Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные субъекты современных международных отношений



До середины ХХ в. мировая политика строилась с учетом государственно-центристской модели международных отношений. Их главным субъектом выступали государства. Подобная схема международных отношений была заложена Вестфальским миром (1648 г.), который подвел итог тридцатилетней войны в Европе и определил границы между государствами. Договор стал признанием того, что споры невозможно решать только военным путем. Современная мировая политика учитывает тот факт, что в настоящее время в мире существует более 190 государств. Но геополитики прогнозируют, что процессы этнического сепаратизма могут привести к созданию примерно 400 государств7. Государства отличаются друг от друга разными параметрами: размерами, возрастом (исторические и новые государства), численностью населения, экономическим потенциалом, степенью политического влияния. По экономическому критерию выделяют три группы государств. В первой группе стран объединяют богатые государства, под которыми понимают индустриально развитые державы с рыночной экономикой и высоким уровнем жизни. Это, прежде всего, страны "Большой семерки": Великобритания, Канада, Италия, Франция, ФРГ, США, Япония. К числу богатых относят и крупнейших экспортеров нефти Персидского залива - Бахрейн, Катар, Кувейт и др. Во вторую группу объединяют новые индустриальные страны, сделавшие в 70-80-х гг. резкий рывок в своем экономическом развитии, но пока не сумевшие догнать по уровню жизни государства первой группы: Индию, Китай, так называемых, "азиатских тигров" (Малайзия, Сингапур, Южная Корея), страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика). Сюда включаются и бывшие социалистические страны Восточной Европы. К третьей группе относят бедные страны Латинской Америки, Африки, ряд бывших республик СССР.
Политическое влияние стран на международной арене в значительной степени определяется их экономической и военной мощью. В современном мире именно функционирование экономики непосредственно определяет как международный статус государства, так и боеготовность его вооруженных сил. Применительно к странам, обладающим сильным военным и экономическим потенциалом и дипломатическим влиянием, используется термин "держава". При этом в мировом сообществе выделяют собственно сверхдержавы и великие державы. Начиная с 1945 г. и на протяжении последующих четырех десятилетий СССР вместе с США определялись как две сверхдержавы. Сверхдержаву от других стран отличают три критерия: возможность массового и полного уничтожения, способность влиять на развитие всех других стран, невозможность для любой коалиции нанести поражение одной сверхдержаве, если эту коалицию не поддержит другая сверхдержава8. Равновесие в международной среде, осуществляемое по схеме противостояния двух государств и поддерживающих их коалиций стран, определяется как биполярная модель мира. После распада СССР сложилась однополюсная модель международных отношений с единственной сверхдержавой - США. Политологи, хотя и прогнозируют возможность в будущем многополярности и появления других держав, равных по своей мощи США, все же вынуждены признать, что в настоящее время Соединенные Штаты обладают всеобъемлющим превосходством9.
К великим державам, согласно Г. Моргентау, относят страны, обладающие военной мощью и способностью отстоять свою независимость экономическим потенциалом и дипломатическим влиянием. Сюда же он добавляет и геополитический фактор (пространство и расположение страны). Как правило, к великим относят страны, обладающие ядерным оружием и современными средствами их доставки, а также являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН (Великобритания, Китай, Россия, США, Франция). По экономическому и политическому влиянию к великим относят Германию и Японию. Что касается России, то, несмотря на кризисное состояние экономики, обладание ядерным оружием, контроль над значительной частью мировых стратегических ресурсов, огромная территория (одна шестая всей территории мира) и геополитическое положение позволили ей сохранить статус важнейшего элемента мирового политического и экономического порядка.
Ключевую роль на региональном пространстве играют средние державы, например Индия в Юго-Восточной Азии, Мексика в Центральной Америке, Турция, пытающаяся закрепить свое влияние в новых государствах Средней Азии.
Различают также малые и микрогосударства. Их отличает небольшое количество населения (1-2 млн человек) и невозможность самостоятельно защитить свой суверенитет.
Субъектами политики мирового масштаба являются международные организации, блоки и союзы, сотрудничающие или противостоящие друг другу. Они создаются на основе общности интересов стран-участниц для реализации определенных экономических и военно-политических целей. Первые организации подобного типа появились в начале ХIX в., а в настоящее время их насчитывается более 40010. Существуют разные типологии международных организаций. Одна из наиболее распространенных классификаций предполагает выделение разных типов в соответствии с территориальным признаком и направленностью деятельности.

  • В зависимости от первого критерия различают:
    • универсальные международные организации. Таковой является Организация Объединенных Наций (ООН);
    • межрегиональные организации, например организация Исламская конференция;
    • региональные организации и блоки. Всего в мире насчитывается 60 организаций подобного уровня, например Европейский Союз, СНГ, Организация африканского единства, Сообщество южноафриканских государств с целью развития, Региональное экономическое сообщество в Латинской Америке, Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
    • субрегиональные организации, например Бенилюкс, объединяющий Бельгию, Нидерланды и Люксембург.
  • В зависимости от направленности деятельности выделяют:
    • общецелевые организации. Такой организацией является ОНН, координирующая сотрудничество стран-участниц в разнообразных сферах. Одна из важнейших функций - осуществление международной безопасности, урегулирование конфликтов. С 1948 г. ОНН осуществила более 50 миротворческих миссий в разных регионах мира;
    • специализированные организации. Например, ОНН включает в свою структуру международные организации, созданные для координации усилий стран в отдельных областях - Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), ЮНЕСКО (организация, занимающаяся вопросами культуры, образования и науки), Международный суд, Международный валютный фонд (МВФ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Специальная комиссия ООН по Ираку и др. Различные формы сотрудничества осуществляются в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Наконец, следует вспомнить, что в течение нескольких десятилетий во второй половине ХХ в. мировая политика определялась противостоянием двух военно-политических блоков: Североатлантического союза (НАТО) и Организации Варшавского договора.

Специфической международной организацией, обладающей атрибутами политической власти, является Европейский Союз. Существующий с 1979 г. Европейский парламент наделен законодательной, бюджетной и контролирующей функциями, но это не означает ограничения суверенитета государств, входящих в Союз.
Процессы глобализации современного мира значительно расширили круг субъектов международных отношений. Например, серьезную конкуренцию национальным государствам в осуществлении политики составляют транснациональные корпорации (ТНК). Они стали самостоятельными субъектами не только экономических, но и политических отношений. Сегодня в мире насчитывается 35 тысяч транснациональных образований11. На пространстве СНГ к корпорациям подобного рода можно отнести такие энергетические концерны, как "Лукойл" и Газпром. Ядро же мировой хозяйственной системы составляют 500 ТНК, обладающих неограниченной экономической властью. Под контролем ТНК находится более половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, четыре пятых патентов и лицензий на новую технику, технологию и "ноу-хау"12.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.