Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема № 21. Основы организации и проведения санитарного надзора за питанием войск в полевых условиях. – 2 часа



Цель: Ознакомить с основными принципами организации питания военнослужащих, обязанностями начальника медицинской службы по проведению медицинского контроля за питанием. Освоить методы оценки питания личного состава расчетным методом по меню-раскладкам. Научиться определять витамин С в настоях из хвой и шиповника. Ознакомить с мероприятиями по санитарно-гигиеническому обеспечению питания войск в полевых условиях и условиях применения противником ОМП. Обучить методике проведения медицинского контроля за питанием военнослужащих и проведению санитарной экспертизы продовольствия, а также его исследованию при заражении РВ.

Задачи обучения:

Студент должен знать:

1. Основные принципы организации рационального питания военнослужащих,

особенности питания личного состава в полевых условиях и его организацию.

2. Организацию питания в условиях применения противником ОМП.

3. Основные мероприятия по санитарно-гигиеническому обеспечению войск в полевых условиях: гигиенический и эпидемиологический контроль, гигиеническое воспитание, медицинское снабжения.

4. Задачи, содержание, методы санитарной и гигиенической экспертизы продовольствия и обязанности войскового врача при их проведении.

5. Методы дегазации, дезактивации и дезинфекция продовольствия и тары.

Студент должен уметь:

1. Оценить качественную и количественную адекватность и режим питания по раскладке пайка и провести правильную замену недостающих продуктов равноценными согласно нормам;

2. Отбирать пробы готовой пищи для определения химического состава и энергосодержания;

3. Выявлять факторы риска, способствующие возникновению и распространению заболеваний (в том числе инфекционных) и разрабатывать мероприятия по их профилактике и осуществлять профилактику гиповитаминозов и, в первую очередь, гиповитаминоза С.Определять витамин С в готовой пище и настоях.

4. Провести санитарную экспертизу продовольствия.

Основные вопросы темы:

1. Значение питания и его компонентов для организма военнослужащих. Основные принципы организации питания Вооруженных Сил Республики Казахстан. Обязанности начальника медицинской службы по организации питания.

2. Пайки армии. Гигиенические принципы составления пайков с учетом климатогеографических особенностей, характера военного труда и состояния здоровья военнослужащих.

3. Особенности питания личного состава в полевых условиях и его организации (характер и особенности питания в полевых условиях; службы, участвующие в организации питания, их задачи; полевые технические средства продовольственной службы; БПП).

Методы обучения и преподавания: работа в малых группах - решение ситуационных задач

Литература:

Основная:

1. Беляков В.Д., Жук Е.Г. Военная гигиена и эпидемиология. Учебное пособие. – М.: Медицина. – 1988 г. – С. 78-118.

2. Джуланова К.Н. Гигиена питания войск. Учебное пособие.– Алматы. – 2004 г. – 117 с.

Дополнительная литература:

1. Общая и военная гигиена: Учебник/Под ред. Н.Ф. Кошелева – Ленинград, 1978 г. – 370 с.

2. Общая и военная гигиена: Учебник/Под ред. Б.И.Жолуса – Санкт-Петербург. – 1997 г. – 376 с.

3. Военная гигиена и военная эпидемиология: Учебник /Под ред. П.И.Мельниченко – 2005 г.- С. 69-127.

4. Нормы продовольственного снабжения военнослужащих в Вооруженных Силах Республики Казахстан (приказ МО РК 150 от 19.04.04.,№ 318 от 05.12.00,№24 от 27.01.03 и № 387 от 15.07.04).

5. Приказ Министра Обороны РК № 230 от 15.08.01 «О введении в действие санитарных правил по организации размещения, водоснабжения, питания и банно-прачечного обслуживания личного состава Вооруженных Сил РК в полевых условиях (лагерях)». – Астана, 2001 г. – 21 с.

6. Приказ Министра Обороны РК № 21 от 19.01.06 г. «Правила о продовольственном обеспечении ВС РК на мирное время». – Астана, 2006 г. – с. 263-301.

Контроль:

1. Вопросы:

1. Основные мероприятия по санитарно-гигиеническому обеспечению питания войск в полевых условиях. Обязанности начальника медицинской службы по организации питания.

2. Гигиенический, эпидемиологический контроль, гигиеническое воспитание, медицинское снабжение. Профилактика гиповитаминоза С у военнослужащих.

3. Организация питания и медицинский контроль за питанием в условиях применения ОМП.

4. Пути и способы заражения пищевых продуктов и готовой пищи РВ, ОВ и БС. Защита продовольствия от них при транспортировке и хранении, а также в процессе приготовления, раздачи и приема пищи.

5. Задачи санитарной экспертизы продовольствия. Обязанности войскового врача.

6. Организация и проведение гигиенической экспертизы продовольствия в условиях возможного заражения РВ, ОВ и БС (силы, средства и методы экспертизы; объем и возможности лабораторных исследований; табельные комплекты, приборы используемые для гигиенической экспертизы продовольствия).

7. Краткая тактико-техническая характеристика табельных комплектов и приборов, используемых для гигиенической экспертизы продовольствия.

8. Способы дегазации, дезактивации и дезинфекции продовольствия и тары.

2.Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Ознакомление с нормами суточного довольствия по основным (общевойсковой, летный, морской, лечебный и др.) и дополнительным пайкам военнослужащих различных родов войск.

Задание 2. Рассмотрев меню-раскладку, дайте оценку общевойскового пайка и сухого пайка:

- энергоценность;

- содержание белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ;

- сбалансированность рациона в целом по белкам, жирам, углеводам и минеральным веществам (соотношение Б:Ж:У, белков животного и растительного происхождения, жиров животного и растительного происхождения, углеводов – моно-, ди- и полисахаридов, клетчатки и веществ, кальция и фосфора).

Задание 3. Ознакомьтесь с правилами отбора проб готовой пищи для определения химического состава и энергосодержания

Задание 4. Решите ситуационную задачу по организации питания военнослужащих. Будучи на месте врача воинского формирования проведите необходимые мероприятия по организации полноценно питания, при этом:

а) замените недостающие продукты и рассчитайте количество заменителей по норме на одного военнослужащего в соответствии с существующими правилами «Нормы замены продуктов

б) рассчитайте содержание витамина С в рационе солдат с учетом проведенной Вами замены, потерь витамина С при кулинарной обработке продуктов питания и времени выдачи готовой пищи после её приготовления.

в) определите количество аскорбиновой кислоты, которое необходимо ввести дополнительно в суточный рацион.

г) укажите возможные способы обогащения рационов витаминов С. Приготовьте настой хвои, шиповника. Определите содержание витамина С и рассчитайте количество настоя, которым можно покрыть дефицит аскорбиновой кислоты в рационе военнослужащих.

Задание 5. Ознакомтесь с табельными комплектами и приборами медицинской службы, предназначенными для санитарно-гигиенического контроля в войсках: ЛГ-1, ДП-5, ПХР-МВ

Ситуационные задачи

Задача №1. 17 июля с. г. при получении со склада полка на кухню свежей рыбы заведующий столовой усомнился в ее качестве. Вы, как старший врач полка, вызваны на склад и должны решить вопрос о возможности использования рыбы для приготовления ужина. По заявлению заведующего складом, рыба получена из местного рыбокомбината 14 июля во второй половине дня в количестве двухсуточной потребности и хранилась на леднике. При осмотре установлено, что рыба одной породы (морской окунь), приблизительно одинаковых размеров, хорошо уложена в ящики. Маркировки на ящиках нет. Заключение лаборатории рыбокомбината, подписанное 13 июля: морской окунь свежий, охлажденный, соответствует требованиям ГОСТа. Накладная оформлена также 13 июля. Экземпляры рыб покрыты мутноватой слизью, имеющей неприятный запах. Чешуя тусклая, местами сбита, легко выдергивается. Брюшко у некоторых экземпляров рыб вздутое. Глаза потускневшие, запавшие. Жабры - серые, ослизненные, имеют неприятный слегка гнилостный запах. На разрезе мышцы темные, дрябловатые, сравнительно легко отделяются от костей. Каковы ваши суждения о качестве партии рыбы и рекомендации начальнику продовольственного снабжения?

Задача №2. При вскрытии бочки с соленой рыбой (лещ соленый) обнаруживаются экземпляры рыбы, покрытые с поверхности маркой слизью. Жабры серовато-коричневые, ослизнены. Запах кисловатый. Отдельные экземпляры леща имеют очаговые пятна красного цвета, напоминающие по форме колонии бактерий. Органолептические показатели мышечной ткани и жира удовлетворительные. По Вашему требованию вскрыты еще две бочки с соленой рыбой из 10 бочек, имеющихся на складе. В одной из вскрытых бочек рыба такая же, как в первой бочке, в другой - отсутствует тузлук. Большая часть рыбы имеет почти сплошной слизистый налет красного цвета, проникающий под кожу, резкий, неприятный, неопределенный запах с поверхности и под жабрами. Мышечная ткань дряблая с запахом разложения.

Ваши суждения о причинах порчи рыбы и указания о путях ее реализации.

Задача №3. При вскрытии бочки с соленой сельдью, полученной утром 11 августа со склада войсковой части, повар-инструктор усомнился в ее качестве. Начальник продовольственной службы пригласил Вас для решения вопроса о качестве сельди и возможности использования ее на довольствие личному составу. При знакомстве с сопроводительной документацией Вами установлено, что рыба - сельдь тихоокеанская, слабого посола, производства Сахалинского рыбокомбината, 15 мая выдана с окружного склада по чековому требованию ЖК 022327 в количестве 600 кг. Сельдь хранилась на открытом воздухе, укрытая брезентом. По данным лаборатории довольствующего склада, сельдь этой партии соответствует требованиям ГОСТа, подлежит быстрой реализации. Во вскрытой бочке тузлук отсутствует. Экземпляры рыбы равной величины, одной породы, хорошей укладки. На голове, брюшке, в области глазных впадин имеются очаги грязно-белого налета с аммиачно-щелочным запахом. При разделении рыбок тянутся сероватые нити. Брюшко не вздутое, не лопнувшее. Жабры серо-коричневого цвета с легким кисловатым запахом, гнилостный запах не ощущается. Консистенция мышечной ткани удовлетворительная, у отдельных экземпляров - ослабленная. «Загар» отсутствует. Ваше решение о качестве партии соленой сельди и рекомендации по ее дальнейшему использованию.

Задача №4. В столовую войсковой части завезен хлеб из гарнизонной хлебопекарни. Караваи правильной формы. Корка бледная, с большим количеством трещин. На разрезе мякиш крупнопористый, в отдельных караваях имеются разрезы мякиша, вкус и запах - выраженный кислый. По телефонному запросу лаборант хлебопекарни сообщил физико-химические показатели данной партии хлеба: пористость - 46%, влажность - 52%, кислотность - 14°.

Ваше заключение о качестве хлеба и о возможности использования его на довольствие. Вероятные причины описанного порока хлеба. Опорные показатели качества хлеба при его приемке. Обязанности приемщиков хлеба и роль врача.

Задача №5. Хлеб из ржаной обойной муки, формовой, получен из местной хлебопекарни системы потребительской кооперации. Караваи хлеба низкие, верхняя корка плоская. На разрезе мякиш крупнопористый, влажный на ощупь. Вкус и запах без особенностей. - Кислотность-10°, пористость - 19%, влажность - 50%.

Ваши суждения о качестве хлеба, соответствии его требованиям ГОСТа «Основные условия на поставку продовольствия МО РК». Ваши рекомендации начальнику службы продовольственного снабжения.

Задача №6. Хлеб ржаной из обойной муки, формовой, доставлен в столовую из местной хлебопекарни системы потребительской кооперации, выпекающей хлеб для войсковой части на договорных началах. Значительное число караваев хлеба имеют тонкую подгоревшую корку. Мякиш плотный, малоэластичный, в середине - непропеченный. Пористость. - 42%; кислотность - 12°, влажность - 51%. Ваше заключение о качестве хлеба. Возможные причины данного порока хлеба. Доложить гигиенические показатели качества хлеба.

Задача №7. На довольствие личного состава требуется 250 кг мяса. Со склада части выписывается 150 кг свежей говядины 1-й категории, остальное количество - в виде свежей говядины 2-й категории. Каковы различия в питательной ценности говядины первой и второй категории? Нужно ли в данном случае выдавать компенсацию?

Задача № 8. При исследовании партии макаронных изделий («ракушки» - 400 кг) установлено: цвет - однотонный; плесень, амбарные вредители, посторонние примеси, запахи и привкусы отсутствуют. Влажность - 14,5%, кислотность - 8°. Магнитные примеси - 4 мг/кг. Все ли исследования, предусмотренные стандартом, проведены? Ваше заключение о качестве партии «ракушек» и о возможности закладки на длительное хранение.

Задача № 9. При осмотре партии сухарей армейских, хранящихся в НЗ, вы установили, что сухари расфасованы в бумажные мешки. Следов загрязнения и промокания на таре не обнаружено. Сухари целые, светло-коричневого цвета. Запах, вкус - свойственные сухарям, отмечается легкий запах затхлости. В швах мешков обнаружены живые насекомые коричневого цвета. Отдельные ломти сухарей имеют очаги плесени.

Ваше заключение о качестве сухарей и рекомендации начальнику службы продовольственного снабжения.

Задача № 10. На очередном амбулаторном приеме 14 июня к Вам обратились рядовые С* и К* с жалобами на повышенную утомляемость, головные боли и головокружение, возникающие при физических нагрузках, боли в мышцах бедер и кровоточивость десен (появление следов крови при чистке зубов и при откусывании хлеба). Опросом установлено, что рядовой С* на протяжении последних пяти месяцев дважды перенес ангину, а рядовой К* в апреле месяце находился на стационарном лечении по поводу фурункулеза. Оба солдата отмечают в течение последних двух недель слабость и разбитость к исходу дня, что они связывают с переутомлением, поскольку их подразделение в течение последнего месяца занято на строительстве спецобъекта и вынуждено выполнять большие земляные работы на открытом воздухе при температуре от 30° до 34°. При осмотре обоих солдат обращает на себя внимание бледность видимых слизистых оболочек, сухость и шероховатость кожи. У рядового С* на верхненаружном квадрате правой ягодицы имеется «отцветающий синяк», о существовании и происхождении которого он ничего не знает, ушиба на протяжении последних пяти дней не помнит. Каковы Ваш диагноз и дальнейшие действия?

Задача 11. Составить раскладку для солдатской столовой 1-го мотострелкового полка на первую неделю февраля. Со вторника по четверг командование полка планирует полевые учения, в период проведения которых питание личного состава организуется через пункты хозяйственного довольствия. На складе полка имеется весь ассортимент свежих и консервированных пищевых продуктов, концентратов и полевых рационов в количествах, достаточных для обеспечения питания по действующим нормам довольствия. По замыслу предстоящих учений, наиболее напряженные условия ожидаются во вторник, когда представляется возможным обеспечить лишь двухразовую выдачу горячей пищи. Дайте развернутую гигиеническую характеристику составленной раскладки.

Задача 12. Составьте раскладку продуктов на вторую неделю мая для личного состава воздушно-десантного полка. На продовольственном складе полка отсутствуют свежие овощи, имеется квашеная капуста; остальные продукты в полном ассортименте и достаточном количестве. В объяснительной записке отразите особенности норм довольствия воздушно-десантных войск, их отличие от нормы солдатского пайка.

Задача 13. Составить раскладку для столовой 1-го танкового полка на третью неделю мая. На складе части имеется достаточный запас мясных консервов «говядина отварная», соленая треска без головы, рыбных консервов («камбала в собственном соку»), полный ассортимент круп, макаронных изделий, муки, жиров, сушеных овощей, специй, сахара, двухнедельный запас свежей моркови. Свежий картофель, лук, чеснок отсутствуют. Квашеная капуста имеется в достаточном количестве; по лабораторным исследованиям, проведенным старшим врачом, она содержит 5,3 мг % аскорбиновой кислоты. Поступление свежего мяса, рыбы и других продуктов из гарнизонного склада в течение ближайшей недели не ожидается. Дать развернутую гигиеническую характеристику составленной раскладки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.