Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КУЛЬТУРА ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ (60-90-е годы XIX в.)

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX ВЕКА.

ЧАСТЬ 2.

(ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И КУЛЬТУРА)

 

 

Санкт-Петербург

Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»


Министерство образования РФ

______________________

Санкт-Петербургский государственный электротехнический

университет «ЛЭТИ»

_____________________________________________________

 

 

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX ВЕКА.

ЧАСТЬ 2.

(ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И КУЛЬТУРА)

 

 

Методические указания

к семинарским занятиям

по дисциплине

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

 

 

Санкт-Петербург

Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»


УДК940.1

 

 

История России XIX в. Часть 2. Общественная мысль и культура: Методические указания к семинарским занятиям. Сост. А. Б. Гуркин, Е. В. Умова. Под ред. В.В. Калашникова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. 32 с.

 

Даются общие сведения для изучения истории русской общественной мысли и культуры в рамках темы « История России в XIX в.»

Предназначены для студентов технических университетов.

 

 

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве методических указаний

 

ÓСПбГЭТУ «ЛЭТИ»,2003

 

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания предназначены для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе по изучению лекционного материала и в подготовке к семинарским занятиям по теме «История России в XIX веке».

На семинарское занятие выносятся следующие вопросы:

1. Культура первой половины XIX в.

2. Культура пореформенной России (60-90-е годы XIX в.)

Материалы справочного характера включают в себя разделы об образовании и науке, духовной и художественной культуре изучаемого периода и содержат необходимый минимум сведений для ответа на вопросы семинара.

Список литературы, прилагаемый к тексту настоящих методических указаний, позволяет существенно расширить объем знаний по изучаемой теме в ходе самостоятельной работы студентов.

 

КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Общие рекомендации

Приступая к изучению данного вопроса, следует, прежде всего, вспомнить о важнейших исторических событиях конца XVIII - первой половины ХIХ в., оказавших определяющее влияние на формирование мировоззрения современников. Русская культура XIX в. все в большей степени становится связанной с общественно – политической жизнью страны.

Далее следует обратить внимание на новые тенденции в развитии русской культуры первой половины ХIХ в. и ознакомиться с наиболее выдающимися достижениями русской культуры этого периода. Именно в предреформенную эпоху происходит приобщение к культурной жизни новых общественных сил - раз­ночинцев, более глубокое усвоение народной культуры и одновременно осознание своего единства с мировой культурой, поста­новка вопросов о судьбах нации делают предреформенную эпоху важ­ным этапом в процессе становления национальной культуры.

 

Материалы к изучению

Россия в конце XVIII в. и первой половине XIX в. переживала мощный подъем общественно-культурной жизни. Его причины следует искать в прогрессивном воздействии идей Великой французской революции – идей Просвещения, а также огромном влиянии двух событий в истории страны – Отечественной войны 1812 г. и движения дворянских революционеров-декабристов.

Общественно-патриотический подъем, связанный с Отечественной войной 1812 г., способствовал развитию национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Победа над Наполеоном воспринималась современниками как национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение.

Взаимосвязь войны 1812 г. с движением декабристов очевидна. Восстание 14 декабря 1825 г. явилось важнейшим событием общественно- политической жизни страны. Декабристы, их идеи, борьба, даже поражение и смерть оказали большое влияние на умственную и культурную жизнь русского общества. А.И. Герцен считал, что они пробудили душу у нового поколения, открыли новую фазу политического развития страны.

Велика зависимость культурного подъема и от многих экономических перемен в стране. В первой половине века в экономике России началось развитие капиталистического уклада, формируются буржуазные отношения. Новый царь Александр I (1801-1825) обещал править «по закону и сердцу» своей бабки Екатерины II, что было благосклонно встречено большинством дворян. Ограничения прежнего павловского царствования были отменены и проведены ряд преобразований, которые позволили называть первый период правления нового императора, как период «либеральных мечтаний».

Образование и просвещение. Александр I и его соратники занялись организацией народного просвещения. В XVIII веке в России было учреждено только два университета - Петербургский и Московский. При этом реально функционировал только Московский. Уже в начале XIX века ситуация начинает быстро меняться. Согласно указу 1803 г., страна была поделена на шесть учебных округов, в каждом из которых в последствии были созданы университеты. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи (закрытые учебные учреждения для дворян) – Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Кроме того, была создана система высшего образования. Она включила в себя ряд специальных учебных заведений, таких как Медико-хирургическая академия, Главный педагогический и Технологический институты в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков и Ремесленное училище (ны­не - МГТУ им. Н.Баумана) в Москве. Появились специализированные высшие военные учебные заведения – академия Генерального штаба, Инженерная академия, Артиллерийская академия.

Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. В 1824 г. в России действовало 49 гимназий, а в 1854 г. их было 77. Очень сильно отставало развитие начального образования. В первую очередь это затрагивало детей из простого народа. Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Либерализм первых лет царствования Александра I очень скоро сменился открытой реакцией, последовательным проводником которой стал А.А. Аракчеев. Поистине губительной аракчеевщина оказалась для просвещения. Объединенное с Синодом (1817) министерство просвещения, по вы­ражению Карамзина, превратилось в «министерство затемнения». Линию на клерикализацию (от лат. clericalis – церковный) школы и утверждение сословного принципа образования продолжило правительство Николая I, установив над выс­шей школой, в которой видело рассадник вольнодумства, полицейский контроль. С. С. Уваров, бывший министром просвещения в 1833 - 1849 гг.., не скрывал стремления «умножать, где только можно, число умственных плотин». Такая политика привела не только к распростра­нению закрытых учебных заведений, но и к нарушению сложившейся преемственности обучения. В соответствии с Уставом учебных заведе­ний 1828 г. каждый тип школы становился сословно-обособленным: для детей «самых низших состояний» предназначались приходские одно­классные училища, для детей «купцов, ремесленников и других город­ских обывателей» - уездные трехклассные, для детей дворян, чинов­ников, богатого купечества - семилетние гимназии. Духовные учебные заведения также приобрели замкнутый сословный характер.

Отход от общегуманных це­лей образования привел к травле и изгнанию из университетов профес­соров, придерживавшихся прогрессивных взглядов, к ограниче­нию притока в университеты разночинцев и значительным повышением платы за обучение.

Вопреки официальному курсу, количество образованных людей в России росло, в том числе среди крестьян. Распространению просве­щения содействовал рост печати, хотя на восстание декабристов пра­вительство ответило усилением цензурных ограничений («чугунный» цензурный устав 1826 г.). Интерес к книге в обществе возрастал, рас­ширялся круг читающей публики, появились крупные отечественные книгоиздатели (братья Глазуновы, А.Ф. Смирдин и др.), расширилась книжная торговля. Распространению книг и журналов во многих про­винциальных городах содействовали публичные библиотеки. В конце 50-х годов печаталось около двух тыс. книг, число периодических изданий за полвека выросло более чем в 3,5 раза.

Наука и техника. Процессы, связанные с развитием капитализма, активизировали научно-техническую мысль. Развитие ряда отраслей науки происходило в тесной связи с практикой (работы по органической химии Н. Н. Зимина; создание новой науки - металлографии П. П. Аносовым; иссле­дования в области практического применения электричества В. В. Пет­рова и Б. С. Якоби).

В области фундаментальных наук ряд открытий принес русским ученым мировую известность, например, учение о неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевского и др..Неоценим вклад русских мореплавателей в раз­витие географической науки (открытие Антарктиды М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном и др.). В 1845 г. было создано Русское географическое общество. Оно стало центром изучения территории и морей России. Мировую известность получил атлас «Топографическая анатомия» основоположника военно-полевой хирургии Н. И. Пирогова.

Говоря о развитии гуманитарных наук, в первую очередь следует обратить внимание на историю. Историческая наука приобретает большое общественно-политическое значение. Через изучение прошлого России, пытались понять настоящее, и ее будущее. В эти годы началась широкая научная публикация исторических источников - летописей, царских и императорских указов, мемуаров и т.д. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. В 1800 году был опубликован найденный памятник древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве». Особенно много сделала Археографическая комиссия, которая выявила и издала многие тысячи ценнейших исторических памятников.

Настоящим событием, оказавшим влияние на развитие национального самосознания, было появление «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, возбудившей живой инте­рес к русской истории в широких слоях образованного общества. За­рождение буржуазного направления в русской исторической науке свя­зано с именами профессоров Московского университета С. М. Соловьева (с 1851 г. начала выходить «История России с древнейших времен») и Т. Н. Грановского - основателя рус­ской медиевистики (от лат. medium aevum – средние века, раздел исторической науки, изучающей средние века).

Общественная мысль. Война 1812 года, нарастание революционной и национально-освободительной борьбы в Европе и принятие Россией роли «жандарма Евро­пы» особенно остро поставили традиционные вопросы общественной мысли. К ним, прежде всего, относились вопросы об отношении к самодержавию и кре­постничеству, о формировании национального самосознания и нацио­нальной культуры. Отказ Александра I от проведения либеральных реформ во многом содействовал складыванию оппозиционного движения в среде русского дворянства. Участники движения, получившие в последствии название декабристов, понимали гибельность крепостного права для развития экономики, но гораздо сильнее их возмущала безнравственность крепостничества. Воспитанные на литературе Просвещения, подчеркивавшей равенство естественных прав людей, они органически не могли смириться с сохранением рабства в России. Убеждение в том, что «истинными сынами отечества являются члены всех сословий» приводило их к требованию незамедлительного уничтожения крепостниче­ства. Не менее вредным для страны они считали и сохранение самодержавия. При этом, часть из участников движения полагали, что наилучшим государственным устройством может стать конституционная монархия (Н. Муравьев), другие же выступали за республику (П. Пес­тель). Картину гармоничного и справедливого общества нарисовал в своей утопии «Сон» А. Д. Улыбышев, видевший связь национального развития с социальными преобразованиями. Символом этих преобразо­ваний публицист представил новый герб, вместо двуглавого орла изо­бражавший парящего феникса, возникшего в результате того, что «две головы орла, которые обозначали деспотизм и суеверие, были от­рублены, и из пролившейся крови вышел феникс свободы и истинной веры».

В 20-е годы с осмыслением важных социально-политических проб­лем связан интерес к немецкой идеалистической философии (Кант, Фих­те, Шеллинг, Гегель). Особенно импонировал значительной части дво­рянства и интеллигенции, далекой от политического радикализма, но в тоже время критически относившейся к существующей действительности, умеренный либерализм немецкого философа Шеллинга (Общество «любомудрия», альма­нах «Мнемозина», В. Одоевский, братья Киреев­ские и др.). Либерализм (от лат. liberalis - свободный) – политическое и идеологическое течение, отстаивающее демократические права и свободы личности, парламентский строй, свободу предпринимательства.

В 30 – 40-е годы на «умственное брожение» в обществе правитель­ство ответило оформлением официальной идеологии. Теория «официаль­ной народности», была разработана министром просвещения графом С. С. Уваровым. Основу теории составила триада: православие – самодержавие – народность. Согласно этой теории, «исконными» и «самобытными» чертами русского народа является глубокая религиозность и преданность престолу. В свою очередь царь «любит Отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделить Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу». Теория «официальной народности» противопоставляла спокойную, устойчивую, гармоничную Россию, мятущемуся и разлагающемуся Западу. На этом фоне всякие оппозиционные идеи должны были рассматриваться как наносные и чуждые русскому национальному духу.

Уваровская теория была подхвачена и развита литературоведом С. П. Шевыревым и историком М. П. Погодиным, полемически излагались публицистами охранительного направления (Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч) и, наконец, нашли отражение в литературе (М. П. Загоскин, Н. В. Кукольник) и искусстве («национальный гимн» «Боже Царя храни …» А.Ф. Львова).

Для многих здравомыслящих людей были очевидны надуманность и лицемерие казенной пропаганды, но после расправы над декабристами, мало кто открыто решался заявить об этом.

Одним из первых это сделал П. Я. Чаадаев в работе «Философические письма» (первое опубликовано в 1836 г. в журнале «Телескоп», который в результате был закрыт, его редактор сослан, а автор объявлен сумасшедшим и поса­жен под домашний арест). С горьким негодованием говорил Чаадаев об изоляции России от новейших идейных течений Европы, об утвердившейся в стране обстановке национального самодовольства и духовного застоя. Рассматривая прошлое и настоящее России, он делал пессимистические выводы относительно ее будущего. С подобной оценкой России мало кто был согласен, но сама постановка вопроса вызвала живейший интерес в обществе.

В конце 30-х - начале 40-х гг. споры об исторической судьбе России вышли на первый план. Сложились два лагеря: славянофилы и западники. Наиболее видными идеологами славянофильства являлись А. С. Хомяков, И. С. и. К. С. Аксаковы, П. В. и И. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин и др. К западникам относились П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, С. М. Со­ловьев, К. Д. Кавелин и др.

Славянофилы считали, что европейский и русский пути развития не совпадали, что Россия могла развиваться только по самобытному пути. Именно отход от него в результате петровских реформ и нарушил ту гармонию в обществе, которая существовала раньше. Однако нововведения затронули лишь узкий слой дворянства, народ же остался прежним и сумел сохранить свою самобытность (прежде всего православную веру и крестьянскую общину). Из этого вытекало, что вернуться на прежний путь развития и возможно и необходимо. Подвергая критике существовавшие в стране порядки, славянофилы не мыслили себе Россию без самодержавия. Они выдвинули формулу – «Сила власти – царю, сила мнения – народу». Исходя из нее, славянофилы выступали за созыв Земского собора, отмену крепостного права, за свободную печать, выражающую мнение народа.

В противовес славянофилам западники доказывали, что Россия хотя и «запоздала», но идет тем же путем, что и все западноевропейские страны. Они решительно выступали за буржуазные преобразования в обществе, ратовали за скорейшую европеизацию страны. Западники считали, что наилучшим политическим устройством для России может стать конституционная монархия английского образца. Они полагали, что крепостное право и отсутствие политических прав и свобод является непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития России.

При всех различиях во взглядах, славянофилы и западники в своем неприятии существующих в России порядков были очень схожи и являлись либерально-оппозиционными течениями. Герцен сравнивал западников и сла­вянофилов с двуликим Янусом или с двуглавым орлом: сердце одно, а головы смотрят в разные стороны.

Первоначально, к левому крылу западничества примыкали и представители радикальных взглядов, такие как В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Позже они отошли от этого течения и заложили основы русской революционно-демократической идеологии, третьего направления общественной мысли. В отличие от либералов, революционные демократы полагали, что коренные вопросы русской жизни не могут быть решены без революции. В 40-е гг. на формирование их взглядов серьезное влияние оказывали идеи западных социалистов-утопистов. На рубеже 50-х возникает теория утопического «русского социализма». Родоначальником ее был А.И. Герцен. По его мнению, Россия могла придти к новому строю, минуя капитализм, через крестьянскую общину, которую он считал «ячейкой социализма».

литература.Важнейшим явлением культурной жизни России всегда была литература. Для литературного процесса первой половины XIX в. характерна смена художественно-эстетических направлений: сен­тиментализм, романтизм и реализм.

Виднейшим представителем сентиментализма (от фр. Sentiment – чувство) являлся писатель и историк Н.М. Карамзин (повести «Бедная Лиза», «Наталья – дочь боярская»). Русский сентиментализм просуществовал недолго и под влиянием героических событий 1812 года сменился романтизмом.

Возникно­вение романтизма связано с творчеством В. А. Жуковского (1783- 1852). Он видел задачу поэзии в воспитании человека, в пробуждении в нем лучших чувств (баллады «Людмила», «Светлана» и др.). Романтизм -идейное и художественное направление в искусстве конца XVIII – первой половине XIX века. В литературе ему свойственны показ исключительности героев, изображение сильных страстей, напряженность сюжета, одухотворенность природы, идеализация национального прошлого. К представителям гражданского романтизма относились поэты- декабристы К. Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский. В русле романтизма закладывались и основы исторического романа (А. А. Бестужсв-Марлинский, М. Н. Загоскин). Ранние произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова также были проникнуты романтизмом.

К середине 30-х годов в русской литературе утвердился реализм (от позднелат. Realis – вещественный, действительный). А. С. Пушкин (1799-1837) раньше других понял, что истинная народ­ность заключается не в изображении сарафана, а в жизненной досто­верности, в раскрытии взаимоотношений людей, личности и общества. Он обратился к сокровищницам народного творчества и проникся глубоким пониманием души, психологии и характера русского человека. О народности поэта писал еще Гоголь: «Пушкин есть явление чрезвычайное..., может быть, единственное явление русского духа». Вместе с тем значение творче­ства поэта для национального самосознания измеряется его общечелове­ческим содержанием, «всемирной отзывчивостью» (Достоевский). Уни­версализм Пушкина проявился не только в литературе, он был самобыт­ным мыслителем и вдумчивым историком («Руслан и Людмила», «Цыганы», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «История Пугачевского бунта»). Исключительное значение имело создание Пушкиным русского литературного языка: оно способствовало не только дальнейшему расцвету русской культуры, но и признанию ее во всем мире. Демократизм Пушкина, жизненная содержательность, правдивость его произведений и блеск его поэтического мастерства - все это делало творчество поэта гораздо более популярным, чем подавляющее большинство произведений сентиментального или романтического стиля конца XYIII – начала XIX вв.

Наследником и продолжателем общественного и литературного дела Пушкина стал его младший современник М. Ю. Лер­монтов (1814 -1841) – поэт, художник. Его лирика наполнена настроениями протеста против несправедливости, сочувствия к несчастным и обездоленным, мечтой о свободе, тоской по мятежному герою («Белеет парус одинокий», «Анчар» и др.). В творчестве поэта переплелись личные, гражданские, философские мотивы (стихотворения «Бородино», «Родина», поэмы «Мцыри», «Демон», драма «Маскарад», роман «Герой нашего вре­мени»).

Н. В. Гоголь (1809 - 1852) - один из совершеннейших русских пи­сателей и едва ли не самый трагичный. В своих ранних произведениях - цикле «малороссийских повестей» «Вечера на хуторе близ Диканьки» он выступает как романтик. Более зрелые работы (Петербург­ские повести, «Ревизор», «Мертвые души») показали его решительный поворот к реализму. Книга «Вы­бранные места из переписки с друзьями» (1847), в которой Гоголь в непопулярной тогда религиозно-мистической форме пытался отстаи­вать внутреннюю свободу личности, выражал веру в возможность наилучшего устройства России, в ее мессианскую роль, основанную на верности идеалам православия. До сих пор это произведение является одним из самых полемичных в русской литературе.

Творчество Пушкина, Гоголя, Лермонтова утверж­дало гуманизм, гражданственность и народность в качестве традицион­ных черт русской литературы. К реалистическому направлению принад­лежали вступившие и литературу в 40- 50-е годы Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.

Театр и музыка. Все более заметную роль в общественно-культурной жизни играл театр. В 1824 г. в резуль­тате раздела Петровского театра в Москве по­явились две самостоятельные труппы: драматическая - Малый театр и оперно-балетная - Большой. В Петербурге в 1832 г. открылся знаме­нитый Александринский театр (арх. К. Росси). В провинции получили широкое распро­странение крепостные театры, часто заменяя профессиональные. Подобно литературе, на сцене русского театра классицизм и сентиментализм сме­нились романтизмом и реализмом.

Ярким представителем классицизма на театральной сцене был ведущий петербургский трагик В. А. Каратыгин, соз­давший ряд совершенных героико-исторических образов. Расцвет ро­мантизма в театре связан с творчеством московского актера П. С. Мочалова, прославившегося в трагедиях Шекспира и Шиллера. Осно­воположник реалистической школы М. С. Щепкин известен по работе на сцене Малого театра в ролях русского реалистического репер­туара - «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» П. В. Гоголя, «Свадьба Кречинского» А. С. Сухово-Кобылина .

Музыка начала XIX в. также испытала влияние патриотического подъема. Композиторы стали чаще обращаться к героико-историчсским сюжетам и народным мелодиям (оперы К. А. Кавоса «Иван Сусанин», А. П. Верстовского «Аскольдова могила», романсы А. А. Алябье­ва, А. Е. Варламова). Возникновение подлинно национальной школы связано с творчеством М. И. Глинки, музыкальный реализм которого был подготовлен десятилетиями сближения профессио­нальной и народной музыки. Автор «Руслана и Людмилы», «Жизни за царя» («Иван Сусанин»), «Камаринской» максимально использовал все богат­ство народных мелодий и все достижения европейской музыкальной культуры. Один из основателей класси­ческой музыкальной школы А. С. Даргомыжский создал новые жанры – народно-бытовую музыкальную драму («Русалка»), сатирико-комическую песню («Титулярный советник», «Червяк» и др.); реалистически выразительный речитатив (опера «Каменный гость»),

архитектура. В первой трети XIX в. русская архитектура связана со стилем ампира,завершившим развитие классицизма.. Ампир (фр. Empire -империя) - стиль в архитектуре и декоративном искус­стве 1-й трети XIX в., завершивший развитие классицизма. Характерны монументальные формы и богатый декор, воплощавшие идеи государственного могущества и воинской славы.

Это было время решения больших градостроительных задач. Ведущим пе­тербургским архитектором, «мыслившим ансамблями», был К. И. Росси. Создавая Михайловский дворец (ныне здание Рус­ского музея), он организовал площадь перед дворцом, проложил улицу в сторону Невского проспекта. Цельность замысла и редкое художест­венное мастерство позволили ему, завершив планировку основных пло­щадей города, создать еще ряд замечательных ансамблей (Дворцовая площадь со зданием Главного штаба, Сенатская - со зданиями Сената и Синода).

Своеобразие московского ампира состояло в большей мягко­сти архитектурных форм. В нем отразились как все новшества эпохи, но так и традиционные национальные черты. Особенностью решения ансамб­левых задач при восстановлении Москвы после пожара было гармоничное соединение новой застройки со средневековой архитектурой. Например, реконструкция Крас­ной и создание Театральной площадей, Первая градская больница, Триумфальная арка в честь победы над Напо­леоном (арх. О. И. Бове). Особое обаяние русского ампира демонстрируют постройки жилых домов. В них черты монументального стиля приспособлены к малым размерам жилища (дом Луниных на Никитском бульваре, арх. Д. И. Жилярди, дом Хру­щевых на Пречистенке, арх. А. Г. Григорьев и др.).

В 30 – 50-е годы архитектура классицизма переживала кризис, утра­чивалось ансамблевое мышление, начинался период эклектики.Эклектика – ( греч. Eklektikos - выбирающий) - в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольное использова­ние исторических стилей.

Решаю­щее воздействие на формирование нового направления оказали идеи романтизма, которому присуще стремление к достоверному воссозданию прошлого. Исаакиевский собор, сооруженный О. Монферраном, решен в стиле классицизма с элементами Ренес­санса. А. И. Штакеншнейдер, создавая многочисленные дворцы в Петербурге, использовал мотивы итальянского Возрождения (Николаевский дворец) и барокко (Ново-Михайловский ). Для творчества К.А. Тона наиболее типичны постройки в «русско-византийском» или « псевдорусском» стиле (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский Дворец, Оружейная па­лата). Развитие инженерной мысли и строительной техники открыло возможности для воплощения новых художественных идей.

Скульптура. синтез скульптуры и архитектуры получил дальнейшее развитие. Скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов успешно сотрудничали с архитекторами Воронихиным (скульптуры для Казан­ского собора, Горного института), Росси (скульптура арки Главного штаба). Одним из последних примеров органичного слия­ния скульптуры и архитектуры явились статуи Кутузова и Барклая де Толли на порталах колоннады Казанского собора ра­боты Б. И. Орловского. Мастером монументально-декора­тивной скульптуры, органически вписанной в городской пейзаж, был П. К. Клодт (четыре группы «Укрощение коня» на Аничковом мосту, памятники «баснописцу» Крылову, императору Николаю I в Петербурге).

Медленный отход от идеализирующего мировосприятия эпохи клас­сицизма, поиск новых пластических решений, стремление к романтиче­ской приподнятости образов характерны для русской скульптуры предреформенной поры.

Живопись.Одновременно с отмиранием классицизма в начале века в живописи утверждалась новая творческая концепция - романтизм. Первым к романтическому порт­рету обратился О. А. Кипренский (1782 - 1836). Его стиль вобрал черты классической гармонии и сентиментализма (портреты Жуковского, Пушкина, «Автопортрет в халате», ГТГ). Романтизм нашел свое выражение и в пейзаже. С.Ф. Щедрин (1791 - 1830) первым открыл для Россиипленэрную живопись(«Новый Рим», «Вид Сорренто близ Неаполя», ГТГ). Пленэр (фр. plein air - вольный воздух) - живопись на открытом воздухе. Пленэрной называют живопись, стремящуюся к передаче естественного освещения и воздушной среды, воспроизводящую реальные оттенки цвета.

В.А. Тропинин (1776 – 1857), вос­питанный на сентименталистской традиции конца XVIII в., испытавший романтическое влияние начала XIX в., к 20-м годам выработал само­стоятельную образную концепцию. Он жанризировал портрет (порт­реты А.С. Пушкина, автопортрет, многочисленные типизированные образы - «Кружевница», «Златошвейка»). Жанр – (фр. Genre – род, вид) в живописи – это портрет, пейзаж. Если Тропинин только вводил жанровые элементы в портрет, то А. Г. Вене­цианов стал родоначальником бытового жанра. Художник поэти­зировал обыденные явления крестьянского быта, крепостной деревни - «Гумно», «На пашне. Весна». Творчество Венецианова, впитавшее элементы классических и сентименталистских представлений, стало эта­пом в формировании реализма в живописи.

В исторической живописи 30 - 40-х годов происходило переплетение классицизма и романтизма. Знаменитая картина К. П. Брюллова (1799 - 1852) «Последний день Помпеи» (ГРМ) является ярким примером академической живописи. Академизм- направление в искусстве 17-19 вв., сложившееся в академиях художеств и основанное на догматическом следовании канонам искусства Античности и эпохи Возрождения. Позже художник обратился к портрету и в этом жанре претерпел эволюцию от большого парадного романти­ческого портрета, включавшего некое сюжетное повествование («Всад­ница», ГТГ), к камерному, полному психологической выра­зительности изображению (портрет П. Н. Кукольника, ГРМ; авто­портрет, ГТГ). В конце жизни художник пришел к реализму (порт­рет итальянского археолога Микеланджело Ланчи ).

Центральной фигурой живописи середины XIX в. был А. А. Иванов (1806 - 1858). Сын художника, с детства приобщившийся к классиче­скому искусству, он блестяще окончил Академию художеств с двумя золотыми медалями, в 1831-1858 гг. продолжал образование и жил в Италии. Огромных успехов добился Иванов в пленэрной живописи, хотя воспринимал пейзажные этюды («Аппиева дорога», ГТГ) как вспомогательную работу. Глубокие философские проблемы, идея духов­но-нравственного возрождения человечества воплотились в главном про­изведении художника - монументальном полотне «Явление Христа на­роду» над которой он работал 20 лет, сделав 600 этюдов. Кратко смысл картины можно определить так: человек в изменяющемся мире. Художник трактует евангельский сюжет как поворотное событие в истории человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Особое место в творчестве Иванова занимают неоконченные «Библейские эскизы», в которых видны черты реалистического метода. На переломе двух эпох в русской живописи А. Иванов, по выражению И. Крамского, «святой, великий и последний потомок Рафаэля», органи­чески соединил монументальность классического искусства с реализмом.

Первым и чрезвычайно ярким проявлением критического реализма в живописи явилось творчество П. А. Федотова (1815 - 1852), которому присуща глубина постижения драматической сути жизни. Наиболее полно раскрылся талант художника в жанровой живописи. Он про­шел путь от карикатурных сюжетов, перегруженных деталями («Све­жий кавалер», «Разборчивая невеста») к трагическим и лаконичным образам («Вдовушка») и, наконец, к метафоричности образов («Анкор, еще анкор!», «Игроки»). Искусство Федотова для нескольких поколений русских жи­вописцев служило образцом: передвижники восприняли и развили кри­тический пафос его творчества, художников рубежа XIX- XX вв. привле­кали драматизм и метафоричность живописи мастера.

Своеобразие русской культуры первой половины XIX в. состояло в социаль­ной заостренности творчества, развивавшегося почти одновременно по нескольким стилевым направлениям. Художественная культура, усваивая подлинную народность и открывая новые аспекты национальной жизни, служила самопознанию общества. Самобытность, демократизм и гуманистическая направленность русской национальной культуры де­лали ее значительным явлением мировой культуры. В этот период были заложены прочные основы для расцвета культуры России в последующий период ее «золотого века».

КУЛЬТУРА ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ (60-90-е годы XIX в.)

Общие рекомендации

Приступая к изучению данного периода в истории русской культуры, следует помнить, что именно в эти годы (1860 - 70-е гг.) была предпринята наиболее последовательная попытка модернизации россий­ского общества. Она коснулась основных сторон жизни страны - со­циально-экономической (освобождение крестьян), политической (рефор­мы суда, армии, местного управления) и культурной (реформы системы образования, печати). Ускоренное развитие капитализма, становление системы земских учреждений вызвало повышенный спрос на высокооб­разованных специалистов. В связи с этим возрос удельный вес интел­лигенции как создателя культурных ценностей и как главного их потре­бителя. Все это привело к оживлению и известной демократизации культур­ной жизни. С укреплением экономических позиций буржуазии усилива­лось ее влияние в области культуры, появился новый тип буржуа - «ме­ценаты». Далее следует обратить внимание на важнейшие достижения русской культуры второй половины XIX в. Понять роль и место русской культуры в мировом культурном процессе.

Материалы к изучению

Школа, просвещение, печать. Ликвидация крепостного права и либеральные реформы образования вызвали серьезные сдвиги в народном просвещении. В 1860 - 90-е годы заметно вырос уровень грамотности населения (в среднем в 3 раза), причем в городе больше, чем в деревне.На­чальное образование получило дальнейшее развитие, наряду с церковно­приходскими начали действовать земские школы.Среднее образование наряду с гуманитарными классическими гимназиями (число учащихся в которых выросло в 60 - 80-е годы почти в 3 раза) давали училища - с 1864 г. реальные учебный план которых включал большой объем знаний по точным и естественным наукам, и с 1873 г. коммерческие, где изуча­лись бухгалтерия, товароведение и др.. В период реформ открылись женские гимназии, которых к 90-м годам насчитывалось около 200; для дочерей православного духовенства действовало около 60 епархиальных училищ. В период контрреформ Александра III правительство старалось ограничить доступ в гимназии (а следовательно и в университеты) выходцев из простого народа. Печальную известность получил циркуляр И. Д. Делянова (министра народного просвещения), в котором не рекомендовалось принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т.п.». Данное положение автоматически закрывало дорогу и в университеты, т.к. только выпускники мужских классических гимназий имели право поступать в университет. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения.

Несмотря на всю противоречивость политики правительства в вопросах развития высшего образования, положительные сдвиги были очевидны. Число студентов университетов с 1862 г. до середины 90-х годов увеличилось втрое и составило 17 тыс. человек. Наряду с ростом числа студентов в университетах проис­ходила демократизация их состава, правда, неравномерно (например, в 1897 г. в Петербургском доля детей дворян и чиновников составила около 2/3, а в Харьковском - менее 40%). Появились первые ростки высшего жен­ского образования - высшие женские курсы, готовившие врачей и учи­телей (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве, 1869; курсы проф. В. И. Герье в Москве, 1872; Бестужевские в Петербурге, 1878, и др.).

В 70 - 90-е годы почти втрое возросло число периодических изда­ний на русском языке (до 1 тыс. в 1900 г.). Окончательно оформился тип «толстого» журнала, в котором публиковались литературно-художественные, публицистические, критические, научные материалы. Такими журналами стали - «Современник», «Русское слово», «Вестник Европы». Издание книг росло еще стреми­тельнее (в 1860 - 90-е годы с 1800 до 11500 названий в год). Среди издателей ведущее место занимали частные фирмы М.О. Вольфа, Ф.Ф. Павленкова, И.Д. Сытина, выпускавшие учебную, научно-попу­лярную, художественную литературу, в том числе дешевые издания русской классики. Количество книжных лавок увеличилось в 6 раз (до 3 тыс. в кон. 90-х годов). В городах и селах росло число библиотек и читален, открывавшихся общественными учреждениями и органами местного управления. Главная роль в развитии культурно-просветитель­ных учреждений принадлежала интеллигенции, в том числе земской.

Наука и техника. Пореформенный период отмечен замечательными успехами отечественной науки. Труды П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова, С. В. Ковалевской в области математики и механики, открытия физика А. Г. Столетова, астронома Ф.А. Бедихина, химиков А. М. Бутлерова и Д. И. Менделеева просла­вили русскую науку. Физиолог И. М. Сеченов отмечал, что русские натуралисты своей деятельностью служили духовному сближе­нию Востока с Западом. Техническая мысль также достигла больших успехов (изобретения электротехников А. Н. Лодыгина и П. Н. Яблочко­ва, создание первой в мире модели самолета А. Ф. Можайским и т. д.). Значи­тельные достижения географической науки связаны с именами выдаю­щихся путешественников и ученых - П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая.

В области гуманитарных наук большими успехами характеризуется развитие истории. Органичной частью русской культуры, средством национально-исторического самопознания стали труды выдающихся историков С. М. Соловьева («История России с древней­ших времен», «Публичные чтения о Петре Великом» и др.) и В. О. Ключевского («Боярская дума Древней Руси», 1882; «Происхождение крепостного права в России» и др.). Европейской известностью пользовались труды по всеобщей истории П. Г. Виноградова, Н. И. Кареева и др.

Общественная мысль и литература. Расширение гласности и оживление периодической печати после цензурной реформы 1865 г. стимулировало процесс национального само­познания через развитие общественно-политиче­ской мысли и литературы.

Центральную роль в общественной жизни пореформенной России играла интеллигенция. Формировавшаяся еще со времени выступления Радищева и декабристов, в 60-е годы она обрела имя (термин «интел­лигенция» ввел писатель П. Д. Боборыкин) и оформилась как слой про­свещенных, образованных людей, занимавших активную общественную позицию. Специфика этого слоя заключалась в его оппозиционности к деспотическому режиму, правда, формы и методы оппозиции были различны (от либеральной умеренности и консерватизма до радикаль­ной революционности).

В пореформенную эпоху русская интеллигенция становится разночинной. Сыновья разорившихся дворян, священников, мелких чиновников, купцов и крестьян - вот та социальная база, из которой шло формирование интеллигенции. Расставаясь со своим прошлым, интеллигенты новой формации быстро переставали уважать устои, традиции. Им было присуще стремление изменить «проклятую русскую жизнь» как можно скорее и радикальнее. В идейном плане 60-е годы прошли для разночинной интеллигенции под знаком нигилизма. Нигилизм, наиболее ярким и талантливым представителем которого был публицист журнала «Русское слово» Д. И. Писарев, ставил прежде всего задачу личного освобождения – от семейных и бытовых предрассудков, от слепого поклонения авторитетам, от груза вековых традиций во всех сферах жизни. Это течение общественной мысли сыграло важную роль в формировании интеллигента-разночинца, явилось своеобразным переходным периодом к новому этапу. Добившись «личной свободы», эти люди стремились указать путь к освобождению и всему народу. В сознании демократической молодежи стали укореняться идеи «возвращения долга народу», смысл жизни виделся в ему беззаветном служении. Так нигилисты стали превращаться в народников.

На рубеже 60 –70-х главным в русском революционно-демократическом движении становится народничество. Основываясь на идеях «крестьянского социализма», выдвинутых А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским, свое законченное выражение идеология народничества получила в работах М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева. Убежденные в том, что человечество в своем развитии неизбежно должно прийти к социализму, они возлагали особые надежды на крестьянскую общину в России, рассматривая ее как зародыш социализма. По их мнению, благодаря общине удастся достичь социализма, минуя капитализм. Для этого, как они полагали, достаточно было передать крестьянам все пахотные земли и другие угодья, избавить их от непосильных налогов, освободить от контроля со стороны административно-полицейских органов. Сходясь в основных теоретических установках, идеологи народничества выступали за различные пути претворения их в жизнь. В этой связи принято выделять три течения в народничестве.

М. А. Бакунин, лидер бунтарско-анархистского направления, считал главной задачей революционного движения беспощадное разрушение государственного и общественного строя. Он выступал за немедленную крестьянскую революцию, толчок к которой должна дать революционная интеллигенция.

Идеологом пропагандистского направления являлся П. Л. Лавров. Он также поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал интеллигентов-революционеров как силу, способную возбудить к ней народные массы. Но, в отличие от Бакунина, он считал, что потребуется длительный период для того, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством, - период напряженной пропагандистской работы.

Идеологом третьего, заговорщического, направления был П. Н. Ткачев. Он исходил из того, что между интеллигенцией и народом существует огромная пропасть, непреодолимая в условиях самодержавного строя, поэтому поднять крестьянство на борьбу невозможно. Из этого следовало, что ставку необходимо делать на группу революционеров-заговорщиков, способных осуществить государственный переворот, захватить власть и провести сверху необходимые преобразования.

Идеология народничества оказала непосредственное влияние на практику движения. В конце 60-х – начале 70-х в студенческой среде возник ряд народнических кружков. В 1874 г. их члены начинают массовое «хождение в народ» под бунтарскими лозунгами. Однако поднять крестьян на революцию «бунтарям» не удалось. В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и Воля», сделавшая основными методами борьбы пропаганду. Результаты оказались не многим лучше. В 1879 г. происходит раскол «Земли и Воли» на «Черный передел» и «Народную волю». «Черный передел» во главе с Г. В. Плехановым остался на прежних позициях. «Народная воля» на первый план выдвинула политическую борьбу, главным средством которой они избрали индивидуальный террор. 1 марта 1881 г. был убит Алек­сандр II. Этот «успех» «Народной воли» дорого обошелся не только освободительному движению (казнь 5 народовольцев и разгром организации), но и всему на­роду. Процесс реформирования страны был приостановлен более чем на два десятилетия.

В пореформенное время оживилось либеральное движение, объективно отражавшее политические и экономические интересы буржуазии. При этом следует отметить, что в России, по существу, никогда не было влиятельной либеральной идеологии. Единственным философомлиберализма можно считать Б. Н. Чичерина, бывшего скорее либеральным консерва­тором. Умеренный либерал К. Д. Кавелин исповедовал идею мирного обновления общества посредством широкого граждан­ского согласия. «Не тот народ имеет будущность, - писал он, - который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, кото­рый умеет переродиться и вынести реформу». При всей умеренности либеральной печати («Вестник Европы», «Русская мысль» и др.) благо­даря ей происходили формирование нового политического сознания и радикализация русского либерализма, особенно земского движения.

Русская литература второй половины XIX в. - самая философская и социаль­ная в Европе. В ее художественных образах отразилась вся сила мысли великого народа, не нашедшая выражения в научных трактатах (из-за недостаточности развития философии и социологии). Сокровища мысли и духа заключены в художественном творчестве Достоевского и Толстого, Тур­генева и Лескова, немыслимом без школы европейского гуманизма, но выросшем на русской почве. Религиозная тема «мучила» великую рус­скую литературу, отсюда ее поучительный характер. Ф. М. Достоевский (1821 – 1881), гениальный художник и выдающийся философ, может быть, в наибольшей степени из всех писателей XIX в. осуществлял эту миссию. Глубочайший аналитик человеческой души, он обладал и даром предвидения. В пророческой «Легенде о Великом Инквизиторе» («Братья Карамазовы») есть гениальное прозрение о тоталитарных ре­жимах будущего. Творчество Достоевского отразило напря­женность русской проблематики («Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» ).

Одному из лучших романистов XIX в. И. А. Гончарову (1812 – 1891), присуща необычайная сила художественного обобщения, позво­лившая создать такой «всероссийский тип», как Обломов («Обыкновен­ная история», «Обломов», «Обрыв»). Произведения Л. Н. Толстого отличались мастер­ским изображением подробностей жизни человека и природы, тончай­шим воспроизведением «диалектики души» («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»). Обли­чительный пафос вообще присущ русской литературе XIX в., творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина - одно из ярких тому доказа­тельств («Сказки», «История одного города», «Господа Головлевы»). Величайшие писатели-реалисты не только ото­бражали жизнь, но и искали пути ее преображения.

Музыка и театр. Вторая половина XIX века - плодотворнейшая эпоха в истории русской музыки. Особое место в ее развитии занимала деятельность содружества талантливых композиторов (М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков), названного критиком В.В. Стасовым «Могучей кучкой». Развивая традиции Глинки и Даргомыжского, музыканты находили источник вдохновения в народном искусстве и вместе с тем овладевали европейской системой музыкального мышления и выражения. Принципиальными основами музыкального искусства «могучей кучки» были реализм и народность. Велик их вклад в развитие камерной, симфонической музыки и национальной оперы (на­родные музыкальные драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщи­на»; Римского-Корсакова - «Псковитянка»; эпическая опера Бородина «Князь Игорь»).

Крупнейшим явлением музыки XIX в. было творчество П. И. Чай­ковского. Непревзойденный симфонист (шесть его симфоний, в том числе «Манфред», «Ромео и Джульетта» и др.), скрипичные и фортепьянные концерты принадлежат к мировым шедеврам; реформатор балета, сде­лавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии («Лебе­диное озеро», Спящая красавица», «Щелкунчик»), он создал и новый тип оперы («Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.). Воплощая в музыке темы и образы русской литературы и западной классики, П. И. Чайковский стал по-настоящему национальным композитором.

Видным композитором и музыкальным критиком был А. Н. Серов, выступавший поборником близкого к народным истокам искусства (оперы «Рогнеда», «Вражья сила»). Братья А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, выдающиеся пианисты, дирижеры, стали основателями первых консерваторий - в Петербурге (1862) и Москве (1866). До сих пор неизменным успехом пользуется опера А. Рубин­штейна «Демон».

История театра с 50-х годов неразрывно связана с именем А. Н. Ост­ровского, оказавшего огромное влияние на утверждение реализма («Свои люди - сочтемся!», «Доходное место», «Бесприданница», всего около 50 пьес). В историю драматургии вписали лучшие страницы А. В. Сухово-Кобылин (трилогия «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкнна»), А. К. Толстой ( трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»). Ведущее место в театральной жизни по-прежнему занимали театры - Малый в Москве, на сцене которого играли театральная династия Садовских, одна из лучших трагиче­ских актрис мира М. И. Ермолова и др., и Александринский в Петер­бурге (актерская династия Самойловых, М. Г. Савина, П. Л. Стрепетова). Они развивали лучшие традиции русской театральной школы.

Конец XIX века ознаменован появлением в музыке ряда молодых композиторов: А. К. Глазунова, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, С. И. Танеева

Живопись. Ведущим направлением изобразительного искусства в 60-е гг. стал критический реализм. Нравственная и гражданская позиция, ориентация искусства на отражение актуальных жизненных ситуаций и конфликтов привела к господству жанровой живописи. Обличительным пафосом отмечено творчество В. Г. Перова. Основные этапы его творчества позволяют проследить эволюцию русского искусства 60 - 80-х годов: от многофи­гурных сатирических полотен («Сельский крестный ход на Пасхе», ГТГ) к эмоционально-лирическим композициям, в которых акцент пере­несен с частных подробностей на общее впечатление («Проводы покой­ника», ГТГ). Возросла роль пейзажа («Последней кабак у заста­вы», ГТГ) или значение одной человеческой фигуры («Приезд гувернантки в купеческий дом», ГТГ). Таким образом, из жанра выде­лялись эмоционально окрашенный пейзаж и психологический портрет (Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, ГТГ), а жанровые произ­ведения утеряли публицистическую остроту («Охотники на привале», ГТГ).

В 70 - 80-е годы основные тенденции развития русского искусства определяли художники, объединившиеся в «Товарищество передвижных художественных выставок» под руководством П. Н. Крамского. В его дея­тельности большую роль играли критик В. В. Стасов и меценат П. М. Третьяков. Воспитанные на идеях передовой русской литературы и демократической критики, передвижники имели четкую программу — отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами и при­общать к искусству провинцию. Диапазон их творчества был чрезвычай­но широк (социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, порт­рет). Темы творчества теоретика передвижничества И. Н. Крамского не были типичны для «Товарищества». Он почти не рабо­тал в жанре, зато обращался к евангельским сюжетам («Христос в пу­стыне», ГТГ), писал портреты крупнейших деятелей русской куль­туры (Достоевского, Толстого, Некрасова, ГТГ). Налет салонности приобрели его картины 80-х годов («Неизвестная», «Неутешное горе», ГТГ). Пристальный интерес к евангель­ской тематике, в духе «нравственного христианства», проявил и Н. Н. Ге (1831 - 1894) в работах «Тайная вечеря», ГРМ; «Что есть истина? Христос и Пилат», «Голгофа», ГТГ. Портреты Ге отмечены творческим вдохновением и психологиз­мом. Важной вехой в становле­нии реализма передвижников явилась его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея» (ГТГ). Бытовой жанр во многом определял характер живописи передвижников (В. М. Максимова, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. Е. Маковского). Мастером однофигурных жанровых композиций был Н. А. Ярошенко (1846 - 1898), что проявилось в работах «Кочегар», «Курсистка».

Новая эстетика пейзажа передвижников (обращение к неброскому русскому ландшафту, внесение эмоциональной оценки в реалистическое изображение) свидетельствует о демократизации жанра. Два полюса живописи представляют лирические пейзажи А. К. Саврасова: «Грачи прилетели», «Проселок» (ГТГ) и «героиче­ские» — И. И. Шишкина: «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь» (ГТГ). Особое место занимают пейзажи А. И. Куинджи. Необычные световые эффекты придавали его полотнам романтический характер и некоторую театраль­ность («Березовая роща», ГТГ; «Ночь на Днепре», ГРМ). Тонкое слияние жанрового и пейзажного начала («Москов­ский дворик», ГТГ) характеризует творчество В. Д. Поленова.

Крупнейший художник-реалист, наиболее яркий и характерный представитель передвижничества И. Е. Репин (1844 -1930) глубоко и разносторонне (в портрете, жанре, пейзаже, исторической живописи) отразил современную ему русскую действительность. Тончайшая психо­логическая выразительность, безупречные композиции, рисунок и жи­вопись соответствовали высоким идеям, заложенным в творчестве ху­дожника («Крестный ход в Курской губернии», портрет М. П. Мусоргского, «Иван Грозный и сын его Иван», ГТГ; «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», ГРМ). Другой грандиозной вершиной передвиж­ничества было творчество В. И. Сурикова. Глубокий инте­рес к поворотным событиям русской истории, проникновение в дух древ­ности, даже особый колорит, присущие его творчеству, означали поворот к «историческому мышлению» в живописи («Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», все - в ГТГ). В исторических полотнах В. М. Васнецова преоб­ладали легендарные, фольклорные образы («Поле побоища Игоря Святославича с половцами», ГТГ; «Витязь на распутье», ГРМ). Попыткой возрождения монументальной живописи были его росписи религиозного (Владимирский собор в Киев) и светского (Московский исторический музей) содержания. В 1892 в Москве П. М. Третьяков передал собранную им большую коллекцию картин и скульптур русских художников в дар городу Москве. Она положила начало богатейшей коллекции картин и стала поистине национальным и общедоступным музеем.

Архитектура и скульптура. Промышленный прогресс, совершенствование строительной техники в пореформенный период привели к появлению новых типов со­оружений таких как вокзалы, промышленные и торговые здания, доходные дома. Одновременно анархия частного предпринимательства предопределила хаотичность городской застройки. Вторая половина века - время гос­подства эклектики, распространенной разновидностью которой был псевдорусский стиль. Типичные образцы этого стиля - собор Вос­кресения Христова (храм «Спаса на крови») в Петербурге (арх. А. А. Парланд), Истори­ческий музей в Москве (арх. А. А. Семенов и В. О. Шервуд). От­деланные под русскую старину фасады построек контрастировали с со­временными интерьерами. В конце века сформировался новый архитектурный стиль – модерн.

Кризисное состояние архитектуры привело к утере былого синтеза искусств, чувства ансамбля. Черты эклектики (излишняя патетичность, натуралистическая детализация) особенно проступили в монументаль­ной скульптуре (памятники «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине II в Петербурге скульптора М. О. Микешина). Наиболее удачным монументом этого времени был памятник Пушкину в Москве скульптора А. М. Опекушина. Прежнее место его расположения (в глубине бульвара) обеспечивало необходимую степень изолированности от открытых пространств, что гармонировало с камерным характером образа. Развитие станковой скульптуры связано в основном с жанрово-повествовательным направ­лением. Наиболее известный мастер этого времени М. М. Антокольский про­славился историко-психологичной достоверностью изображения «мону­ментальных личностей»: «Иван Грозный», «Петр I», «Хри­стос» и др.

В последней трети XIX века в стране развернулось музейное строительство. В 1872 г. в Москве открыт Политехнический музей, в 1883 г. – Исторический. В 1895 в Петербурге учрежден Русский музей, открытие которое состоялось в 1898 году. Все это свидетельствовало о внимании и интересе правительства и русского общества к истории и культуре русского народа, что отражало возросшее национальное самосознание России.

Подводя итоги общественного и культурного развития страны, следует обратить внимание на следующие выводы.

Рост капиталистического производства в пореформенной России поставил серьезные практические и теоретические задачи перед наукой и образованием. Несмотря на ограничения, значительно повысился уро­вень грамотности населения, наблюдался небывалый подъем научного творчества и рост интереса к науке в обществе, расширение книгоизда­тельства и журнального дела. Незавершенность аграрной реформы, со­хранение пережитков крепостничества (в социально-экономической и политической области) привели к подъему освободительного движения, ведущая роль в котором принадлежала разночинцам. На этот период пришлось невиданное оживление общественной мысли, литературы и искусства, утверждение в них демократических и реалистических прин­ципов.

Именно в этот период сформировались основные проблемы русской истории и культуры: стремление к внешним изменениям, к ломке традиций, к революционному решению назревших проблем, изоляция интеллигенции и ее утопизм, надежда на государственность просвещенных монархов и европейские порядки, вера в « ускорение» истории все еще патриархальной страны.

В истории русской культуры весь XIX век характерен своей неповторимой целостностью. Она выражалась в том, что те школы и направления в литературе, искусстве, которые сформировались в первой половине века, получили свое дальнейшее развитие в пореформенный период. Жизнь и творчество многих деятелей русской культуры пришлась как по первую, так и на вторую половину века. В результате они своим творчеством как будто воплощали связь эпох и стали хранителями традиций предшественников. В XIX веке расширились культурные связи России с другими странами и народами, что привело к взаимному их обогащению. XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла в данный период выдающееся место в общемировой культуре.

 

Темы докладов и рефератов:

К.И. Росси в Петербурге.

«Ампир» в русском искусстве XIX века.

Русская архитектура в XIX веке.

Девятнадцатый век - «золотой век» русской музыки.

Романтизм в русском искусстве XIX века.

Знаменитые актеры Петербурга.

История Александринского театра.

Модерн в архитектуре Петербурга

Образы Петербурга в художественной культуре XIX века.

 

Список рекомендуемой литературы.

Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. М.: Исскуство.1976.

Бартеньев И. А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. Л.:Искусство,1984.

История русского искусства: В З т. М., Наука, 1993.Т.2.

История русского искусства. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Изобразительное искусство, 1980.

Иконников А. В. Тысяча лет русской архитектуре. Развитие традиций. М. 1991.

История отечества в литературе XIX век. М., 1991.

Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-х - 1910–х годов. М.: Искусство, 1982.

Кириченко К. Е. Архитектурные теории XIX в России. М.,1986

Ракова М. М. Русское искусство первой половины XIX века. М., 1975 .

Ракова М. М. Русская историческая живопись середины XIX века. М.:Искусcтво,1979.

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников первой половины XIX века. М.: Изобразительное искусство, 1954.

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников середины XIX века. М.: Изобразительное искусство , 1958

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX в. М.: Изобразительное искусство, 1962.

Содержание

Культура первой половины XIX века………..3

Культура пореформенной России (60-90-е гг. XIX века)………18

Темы докладов и рефератов…………30

Список рекомендуемой литературы……..30

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.