· Использование специальной лексики (дипломатической, общественно-политической, юридической), канцеляризмов; не допускается использование экспрессивных, изобразительных средств языка.
· Использование собирательных(молодёжь, правительство, народ) и отглагольных существительных; использование неопределённой формы глагола, иногда цепочки глаголов – инфинитивов (предприниматель обязан выполнять обязательства, заключать трудовые договоры, осуществлять социальные виды страхования), глаголы в форме 3-го лица используются в неопределённо-личном значении; использование кратких прилагательных (должен, обязан, готов); использование местоимений в 3-м лице; частое употребление отымённых предлогов и союзов (в соответствии, в связи с, ввиду того что).
· Часто используются развёрнутые, осложнённые простые предложения (с однородными членами, с обособленными оборотами).
Жанры официально-делового стиля обслуживают
· сферу деловых отношений (распоряжения, приказы, деловые бумаги),
· юридические отношения (конституция, договор, гражданские и уголовные законы, указы, акты),
Канцеляризм –слово, устойчивое словосочетание, грамматическая форма или конструкция, употребление которой в литературном языке закреплено традицией за официально – деловым стилем речи: опись, доверенность, подача заявления, согласно утверждённому плану, в целях, в связи с вышеизложенным и т.д.
Нормы употребления канцеляризмов
· только в рамках официально – делового стиля речи
· в художественной литературе как стилистический приём характеристики персонажа.
В и д ы д о к у м е н т ов
Таблица 31.
организационно-распорядительные
информационно-справочные
частные (личные) деловые бумаги
- закон
- указ
- постановление
- приказ
- положение
- устав
- план
- акт
- отчёт
- протокол
- справка
- деловое письмо
- докладная записка
1. Кому(название учреждения или должностного лица с указанием ФИО.)
2.От кого (ФИО в род. п., а также должность)
3.Заголовок
4.Текст документа (просьба, объяснение, сообщение)
5.Дата (слева) и подпись (справа)
6.Адрес(даётся или сверху после фамилии перед заголовком, или после указания числа внизу)
7.Перечень прилагаемых документов (их название, когда и зачем выданы).
Прилагаться могут справки, документ об образовании, автобиография и т.д.
1. Заголовок: Автобиография.
2.В виде связного текста пишутся следующие данные:
- ФИО(Я, Иванов И.И,…)
- дата и место рождения
- семейное положение
- родители (их полное ФИО, чем занимаются)
- образование
- начало трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения)
- указать, если имеются, поощрения, награждения
-дата(слева)
и подпись(справа)
1.ФИО
2.дата и место рождения
3.семейное положение (у детей – дата рождения)
4. гражданство
5. адрес и телефон (дом. и служ.)
6. должность, которую хочет получить соискатель
7. образование (перечень начинать с последнего уч. заведения, далее перечисление – в обратном порядке)
8. опыт работы (где и кем работал в обратном хронологическом порядке)
9.профессиональные навыки (знание языка, владение компьютером и т.д.) 10.возможные командировки
11. личные качества (ответствен, коммуникабелен, доброжелателен и т.д.)
12. дата составления
1.Общие данные (ФИО., год и место рождения)
2.Сведения об учёбе (аргументированные)
3.Интересы, увлечения, способности
4.Взаимоотношения в коллективе, с товарищами
5.Вывод, пожелания
6.Указание на цель составления характеристики.
Характеристика всегда подписывается руководителем организации (предприятия), заверяется печатью и указывается дата.