Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмпирический характер и трансцендентальное «Я».



 

Это разграничение – природы и свободы – помогает понять, что такое человек, поскольку граница между природой и свободы проходит через человека.

 

Природа Эмпирический характер Явления

= =

Свобода Трансцендентальное Я (личность) Вещь-в-себе

 

Человек – это точка пересечения двух миров, в нем пересекается мир слепой необходимости – мир природы и одновременно – мир свободы. Наше самосознание подтверждает данное утверждение. С одной стороны, мы воспринимаем самих себя как последовательный ряд явлений (родился – учился – поступил и т.д.), где причинность не прерывается, то есть на уровне эмпирического восприятия мы видим себя в качестве того, что причинно обусловлено. Эту сторону человека Кант называет эмпирическим характером. «Характер» по-гречески означает «печать, отпечаток». Например, отпечаток наших природных задатков, отпечаток воспитания, отпечаток нашего круга общения и т.д. А «эмпирический» – так как именно на опыте мы воспринимаем эту сторону человеческого существования.

Если бы в человеке существовал только эмпирический характер, то конечно о свободе не было бы и речи. Однако если бы это было так, то преступника нельзя было бы судить, ведь его преступление обусловлено не зависящей от него необходимостью (семья, воспитания и прочее). Но его судят на основании того, что он обладает разумом, а значит – способностью свободно выбирать, совершить неблаговидный поступок или нет. И данное обстоятельство характеризует вторую сторону человек. Человек – не только часть природы, но и разумное существо, а значит, будучи разумным он может сам для себя определять цель поступка. В этом качестве, в качестве разумного существа, человек выходит за границу мира природы. По этой причине Кант называет эту вторую сторону человеческого существования – трансцендентальным Я. И в этом качестве человек принадлежит к миру свободы. Конечно эти два мира не антимиры, не соприкасающиеся друг с другом, они связаны. Посредником между этими двумя мирами служит человеческая воля. Именно человек может, принимая решение, свести его к силе природы (обстоятельствам), а с другой стороны человек может делать выбор на основании своего разума и быть свободным. В этой связи Кант выводит формулу «радикального», коренного зла. Он определяет корень зла как склонность человека плыть по течению, следуя обстоятельствам.

Для того, чтобы показать эту грань между миром свободы и необходимости, И. Кант приводит пример выбора человека-самоубийцы. Может ли самоубийство быть рациональным, разумным? Кант отвечает на этот вопрос категорическим «нет». Во-первых, сама наша жизнь как личности (трансцендентального Я) зависит от нашего тела. Тело неотъемлемая часть нашей личности. Можно по свободной воле покинуть свою страну, и остаться личностью, однако разрушая тело, мы уничтожаем и свою свободу. То есть самоубийство это такой свободный выбор, который зачеркивает возможность самой свободы, и в этом случае мы делаем средством то, что является целью.

Личность человека – это его цель, высшее, что в нем есть. И поэтому у человека есть моральные обязательства по отношению к самому себе – сохранять свой свободный выбор, не терять этой возможности. А значит, самоубийца предает себя как личность. Пока жизнь его удовлетворяла, он пользовался своей личностью, если она перестает удовлетворять – он отказывается от себя. В этом случае личность становится вещью. И разум никогда не сможет примириться с таким положением дел. Личность – не предмет потребления по принципу «использовал – выбросил».

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.