Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ХК народів Передньої Азії, Ірану та близького сходу



Эстетическое отношение человека к действительности было еще во многом примитивно и тесно связано с обожествлением сил природы и животных. Однако очень важное, исторически прогрессивное значение искусства Древнего Востока и в особенности Древнего Египта заключено в том, что в нем центральное место занял образ человека. И, хотя этот образ очень часто был связан с прославлением деспота или с преклонением перед мифическими существами и имел целью внушать чувство страха и повиновения, все же в произведениях древневосточного искусства уже нашло выражение представление о значительности и величии человека, отразились существенные черты реальной жизни и народные мифы о вселенной. Как народность, так и реализм в искусстве Древнего Востока имели ограниченный, недостаточно развитый характер, но именно они составляли жизненную основу художественного творчеста. Египетские пирамиды, зиккураты Двуречья, дворцы и храмы не только возвеличивали небесных и земных владык, но являлись свидетельством высокой художественной одаренности древних народов, достижением их гигантского коллективного труда. Объективно художественные образы этих памятников утверждали первые шаги человечества, подчинявшего себе силы природы, хотя непосредственно их содержание служило интересам господствовавших классов.

В рабовладельческих обществах Древнего Востока получили развитие скульптура и живопись, существовавшие в большинстве случаев в синтезе с монументальным зодчеством, а также прикладное искусство. Синтез изобразительных искусств, в котором доминирующее значение имела архитектура, был особенностью и вместе с тем существенным достижением художественной культуры древневосточных народов. Одним из наиболее ранних искусств Древнего Востока было искусство народов западной или, иначе, Передней Азии.

Характерной чертой изобразительного искусства Древнего Востока явилась выработка канонов — обязательных норм построения художественного изображения. Создание канонов, с одной стороны, объяснялось относительной медленностью исторического и художественного развития, необходимостью закреплять достижения в изображении человеческого тела и найденные композиционные решения. В странах Древнего Востока хотя и выдвинулся ряд значительных художественных индивидуальностей, но все же искусство в целом было связано законами ремесленного производства. Образны, созданные выдающимися художниками, передавались ремесленникам для повторения. С другой стороны, древневосточные религии с их строгой обрядностью превращали раз выработанную иконографию божества, а равно и царя - в канон, отступление от которого рассматривалось как святотатство.

Художественная культура Ирана уходит своими корнями в глубокую древность. На протяжении тысячелетий здесь были созданы замечательные произведения архитектуры и изобразительного искусства. В 3 – начале 7 веков иранские земли объединились под властью династии Сасанидов. Это было самое сильное государство Западной Азии с богатой и своеобразной культурой. Многие его памятники погибли в результате войн, были разграблены и рассеяны по разным странам. То, что дошло до наших дней, покоряет своей художественной мощью. От столицы Сасанидов – Ктесифона –сохранились руины дворца Так-и-Кесра («Арка Хосрова»). Высокая огромная фасадная стена (длиной 100 метров прорезана посередине грандиозной аркой с пролетом более чем в 26 метров. Арка открывалась в огромный зал, в глубине которого помещался трон царя царей. Над троном висела на золотых цепях его массивная корона. Стены дворца были некогда украшены росписями, панно из мрамора и резного стука. На полу лежал затканный драгоценными камнями ковер «Сад Хосрова». Согласно преданию, ковер был так велик, что арабы, завоевавшие Ктесифон в 637 году, разрезали его на части, при этом каждому воину досталось по куску. Роскошные ковры и шелковые ткани Сасанидов, от которых сохранились только скудные обрывки, оружие и доспехи, изделия из золота и серебра – блюда, чаши и кувшины, украшенные чеканными, литыми или гравированными изображениями царских охот и пиров, – расходились далеко за пределы Ирана, пользовались мировой славой. Замечательное собрание сасанидского серебра хранится в Эрмитажем.

Прославлению сасанидских царей, утверждению божественного происхождения их власти служили колоссальные рельефы, высеченные в скалах. Торжественные сцены отличались почти трехмерными объемами. Симметричное построение композиции, позы, жесты, сами размеры фигур подчинялись условному изобразительному канону. Суровым и сдержанным было культовое искусство. Религия сасанидского Ирана – зороастризм основывалась на вероучении о iборьбе света и тьмы, доброго и злого начал. Зороастрийцы почитали стихии – землю, воду и особенно огонь. Их храмы, возведенные в местах выхода природного газа, представляли собой небольшой квадратный зал с прорезанными по четырем сторонам арками. Храм назывался «чортак» – «четыре арки». Внутри находился негасимый светильник. Здание перекрывалось куполом.

Формы сводчатого айвана (дворец в Ктесифоне) и сасанидского чортака составили основу местной доисламской традиции в архитектуре Ирана. Искусство сохранило многочисленные изобразительные мотивы и образы живых существ. Вторжение арабов в 7-8 веках, тюрков-сельджуков в 11 веке и самое разрушительное вторжение монголов в 13 веке не смогло задержать поступательное развитие искусства в странах Среднего Востока.

Развитие средневековой художественной культуры в странах Ближнего Востока в значительной степени связано с арабской культурой.

Культура оседлых и кочевых племен, населявших Аравийский полуостров, известна с древних времен. В южном земледельческом Йемене, который был самой цивилизованной областью, и в северо-западной части полуострова, называемой каменистой Аравией, еще в 1 тыс. до н. э. существовали богатые племенные царства.

Их процветание, как и возникновение крупных по аравийским масштабам городов, определялось выгодным экономическим положением на мировых караванных путях и обширной посреднической торговлей с Египтом, Передней Азией и Индией. Архитектура и искусство южноарабских государств, изученные еще далеко не полностью, по своему типу входили в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. В Северной и Центральной Аравии основную массу населения составляли кочевники-скотоводы, стремившиеся к захвату новых земель и торговых путей. Эти тенденции были использованы родовой аристократией, объединившей отдельные арабские племена. Экономический и социальный кризис, переживаемый арабскими племенами в 7 в., возникновение новых общественных отношений вызвали к жизни новую религию — ислам, провозгласившую культ бога Аллаха. Основателем ее был пророк Мухаммед, его последователи назывались по-арабски муслимами (покорные богу), откуда и произошло название мусульман. Первоначальным местопребыванием Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства — халифат) — были аравийские города Медина и Мекка, где в древнем мекканском храме Кааба хранился Черный камень (вероятно, метеорит) — мусульманская святыня. В 7 в. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран, а в начале 8 в. они присоединили гигантскую территорию, включавшую на западе Пиренейский полуостров и всю Северную Африку, а на востоке — Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии. Так возникло обширное феодальное государство халифат, по размерам превосходящее Римскую империю во времена ее расцвета. В руках халифов оказались огромные земли и богатства. Однако существование халифата как политического объединения оказалось непрочным. Уже с конца 8 в. он начал распадаться на ряд самостоятельных государств.

Политический распад халифата отнюдь не означал экономического и культурного упадка входивших в его состав стран. Напротив, именно в это время искусство вступило в пору высокого расцвета. Усвоив и переработав значительную часть культурного и художественного наследия покоренных народов, арабы и сами достигли больших успехов в области архитектуры, монументального архитектурного декора, орнаментального искусства и художественного ремесла.

Искусство каждой области арабского мира — Аравии, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, Северной Африки, Южной Испании (в период существования там Кордовского халифата) — было крепко связано с местными традициями. Оно проходило длительный путь развития, обладало ярко выраженными особенностями.

Многие области творчества оказались связанными со светской, придворной культурой. В искусстве мусульманского мира были созданы прекрасные образы. Тем не менее ограничения ислама, сформулированные в качестве религиозного закона, наложили отпечаток на развитие отдельных видов искусства, в котором возобладало ритмически-декоративное начало. Главенствующую роль играла архитектура, высокого совершенства достигли художественное ремесло и искусство миниатюры.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.