, им навстречу бросают воловьи рога, чтобы тучи поворотили назад (Югославия). Вешают воловьи черепа перед домом – от сглаза. На шестах перед входом в конюшню выставляют бычьи головы (Сербия). Книга «Лечебник»: «Аще на прю идеши, и ты держи у себя рог с мозгом одношерстного вола, и кривым судом не осудят».

КРОТ. Сердце крота носят при себе вместе с чистотелом, чтобы побеждать в спорах и иметь удачу во всех делах, успех в торговле, в судах, чтобы одолевать врагов и избавляться от неприятностей. Чтобы обеспечить дому счастье и благополучие, под порогом дома закапывают мертвого крота (Польша). В Заонежье в качестве оберега носили засушенного крота. Лапу крота (иногда, исключительно правую) носят как оберег, зашивают ее ребенку в шапку, пришивают к ней, к одежде (на плече) или вешают на шею – от сглаза. Девушки вплетают себе в волосы правую переднюю лапу крота – от сглаза. Если путник найдет на дороге крота, отрежет ему переднюю лапу и положит ее себе в карман, то в пути у него все будет благополучно. Удача всегда и во всем будет сопутствовать тому, кто откусит у крота лапу, и будет носить ее при себе.

ЛАСКА. Вешают в хлеву шкурку ласки, чтобы она «отвлекла» 9 болезней, а также прибивают ее к дверям – «в качестве спасительного амулета».

ЛИСА. Лисий язык считается оберегом, дающим смелость (Богемия).

ЛОСЬ. От головной боли носят перстни из рога лося. Книга «Лечебник»: «У живаго лося урезать правые ноги копыта, и коли носишь его на руке, то никогда на человека зла не придет»; «Еще у живого лося у правыя ноги урезати копыта, и сделати перстень, и коли хошь носити на руке перстень или два, то николи не придет на того человека никоторая злая пригода, ни злый дух».

ЛОШАДЬ (КОНЬ). Для исцеления от лихорадки, под подушку больного кладут конскую голову или надевают на него конскую кожу. На пасеке вывешивают череп коня – от сглаза, для защиты своих пчел от чужих, насылаемых злыми людьми. На Ярилин день ищут конскую голову, и, отыскав, сажают ее на кол посреди двора, для спасения скота от падежа. Для защиты скота, на воротах крепят конский череп. Чтобы ласка не пугала скотину – в хлеву вешают «голову с коня». Защищая скот от вештицы, на Купалу или на Ярилин день, на хлева и овчарни кладут конские черепа. Чтобы «белая баба» не вошла в дом, под крыльцом зарывают кобылью голову. Для того, чтобы плотина стояла крепко и водяной не разорял ее в половодье, в нее закапывали кобылью голову (Украина). Чтобы не заблудиться в лесу, при себе следовало иметь конский помет.

МАМОНТ (СЛОН). Не хочу сказать, что славяне застали мамонтов в землях Сибири, но, тем не менее, мамонтова кость считается «чудесным талисманом, застраховывающим от болезни и напастей». В Архангельской земле бусину из слоновой кости носили при себе, для защиты от дурного глаза.

МЕДВЕДЬ. Лапу медведя вешают во дворе, а голову на конюшню – от лихого домовика; в том же помогает и медвежья шерсть. Медвежьим салом мажут лоб, чтобы иметь хорошую память. Правый глаз медведя вешают на шею ребенку – для храбрости. Клыки медведя носят как оберег, а когти затыкают в стену хлева. Медвежий череп помещают в пчельнике, для сохранения пчел от сглаза. Когти и шерсть медведя используют как оберег от сглаза и порчи.

На углах хлева или конюшни вешают медвежью шерсть, когти, голову, чтобы скот велся хорошо, был сыт и гладок, не боялся домового и чужого глаза. Книга «Лечебник»: «Аще хощеши, чтобы скотина у тебя велас, и ты вноси во двор медвежию голову, и вкопай в землю среди двора»; «Аще кто вяжет медвежьи ноги в плат и носит на собе – отгонит всякую болезнь огневую». Каргопольские охотники говорили: «Медведя убьет охотник, да когти нельзя от медведя отдавать. Никому нильзя отдавать – удачи в будущем не будет. Коготь носят даже – не видали? – коготь медведя даже носят как этот… амулет».

МЫШЬ ЛЕТУЧАЯ. На шейном обереге носят высушенную летучую мышь – от лихорадки. Крыло или голову летучей мыши зашивают в одежду и носят ее как оберег. Летучую мышь носят при себе от сглаза, для счастья и здоровья. Кусок кожи летучей мыши зашивают в ворот тем, кто идет на войну – от пули. Носят под мышкой левой руки глаз летучей мыши, чтобы спастись от нападения разбойников. Прибивают летучую мышь к дверям – от ведьминого прихода, чтобы отвратить болезни и всяческие несчастия. Вешают в конюшне – от сглаза, в хлеву – от ведьмы. От сглаза, к рогам коровы привязывают в тряпке выколотые глаза живой мыши. Для того, чтобы люди любили тебя, следует носить при себе кровь летучей мыши. Игрок никогда не проиграет, если к его руке прикреплена красная нить с сердцем летучей мыши.

ОЛЕНЬ. Оленьи рога прибивали к дверям торговых заведений, на крыши домов. Чтобы домовой не портил непонравившуюся ему скотину, прибивабт на дворе олений рог (Костромская губ.).

ОСЕЛ. Беременные женщины носят пояса, сделанные из ослиных хвостов (Сербия).

СОБАКА. Кость от черной собаки оберегает ребенка от ведьмы (Далмация). От волков принято закапывать в дверях хлева голову собаки, загрызенную волками, или совершать обход с этой головой вокруг деревни, а после повесить ее на шест или на забор. Собачью голову крепят над входом в хлев.

РЫСЬ. На Русском Севере, как оберег носят на шнуре коготь с пятого, большого пальца рыси: «Один мужчина рысий коготь носит на шее. От сглазу, наверное». Рысий коготь брали на суд, чтобы смягчить приговор; охотники носили коготь, чтобы уберечься от хищника и иных опасностей на охоте; моряки брали с собой в плаванье, чтобы не утонуть.

ХОРЕК. Носящий при себе сердце хорька вместе с чистотелом, будет иметь успех в торговле и в судах.

ЧЕРЕПАХА. Яйца черепахи снимают порчу. Женщины носят в волосах лопатку черепахи – от порчи и сглаза (Болгария). От нижней части черепашьего панциря отрезают кусочек величиной с монетку, который носят под мышкой слева, как амулет (Босния).

 

 

ПТИЦЫ

 

АИСТ. В постель и в одежду кладут перо аиста – от блох.

ВОРОН (ВОРОНА). В хлеву (конюшне) вешают убитую ворону, для отпугивания нечисти (черта, ведьмы, домового), чтобы они по ночам не мучили скот. Убитых ворон вешают на пасеке для сохранения пчел от сглаза. Чтобы уберечь цыплят от ворон, в гнездо подкладывают вороньи перья. Чтобы ружье било без промаха, смазывают его дуло кровью ворона.

ГУСЬ. Невеста во время венчания должна иметь при себе кусочек гусиной кожи и перья – на счастье. В колыбель, чтобы ребенок не кричал, «крыло з гуся чи с куркы кладэм» (Белоруссия).

ДРОЗД. Если селезенку черного дрозда соединить с ножками зайца, то получится оберег от страха. Носить при себе.

ЖАВОРОНОК. Тот, кто станет носить при себе ножки жаворонка, никогда не будет преследуем, враги его станут страшиться и он выйдет над ними победителем.

КУРИЦА. Чтобы ребенок не кричал, в колыбель кладут «крыло з гуся чи с куркы» (Белоруссия).

КОРШУН. Носящий на груди голову коршуна, будет всеми любим.

ОРЕЛ. Книга «Лечебник»: «от птиц – орел; правое ево око выняв носить под левою пазухою о укорочения царскаго гневу».

ПЕТУХ. Носят при себе левую лапу петуха, чтобы «быть неимоверно храбрым». Кость из крылышка петуха или курицы, повешенная на поясе или на шею, даст способность вовремя просыпаться. На Коляду сербы засовывают в восточную стену курятника петушиные лапы с когтями, чтобы защитить птицу от хищника.

СКОРЛУПА. В качестве оберега использовалась скорлупа освященных на празднике яиц – обрядовой пищи. В этом случае значение имела связываемая с яйцами символика целостности. На Зеленые Святки насаживают яичную скорлупу на прутики и затыкают их в капусте – от гусениц. Пастухи ели на пастбище вареные яйца, скорлупу от которых закапывали в одном месте, чтобы скот не разбегался.

СОВА. Если прибить к дверям сову, можно отвратить от дома болезни и несчастья. На воротах овина или над дверями прибивают убитых сов (или их чучела) с раскрытыми крыльями. Убитых сов вешают в конюшнях и в хлевах – от нечисти, от лихого домового.

СОРОКА. Чтобы уберечь цыплят от ворон, на дворе вывешивали убитых сорок. «И сароку вешали у сарае ат русалки» (Белоруссия). В хлеву подвешивали убитую сороку – от ведьмы. Сорока, повешенная в конюшне спасает от домового; на Украине вешают сороку в конюшне на пятое марта, чтобы «дiдьки» не ездили ночью на конях, а также 30 марта, чтобы домовик не ездил в эту ночь на конях; сороку вешают в конюшне от шута (черта), от зморы, от порчи, сглаза и колдовства. Перья убитой в первый день марта сороки, кладут под курицу, утку, гусыню, сидящих на яйцах, чтобы уберечь их от сглаза. Перья и желудок сороки используются, как оберег от порчи (Болгария).

УДОД. Желающий иметь успех в торговле и избежать обмана, должен носить в кошельке голову удода.

ФИЛИН. Когти филина носи при себе в перстнях и шейных обережках, для защиты от чародейства.

ЯСТРЕБ. Убитого ястреба прибивают на воротах овина или хлева, вешают в конюшне и в стойлах, для защиты от козней ведьм и чертей.

 

 

РЫБЫ

 

ЗУБАТКА. Поморы, для предупреждения заразных болезней (в особенности, холеры), вешали над входом в избу сушеную морскую зубатку.

ОСЕТР. Правый глаз осетра носят при себе, дабы быть в почете у начальства, когда пойдешь к нему. Книга «Лечебник»: «Аще кто пойдет на войну, и он бы носил правое око осетра рыбы, тогда он одолеет врагов своих»; «Чтоб пчелы велись, осетровую кость положь в улей или в борть».

СЕЛЕДКА. Четыре освященные головы селедки, положенные под углы овина, оберегают зерно от мышей (Польша).

ЩУКА. Челюсть первой пойманной щуки, вешают над входом в дом, для предохранения домашних от всякого зла, а хребтовые кости щуки привешивают к воротам, чтобы обезопасить себя от повальных болезней. Щучьи зубы носят при себе, чтобы летом не покусали змеи. Невесте под платье подвешивали щучьи зубы – от порчи. Щучью челюсть клали над дверью, «чтоб не вошла болезнь». Против колотья в боках пьют воду, смытую со щучьих зубов.

 

 

НАСЕКОМЫЕ

 

ВОДОМЕР. Жук-водомер приносит счастье: если его выловить из воды левой рукой и носить при себе в кошельке или кармане, то это принесет удачу или даст возможность найти деньги на дороге.

ОСА. Для предохранения скота от болезней, в хлевах помещают осиные гнезда.

ПАУК. Расколоть орех, посадить в скорлупу паука и, связав орех, носить на шее – от лихорадки.

ЧЕРВЬ. Трех червей, найденных в мертвой лягушке, зашивают в одежду, как оберег от пули.

 

Вроде бы и не имели наши предки под рукой таких редких животных, а вот нате, и их приспособили для своих магических нужд. Возможно, дело в то, что чем труднее раздобыть нужные части, чем экзотичнее животное, тем действеннее будет оберег?

Как видим, подобные черные обряды выполняли на Руси издавна и, следовательно, к новомодному сатанизму все это никакого отношения не имеет. Однако любопытствующим следует поостеречься проверять обряды подобного рода в деле, а ну как чем худым обернется! Такие действа - удел колдунов Нави, а остальным это ни к чему, да и вряд ли по силам…

Впрочем, здесь явно просматривается и эротический подтекст. Ср., к примеру, русскую сказку (из собрания А. Афанасьева) про дурака, которому невеста вместо лона подсовывает щучью пасть.

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЕРЕГИ

Оберегами являются и многочисленные предметы, сделанные человеческими руками, как в силу своей структуры, так и в силу своих функций, а также, в свете придаваемых им символических смыслов.

ОБУВЬ. По выходу с венчания, в молодых бросают изношенные лапти, чтобы уберечь их от злого глаза. На перилах крыльца, на изгородь, на выдающемся конце бревна сенной стены или на столбе, поддерживающем навес над воротами, подвешивали связку (от 50 до 100 штук) «асметков» – изношенных лаптей . В народе говорили: «Ат лихова глаза: када лихой чилавек взглянит на них и пыдивится, тада уш он ничаво у миня ны дваре ни сможит сглазить»; «Ярость-та чтобы на лаптях осталась»; «Коли бы не эти лапти, у меня бы такой капусты не было». Если домовой невзлюбил кур, то через куриный нашест перебрасывают на веревке истоптанный лапоть. Оберегом груди и грудного молока служит обувь роженицы.

 

«Куриный бог», Тверская губ. 1925 г .

ОДЕЖДА – ТКАНЬ – НИТКИ. В хлеву или над дверями хлева вешают рваные мужские штаны , чтобы уберечь скотину от ведьмы и домовика. Мужские штаны подкладывают под порог хлева, «штоб никто не поурочиу коровцы» (Белоруссия). Дети носят как оберег от сглаза красную шапку , штопанную белой ниткой. Надевают на ребенка красную шапочку , чтобы его не подменила нечистая сила, для защиты от богинки. От бессонницы под подушку кладут мужскую рубаху .

Для отгона градовых туч, в их сторону бросают снятые с себя жилетки и безрукавки ; машут на них фатой , которую после вешают на фруктовое дерево во дворе, пока не кончится ненастье; подвенечным платьем трижды обмахивают тучу; используют и др. части одежды – рубашку , пояс ; верят, что одежда невесты может отогнать «нечестивых». Вывороченной одеждой также отгоняют градовую тучу (Сербия). Первого мая около колыбели клали крест-накрест детские чулки , «чтобы ведьма не повредила ребенку». Чтобы ребенок был защищен от сглаза, ему надевали один носок белый, а другой красный или какого-либо другого цвета. Освященные на 5 февраля платки , получали способность оберегать семью и дом, от болезней, пожара, молнии. В Богемии закрывали красным платком ребенка, которого несли на обряд посвящения. Мальчику, делающему первые шаги, повязывают платок – от сглаза.

Платком , которым подвязывали рот мертвецу, разгоняли градовые тучи. «Кто хочет иметь хорошо откормленный скот и желает, чтобы скот съедал весь корм в яслях, тот должен натереть яслипростынею от повешенного». Детская пеленка служит оберегом груди и грудного молока. Чтобы отвратить грозу и град, на дверь с наружной стороны вешают масленичную скатерть : «ручьнычок повисымо на двир и, кажуть, от грому вын помогаэ» (Украина). Для того же скатерть вешают на окна, заборы, выносят ее во двор, застилают ею стол, машут в сторону тучи крест-накрест. Во время грозы, за окно вывешивают полотенце с покойника, чтобы бес, убегающий от грозы, не проник в дом.

Красный пояс , подаренный женой мужу, охраняет его от лихого ока и наговора. Жениху, вместе с поясом , по голому телу повязывали суровую ниткус 40 узлами или скрученную заговоренную шерстяную нить (Заонежье). Жениха и невесту подвязывают черными поясами , для того, чтобы их не испортил колдун (Калужск. губ.). В Заонежье оберегом для невесты служил широкий пояс . Поверх одеяла кладут пояс – от зморы. При первом выгоне скота под порог или перед ним «пояс клалы ат вроков, коб ны сунулося далёко»; «шчоб нэ нападылы врокы (т. е. не сглазили. – Б. М.)» (Белоруссия); к рогам коровы при выгоне привязывали «поясныцю» – мужской ремень . Чтобы демон-вештица не вынула ребенка, беременные на Урале носили мужской гасник (пояс ). Для защиты от богинки, роженице под голову кладут мужской пояс . Градовые тучи отгоняют тканым поясом . Тесемчатый пояс (а еще лучше вязаные сеточки ) носят на голом теле не снимая – от нечисти. Подпоясывают ребенка поясом сразу после имянаречения – подпоясанного человека «бес боится», не тронет ни домовой, ни леший; при проводах умершего из хаты, родственники завязывают ворота поясом , «чтобы больше покойников не было». Повсеместно на Руси в качестве оберега использовались черные шелковые пояса с вышитыми молитвами.

Невеста, одеваясь к венцу, обвязывала вокруг талии тонкий поясок своего первого плетения – от порчи и сглаза. Тряпка , которой связывали ноги покойнику, служит оберегом скота от падежа. Красную тряпку вывешивают в воротах хлева или привязывают к рогам коровы – от порчи. Если женщине при месячных приходилось прощаться с покойником, то, для того, чтобы защититься от возможного вреда «красным поясом надо подвязацца, или ниткой красной , или якой лентой красной » (Белоруссия). При получении согласия на свадьбу, сват протягивает матери невесты хлеб, а та, приняв, перевазывает его красной нитью , которая затем послужит оберегом на сводебном обряде. У колыбели или при входе в дом вешают красную тряпку (пояс, полотенце) , чтобы урочливый взгляд женщины, имеющей месячные, не навредил ребенку, “разрядившись” прежде на обереге. Для защиты молока от сглаза, под маслобойку клали кусок красной ткани (Каринтия).

Красные ленточки привязывали к уздечкам и седлам, защищая лошадей от сглаза (Силезия, Моровия). Невесте в косу вплетают красного цвета ленту , непременно длинную – «чтоб долго жили» (Белгородская обл.). На Украине красными лентамиперевязывали растения и даже овощи в огороде. Чтобы кикимора не вредила птице, над куриным насестом вешают лоскуты кумача. Беременная женщина, для защиты от нечисти, сглаза и порчи, обвязывала вокруг пальца, руки, шеи, пояса или носила при себе красные шерстяные нитки , лоскуты , ленты , шнурки , пучок разноцветной пряжи , завязанной мертвым узлом. От богинки, на ручку ребенка подвязывали красную ленту ; чтобы дитя не подменили, ему на ручку завязывают красный шнурок .

При выгоне скота, к хвостам коней и коров привязывают красные ленты и нити , чтобы скотину не сглазили (Словакия, Померания). «Чэрвоною ныткою рогы пэрэвйазувалы, то нэ будэ дывытыся <т.е. человек с дурным глазом будет смотреть не на корову, а только на нитку>» (Украина). Для защиты от лихорадки, на руке носят красную нить , которая накануне Ярилина дня висела на розе или каком-нибудь другом садовом цветке или кусте.

В Македонии в день весеннего равноденствия («летник»), детям делают «мльньаци»: старые серебрянные монеты нанизывают на красно-бело-синий шнурок и вешают детям на шею; парни и девушки носят такие шнурки на руке или ноге; одна из монет выгибается ложечкой. В Болгарии в этот же день, девочкам прокалывают уши и вешают шелковую красную нить с серебряной монетой. Перед тем как отправить ребенка выбирать разложенные перед хлебом вещи, ему перевязывают ноги красной нитью ; затем эту нить ребенок носит на руке как оберег. Выставляя ульи на Масленице их обвязывают суровыми нитками – от сглаза. Хозяйки, в ночь на Масленице, сидя на пороге и раздевшись донага, прядут катушку ниток , ссученных в обратную сторону и, по совершении омовения, перевязывают этими нитями руки на запястьях, ноги на предплюснах и поясницы всем домашним – чтобы на весь год никто не болел (перевязи носят до тех пор, пока они не изотрутся). Остаток нитки , которой шили подушку для гроба, предохраняет от сглаза. На Масленице, чтобы ястреб не таскал кур, до восхода солнца к изгородям привязывают нитки .

Веревкойобвязывали молодых по голому телу перед венчанием – от порчи; для того же веревкой окружают постель роженицы и ребенка. Многочисленные поверия были связаны с веревкой висельника. Считалось, что она приносит счастье, удачу в карточной игре, защищает скот от порчи, помогает выдать замуж дочек в многодетной семье, делает человека невидимым при воровстве или убийстве; шинкарь обходил село вокруг, держа в руках веревку висельника, намоченную в водке, чтобы сельчане чаще посещали шинок; сжигали такую веревку во избежание града. Веревка висельника, обвитая вокруг головы, облегчает головные боли; «Всегда везет тому, кто носит при себе кусок шнурка , на котором кто-нибудь повесился»; «Притягательную силу винной бочки крестьяне объясняют тем, что хозяин положил в нее веревку повешенного»; «Тяжелобольным можно надолго продлить жизнь, если положить им в кровать кусок веревки повешенного»; при лихорадке на шею вешают веревкус виселицы.

«В петров день клали окосок под порог хлева, узелки из холстины… - это от колдуна». Тесемки («шматочки»), которыми были завязаны руки и ноги покойника, берут с собой в армию, на суд. Жениха и невесту перед венцом опоясывают по голому телу поясом из невода , сеткою с рыбачьих вентрей, или мережкою : «к перепоясанным так, колдун никогда не прикоснется», «никто тебя не испортит». Невесту могли подвязывать широким поясом из невода , а нередко и весь свадебный поезд опоясывался под низом рубашек сетью . Молодым, в первую брачную ночь, связывали ноги сетью , «чтобы никто не спортил». Знахарка навязывала на нитке много узлов и привязывала ее на голое тело невесты; за пазуху жениха и невесты клали узлы от холстов , которые делались в начале тканья. От бессонницы под подушку кладут нитки , обрывок портянки , скатерть .

ОРУДИЯ ТКАЧЕСКОГО РЕМЕСЛА. Чтобы ласка не чинила ущерба в хозяйстве, перед курятником кладут прялку с веретеном (иногда с красной шерстью или лоскутом ткани ); при появлении в доме ласки, затыкают прялкой дыру, через которую она пролезла, кладут прялкус пряжей к дверям дома; «когда видишь ласку, то, чтобы она убежали из этих мест в другие, надеваешь на палку конопляную кудель и палку прикрепляешь к забору»; «чтобы отгогнать ласку от дома, ей кладут палку с очесами и веретено »; «прялка , веретено , иногда мотовило , и кудель - …от ласки».

Словаки на Юрьев день втыкали веретено в двери хлева, чтобы уберечь скотину от босорки. Чтобы избавиться от крота, в его норку втыкают веретено и кладут щепку и шерсть ; кладут возле кротовины палочку с пучком белой шерсти (Болгария). Лучину, обмотанную куделью , кладут в колыбель – от нечисти. Чтобы отвести дурной глаз и нечистую силу, в колыбель кладут веретено . Для предохранения дома от молнии, во время грозы во двор выносят веретено . Сразу после родов, на очажную цепь вешали веретено с насаженной на него головкой чеснока, чтобы ребенку не навредили вештицы (Сербия).

От бессонницы, под подушку кладут веретено или чесальный гребень . Новорожденных защищали от вештиц одним или двумя составленными гребнями , между которыми помещали головку ребенка; над головой ребенка ставили железный гребень , которым чешут коноплю, а сверху еще небольшой гребешок для волос и чеснок – от нечисти; гребень или веретено кладут в колыбель, чтобы ребенок спал спокойно; чесальный гребень оставляют в тех местах, где опасаются появления нежити; гребни ставят над умершим и зажигают на них свечи, чтобы защитить дом в том случае, если покойник станет упырем. В качестве оберега, в изголовье роженицы или возле колыбели, кладут бердо – от орисницы; на концах бердазавязывают нитяные узлы или навешивают на бердо замок, «чтобы замкнуть пасть волкам»; при появлении градовой тучи, выходили во двор и махали бердом на нее.

Под порог кладут навой с накрученным на него полотном: «вороцило свецяць, заварочваюць у свенцоную скацер (праздничную скатерть. – Б. М.), кладуць на землю пэрад калиткай, шоб корова пэрэступила», «Обгорне вярацилотакэ и паложаць у дзвярах, як корову выгоняць первы раз, каб корове ничого не зробили» (Белоруссия).

При первом выгоне скота под порог или перед воротами «клали ниты , замукали замочкам, штоб зверёв пазамукать»; «Ниты замукали на варацях – эта ад звера. Звероу и гадоуе пазамукали»; «Пад парог черыре нитыкладуть, штоб карова параскочила, штоб не пагибла ат воука»; «Нит клали, каб вайки не напали»; «На варотах клали ниты , што ткали – две штуки, …шоб скатина пакойно хаила»; «Нит кладуть, шоб кароука не блудила, шоб да дому хадила»; переступившая через ниты корова «не будэ уричлива», не побоится «року» (сглаза); «Мать замкнэ ету нить и кладе, шоб корова переступала – от усякой беды» (Белоруссия).

ВЕНИК – МЕТЛА. Березовым веником, которым выметали хату после выноса покойника, бьют скотину, «штоб домовик не гнал». От бессонницы, под подушку кладут прутья от веника, ставят на ночь около двери перевернутую прутьями вверх метлу, подвешивают старый веник к матице. Для охраны новорожденного от зморы, на пороге дома выставляют березовую метлу (Польша). Таким же способом в Хорватии защищаются от вештиц, а в Сербии – от нечисти вообще. Сила оберега повышается, если метлу украли у беременной.

Веник выставленный у порога – от ходячего мертвеца. Защищаясь от сглаза говорят: «Деркач (веник. – Б. М.) тобi пiд хвiст!», «Соль тебе ў очи, дзеркач у зубы!». Метлу оставляют возле ребенка – от орисницы. Уходя из избы, мать кладет под колыбель веник, для защиты от жихаря и, чтобы дитя не подменила нечисть. Для защиты роженицы и дитя, веник кладут под подушку, ставят его в изголовье, прислоняют к колыбели или кладут под нее, ставят крест-накрест два веника перед дверью. Для защиты молодых в первую брачную ночь, им под подушку подкладывают веник (Болгария).

Ставят метлу перед входом в хлев (Хорватия); затыкают веники в коровники – от ведьм (Сербия); подвешивают в хлеву веник (Белоруссия); накануне Ярилина дня и Купалы, возле хлева кладут две метлы крест-накрест – для защиты скота от ведьм. Если трижды обмести вокруг курятника и закопать метлу там же, то воры не смогут украсть кур. Старый веник втыкают в грядки с капустой, огурцами, чесноком, чтобы защитить посадки от сглаза и от червей. Накануне Купалы, банные веники затыкали в стены коровника или обвешивали ими отелившихся коров, чтобы защитить их от ведьм и колдунов. Лужичане кладут метлу на пороге – от ведьм. Мохры от помела, носимые в ладанке, прогоняют лихорадку; кусочки метлы, которой расчищали лед на реке, при устройстве водосвятия, - носят на шее, как средство, предохраняющее от лихорадки.

РАЗНОЕ. В хлеву подвешивают зеркало , чтобы уберечь скот от ведьм и домовика, от зморы и ласки («Вешаемо зеркало над коровою»). Во время венчания невеста держала при себе зеркало в кармане или за пазухой. В Болгарии молодые венчаются в синих бусах , после обряда эти бусы дают детям, подверженным сглазу. Для защиты от сглаза, синие бусы вешали детям и детенышам скота. В Македонии волов от болезней защищают бусами .

Пуговица от свадебного наряда защищает от водяного. Чтобы отогнать вихрь, в него бросают пуговицу (Белоруссия). Чтобы ребенка не отобрала болезнь, ему на шею вешают пуговицу со ртутью и уховертку. Над куриным насестом или под стреху вешают горлышко разбитого глиняного умывальника, кувшина , чтобы кикимора не вредила курам. Черти боятся клина , вбитого в землю. В колыбель кладут щетку – от зыбочника, нечисти.

При пожаре обращали дежу отверстием против огня, чтобы его не разнес ветер; чтобы отворотить ветер при пожаре, хозяйка с распущенными волосами, спустив до пояса сорочку, носила перед собой по двору дежу с буханкой хлеба. При приближении грозовой тучи носили по скотному двору дежу для изготовления куличей; чтобы прекратился град, на улицу выносили дежу или крышку от нее. Жениха опоясывали по голому телу лыком с двенадцатью узлами (на каждый читали обережный заговор). В Белоруссии в постель к молодым клали пест («таўкач») – «чтобы не вредили чаровники».

 

Т.е. скатерть лежавшую на праздничном столе в день Масленицы.

Там же, оберегом жениха мог служить новый, одетый впервые брючный ремень .

Гадание о будущем для ребенка.

Вероятно, прялкой-рогатиной, а не распространенной ныне самопряхой. Ею заткнуть дыру совершенно невозможно.

Т.е. создается некое подобие прялки – прялки для вредного существа (в частности для кикиморы). Оно будет занято пряжей и не сможет улучить времени, чтобы навредить людям. См. дальше примеры таких «прялок» для нечисти и для вредителей.

Гребень для разделения нитей основы.

Навой, ворот, воротило – задний вал ткацкого станка, на который навита основа.

Нит – устройство из нитяных петлей между двух параллельных палочек, используемое для подъема нитей основы. Можно предположить, что использование нита в качестве оберега от волков, связано с его подобием пасти зверя (причем пасти сомкнутой, «связанной»).

Лопаточка для вынимания ушной серы.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.