Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность, показатели и типы выносливости



Обобщенное определение.Понятие «выносливость» издавна свя­зывают со способностью человека продолжать более или менее эф­фективно совершать деятельность вопреки наступающему утомле­нию.

Как известно, утомлением принято называть вызываемое работой временное снижение уровня оперативной работоспособности. При значительной продолжи­тельности работа с определенного момента начинает протекать в условиях прео­доления возрастающих внутренних трудностей и с повышенной мобилизацией воли, благодаря чему удается сохранять заданные внешние параметры и результатив­ность работы (фаза компенсированного утомления); затем, несмотря на все усилия,


продолжение работы возможно лишь при все более значительном снижении уровня ее качественных и количественных показателей (фаза декомпенсированного утом­ления); наконец, в крайних случаях работа прекращается из-за переутомления. Установлено, что способность не допускать по ходу работы падения ее эффектив­ности в течение того или иного времени, несмотря на наступающее утомление, а также продолжать ее в фазе декомпенсированного утомления с возможно мень­шим снижением результативности зависит от степени развития определенных свойств организма и личности.

Соответственно под «выносливостью» в самом обобщенном смы­сле подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности. Короче, это способность противостоять утомлению. Выносливость, проявляемую преимущественно в двигательной дея­тельности, для отличия от других видов выносливости часто на­зывают «физической выносливость ю».

Показатели и факторы выносливости.О состоянии и степени развития выносливости судят по ряду общих и частных пока­зателей. Естественно, что выбор их зависит от особенностей той деятельности, по отношению к которой определяется выносливость, но одним из обязательно учитываемых параметров является время, в пределах которого совершается деятельность. При этом в одних случаях учитывается время, в течение которого удается совершать ее без снижения заданного уровня эффективности, оцениваемой по количественным и качественным критериям, в других — предельно возможное время выполнения работы «до отказа». В практике физического воспитания интегральными внешними по­казателями выносливости чаще всего служат:

в упражнениях циклического характера, направленных на прео­доление расстояния, — минимальное время преодоления заданной достаточно протяженной дистанции (например, 1—2 км) либо (значительно реже) общая протяженность дистанции, которую удается преодолеть в заданное время (например, в 12-минутном «тесте Купера» или в «часовом беге»);

в серийно повторяемых упражнениях ациклического и комбини­рованного характера — суммарное число повторений (или суммар­ное число движений) в заданное время (например, за 20—30 мин. при «максимальном тесте» в рамках «круговой тренировки»);

в сложноорганизованных формах двигательной деятельности ти­па игр и единоборств — степень сохранения и изменения дви­гательной активности на протяжении обусловленного времени (с учетом числа эффективных атакующих и оборонительных действий по периодам игры или схватки и т. д.).

В совокупности со всеми этими показателями обычно учиты­ваются и другие, В числе их одним из общих является ста­бильность технически правильного выполнения действий — отсут­ствие или минимальное число нарушений техники в указанных условиях.

Кроме оценки таких внешних показателей выносливости для об­основанного суждения о ней необходимо располагать данными о состоянии функциональных возможностей организма, которые ли-


митируют продолжительность работы в тех или иных условиях. Такого рода данные получают с помощью специализированных методик оценки отдельных факторов выносливости, в частности, физиологических, биохимических, морфологических, биомеханиче­ских*.

Выносливость, проявляемая в разнообразных сложных формах двигательной деятельности, — комплексная многофакторная спо­собность. В основе ее, согласно современным исследовательским данным, лежат главным образом такие факторы, как:

личностно-психические — прежде всего те из них, которые характеризуются силой мотивов и устойчивостью установки на результат деятельности, проявляемыми в ней волевыми качества­ми, особенно целеустремленностью, настойчивостью, выдержкой, способностью терпеть;

биоэнергетические, определяемые объемом наличных энергетических ресурсов организма и функциональными возмож­ностями его систем, обеспечивающих обмен, продуцирование и вос­становление энергии в процессе работы;

факторы функциональной устойчивости, поз­воляющие сохранить на том или ином уровне активность функ­циональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в егс внутренней среде, вызываемых работой (нарастании кислородной долга, повышении концентрации молочной кислоты в крови и т. д.);

факторы функциональной экономичности (оправданно экономного расходования энергии на работу), тех­нической отлаженности действий и рациональ­ного распределения сил в процессе работы, спо­собствующие эффективному использованию энергетических ресур­сов организма.

Большинство перечисленных факторов в настоящее время в результате спе­циальных исследований подробно охарактеризовано не только качественно, но и количественно, вплоть до оценки удельного веса отдельных из них в проявлении выносливости различного типа (см., напр., лит. обзоры 1—3,6). Так, биоэнергети­ческие факторы и непосредственно связанные с ними функциональные параметры систем организма, обеспечивающих работу, оцениваются в таких показателях его аэробных и анаэробных возможностей, как величина максимального потребления кислорода (МПК), которая отмечается при полной мобилизации функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обеспечивающих доставку и использование кислорода во время работы, предельно возможное время функционирования на уровне МПК, порог аэробного и порог анаэробного обмена (ПАНО), концентрация молочной кислоты в крови, кислородный долг и др. Установ­лены величины этих показателей и соотношения их при специфических нагрузках в различных видах двигательной деятельности, особенно детально—в спорте**.

Возможность проявлять выносливость в любой двигательной де­ятельности, вовлекающей в активное функционирование организм в целом, определяется всей совокупностью названных факторов. Од-

* Более детально о критериях и способах оценки выносливости см.: Спортивная метрология (учебник для ИФК под общ. ред. В. М. Зациорского). М., ФиС, 1982, разд. 12.4.

** Подробнее см.: Биохимия (учебник для ИФК под ред. В. В. Меньшикова и Н. И. Волкова). Ч. III. M., ФиС, 1986.


нако степень их участия и соотношение (удельный вес) зависят от специфических особенностей и условий той или иной деятель­ности. Это явилось основанием для выделения ряда видов и ти­пов выносливости.

Типы выносливости. Как в практике, так и в научной лите­ратуре довольно давно уже принято подразделять выносливость на общую и специфическую (или специальную). Тем не менее этим понятиям до сих пор нередко придается не вполне определенный смысл, нуждающийся в уточнениях.

Общая выносливость. Не вызывает сомнений, что тот, кто в состоянии проявить незаурядную выносливость в каком-либо виде деятельности, требующем активного участия основных функцио­нальных систем организма, с большой вероятностью может проде­монстрировать ее и в некоторых других видах деятельности, причем тем в большей мере, чем существеннее сходство видов деятельности. Так, человек выносливый в длительном гладком беге бывает прак­тически столь же вынослив в аналогичных по продолжительности беге на лыжах, езде на велосипеде, плавании, при условии, конечно, что он примерно в одинаковой мере владеет навыками всех этих способов передвижения. Даже при существенном различии видов деятельности выносливость, развитая посредством упражнений в каком-либо одном из них, может проявляться и в других (перенос выносливости). Такого рода факты дали основание полагать, что существуют некоторые общие факторы выносливости. Накопленные исследовательские данные подтвердили это, позволив выделить ряд конкретных факторов, составляющих, хотя и в неодинаковых соче­таниях, единую комплексную основу выносливости при ее про­явлениях во многих видах двигательной деятельности (см. стр. 232). В этих факторах есть как специфические, так и неспецифические компоненты. Последние относительно мало зависят от особенностей формы деятельности (к числу их относятся, например, определен­ные стороны функциональных возможностей вегетативных органов и систем, а также адаптационные перестройки, произошедшие в ре­зультате развития выносливости на уровне клеточных структур). Та­ким образом, под общей выносливостью в широком смысле правомер­но понимать совокупность функциональных свойств организма, сос­тавляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности.

Понимаемая так общая выносливость в действительности всегда проявляется не в чистом виде, а в зависимости от специфических особенностей конкретных видов деятельности (это дает повод иног­да неверно утверждать, будто существует лишь специфическая вы­носливость) . Иначе говоря, она существует объективно не как от­дельный вид выносливости, а в качестве общей неспецифической основы (или компонента) различных видов выносливости, проявля­емых в специфических формах.

Кроме такого широкого смысла термин «общая выносливость» имеет и узкий смысл. Общей выносливостью в узком смысле чаще всего называют выносливость, проявляемую в относительно дли-


тельной работе при функционировании всех основных мышечных' групп, которая совершается в режиме аэробного обмена (как например, при преодолении длинных дистанций с умеренной и боль­шой интенсивностью без существенной активизации анаэробного обмена). Учитывая, что выносливость такого типа в очень боль­шой мере определяется аэробными возможностями организма, ее1 называют также «.общей аэробной». Термин «общая» и в данном случае оправдан, хотя бы потому, что выносливость рассматрива­емого типа особенно часто проявляется в жизненной практике. Большинство двигательных действий в быту и в сфере физического труда протекает преимущественно в аэробном режиме. Развитие общей аэробной выносливости играет существенную роль в опти­мизации жизнедеятельности и здоровья. Вместе с тем увеличение аэробных возможностей служит предпосылкой развития специфи­ческой выносливости различного типа.

Специфическая выносливость. Все конкретные виды выносливос­ти, существенно отличающиеся в том или ином отношении от общей (аэробной) выносливости, можно условно назвать «специ­фическими».

Это наименование условно потому, что любой вид выносливости — комплексное свойство единого целостного организма, все органы, системы и функции кото­рого нераздельно взаимосвязаны, а значит, в каждом виде «специфической» вы­носливости есть нечно общее. Но этот термин имеет и свое реальное основание. Суть его в том, что в различных видах деятельности факторы выносливости используются в неодинаковой степени, в своеобразном сочетании и в особом соот­ношении с различными другими двигательными качествами соответственно особен­ностям конкретной деятельности и ее условиям. Отсюда не следует, что видов спе­цифической выносливости столько же, сколько видов деятельности. О специфической выносливости правомерно говорить лишь тогда, когда способность противостоять утомлению в деятельности определенного типа имеет существенную специфику, кото­рая обусловлена особенностями реализации функциональных возможностей, обес­печивающих проявление выносливости в данной деятельности, в зависимости от ее объективных требований к различным двигательным качествам. В соответствии с этим различают такие типы специфической выносливости, как скоростная, силовая, координационная и др.

Скоростная выносливость — это выносливость, про­являемая в деятельности, которая предъявляет неординарные (бо­лее высокие, чем при умеренной интенсивности работы) требования к скоростным параметрам движений (скорости, темпу и т. д.) и совершается в силу этого в режиме, выходящем за рамки аэроб­ного обмена.

Известно, что чем выше уровень интенсивности (соответственно и физиологи­ческой мощности) двигательной деятельности, тем больше доля анаэробных и меньше доля аэробных источников энергии в ее обеспечении (см. табл. 1). Если, например, в беге на длинные дистанции (работа умеренной интенсивности) потреб­ность в энергии почти целиком удовлетворяется за счет аэробных источников, то в беге на средние дистанции (работа субмаксимальной мощности) — наполовину и более за счет анаэробных источников, и потому работасовершается в сме­шанном — аэробно-анаэробном — режиме; в спринтерском же беге в наибольшей мере развертываются анаэробные процессы энергопродукции (с обеими их фаза­ми — алактатной и гликолитической). Эти особенности механизмов энергообеспе­чения и связанные с ними особенности режима функционирования организма при выполнении работы субмаксимальной и максимальной мощности во многом и опреде­ляют специфику скоростной выносливости. Естественно, что она имеет конкретные


видовые различия, зависящие от уровня интенсивности и других особенностей дея­тельности (спринтерская выносливость, выносливость, проявляемая в беге на средние дистанции, и т. д.).

Основным внешним показателем скоростной выносливости яв­ляется время, на протяжении которого удается поддерживать за­данную скорость либо темп движений, или соотношение скоростей, достигаемых на частях дистанции (например, на первой и второй ее половине: чем меньше разница скоростей, тем выше степень скоростной выносливости, при условии, конечно, что дистанция в целом преодолевается в полную силу).

Скоростная выносливость во многих случаях тесно связана с силовой выносливостью. В целом же силовая выносли­вость представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряже­ний. Условно можно считать, что выносливость приобретает сило­вой характер, когда степень неоднократно повторяемых мышечных усилий превышает хотя бы треть их индивидуально максимальной величины (это условие имеет особое значение для проявления и развития силовых способностей — см. гл. VI).

Двигательная деятельность в зависимости от степени силовых напряжений, объема и других ее черт требует различных проявлений силовой выносливости. При неоднократных околопредельных и предельных мышечных усилиях, как при поднимании штанги предельного и близкого к нему веса, силовая выносливость определяется преимущественно уровнем развития собственно-силовых способностей; когда же степень мышечных усилий в каждый данный момент выполнения действия относительно невелика, решающую роль в проявлении выносливости играют веге­тативные факторы, наряду, разумеется, с личностно-психическими факторами, роль которых во всех случаях остается ведущей.

Наиболее распространенным в практике внешним показателем силовой выносливости является число возможных повторений конт­рольного упражнения, выполняемого серийно «до отказа» с опре­деленным внешним отягощением (не менее 30 % от индивидуально максимального).

Одним из типов специфической выносливости можно считать и координационно-двигательную выносливость, которая проявляется в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям (соот­ветствующие индивидуальному уровню их развития или близкие к нему). Такая выносливость демонстрируется, например, в процессе многоактных состязаний по гимнастическому многоборью, при вы­полнении многочисленных координационно сложных технико-такти­ческих действий в спортивных играх, цирковыми жонглерами.

Координационно-двигательная выносливость исследована пока недостаточно. Очевидно, важнейший фактор ее заключается в устойчивости против утомления высших нервно-моторных функций управления движениями; удельный же вес дру­гих факторов во многом зависит от объема вовлекаемых в деятельность мышечных структур. Чем он больше, тем значительнее вклад в двигательно-координационную выносливость энергетических и связанных с ними вегетативных факторов.

Определенные виды специфической выносливости наряду с об­щей выносливостью являются в процессе физического воспитания


и особенно в спорте объектом направленного воздействия. При углубленной специализации в какой-либо деятельности воспитание выносливости, отвечающей особенностям данной деятельности, при­водит к специфическим адаптационным перестройкам в организме. Развивающуюся в результате такой специализации специфическую выносливость принято называть «специальной» (в спорте, например, это специальная спринтерская, стайерская, спортивно-гимнастическая выносливость и т. д.)*. Таким образом, термины «специфическая выносливость» и «специальная выносливость» — частичные синонимы; последний относится к тем видам специфи­ческой выносливости, которые развиты в результате спортивной или иной специализации.

Некоторые другие градации выносливости. Кроме всего прочего, характер выносливости, проявляемой в двигательной деятельности, зависит от числа мышечных групп, принимающих активное участие в работе. По этому признаку выносливость подразделяют на т о-т а л ь н у ю (проявляемую тогда, когда в работе активно участвует свыше 2/з всех мышечных групп, как, например, в беге на лыжах или при многократном поднимании штанги значительного веса), региональную (когда активно функционируют от '/з до 2/з мышечных групп, как, например, при многократном сгибании-раз­гибании туловища вположении сидя) и локальную (когда активно функционирует менее '/з общего числа мышечных групп, как при многократном повторении двигательных действий, выпол­няемых одними руками и т. п.).

Из приведенной характеристики общей выносливости ясно, что она всегда является в рассматриваемом отношении тотальной. Специфическая же выносливость различного типа может быть как тотальной, так и региональной, так и локальной- Для практики фи­зического воспитания весьма существенно то обстоятельство, что развитие тотальной выносливости, как правило, ведет к повышению уровня проявления региональной и локальной выносливости в ряде видов двигательной деятельности, в том числе в производственной; обратной же зависимости обычно не наблюдается (можно, напри­мер, приобрести высокоразвитую выносливость в ручных операциях и быть совсем не выносливым в беге и других упражнениях, требу­ющих активного участия большинства мышечных групп). Это объясняется в значительной мере тем, что локальная работа срав­нительно мало активизирует функции сердечно-сосудистой и других вегетативных систем.

1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания выносливости

О возрастной динамике и возможностях направленного развития выносливости.Рассмотренные факторы выносливости (1.1) в тече­ние жизни индивида изменяются в больших пределах. Некоторые

* Подробнее о специальной выносливости спортсмена см. курс «Теории спорта


Рис. 26. Некоторые показатели аэробных и анаэробных возможностей организма у неспортсменов различного возраста (по обобщенным А. П. Скородумовой данным ряда авторов):

МАМ — один из принятых показателей максимальной анаэробной мощности при выпол­нении тестовой работы

конкретные представления о направленности и степени их измене­ния позволяют получить фактические данные, приведенные в гра­фиках на рис. 26, 27.

Как видно из этих данных, увеличение функциональных возмож­ностей организма, лимитирующих выносливость, происходит осо­бенно значительными темпами в периоды, предшествующие зрелому возрасту. Уже к концу подросткового периода определяются наи­большие величины относительного МПК и показатели активности кислородного обмена (см. рис. 26). Это дает основание считать, что в данном возрасте созревает по крайней мере часть функцио­нальных предпосылок к проявлению значительной аэробной выно­сливости. Примечательно также, что степень увеличения рассма­триваемых показателей функциональных возможностей сущест­венно зависит от уровня двигательной активности. Это отчетливо видно, в частности, при сравнении величин МПК и кислородного долга у спортсменов и их сверстников, не занимающихся спортом (см. рис. 27).

Наибольшие абсолютные величины МПК, предельные пара­метры кислородного долга и ряда других показателей функцио­нальных возможностей, определяющих выносливость разного типа, наблюдаются у людей зрелого возраста. Не случайно и наиболее высокие достижения в видах спорта, требующих предельного про­явления выносливости, демонстрируют в возрасте 25—30 лет (рис. 28). После 40 лет постепенно все заметнее выявляется воз­растной регресс выносливости (как по показателям спортивных


Рис. 27. Максимальные параметры некоторых показателей функциональных воз­можностей организма, определяющих выносливость, у тренированных и нетрениро­ванных мужчин и женщин (по обобщенным Д.. П. Скородумовой данным ряда авторов): М — мужчины, Ж — женщины; Т — тренированные, Н — нетренированные

достижений, так и по частным показателям функциональных воз­можностей организма, лимитирующих ее проявление). Степень это­го регресса, однако, может быть в существенной мере уменьшена при определенных условиях, о чем свидетельствует, кроме прочего, достаточно высокий уровень достижений спортсменов, не прекра­щающих регулярную тренировку в пожилом и старшем возрасте; о том же говорят и резкие различия в ряде показателей функцио­нальных возможностей, лимитирующих выносливость, у людей од­ного и того же возраста, систематически занимающихся и не зани­мающихся физическими упражнениями (см. рис. 26—28 и 29). Непрерывное многолетнее воспитание выносливости радикально влияет на степень и направленность ее развития в течение жизни. В определенных случаях это позволяет приобрести поразительную способность перманентно выполнять работу предельной длитель-


ности (табл. 8). Но такого рода достижения, конечно, не самоцель. В процессе многолетнего воспитания выносливости преследуется цель оптимизировать ее развитие так, как это необходимо для пол­ноценной жизнедеятельности и стабильного здоровья — обеспечить в периоды возрастного прогрессивного изменения форм и функций организма достаточно высокий уровень развития общей и основных типов специфической выносливости, возможно дольше не допустить ее регресса в целом, а когда он становится неизбежным, миними­зировать его степень.

Задачи по воспитанию общей выносливости.Они состоят в пер­вую очередь в том, чтобы обеспечить развитие общей аэробной вы­носливости. Хотя аэробные возможности организма достигают абсолютного максимума в зрелом возрасте, тем не менее условия для их направленного увеличения можно и нужно создавать в фи­зическом воспитании уже с детского возраста. Это — важнейшая

Рис. 28. Высшие спортивные достижения в беге на различные дистанции у мужчин разного возраста (по данным официальных мировых рекордов и первенств на сере дину 80-х годов текущего столетия)


предпосылка повышения общегс уровня физической работоспособ* ности и развития специфически, выносливости.

По мере возрастного созрева­ния организма в воспитании общей выносливости (в широком смысле этого слова) увеличива­ется значение комплексного воз­действия на все ее факторы. Основная задача при этом заклю­чается в обеспечении неуклонного соразмерного повышения функ-

Рис. 29. Динамика достижений в про- ЦИОНЭЛЬНЫХ возможностей, ЛИМИ-

должительном беге у тренированных и тирующих способность ПрОТИВОС-

нетренированных людей в различном Т0ЯТЬ утомлению при разнооб-

возрасте (средняя скорость на самой „„„.„.„ „,,„„„ „„.,„1___ „.___ я

протяженной дистанции, доступной в Разнь,х виДах „ Двигательной
зависимости от возраста) (по К- Койн- деятельности. Главное здесь,
церу и У. Крюгеру): следовательно, не избирательное

/, 2 — группы мужского пола; 3, 4 - труп- ВОЗДеЙСТВИе НЭ КЭКИе-ЛИбо ОТ-

^^ТетР0рЯо^ые"тренир°ванНЫС; Дельные факторы выносливости,

а создание условий для повыше-шения общего уровня работоспособности по отношению к все более широкому кругу видов деятельности, связанных с проявлени­ем выносливости. Это предполагает систематическую адаптацию к разнообразным видам утомительной работы, предъявляющей комплексные требования к двигательным способностям.

Достигаемый на данной основе базовый уровень развития об­щей выносливости предусматривается в обязательных программах физического воспитания. Количественно он отражен, в частности, в соответствующих нормативах комплекса ГТО. Очередные задачи по воспитанию общей выносливости ставятся и решаются в возра­стающей зависимости от индивидуальных особенностей и особен-

Таблица8 Некоторые достижения в преодолении возможно большей дистанции

 

Способ Затраченное Преодоленное Год демонстра- Возраст пока-
преодоления время расстояние (км) ции достижения завшего дости­жение (лет)
Ходьба 24 ч 214,0  
  60 ч 01 мин 10 с 507,0  
Бег 24 ч 267,6
  48 ч 381,6
  144 ч 1022,8
Плавание 13 ч 01 мин 30 с 40,0
  24 ч 87,5
  36 ч 107,3
  84 ч 37 мин 481,0

ностей избираемого предмета специализации. В случае спортивной специализации дальнейшее развитие общей выносливости обеспе­чивается в той мере, в какой это диктуется закономерностями со­вершенствования в избранном виде спорта. Во всех случаях, одна­ко, необходимо как минимум гарантировать сохранение достигну­того базового уровня развития общей выносливости на протяжении возможно длительного периода жизни и минимизацию степени ее регресса с наступлением возрастной инволюции функциональных возможностей организма.

Задачи по воспитанию специфической выносливости.Основные из них — это задачи воспитания скоростной, силовой и координа­ционно-двигательной выносливости. Суть их заключается в том, чтобы обеспечить направленное развитие специфической выносли­вости каждого типа в той мере, в какой это необходимо для всесто­роннего совершенствования двигательных способностей и специ­альной подготовки к избранной деятельности. Понятно, что дости­гаемая степень развития специфической выносливости будет неоди­наковой при различном предмете специализации. Так, при специа­лизации в видах спорта, требующих предельных проявлений ско­ростной выносливости, ее воспитание направлено на достижение возможно высокой степени развития этой способности, в других же случаях обеспечивается лишь некоторая, не предельная степень ее развития, которая определяется общими закономерностями всестороннего физического воспитания и потребностями прикладной физической подготовки к трудовой или иной деятельности.

Взаимосвязь задач.Задачи по воспитанию специфической вы­носливости в норме решаются преимущественно после того, как достигнут некоторый базовый уровень общей выносливости. Форси­рованное воспитание, например, скоростной или силовой выносли­вости без предшествующего повышения общего уровня аэробных возможностей оказывается недостаточно эффективным, а в опре­деленных случаях и мешающим нормальному функционированию и развитию организма. Существенно в этой связи, что биологические предпосылки возможно высокого уровня проявления большинства видов специфической выносливости (особенно тех, которые харак­теризуются предельной мобилизацией смешанных — анаэробно-аэ­робных — возможностей организма) созревают в процессе возраст­ного развития позже, чем предпосылки сравнительно высокого уровня проявления общей выносливости. Отсюда, однако, не сле­дует, что специальную выносливость нужно воспитывать лишь после того, как будет достигнут целевой уровень развития общей выносливости. Как бы на фоне достижения ее базового уровня можно и нужно решать частные задачи по воспитанию специфи­ческой выносливости, в первую очередь координационно-двига­тельной, а затем и иного типа, нормируя при этом степень утом­ления в соответствии с достигнутым уровнем развития функцио­нальных возможностей организма.

Сказанное подчеркивает особенности и вместе с тем един­ство задач, решаемых в процессе воспитания выносливости.


24 (


 


Объективную основу их единства составляет общность факторов, определяющих выносливость разного типа. Воздействуя на них в ходе воспитания общей выносливости (в широком смысле), тем самым увеличивают возможности развития специфической выно-сливости, а разносторонне воспитывая специфическую выносли­вость, в той или иной мере содействуют повышению общего уровня развития выносливости. Во всех случаях целостный процесс воспи­тания выносливости должен быть направлен на комплексное раз­витие не только физической работоспособности, но и личностно-психических качеств, от которых в решающей мере зависит полно­ценное использование работоспособности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.