Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ХК західноєвропейського Середньовіччя. Романський і готичний стилі



Средневековая эпоха охватывает более чем тысячелетний период гос-подства феодализма, сменившего греко-римскую рабовладельческую цивилиза-цию. С рождением средневекового общества в историю вошли новые террито-рии и народы, уже не ограниченные одним Средиземноморьем и прилегающими областями.

Западноевропейский культурный тип сложился на основе синтеза антич-ного наследия, христианства и духовного развития германских племен. Главную же роль в становлении и развитии средневековой культуры сыграло христианство.

Термин «средние века» ввели в употребление итальянские гуманисты эпохи Возрождения (XV век). Средневековьем они назвали эпоху, отделяющую их. Новое время, от классической древности. С тех пор в историческую науку прочно вошло деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую.

Оценка средневековой культуры итальянскими гуманистами была в це-лом негативной: они считали средние века «темными столетиями», «темной ночью христианства», перерывом в развитии культуры и т.п. Тем не менее, кон-статируя факт во многом негативной роли церкви в средние века, все же не сле-дует забывать, что средневековая эпоха заложила основы культурной общности

Европы, что тогда сложились современные европейские языки, возникли новые государства, были открыты новые земли, было изобретено книгопечатание и многое другое. И если в античных Греции и Риме не были использованы многие выдающиеся открытия и гениальные догадки греческих и римских ученых (потому что дешевый рабский труд делал ненужным применение машин и механизмов), то Средневековье началось с широкого распространения водяных колес и ветряных мельниц.

Средневековая культура обладала рядом отличительных особенностей: это символизм и аллегория (иносказательность), тяга к обобщенности, уни-версализму, анонимность большинства произведений искусства и пр.

Важнейшей чертой средневековой культуры является ее теоцентризм, господство религиозного мировоззрения, в основе которого лежала христиан-ская теология. Христианское мироощущение резко отличалось от античного. Прежде всего христианство отвергало античную художественную культуру: так, в прекрасных греческих и римских статуях оно видело языческие символы, которые подлежали уничтожению. Тем не менее, христианство, с одной стороны, восприняло некоторые духовные ценности античной культуры, поставив в центр мироздания человека, но с другой — объявило его «рабом божьим», испытывающим вечный страх перед загробными карами. Христианство выработало также собственную концепцию времени, создав учение о начале (сотворении) и конце мира, в то время как античная языческая философия исходила из признания вечности мира. На смену античному преклонению перед человеческими силами и разумом в средние века пришло учение о греховности человека и Страшном Суде. Страх перед неотвратимым наказанием порождал в средневековом обществе особую психологическую атмосферу. Тео-центризм средневековой культуры принуждал к постоянным раздумьям над тщетностью жизни и неотвратимостью смерти.

Средневековое мироощущение было основано на представлении о дуа-лизме (двойственности) мира, который, согласно теологическим взглядам, де-лился на видимый, осязаемый, воспринимаемый человеческими чувствами зем-ной мир и мир небесный, идеальный, потусторонний, существующий в нашем воображении. При этом главным считался высший, небесный, «горний» мир, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. Из учения о дуализме мира исходила символика средневекового искусст-ва: в расчет брались лишь символы, т.е. скрытый смысл реальных предметов и явлений.

Подобно тому, как мир делится на две части, так и в человеке, с точки зрения христианства, присутствуют два начала — тело и душа. Разумеется, ду-ша первенствует над телом, называемым «темницей души». Поэтому в средние века усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека бы-ли монахи и аскеты, добровольно отказавшиеся от мирских благ.

Господство религиозного мировоззрения в средние века предопределило особенности средневекового искусства. Практически все его творения служили религиозному культу, воспроизводя образы не реального, а потустороннего ми-ра, пользуясь языком символов и аллегорий. В отличие от античного средневе-ковое искусство почти не выражало радость земного бытия, а располагало к со-зерцанию, глубокому размышлению и молитве. Его не интересовало детальное, конкретное изображение пространства или человека: ведь подлинно реальным, истинным представлялся лишь «горний» (высший) мир, аконкретикой «дольнего» (земного) мира можно было пренебречь, ибо она лишь затрудняла восприятие целого. Поэтому искусство средних веков передавало только типичное, общее, а не индивидуальное и неповторимое.

Разные части христианского мира Европы имели свои особенности ху-дожественного развития, связанные с различиями двух основных направлений (конфессий) христианства: католицизма (западного) и православия (восточно-го). Особенности касались прежде всего расхождений в догматической и обря-довой стороне, а также в сюжетах иконописи (в католических иконах акцент делается на изображении земных мук Иисуса и его распятия, а в православных — на торжестве Воскресения), в языке богослужения (латынь — на Западе), в отношении к храмовым скульптурным изображениям персонажей священной истории (в католицизме, в отличие от православия, они получили широчайшее распространение) и пр.

Господствующая роль церкви в средние века привела к тому, что наибо-лее распространенным и популярным жанром средневековой литературы (осо-бенно в раннее Средневековье) были жития святых; самым типичным образ-цом архитектуры являлся собор; самым распространенным жанром живописи — икона, а излюбленными образами скульптуры — персонажи Священного Писания.

Влияние религии и христианской церкви было особенно сильным в пер-вые века Средневековья. Но по мере усиления светских тенденций в культуре из-под контроля церкви постепенно вышли светские жанры литературы, театр, городская культура, развивавшееся научное знание и др.

Историки подразделяют средневековую эпоху на три этапа, соответст-вующие стадиям становления, расцвета и упадка феодализма. Так, V—Х века охватывают период раннего Средневековья, когда на обломках Западной Рим-ской империи рождалась новая феодальная Европа. Массовые вторжения раз-личных племен (кельтов, германцев, славян, гуннов и др.) на римскую террито-рию (этот процесс получил название Великого переселения народов) привели к образованию в Европе так называемых варварских королевств: Вестготского — в Испании, Остготского — в Италии, Франкского — в Галлии и др. В этот период наблюдался значительный хозяйственный, политический и культурный упадок, связанный с бесконечными войнами и сопровождавшими их разрушениями.

С конца Х века в Западной Европе начинается период бурного развития, затронувшего самые разные сферы: экономическую, технологическую, политическую, социальную, религиозную, художественную и пр. На смену варварским королевствам приходят сильные национальные государства — Франция, Англия, Испания, Португалия, Италия, Германия, в которых средневековая культура переживает пору своего расцвета. Подъем культурной жизни нашел выражение в появлении и расцвете новых архитектурных стилей — романского и готического, в развитии светских школ и университетов, в широком интеллектуальном движении и распространении образованности, в расцвете литературы и средневековой схоластики (школьной науки). Наконец, в этот период в Италии возникает новая по типу культура Возрождения.

Третий этап средних веков датируется концом XV — первой полови-ной XVII века. Культура этого периода будет рассматриваться в следующем разделе, посвященном эпохе Возрождения.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.