1. Правильно ли составлено расписание на каждый день недели с учетом трудности предметов и динамики работоспособности школьников в этом возрасте?
2. Правильно ли составлено расписание на неделю с учетом кривой работоспособности школьников?
3. Вычертите кривую школьного расписания за неделю.
4. Дайте заключения и свои рекомендации по коррекции расписания.
Задача №1.
Расписание учащихся 1 класса
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Обучение грамматике
Музыка
Обучение грамматике
Математика
Обучение грамматике
Обучение грамматике
Математика
Обучение грамматике
ИЗО
Математика
Математика
Каз-яз
Труд
Познание мира
Физ-ра
Познание мира
Обучение грамматике
Труд
Каз-яз
ИЗО
Физ-ра
Обучение грамматике
Физ-ра
Развитие
Задача №2.
Расписание учащихся 5 класса
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
История
Труд
Физ-ра
Математика
Право
Каз-яз
Математика
Труд
Математика
Каз-яз
Математика
Валеология
Ин- яз
Каз-яз
ИЗО
История
Ин-яз
Музыка
Каз литература
География
Рус-яз
География
Рус-яз
Рус-яз
Физ-ра
Рус-яз
Литература
Литература
ИЗО
Математика
Кл. час
Физ-ра
Задача №3.
Расписание учащихся 10 класса
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Физика
Физика
Физика
История
Экономика
Каз-яз
Математика
Этика
География
Химия
Ин-яз
Каз – яз
Рус-яз
Химия
Математика
Рус-яз
Физика
История
Рус-яз
Физ-ра
Физ-ра
Математика
Физ-ра
Математика
История
Каз-яз
Труд
Физ ра
География
Литература
Биология
Труд
Информатика
Валеология
Ситуационные задачи по оценке школьной зрелости
Вопросы к задачам:
1. Дайте оценку физического развития по центильным номограммам.
2. Оцените степень резистентности.
3. Определите группу здоровья ребёнка.
4. Дайте оценку психофизиологического развития по тесту Керна-Ирасека (количество баллов)
5. Дайте оценку звукопроизношения.
6. Оцените школьную зрелость.
7. Дайте рекомендации по улучшению состояния здоровья и подготовки необходимых навыков для обучения в школе.
Задача № 1
Мальчик, 6 лет. Погодовая прибавка длины тела 6 см., количество постоянных зубов – 3, рост – 115 см., вес – 20 кг. За год, предшествующий поступлению в школу перенес 2 острых простудных заболевания. Хронических заболеваний не имеет. Дефектов звукопроизношения нет. Положительный результат выполнения монометрического теста.
Тест Керна-Ирасека: задание № 1 рисунок А – 1, задание № 2 рисунок Б – 1, задание № 3 Рисунок В - 2.
Задача № 2
Девочка, 6 лет. Погодовая прибавка длины тела 3 см., количество постоянных зубов – 1, рост – 111 см., вес – 18 кг. За год, предшествующий поступлению в школу перенесла 4 острых простудных заболевания. Имеется сколиоз 2-ой степени. Дефектов звукопроизношения нет. Отрицательный результат выполнения монометрического теста.
Тест Керна-Ирасека: задание № 1 рисунок А – 3, задание № 2 рисунок Б – 2, задание № 3 Рисунок В - 3.
Задача № 3
Девочка, 6 лет. Погодовая прибавка длины тела 2 см., количество постоянных зубов – 0, рост – 107 см., вес – 15 кг. На протяжении последнего года перенесла острый пиелонефрит. Есть дефекты звукопроизношения (не выговаривает звук «Р»). Отрицательный результат выполнения монометрического теста. Тест Керна-Ирасека: задание № 1 рисунок А – 4, задание № 2 рисунок Б – 3, задание № 3 Рисунок В - 5.
Задача № 4
Мальчик, 6 лет. Погодовая прибавка длины тела 2 см., количество постоянных зубов – 1, рост – 108 см., вес – 14 кг. За год, предшествующий поступлению в школу перенес 6 острых простудных заболеваний. Имеет хронический фарингит и аденоидит. Есть дефект звукопроизношения (не выговаривает звук «С» и «З»). Отрицательный результат выполнения монометрического теста. Тест Керна-Ирасека: задание № 1 рисунок А – 4, задание № 2 рисунок Б – 5, задание № 3 Рисунок В - 5.
Задача № 5
Мальчик, 7 лет. Погодовая прибавка длины тела 1 см., количество постоянных зубов – 1, рост – 111 см., вес – 29 кг. За год, предшествующий поступлению в школу перенес 4 острых простудных заболевания. Хронические заболевания: вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу. Дефектов звукопроизношения нет. Положительный результат выполнения монометрического теста. Тест Керна-Ирасека: задание № 1 рисунок А – 2, задание № 2 рисунок Б –2, задание № 3 Рисунок В - 1.
Тема № 10. Гигиенические принципы и санитарные нормы и правила планировки и обустройства детских учреждений. - 2 часа
Цель: Ознакомить с требованиями к размещению, планировке и обустройству детских учреждений, научить оценивать правильность подбора школьной мебели.
Задачи обучения:
Студент должен знать:
- гигиенические принципы размещения, планировки, благоустройства и оборудования детских учреждений.
- гигиенические требования к размещению, планировке и благоустройству детских дошкольных и школьных учреждений.
- методики санитарно-гигиенического обследования детских учреждений
- требования к школьной мебели
Студент должен уметь:
- оценивать размещение и планировку детских дошкольных и школьных учреждений
- оценивать оборудование и благоустройство детских дошкольных и школьных учреждений
Основные вопросы темы
1. Принципы планировки и строительства детских дошкольных и общеобразовательных учреждений.
2. Гигиенические требования к размещению и планировке детских учреждений, организации внутренней среды
3. Гигиенические требования к школьной мебели
Методы обучения и преподавания:решение ситуационных задач
Литература
Основная:
1. Кенесариев У.И., Балмахаева Р.М., Бекмагамбетова Ж.Д. и др. Гигиена: Учебник для вузов. / Под ред У.И.Кенесариева – Алматы: Самара-Принт, 2009.- С.428-444.
2. Гигиена /Под ред акад. РАМН Г.И.Румянцева.- М.: ГЭОТАР Медицина,2000.- С.458-461.
3. Гурова А.И. ,Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене. – М.: Изд-во Университета Дружбы народов,1991.-С.128-137.
4. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э. ,Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене.- М.: Медицина, 1983.- С.210-222.
2. Гигиена детей и подростков / Под ред. акад. АМН СССР Г.Н.Сердюковской, М., Медицина: 1989. –С. 36-68.
3. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков»/ Под ред. В.Н. Кардашенко.- М. : Медицина, 1983. – С. 142-149, 169-185.
4. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина,2001. – С.288-343.
5. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов н/Д : «Феникс».2002.- С.475-491.
6. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. . 3-е изд. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. – С. 338-349.
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию дошкольных организаций от 4.07.03г. № 2.01.017.03.
8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразовательных и интернатных организациях № 2.01.015.03.
1. Исходного уровня знаний в устном опросе по вопросам:
1. Принципы размещения и планировки детских дошкольных и общеобразовательных учреждений
2. Гигиенические требования к выбору земельного участка для детских учреждений различного профиля, его размерам и планировке.
3. Гигиенические требования к благоустройству земельного участка детских учреждений, его озеленению и инсоляции.
4. Соблюдение принципа групповой изоляции на участке ДДУ. Зонирование участка ДДУ и школ.
5. Гигиенические требования к планировке здания детских дошкольных учреждений. Обеспечение принципа групповой изоляции. Групповая ячейка.
6. Гигиенические требования к планировке школ:
- оптимальная композиция здании
- состав помещений, их расположение
- возрастная изоляция школьников
- принципы планировки блока для учащихся младших классов.
7. Гигиенические требования к размещению, площади, планировке, тепловому, световому и воздушному режиму классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, физкультурного зала и других учебных и вспомогательных помещений.
8. Гигиенические требования к школьной мебели.
b. Контроль заключительного уровня знаний по результатам выполнения самостоятельной работы студентов:
Задание № 1. Ознакомиться с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразовательных и интернатных организациях (СанПин РК № 2.01.015.03) и методикой санитарно-гигиенического обследования школ (Гурова А.И..1991,С.128-137, В.Н.Кардашенко,1983.-С.179-189).
Задание № 2. Решить ситуационную задачу по оценке школьной мебели
Ситуационные задачи
Дать оценку правильности подбора школьной мебели и посадки ученика,ответив на следующие вопросы:
1. Определите номер мебели, соответствует ли она росту ребенка?
2. Правильно ли подобраны дистанция спинки, сиденья, ширина,высота и глубина сиденья?
3. К каким функциональным и патологическим нарушениям может привести использование такой мебели?
4. Каковы должны быть дистанция спинки, дистанция сиденья при письме и при вставании, дифференция, ширина, высота и глубина сиденья?
5. Какая мебель (парты или столы со стульями) должна использоваться в этом возрасте и почему?
Задача 1.
Рост учащегося 138 см, высота над полом крышки стола, обращенной к ученику – 700 мм, сиденья – 420мм, дистанция сиденья при письме и чтении – положительная, дистанция спинки на 7 см больше переднезаднего размера туловища ребенка, глубина сиденья равняется 2/3 бедра, ширина = d. Bitrochanterica, дифференция уменьшена.
Задача 2.
Рост учащегося 165 см, высота над полом крышки стола, обращенной к ученику – 580 мм, сиденья – 340мм, дистанция сиденья при письме и чтении – положительная, дистанция спинки на 2 см больше переднезаднего размера туловища ребенка, глубина сиденья равняется 1/2 бедра, ширина = d. Bitrochanterica+ 4 см, дифференция увеличена.
Задача 3.
Рост учащегося 172 см, высота над полом крышки стола, обращенной к ученику – 700 мм, сиденья – 420мм, дистанция сиденья при письме и чтении – положительная, дистанция спинки на 5 см больше переднезаднего размера туловища ребенка, глубина сиденья равняется длине бедра, ширина меньше d. Bitrochanterica, дифференция оответствует требуемой.
Задача 4.
Рост учащегося 120 см, высота над полом крышки стола, обращенной к ученику – 640 мм, сиденья – 380мм, дистанция сиденья при письме и чтении – положительная, дистанция спинки на 10 см больше переднезаднего размера туловища ребенка, глубина сиденья равняется 2/3 бедра, ширина = d. Bitrochanterica + 4 см, дифференция уменьшена.
Задача 5 .
Рост учащегося 145 см, высота над полом крышки стола, обращенной к ученику – 760 мм, сиденья – 460мм, дистанция сиденья при письме и чтении – положительная, дистанция спинки на 10 см больше переднезаднего размера туловища ребенка, глубина сиденья равняется 3/4 бедра, ширина = d. Bitrochanterica +6см, дифференция уменьшена.