Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса



Разрешением идей, сформулированных Фейербахом, занимались К. Маркс и Ф. Энгельс.

Маркс не противопоставляет человека природе. Напротив, он всемерно подчёркивает, что человек это часть природы и её продукт. Вместе с тем, по его мнению, человек не просто часть природы, а высший продукт её развития, природное существо особого рода. Человек - это универсально-всеобщая сила природы. Возможность этого заложена в физиологической конституции человека как организма, наделённого такими достоинствами как человеческие руки, мозг, язык и др., в силу этих качеств человек способен к любому роду деятельности, к овладению силами природы, превращением этих сил в свои собственные силы и способности. Реализация этой возможности осуществляется, по Марксу, в производственной деятельности, в труде. Именно в труде проявляется специфичность бытия человека, принципиальное отличие человека от животного в их отношении к материальному миру, к природе.

Маркс выделяет в деятельности человека два основных момента: опредмечивание и распредмечивание. Преобразование природы происходит не в силу духовности человека, а потому, что человек как материальное, предметное существо действует предметным образом. В ходе трудовой деятельности человек постоянно осуществляет опредмечивание, то есть переход свойств и характеристик иного процесса деятельности субъекта в объект, в покоящееся свойство предмета, в предметное воплощение.

Но человеческая деятельность не сводится к материальному, чувственно-предметному процессу. Этот процесс имеет в своей основе духовное, идеальное содержание: проект, замысел, идею. Перед Марксом стояла проблема материалистического объяснения духовного момента деятельности человека. Такое объяснение, на его взгляд можно дать, если раскрыть социально-исторический характер деятельности на основе концепции распредмечивание. Распредмечивание - это обратный переход предметности в живой процесс, в действующую способность, это процесс освоения субъектом предметных форм культуры, а посредством их - также и природы.

Человек, по Марксу , в процессе деятельности имеет дело не только с предметами природы, он обязательно использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности. Поскольку эти средства созданы предшествующими поколениями или представителями другого рода деятельности, то в самой трудовой деятельности человека заключена простейшая социальная связь. Распредмечивание, по мнению Маркса , это освоение социального опыта человечества, превращение предметных форм в содержание внутреннего мира человека, в его собственные силы и способности, в момент живого труда.

Концепция общественно-исторического, предметно-практической сущности человека под гуманистическим углом зрения изменяет не только взгляд на взаимодействие человека с природой, но и на отношение человека к человеку. Богатство внутреннего мира личности ставится в прямую зависимость от богатства внутреннего мира других людей. Обмен этим богатством является главной целью межчеловеческого общения. Под влиянием такого типа общения внутренняя природа личности существенно преобразуется. Вместо однобоких, ущербных индивидов должны появляться всесторонне развитые личности.

Одним из важнейших открытий, сделанных К. Марксом, Ф. Энгельсом и другими марксистами называют материалистическое понимание истории.

С точки зрения Маркса и Энгельса , это понимание истории заключается в том, чтобы сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе - и политическое устройство общества, право, мораль, религиозные и другие духовные явления. По мнению Маркса, идеи и теории не могут служить причинами исторических изменений реальности. Они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благоприятные возможности. «Сознание с самого начала есть общественный продукт, и остаётся им, пока существуют люди, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс в « Немецкой идеологии». Таким образом, по Марксу и Энгельсу , сознание есть ничто иное, как отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных благ, деятельности и межчеловеческого общения.

На основе материалистической концепции истории Маркс и Энгельс сформировали своё учение об идеологии. Идеология - это, прежде всего, «ложное сознание». Источник «ложного сознания» Маркс и Энгельс видели не в случайных заблуждениях и ошибках людей, не в сфере самого сознания, а вне её - в социальной действительности.

К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали социально-классовую сущность идеологии. Идеология - это плод социального расслоения общества. Она возникла, когда возникли классы, имеющие свои специфические интересы и цели. Теоретической формой отражения и выражения этих интересов и целей является идеология. Классовый характер обусловливает односторонний, субъективный характер идеологических конструкций.

Концепция общественно-исторической, предметно-практической деятельности человека и материалистическое понимание истории позволили К. Марксу и Ф. Энгельсу коренным образом преобразовать материализм. Главным фундаментным принципом их философской системы становится принцип практики. «Вся общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теории теорию в мистицизм, находят своё рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики». Практика исходная и первична по отношению ко всему духовному миру, из неё можно объяснить все самые сложные социальные процессы и духовные явления.

Понятие «практика» в марксистском представлении , прежде всего, противостоит широко используемому понятию «опыт». В понятии «опыт», по мнению Маркса , заложена пассивная позиция человека. Мир воздействует на человека - человек отражает этот мир. Маркс и Энгельс стремились подчеркнуть активную, деятельную, преобразовательную позицию человека в этом мире. Понятие «труд», «производство» в какой-то мере достигали этой цели, но не могли служить в качестве основополагающего философского принципа. Понятие «практика» выражает бесконечно многообразные формы взаимодействия людей с природой и друг другом в процессе материального и духовного производства. Практика - это совокупная деятельность человечества по преобразованию природы, формирования социальных отношений, взаимосвязи и взаимодействия всех людей. Практика всегда носит общественный характер. Она невозможна вне связей и общения между людьми. Практика исторична. Она стоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя. В практической деятельности человек выступает и как универсально-всеобщая сила природы и как олицетворение всеобщности культурно-исторического процесса. Бытие людей, практика выступают в марксистской философии как всемирно-историческое явление.

Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется в марксистской философии как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности, Таким образом, чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует объективной действительности.

Маркс и Энгельс учили, что любая истина объективна. Но что значит объективность, истины? Ведь термин «объективность» означает независимость от сознания субъекта. А таким свойством обладают лишь вещи, предметы, процессы. Истинными или ложными могут быть только знания о вещах, а не сами вещи. Объективность истины, с точки зрения философии марксизма, означает, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Ее оформление, то есть способ объективизации во внешнем мире, в сфере науки, зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию.

Однако закономерно встает вопрос: может ли бесконечный мир быть замкнут в конечные формы знания? Этот вопрос может быть очень прост. Абсолютная истина недостигаемая, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Но из утверждения о недостижимости абсолютной истины может следовать вывод о невозможности для человечества получения полного и достоверного знания о мире. Марксистская философия стремится преодолеть эти противоречия. Энгельс в работе «Диалектика природы» утверждал, что никакой противоположности между явлениями и вещью в себе не существует, а существует противоречие между тем, что мы знаем и чего не знаем. В теории познания следует рассуждать диалектически, то есть не предполагать готовым и неизменным наше знание, а рассматривать конкретно, как из незнания является знание, каким образом неистинное, неполное знание становится более полным и более точным.

Эта проблема в марксистской философии решается на основе диалектики абсолютной и относительной истины. В этом случае термин «абсолютная истина2 употребляется в значении, близком к значению термина «объективная истина». Поскольку в каждой научной теории имеется момент объективного содержания, совпадения мыслей с действительностью, постольку в ней имеется момент абсолютной истины. Но сами теории или другие формы знания носят относительный характер. Они формируют истину в каких-то исторически конкретных высказываниях, теориях. Развитие познания можно представить как длительный, непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и обогащению человеческого знания. Этот процесс никогда не может завершиться. Следующий вопрос теории познания состоит в следующем: а как же мы можем узнать, что в нашем знании содержится момент совпадения с объективной действительностью. Марксистская философия отвечает на этот вопрос однозначно - практика! Именно она является критерием истины. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на знаки объективной истины.

Итак, введение принципа практики в познавательный процесс позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос о тождестве мышления и бытия, соединить теоретический и практический разум, построить «мост» между явлениями и вещью в себе и , таким образом в определённой форме разрешить основные проблемы философии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.