Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Двигательно-координационные способности как основа ловкости



Говоря о способностях, от которых в решающей мере зависит ус­пешность научения новым двигательным действиям и совершенство­вания их усвоенных форм, с давних пор принято оперировать поня­тием «ловкость». Правда, это понятие до сих пор остается недоста­точно определенным. Конкретизируя его, в современной специальной литературе выделяют более определенное понятие «координацион­ные способности», или «двигательно-координационные способности». Под этим подразумевают:

во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий;


во-вторых, способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий.

Опыт показывает, что эти две стороны координационных спо­собностей взаимосвязаны и в то же время имеют свою специфи­ку. Во всех случаях они проявляются в преодолении координа­ционных трудностей, возникающих при решении разнообразных двигательных задач. Однако в зависимости от конкретного характе­ра этих трудностей для преодоления их в различных случаях тре­буется, по всей вероятности, не одно и то же сочетание факторов.

Известно, например, что специализирующиеся в гимнастике успешно справляют­ся с разучиванием сложнейших по координации гимнастических комбинаций, но нередко оказываются не в состоянии качественно продемонстрировать их, как толь­ко внезапно меняются внешние условия; специализирующиеся в спортивных иг­рах способны гибко варьировать действие в соответствии с изменением ситу­ации, но далеко не всегда могут быстро освоить иные формы координации движений.

Комплексный характер двигательно-координационных способ­ностей не позволяет оценивать их по какому-либо одному унифи­цированному критерию. При оценке степени их развития учиты­ваются различные внешние показатели. Среди них относительно наиболее общим является время, затрачиваемое на ос­воение новых форм двигательных действий либо на перестройку усвоенных (чем меньше это время, тем при прочих равных условиях выше уровень развития данных способностей). Одновременно учитываются степень ко­ординационной сложности действия (по эксперт­ным оценкам или по материалам инструментального анализа — биомеханического, физиологического и т. д.) и точность дви­жений (во времени, в пространстве и по величине усилий), а также общие критерии, применяемые для оценки степени совер­шенства техники двигательных действий (гл. II; 1.1.2).

Очевидно, важнейшими факторами координационных способностей с физиологи­ческих позиций являются упорядочивающие свойства ЦНС и их пластичность, характеризуя которую И. П. Павлов говорил, что в высшей нервной деятельности «ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия»*. Вместе с тем эти способности, надо полагать, во многом определяются функциональ­ными возжностями сенсорных систем, принимающих участие в управлении движения­ми, состоянием нервно-мышечных механизмов регулирования функций двигательного аппарата и приобретаемым двигательным опытом. Общепризнано, что в принципе чем богаче у человека фонд двигательных умений и навыков, тем большими возможнос­тями он располагает для построения новых двигательных действий и преобразования их, когда в том возникает необходимость. В психолого-педагогическом аспекте обобщенные черты двигательно-координационных способностей в какой-то мере харак­теризуются такими понятиями, как «моторная обучаемость», «двигательная сноровка», «находчивость» и т. п.

* И. П. Павлов. Поли. собр. соч., изд. 2, г. 3, кн. 2, с. 188. 159


Детализация представлений о двигательно-координационных и ' частично совпадающих с ними способностях.Качество координа­ции движений выражается, кроме прочего, в степени соответствия их заданным параметрам и условиям действия в пространстве, во времени и по динамике усилий. Это значит, что двигательно-коор-динационные способности зависят, в частности, от «чувства прост­ранства», «чувства времени», «мышечного чувства» и включают в себя (как бы в качестве частных своих составляющих) способ­ность точно соразмерять и регулировать пространственные, вре­менные и динамические параметры движений.

Как отмечалось при характеристике техники двигательных дей­ствий, к их точности в процессе физического воспитания и в услови­ях жизненной практики предъявляются различные требования. Так, в одних случаях требуется особенно точное соответствие за­данным пространственным параметрам (например, принятым в гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду канонам расположения и перемещения тела и его звеньев в пространстве), в других — особая точность во времени (например, в стартовых движениях на обусловленный сигнал), в третьих — итоговая общая так называемая финальная точность действия при том, что отдель­ные параметры движений жестко не лимитируются (например, при поражении цели в играх с мячом или шайбой, ударах в боксе, уколах в фехтовании). Отдельные проявления точности дви­жений количественно оценивают спомощью соответствующих из­мерительных процедур по величине расхождений между заданными и фактически наблюдаемыми при выполнении действия простран­ственными, временными и динамическими параметрами движений (например, между заданной и фактической длиной шагов в беге, величиной непредельного усилия, выполняемого на динамометре без контроля зрения и т. п.). Для суждения о двигательно-коорди­национных способностях такие частные показатели точности движений важно учитывать в комплексе. В этой связи надо иметь в виду, что для совершенной координации целостных двигательных действий требуется не только точность каких-либо отдельных пара­метров движений (пространственных, или временных, или динами­ческих) , но и тонкое регулирование их соотношений в составе целого.

На вопрос о том, существует ли единый фактор, определяющий точность всего разнообразия движений, пока нет вполне однозначного ответа. Согласно одним исследовательским данным, проявления точности в различных двигатель­ных действиях довольно специфичны и нередко мало связаны друг с другом (например, точность ударных движений ногами по мячу практически часто не кор­релирует с точностью ударов по нему головой; точность прямолинейных и точность криволинейных движений рукой коррелируют весьма слабо и т.д.)*. Вместе с тем есть данные о взаимозависимости ряда показателей точности как в локаль­ных движениях, так и в целостных двигательных действиях, предусматриваю­щих попадание предметом в цель (рис. 17). Статистически значимая положитель­ная корреляция между показателями точности в различных видах метаний пред­мета — броске баскетбольного мяча в кольцо, передаче волейбольного мяча сквозь кольцо, броске малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель, набра-

* Подробный обзор таких данных приведен в кн.: Экспериментальная пси­хология (ред.-сост. С. С. Стивене). М., ИИЛ, 1963, т. II, гл. 17, 36.


Изменение места постановки опорной ног», см

Рис. 17. Соотношение точности попадания в мишень при ударе по мячу с разбега и положения опорной ноги при нанесении удара (по Г. А. Смирнову)

сывании кольца на стержень — особенно часто обнаруживается у детей (лит. 2,4). Вероятнее всего, есть как общие, так и специфические факторы, определяю­щие различные проявления точности движений. Первостепенную роль среди спе­цифических факторов играют, надо полагать, особенности соотношения двига­тельных качеств и форм координации движений, характерные для различных двигательных действий. О некоторых же общих факторах предположительно шла уже речь при характеристике механизмов двигательно-координационных способностей.

Качество координации движений, несомненно, обусловлено в какой-то мере способностью без излишней мышечной напряжен­ности (скованности) поддерживать позу и особенно выполнять двигательные действия. Различают так нызываемую тоническую и координационную напряженность. Тоническая напряженность (гипермиотония) характеризуется постоянным чрезмерным тета-ническим напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы (что, согласно существующим физиологическим представлениям, объясняется примущественно неадакватно повышенной активностью безусловнорефлекторных механизмов поддержания позы). Коор­динационная напряженность выражается в скованности, закре-

6—1120 161


пощенности движений, связанной с излишней (не соответствую­щей объективным условиям выполнения действия) активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различ­ных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным и (или) замедленным переходом мышц в фазу расслабления. Известно, что как тоническая, так и координационная напря­женность серьезно препятствует формированию совершенной техни­ки двигательных действий, ухудшает их общую результативность, сдерживает, в частности, проявления скорости и мощности движе­ний, способствует утомлению (из-за излишних затрат мышечной энергии). Воспитание умения регулировать мышечный тонус и че­редовать мышечные напряжения с расслаблением по ходу движе­ний составляет поэтому существенный компонент физического воспитания.

При опенке способности к рациональному мышечному расслаблению кроме визу­ально воспринимаемых качественных показателей (непринужденности позы, раско­ванности движений и т. п.) учитывают инструментально получаемые количест­венные критерии. С помощью миотонометров, например, выявляют разницу меж­ду показателями твердости мышц в напряженном и расслабленном состоянии (чем больше разница, тем выше степень произвольного расслабления); с помощью электромиографов определяют разницу между латентным временем сокращения (ЛВС) и латентным временем расслабления (ЛВР) мышц (по мере совершенствования способности избирательно управлять мышечным сокращением и расслаблением ЛВР становится короче, чем ЛВС).

При всей динамичности двигательных актов они всегда связа­ны с поддержанием относительно устойчивого положения тела (опе­ративной позы), т. е. обеспечением равновесия как состояния, которое достигается в результате противодействия силам, вызываю­щим отклонение тела от целесообразного положения: силам инер­ции, реакции опоры и др. Без поддержания определенной устой­чивости позы было бы невозможным ни сохранение статических положений, необходимых в повседневной жизни (в том числе основ­ной стойки — положения прямостояния), ни эффективное выпол­нение двигательных действий. Роль устойчивости позы, понятно, особенно существенна при выполнении действий в условиях, способ­ствующих ее нарушению (при малой площади опоры, при враща­тельных движениях и т. д.). Этим определяется жизненно важное значение того, что принято называть «способностью поддерживать равновесие», т. е. способности обеспечивать устойчивость позы в статических положениях и ее балансировку во время перемещений.

Общим внешним показателем этой способности является степень устойчивости позы, определяемая по самому факту сохранения заданного положения тела в условиях, затрудняющих поддержание равновесия (например, в стойке на одной ноге с горизонтальным наклоном туловища на гимнастическом бревне), по величине откло­нений занимаемого телом положения от заданного, а также по фак­ту устранения отклонений и времени, затраченному на это (по визу­альным данным или, при точной оценке, по данным специали­зированных измерительных устройств, в частности стабилографи-ческих платформ).


Устойчивость позы, как известно из физиологии, обеспечивается на опреде­ленных уровнях так называемыми установочными рефлексами (статическими и -ятокинетичегкими), а в целом — целесообразной регуляцией позы с помощью реиепторных систем (проприорецепторов. вестибулярного аппарата и других) на основе врожденных и приобретенных координационных механизмов*. Особенности поддержания равновесия при выполнении различных двигательных действий обусловлены характерными для них взаимодействием внешних и внутренних сил, влияющих на устойчивость позы, соотношением сенсорных коррекций, обеспечи­вающих регулирование позы и движений (из-за неодинаковых требований к раз­личным органам чувств в условиях различных действий), своеобразием конкрет­ных форм координации движений. Не удивительно, что. показатели равновесия в различных упражнениях нередко мало коррелируют, особенно если сравнивать их в статических и динамических упражнениях. Так бывает даже тогда, когда уп­ражнения сходны по внешней форме (например, в позе «ласточка» на гимнас­тическом бревне и при скольжении на коньке).

В зависимости от соотношения моментов динамики и статики в различных позах и по ходу их изменений в одних случаях тре­буется поддерживать преимущественно статическое равно­весие (например, при стойке на руках, удержании штанги над головой), в других — динамическое равновесие, когда моменты статики мимолетны и поза видоизменяется по ходу движе­ний, сохраняя в то же время общую устойчивость (например, в лег­коатлетическом беге, беге на коньках, лыжах). В целом же устойчи­вость позы, согласно многим исследовательским данным, достига­ется как тоническими напряжениями мышц, фиксирующими те или иные положения звеньев тела, так и постоянными (подчас неза­метными) корректировочными движениями. При этом во многих случаях ведущую роль играет установка не на жесткую фикса­цию позы, а на оптимальное балансирование в ней, благодаря которому равновесие постоянно восстанавливается как бы в потоке нарушений, вызываемых отклоняющими факторами. Способность поддерживать равновесие в этом смысле есть прежде всего способ­ность к оптимальному балансированию в статических и динами­ческих позах.

1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания двигательно-координационных и некоторых связанных с ними способностей

Общие задачи, реализуемые на всем протяжении многолетне­го процесса воспитания двигательно-координационных способнос­тей, состоят в том, чтобы оптимизировать их развитие, обеспе­чив:

1) совершенствование способности строить (осваивать по имею­щемуся образцу или создавать самостоятельно) новые формы дви­гательных действий, достигая при этом необходимой точности, эко­номичности и эффективности движений;

2) совершенствование способности преобразовывать (перестраи-

* Подробнее см.: Физиология мышечной деятельности. М., ФиС, 1982, раз­дел 3.7.

6* 163


вать) сложившиеся формы координации движений в соответствии с меняющимися обстоятельствами;

3) повышение устойчивости сформированных рациональных форм координации движений по отношению к неблагоприятному воздействию утомления и других факторов (совершенствование координационной выносливости).

Это предполагает последовательное и параллельное решение ря­да частных задач по направленному совершенствованию функций восприятия, анализа и коррекции движений, по систематическому обогащению двигательного опыта, достижению необходимой точ­ности движений, выражающейся в соответствии их пространствен­ных, пространственно-временных и динамических параметров предъявляемым требованиям. Одновременно решаются задачи по совершенствованию способности обеспечивать необходимую устой­чивость позы в статических положениях и двигательных действи­ях, предъявляющих различные требования к поддержанию равнове­сия тела, а также способности исключать нерациональную мышеч­ную напряженность. Все эти задачи практически реализуются в единстве с обучением двигательным действиям, воспитанием сило­вых, скоростных и других основных двигательных способностей.

Возрастная динамика двигательно-координационных способнос­тей изучена пока недостаточно детально. Есть исследовательские данные, свидетельствующие о том, что некоторые морфофункцио-нальные предпосылки высокого проявления этих способностей появляются уже к периоду полового созревания (В. С. Фарфель и др.). О том же косвенно говорят факты поразительных достижений подростков в видах деятельности, требующих совершенной коорди­нации движений, в том числе в сложнокоординационных видах спорта: спортивной гимнастике, фигурном катании на коньках и т. п. Во всяком случае, детский, подростковый и юношеский пе­риоды онтогенеза можно с достаточным основанием считать особо благоприятными для эффективного воздействия на развитие двига­тельно-координационных способностей. В эти периоды не только легче формируются двигательные умения и навыки, но, по-видимому, в наибольшей мере прогрессирует и сама способность приобретать все новые умения, навыки и преобразовывать их (то, что называют «моторной обучаемостью», «тренируемостью»). В зрелом возрасте и в последующие возрастные периоды совершенствование двигательно-координационных способностей в принципе не прекращается, однако все сильнее начинают влиять инволюционные факторы, затруд­няющие формирование новых и перестройку прочно закрепленных двигательных умений и навыков. Соответственно с возрастом на пер­вый план выдвигаются задачи, вытекающие из необходимости противодействовать этим факторам, по возможности дольше сохра­нить достигнутый уровень координации движений.

В целом задачи по воспитанию двигательно-координационных способностей относятся к числу важнейших в физическом воспи­тании. Особенно основательно их необходимо решать в базовом физическом воспитании. От достигнутого здесь общего уровня


развития данных способностей в значительной мере зависит весь ход последующего совершенствования в двигательной деятельнос­ти. Задачи по обеспечению дальнейшего развития координационных способностей решаются в процессе профессионально-прикладной физической подготовки и в спортивной тренировке. Прикладное значение достаточно высокого уровня развития этих и непосред­ственно связанных с ними способностей в сфере современного материального производства не уменьшается, а в ряде профессий даже возрастает. Многие существующие и вновь возникающие виды практической трудовой деятельности, не требуя огромных зат­рат мышечных усилий, тем не менее предъявляют повышенные требования к своего рода двигательной интеллигентности, разно­образию двигательных умений, тонкой координации движений, спо­собности овладевать все новыми операциями, связанными с преоб­разованием ряда сформированных ранее двигательных навыков. Не случайно воспитание двигательно-координационных способнос-ней составляет стержневой раздел ряда разновидностей профес­сионально-прикладной подготовки. Вполне понятно, что задачи по специализированному воспитанию данных способностей являются центральными при углубленном совершенствовании в видах спорта, предъявляющих предельно высокие требования к качеству коорди­нации движений: в спортивной гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду, прыжках и спусках с гор на лыжах, спор­тивных играх, единоборствах и т. п.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.