Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Происхождение Malнcia: раб и бандит



Мы уже прошли через поэтическое вступление, ознакомившее нас с городом Сальватор и «игрой» в капоэйристском кругу рода. Но если мы действительно хотим приблизиться к пониманию капоэйры, нужно представить и другую картину бразильской действительности. Давайте посетим родину одного из самых знаменитых мастеров – город Рио-де-Жанейро.

Дермеваль Лопес де Ласерада, больше известный как Мастер Леопольдинья, отличается быстрой и очень своеобразной манерой игры капоэйра, а также мастерством владения беримбау. Но более всего он знаменит своими песнями, звучащими в каждой роде капоэйры.

Леопольдинье наверное уже значительно больше шестидесяти, но никто не знает его точного возраста. Если вы его спросите, он ответит, что от роду ему как раз 283 года, и что Зумби, легендарный предводителя киломбо (поселения, основанного в джунглях беглыми чернокожими рабами, в 16 - 19 столетиях), был его учеником, а Бесоуро, знаменитый капоэйрист начала столетия, был его помощником в рода, устраивавшихся в окрестностях Санто Амаро.

Сидаде де Деус, часть Рио, где живет Леопольдинья, это совершенно фантастическое место. Хотя этот район и нельзя назвать фавела, то есть трущобами, расположенными на живописных холмах, сбегающих от города к океану, – в нем есть канализация, газ, водоснабжение, а улицы не карабкаются в гору – тем не менее в социальном и культурном смысле это та же фавела. Это означает, что власть правительства сюда не распространяется и даже полиция рискует углубляться сюда только отрядами в сорок - пятьдесят хорошо вооруженных полицейских.

Власть и закон совмещаются в «хозяине» отвечающем за торговлю кокаином и марихуаной, под командой которого находится более сотни человек.

Хотя Сидаде де Деус, это лишь небольшая часть в Рио де Жанейро 90-х годов, он является хорошим примером злачных кварталов, существующих во всех крупных бразильских городах с прошлого века. Не нужно забывать, что преступники, существующие сегодня за счет сбыта наркотиков, действуют в той же среде фавела, которая давала приют бандам капоэйристов конца девятнадцатого века. Общественная обстановка осталась практически неизменной.

В то время очень незначительная часть общества, складывающаяся из португальских правителей и их наследников, рожденных в Бразилии, держали в руках практически все богатство и всю власть в стране. Несколько более многочисленная прослойка представляла то, что сегодня мы называем «средним классом». И наконец, огромная масса рабов, как уже рожденных в рабстве, так и насильно обращенных в него и привезенных из Африки, заполняла нижнюю ступень социальной иерархии.

После обретения Бразилией независимости от Португалии, у власти осталась все та же аристократическая группа: Педро I, сын короля Португалии Джоао VI, последовал совету отца, и стал первым королем независимой Бразилии не дожидаясь, пока это назревшее преобразование вознесет к власти какого-нибудь самозванца.

Хотя теоретически Бразилия была независимой, на деле она продолжала оставаться под экономическим гнетом союзницы Португалии, Англии, имевшей монополию на экспортно-импортные операции с Бразилией. Такая политическая, социальная и экономическая модель сохранилась в начале двадцатого века, после вервой и второй мировых войн, только вместо Англии доминировать стали уже США.

В наши дни, на исходе двадцатого столетия мы видим все ту же базовую модель, место у руля в которой – за транснациональными и мультинациональными экономическими группировками. На деле изменилось очень мало: Бразилия – занимающая десятое место в мире по экономическому потенциалу, в то же время, третья в списке стран с наиболее порочным и извращенным механизмом распределения денег и богатства. Большая часть дохода страны от экспорта направляется прямиком в руки международных и североамериканских банков, в фонды, такие как, IMF – Международный монетный фонд, в оплату громадного долга, накопленного бразильским правительством начиная с 50-х годов и особенно за период 1964 – 1984 гг., когда у власти находилась военная клика.

Только видя всю глобальную перспективу, можно представить уровень коррупции и беззаконий, царящих в странах Третьего мира. И только принимая это во внимание можно понять неписаные правила и причудливую этику капоэйры.

Капоэйра это культура угнетенных! Она была создана в Бразилии, где-то в 18 или 19 столетии, людьми, обращенными в рабство в Африке и привезенными в Бразилию. Дальнейшее ее становление происходило в подпольях преступного мира, людьми, живущими на обочине необычайно бесчестного общества 19 – 20 веков.

Только с 1934 г. занятия капоэйрой были узаконены, и выйдя из преступной среды она стала доступна представителям более привилегированных социальных групп. И даже после того над этим искусством тяготело клеймо его преступного прошлого, клеймо, ставшее размываться только в 60 – 70-е годы.

Едва родившись капоэйре пришлось бороться за выживание, так как с начала 19 века подавлялись все проявления африканской культуры. Перед лицом более сильного противника, который обладал властью и сам устанавливал законы, капоэйра должна была научиться быть гибкой, уходить от прямой конфронтации, следовать естественному ходу событий. Капоэйра училась принципам партизанской войны с более сильной и лучше организованной армией. Она открыла достоинства лжи и обмана, засады, неожиданности и предательства.

Вместо того, чтобы блокировать удар, капоэйра учит избегать его следуя вместе с ним, а затем контратаковать когда прдставится возможность. Капоэйрист не должен противостоять оппоненту открыто, вместо этого он старается выглядеть испуганным, просит пощады – и наносит удар, когда противник ослабит защиту.

Капоэйре не знакомы столь ценимые западной культурой слова, как честь, правдивость, честная игра, в приложении к врагу. Подобные концепции – роскошь, непозволительная, когда ты раб, а он хозяин, который по утрам ходит в церковь, а ночами насилует молодых женщин в рабских бараках, считая их не человеческими существами, а просто peзas (буквально, предмет утвари, вещь, имеющая определенную экономическую ценность). В капоэйристском мире такие концепции применимы только к тем, с кем связывают узы проверенной настоящей дружбы.

С другой стороны, как черные рабы, так и позднее, бандиты, отдавали себе отчет, что недостаточно просто учиться как побеждать или оставаться в живых. Жизнь это больше, чем только борьба за выживание – это и радость от того что ты жив. Музыка, танец, творчество, импровизация, поэзия, философия и просто развлечение – все это тоже часть капоэйры.

Но что-же в этом для стран другой культурной традиции? Представляет ли капоэйра со своим специфическим кодексом правил и образом поведения какую-либо ценность для европейцев или североамериканцев? Ситуация тут совершенно иная, уровень экономического развития общества обеспечивает для большинства населения сравнительно благополучное существование. Однако материальные блага это еще не все. Как уже говорилось выше, жизнь гораздо обширнее.

В этом смысле, капоэйра может оказаться полезной и здесь, как орудие в борьбе с силами, пытающимися превратить людей в роботов, которые не мыслят, не имеют собственных желаний, фантазий, идеалов, лишены способности творить; в борьбе с цивилизацией, все более властно навязывающей человеку монотонный ритм: работа, сон, а в промежутке – телевизор, как свинье, откармливаемой для ножа живодера.

 

Музыка

Мой беримбау

игра твоя уносит грусть кто ее не заслышь

Животворный твой звук так же нов так же свеж

Животворный твой звук так же нов так же свеж!

Мой беримбау...

обручальным звоном ты ласкаешь девичьий слух

Мой беримбау,

только радость он приносит, мой друг

Ye, e hora, e hora ...

(«Louvacao do Berimbau» Мастер Леопольдинья)

 

 

Музыка и капоэйра

 

Оркестр капоэйристской рода складывается из следующих основных инструментов: беримбау, атабаку и пандейро. Он может включать в себя и другие инструменты, котрые часто присутствуют во многих рода, хотя и не являются необходимыми, это реко-реко и аго-го (коровий колокольчик).13(Традиционная рода стиля Ангола обычно требует трех беримбау (тенор, альт и бас), одного или нескольких бубнов-пандейро, а также атабаку, реко-реко и аго-го. Однако, в зависимости от рода и ритуалов, практикуемых конкретным мастером, в некоторых случаях игра проходит без трех последних инструментов.)

 

Беримбау

Существует много преданий, связанных с беримбау.

· Мастер Пастинья рассказывает как в старые времена, на торце инструмента укреплятлось обоюдоострое лезвие, делая его опасным оружием: “В момент истины оно могло из музыкального инструмента превратиться в вариант боевой косы.» Таким образом в инструменте, как и в самой игре капоэйры сочетались два антагонистических полюса: музыка и смерть, танец и схватка, красота и жестокость.

· Рассказывалось, что в некоторых районах Африки на беримбау запрещалось играть молодежи, пасущей скот; считали, что его звук может увести душу неопытного ребенка – «в страну откуда нет возврата.»

· На Кубе этот инструмент, носящий название бурумбумба, используется для общения с духами мертвых прародителей (эгунами) на церемониях некромантии (Фернандо Ортиз, Инструменты афро-кубинской музыки. Гавана, 1952).

· Звуки беримбау также использовалось во многих областях Африки и Бразилии 19 века, как аккомпанемент песням, повествованию и стихам (Дебрэ. Красочное и историческое путешествие в Бразилию. Париж, 1834).

Беримбау создает соответствующий настрой, устанавливает ритм и характер игры внутри рода. Как говорят старые мастера, «беримбау учит».

Наряду с хлопанием в ладони, пением, пандейро и атабаку, беримбау воздействует на поведение игроков в рода. Или, если предпочитаете, все это привлекает к рода силы и энергии, варьирующиеся в зависимости от избранного ритма.

Беримбау изготавливается из деревянного прута, длиной до полутора метров и 2 – 2,5 см в диаметре. На более широком торце вырезается небольшой выступ, где закрепляется стальная струна. На другом торце устанавливается набойка из плотной кожи, чтобы предотвратить расщепление дерева струной. Струну в наше время обычно изготавливают из корда старых автопокрышек. 14 (В древности для этого использовались сухожилия и внутренности животных).

Высушенная, полая тыква, носящая португальское название кабака, служит в качестве резонатора, усиливающего звучание инструмента. Широкое круглое отверстие проделывается в том, месте, где тыква прикреплялась к стеблю. С другой стороны просверливаются два небольших отверстия, через которые продевают веревочную петлю, с помощью которой тыква крепится на луке.

Беримбау обычно держат левой рукой, вместе с камнем, монетой или металлическим диском (винтем). В зависимости от того, касается ли винтем металлической струны, инструмент производит одну из двух нот.

Беримбау издает звук при ударе по струне деревянным прутиком (банкета), длиной около 30 см. Палочку зажимают в правой руке. В ней же держат погремушку (кашъши) – коробочку, сплетенную из соломы, внутрь которой насыпаны сушеные бобы или мелкая галька. Шуршащий аккомпанимент кашиши обогащает и придает текстуру звучанию беримбау.

Изменяя расстояние между резонатором инструмента и своим животом, игрок добивается нескольких различных модуляций двух базовых нот.

В идеале в рода должны присутствовать все три типа беримбау. 15 (Мастер Бимба, обычно использовал только один беримбау в рода, например на своей пластинке «Curso de Capoeira Regional».Когда он задает песенную тему в сопровождении хора, можно слышать, что его беримбау исполняет партию медио (базовый ритм Сао Бенто Гранде, с несколькими основными вариациями, повторяющимися снова и снова). Однако между песнями Бимба импровизирует как если бы он играл на виолинья.)

Гунга – имеет самый низкий тембр, выполняет роль баса задавая ритм. Обычно гунга играет основную тему, какого-либо ритма без вариаций.

Беримбау медио или де сентро (центральный), называемый также просто, беримбау, это аналог ритм-гитары. Он исполняет основную тему мелодии, затем базовую ее вариацию, после чего возвращается к ритму, задаваемому гунга и повторяет цикл снова.

Виола или виолинья, как беримбау с самым высоким тембром звучания, выполняет синкопирование или импровизацию. Играемая им роль эквивалентна соло- или ведущей гитаре. 16 (Использование трехэлементной структуры звучания вообще характерно для африканской музыки. Мы находим это в кандомбле (афробразильская религия), где пользуются тремя барабанами, с той оговоркой, что там импровизирует инструмент с самым низким тембром. Это встречается и в западной музыке, корни которой уходят в африканскую культуру, такой как внук блюза, рок-н-ролл с гитарами бас, ритм и соло.

Богатство и сложность ритмов перерастают ограничения музыкального инструмента – когда беримбау находится в руках опытного игрока, никто не заподозрит, что он имеет всего две ноты.

Движения игроков в центре рода отражают ритм исполняемой мелодии. Послушная этому ритму игра может быть медленной и коварной, быстрой и агрессивной или открытой и гармоничной.

Существует множество мелодий для капоэйры. Некоторые из них универсальны, например, Ангола, Сао Бенто Пекуэно, Сао Бенто Гранде. Другие характерны для отдельных районов или были созданы известными мастерами. Это относится к ритмам, исполняемым в стиле капоэйры Региональ, которые сочинил мастер Бимба –

Сао Бенто Гранде (де Регионал), Кавалрия (де Регионал), Иуна, Амазонас и т.п..

 

Песни

Песни

Песни это не только аккомпанемент к ритмам беримбау, коллективное пение важно для создания в рода необходимого уровня энергии, требуемой для игры, кроме того это возможность выразить себя наиболее полным образом.

Среди трех основных типов песен (шулас) – ладаинья, куадрас и корридос – можно найти методическии серии, кодекс поведения и основы философского мировоззрения. Сольная песня-ладаинья обычно “открывает” или начинает рода. Она наиболее типичны для капоэйры Ангола. За ладаинья следует вторая часть, которой отвечает хор. Куадрас, представляют собой четырехстишья, начинаемые солистом и подхватываемые хором. Корридос, это одно- или двухстишья, также запеваемые солистом и продолжаемые хором.

Если верно, что, как говорят старые мастера, беримбау учит, то его наставления адресованы самым глубоким слоям человеческого сознания.

Но в песнях мы обнаруживаем еще один, более рациональный способ обучения, базирующийся на жизненном опыте старших игроков. Рассмотрим поближе несколько шулас:

 

На небесах воздастся по заслугам

А при жизни, выше головы не прыгнешь

Плохо ль, хорошо ль

Жизнь все равно проходит, товарищ

(Традиционная песня капоэйры)

 

 

Я мал перед величьем Бога

Все мое – от него

Но в малом – велик

Я в круге капоэйры

 

(Мастер Пастинья)

 

Происхождение текстов часто неизвестно, однако есть и много песен, написанных знаменитыми мастерами:

 

 

Не будь пассивен,

Но и бездумно не гони свершений ход

 

(Мастер Пастинья)

 

Был Бимба, был Пастинья,

Были Бесоуро и Аберре,

Кто бы не играл капоэйру

Каждый это делал по-своему.

(Мастер Луа)

 

Некоторые песни повествуют об атмосфере преступности, в которой зародилась и развивалась капоэйра.

 

Мой босс говорил мне всегда

Не кури это зелье

Чтоб не стать в темноте

Целью легкой для пули

 

(Мастер Бимба)

 

Еще одна группа песен повествует о встречах с магическими существами, с людьми одержимыми духами и с самим сатаной:

 

Я стоял у подножия креста,

Говоря свою молитву

Когда явился Дуас-де-оуро (Два алмаза; знаменитый капоэйрист)

Подобный фигуре Пса (Одно из наименований дьявола)

 

В уже упоминавшейся ранее великолепной книге В. Рего «Капоэйра Ангола» можно найти много интересных текстов таких например как этот:

 

Риачао пел

в городе Иасу

Когда вышел черный человек

с повадками хищной птицы

Он был в грязной одежде

и штанах из невыделанной кожи

С губами вдвое толще

подошв моих ботинок

Один глаз его был желт,

а другой прикрыт

Он пригласил меня играть и я пошел

Никому не испугать меня в кругу капоэйры

 

Позднее в ходе песни выясняется, что “человек с повадками грифа” есть не кто иной как сам дьявол.

Вполне естественно для игры, которая является частью афро-бразильской культуры, что во многих текстах упоминаются божества кандомбле, как правило носящие имена соответствующих католических святых. Кандомбле это одно из религиозных верований принесенное чернокожими рабами в Бразилию с родного континента. Оно существует в Бразилии как в практически первозданной африканской форме, так и в виде течений, испытавших сильное влияние европейской и местных туземных культур. Кандомбле это культ ориша (ори - голова, ша - сила), космических энергий, правящих поведением людей, миром и жизнью в целом. Ориша образуют пантеон богов, подобный встречаемым в других древних культурах, например в преданиях скандинавских викингов, древнегреческой и римской мифологиях. Хотя капоэйра напрямую не связана с религией, в прошлом большинство игроков принимали участие в церемониях кандомбле, чем и объясняется частое присутствие ее персонажей в капоэйристском фольклоре.

 

Сан Антонио – защитник утлого ковчега Ноя,

Да, маленькой лодчонки Ноя.

 

Хотя в этой песне Святой Антоний упоминается в библейском контексте, на самом деле речь идет об Огуне, боге битв и войны, связываемом кроме того с железом.

 

Ай ай ай ай Сао Бенто меня зовет

 

Сао Бенто (Св. Бенедикт) защищает от укусов змей, а кроме того его именем названы два ритма беримбау большой и малый: Сао Бенто Гранде и Сао Бенто Пекуено.

Змеи наиболее часто из всех животных присутствуют в капоэйристском фольклоре, возможно, из-за их гибкости или, оттого, что когда они нападают их атака стремительна, непредсказуема и смертельна. Вот одна из многих «змеиных» песен:

 

Следи за змеями, чей укус смертелен

Сеньор Сао Бенто

 

Во многих случаях слова песни, как бы руководят действиями игроков в рода.

 

Ай ай Айде, покажи мне хорошую игру

Ай ай Айде, хорошую игру, я хочу поучиться

 

Текст следующей песни также показателен в этом отношении:

 

Он бежит без оглядки себя от затрещин спасая

Ног не щадя, пути не разбирая

 

Менее очевидна другая, тоже очень важная функция таких куплетов, – помочь новоприбывшему игроку настроиться в унисон с энергией рода. Таким образом он релаксируется, избавляясь от напряжения, накопленного за день.

Игрок в круге, перекликаясь с хором, может отрегулировать дыхание, придать ему размеренный ритм, как у пловцов, синхронизирующих вдохи и выдохи с последовательными фазами выныривания и погружения. После игры, подпевая уже на стороне хора капоэйрист легче восстанавливает свое дыхание.

 

 

Изучение капоэйры

 

«Я ученик, который учится, я мастер, который учит.» Эта цитата из популярной капоэйристской песни говорит об одной из наиболее интересных и уникальных фундаментос (философских основ) капоэйры: капоэйрист всегда играет двойственную роль учителя и ученика, будь он зеленый новичок или седовласый восьмидесятилетний мастер. Он всегда ученик, которому есть чему поучиться и в рода и в жизни, но он также и учитель, которому найдется чему научить своего соперника на любом поприще.

Фактически, общение в рода, а не формализованные тренировочные занятия, и является реальным способом постижения искусства капоэйры. В рода игроки учатся друг у друга ­­­­­– не только трюкам и ударам, но также стратегии поведения в игре или в той большой партии, которую мы играем каждый день в «реальной» жизни.

Игроки учатся друг у друга, а зрители, в свою очередь, учатся наблюдая за ними. Эти различные наблюдения за различными индивидуальностями, взаимодействующими между собой, закладывают фундамент знания о человеческой природе, знания, составляющие фундаменто под названием малисиа.

В «старые добрые времена», которые наверное не были такими уж добрыми – капоэйре учились естественным образом и интуитивно, наблюдая за движениями в рода и пытаясь их воспроизвести. Если вам улыбалась удача, вы могли найти мастера. Куда бы мастер не направлялся, как правило его сопровождали двое, трое подмастерьев, которых он учил от случая к случаю.

Теперь все изменилось. У людей стало меньше свободного времени, чтобы тратить его на поиски мастера. Почти исчезли уличные рода, где можно было учиться капоэйре интуитивно, методом проб и ошибок. Ее сегодня преподают в академиях, где каждый мастер учит в соответствии с собственными методиками.

В академиях стиля Регионал обучение более структурировано и направлено на быстрое освоение техники, часто в ущерб импровизации, спонтанности поведения и развитию индивидуальности игрока.

В академиях Ангола, бурный рост которых начался в 1985 г. после многих лет пребывания в тени стиля Регионал, обучение построено более интуитивно. Как правило Анголейро всегда более гибок, способен лучше импровизировать и проявляет больше малисия. Тем не менее на первых порах Анголейро проигрывает игрокам Регионал, так как стандартизованные техники и методы обеспечивают тем уверенное превосходство в первые годы обучения.

Если не считать мастеров традиционного стиля Ангола и двух-трех учеников Бимбы, которым сейчас около пятидесяти и которые пытаются преподавать оригинальную капоэйру Регионал, в подавляющем большинстве академий Бразилии учат тому, что называется стилем Регионал/Сензала, построенному на методических приемах, разработанных в 60-е годы группой Сензала. Основу их разумеется составляет методика, созданная мастером Бимба.

Таким образом сегодняшние занятия капоэйрой включают в себя множество последовательностей заранее оговоренных атак и защитных движений для двух игроков, напоминающие связки Бимбы. Можно наблюдать также многократное повторение за инструктором однотипных атак или движений, характерное для школ восточных боевых искусств. За последние тридцать лет методический арсенал капоэйры обогатился и за счет общеразвивающих упражнений, гимнастики и развития гибкости.

Новое поколение инструкторов Ангола теперь все чаще использует учебные связки и многократные повторения.

Идеалом для опытного игрока считается знание обоих стилей и умение

играть капоэйру Ангола со всем ее ритуалом и малисиа, и

играть капоэйру Регионал (точнее Регионал/Сензала), с ее реализмом схватки и боевым духом.

Начинающему же, для пользы дела, лучше следовать популярной поговорке, определяющей суть философии маландрагем – «Куем нао поде ком мандинга нао каррега патуа» («Кто не может действовать с мандинга тому не поможет патуа.») (21. Магические амулеты, обычно носимые на шее для защиты от злых духов и несчастий) Иными словами нужно всегда знать предел своих возможностей. Еще два подходящих к данному случаю изречения гласят «Стервятника долго учить петь» и «Говорить с глупцом – пустая трата времени».

Но возможно лучший из афоризмов, который нужно помнить новичку это «Валенте нао екзисте» («Страшных противников не существует»). Очень важно, чтобы начинающий не обманывался внушительной внешностью так называемых «крутых парней» и осознавал, что каждый из них чувствует страх и каждый – в большей или меньшей степени – уязвим.

Игрок капоэйры должен научиться видеть, как в других, так и в себе самом, человеческое существо, спрятавшееся за фасадом физической силы и самоуверенности. Если этого не произойдет, новичок будет строить свое дальнейшее развитие на ложных предпосылках и стереотипах, таких как «неотразимый» удар или превосходство одного стиля над другим. С течением времени он превратится в колосса на глиняных ногах, в «накачанного» атлета с мощными ударами, но без веры в того, кто эти удары наносит. Развитие внешних качеств в ущерб крепости духа – приведет его к необходимости постоянно доказывать, как другим так и себе самому, свое превосходство в уличных драках. И однажды, нарвавшись на противника с горячим темпераментом и холодной головой он потерпит сокрушительное поражение, которое превратит в жалкий фарс дальнейшие попытки самоутверждения этого «сверхчеловека».

Он может, например, начать носить пистолет, но потом поймет, что оружие может оказаться и у его противника. Мучительно прогрессирующая паранойя в итоге сделает его трусом, пресмыкающимся перед сильными и жестокими и тиранящим более слабых. И все это произойдет оттого, что ему не достало смелости заглянуть в себя и увидеть там человека, имеющего право на все – будь-то хорошие или плохие – человеческие проявления.

 

Основные перемещения

Теперь, оставив позади чистую теорию мы дошли до пункта, когда новичку начинают преподавать собственно метод игры джого.

Излагаемая далее методика несколько отличается от используемых в течение последних пятидесяти лет (с тех пор как Бимба создал метод обучения капоэйре Регионал), тем что здесь предпринята попытка совместить творческий и импровизационный подход, типичный для капоэйры Ангола, с методическими приемами Регионал/Сензала, обеспечивающими эффективное освоение ударных техник, но к сожалению, часто заставляющими игроков двигаться как роботы.

Джинга

Джинга это одно из основных движений капоэйры, и одна из особенностей, отличающих ее от других боевых искусств. В вольном переводе это означает раскачивающуюся походку.

В противоположность базовым фиксированным стойкам других единоборств, джинга это непрерывное движение. Важность джинги трудно переоценить. Она делает капоэйриста трудной мишенью для атаки, из джинги начинаются уходы, уклоны, ложные и атакующие действия.

В общем случае джинга в капоэйре Ангола очень свободна и индивидуальна. Джинга в стиле Регионал, напротив, очень структурирована и основные перемещения в ней могут быть показаны на рисунке. Наличие базисной структуры тем не менее не мешает игроку Регионал вносить свой стиль в эти движения, по мере того как он осваивает их.

Упражнения:

1) Выполняйте джинга самостоятельно как показано на рисунках, до тех пор пока не освоите основные движения.

2) Джинга в парах, один напротив другого, как будто глядя в зеркало.

3) Импровизация в положении стоя: Сейчас забудьте про джингу – вы просто двигаетесь вокруг

партнера, стараясь не сталкиваться с ним и не приближаться по прямой. Он проделывает то же самое.

Выполняя это упражнение не заботьтесь о синхронизации ваших движений с партнером. Постарайтесь отвлечься от мыслей о противоборстве, расслабьтесь и получайте удовольствие от безмолвного диалога на языке движений.

Перемещайтесь без напряжения, старайтесь реагировать на движения оппонента инстинктивно, воздерживаясь от механического повторения джинги и не нанося ударов в ответ.

Ваша цель – маневрируя вокруг противника как бы поместить его в центр паутины ваших движений.

Это центральное упражнение моего метода обучения, черезвычайно важное для предотвращения формирования роботоподобного стиля игры, свойственного многим современным капоэйристам. В дальнейшем оно будет расширено с включением движений вблизи земли.

4) Начните с одиночной джинги. Затем, без остановки перейдите к импровизации перемещаясь вперед, назад, в стороны и вокруг своей оси. Во время импровизации не используйте базовые перемещения джинги. Продолжайте чередовать серии джинги и импровизации добиваясь идеального перехода, так чтобы со стороны не было заметно, где кончается одно и начинается другое. Движения должны быть раскрепощенными и плавными. Следите, чтобы руки не оставались в защитной позиции, а двигались вместе с вами.

5) То же упражнение теперь повторяете с партнером. Старайтесь обойти его и поддерживайте диалог отвечая движением на движение.

Замечание: Упражнения 1 и 2 предназначены для постановки у вас, в соответствии с рисунками, базовой джинги стиля Регионал. С упражнения 3 вы начинаете развивать собственный стиль движений при взаимодействии или игре с кем-то другим.В 4 вы четко определяете индивидуальный характер движений и учитесь связывать его с базовой капоэйристской джингой. И наконец пункт 5 посвящен работе с партнером с использованием как джинги, так и перемещений, характерных лично для вас.

Только уяснив как эти пять шагов ведут к освоению джинги, как они соотносятся между собой, вы сможете с наибольшей отдачей и в дальнейшем пользоваться этим методом, сочетающим лучшие инновации мастера Бимбы (и группы Сензала 60-х) с творческим наследием стиля Ангола.

 

Негатива и ролей

То, что капоэйрист очень уверенно чувствует себя вблизи земли – еще одна черта, ставящая капоэйру особняком среди других боевых искусств. И если джинга – базовое движение капоэйры в положении стоя, то негатива и ролей (произносится «негечива» и «хулэй») это основные способы перемещения на нижнем уровне.

Игроки двигаясь в партере касаются земли только ладонями, ступнями и, изредка, головой, но никогда не опускаются на колени и не перекатываются на спину.

Неожиданный уход на пол и стелющиеся перемещения возле земли призваны озадачить противника. Однако опытный игрок в реальной боевой ситуации может таким образом заманивать врага кажущейся уязвимостью своей позиции в ловушку. Огромное количество ударов ногами и бросков из арсенала капоэйры рассчитано на использование как раз в такой ситуации.

Последней, однако не менее важная цель, достигаемая освоением базовой техники перемещения в партере, -- сделать такое положение естественным для капоэйриста, чтобы броски и падения не выбивали его из колеи, а лишь подготавливали почву для немедленной контратаки.

Негатива Регионал более выпрямленная, негатива Ангола выполняют вжимаясь в землю.

Ролей может также использоваться для перехода от негатива к джинге, с пола в положение стоя. На рисунке показан еще один способ вставания из негатива.

 

Упражнения:

1) При помощи ролей приближайтесь к, стоящему неподвижно партнеру.

2) То же только теперь увеличивайте дистанцию между вами.

3) Джинга, затем уход вниз в негатива и переключение на другую сторону, так что выпрямляется другая нога. При изменении позиции негатива на зеркально симметричную, перенесите вес на руку и переключите ноги, а затем разгрузив руку поменяйте ее.

4) Переключив негатива, снова пытайтесь приблизиться к неподвижному партнеру.

5) Выполните серию ролей в разных направлениях.

6) Походите вперед и назад на четвереньках, стараясь наследовать пластику кошки.

7) Теперь подражаем обезьяне – перемещаемся постоянно опираясь о пол то одной то другой

рукой.

1) Произвольно движемся на полу время от времени вставляя ролей и меняя ноги в негатива.

Как уже упоминалось, во всех движениях земли касаются только ладони и ступни ног.

9) Импровизация в партере: переход из негатива (а) в джингу (е) при помощи ролей (б, в, г, д).

Какая-нибудь из рук постоянно находится в контакте с полом. Импровизируйте вместе с партнером, реагируйте на его движения. Старайтесь не блокировать, а уклониться и зайти с тыла. Если вы увидите прореху в его обороне, идите на сближение и проскальзывайте у него между ног, как под мостом. Когда партнер пытается пройти под вами дайте ему такую возможность и не уходите сразу в негатива. Действуйте инициативно и изобретательно.

Это упражнение наряду с описанной ранее импровизацией стоя – еще один кирпичек в фундамент вашей подготовки как творческого игрока, понимающего дух капоэйры. Его следует проделывать в релаксированном состоянии как игру, и в то же время полностью контролировать свои действия и развитие событий.

 

Это упражнение, иначе называемое «колесом», помогает начинающим учиться сохранять равновесие в перевернутом состоянии.

Многим новичкам, зацикленным на изучении боевых приемов, освоение ау может казаться бессмысленной тратой времени. Что-же, им можно только посоветовать немного подождать и вскоре самим убедиться в той черезвычайно ответственной роли, которую ау играет в игре капоэйры.

Ау вплетается в круживо замысловатых движений, опутывающих противника, лишая его уверенности и заставляя порой забывать о защите. Изучение ау это первый шаг к реалиям схватки, к возможности мгновенно оказаться в невыгодной ситуации, которую нужно использовать с наибольшей пользой для себя.

Ау может превратиться в очень эффективный метод сокращения дистанции или, при определенных обстоятельствах, стать единственным путем отступления. Перевернутое положение делает перемещения капоэйриста совершенно непредсказуемыми и расширяет его технические возможности. Наконец, ау помогает игроку лучше понять, что капоэйра как и жизнь это не просто цепь побед и поражений, но в ней есть место танцу, поэзии разным неожиданностям, а моменты сумашествия и хаоса делают ее только более насыщенной и полноценной.

На рисунке а показано открытое ау, обычно ассоцируемое со стилем Регионал. На рисунке б мы видим закрытое ау (ау фешаду), характерное для капоэйры Ангола.

Со временем ученик осваивает не только эти две и бесчисленное множество других вариаций этого движения, таких как ау с ролей, ау коберту и т.п. В конце концов перевернутое положение становится для него таким же естественным и удобным для проведения атак и выполнения уходов как джинга или перемещения у земли.

 

Упражнения:

1) Делайте ау попеременно на одну и на другую сторону. В первое время больше всего проблем

у начинающих связано с разработкой своей «слабой» стороны. Нужно стараться преодолеть это препятствие, так как настоящий капоэйрист делает все одинаково хорошо на обе стороны. Если ничего не выходит можно начинать с ладонями на земле, делая небольшой прыжок согнутыми ногами. Постепенно увеличивая амплитуду прыжка и раскрываясь переходим к ау.

2) Теперь проделывая ау смотрите не на землю, а на стоящего перед вами партнера.

3) Чередуйте ау с джингой и импровизацией стоя и на земле, постепенно сплетая все в

непрерывные комбинации.

4) Комплексная отработка ау с партнером используя все освоенные движения стоя и в партере.

 

Защитные действия

Три предыдущих занятия были посвящены изучению базовых типов перемещений. Сейчас мы познакомимся со способами обороны. Принцип капоэйры не блокировать удары, а избегать их совсем. По сути дела, некоторые из уже изученных движений, в частности негатива и ролей, могут использоваться в целях защиты, а не только для маневрирования у земли.

В реальной игре каждая ситуация уникальна и капоэйрист должен уметь приспосабливать каждый из типов атаки, ухода, уклона, контратаки или броска к конкретным обстоятельствам.

Такую способность интуитивного реагирования на сиюминутную ситуацию развить в себе очень трудно, но только она позволяет достичь действительно хорошего уровня игры. Как начинающему вам следует пока ограничиться изучением некоторых классических защитных движений и того, как совмещать их с уже освоенными другими техниками. Позднее вы поймете, что эти элементарные упражнения на самом деле являются первыми шагами на пути к интуитивной игре.

Со временем вы придете к пониманию, что хотя капоэйра имеет в своем арсенале много эффективных ударов, наибольшая опасность кроется в искусной защите, когда капоэйрист уклоняясь от удара сближается с противником и опрокидывает его на землю, или сам переходит в атаку от которой уже нет защиты.

 

Кокоринья

Эта позиция, с весом, равномерно распределенным между двумя ногами, используется капоэйристами, чтобы избегать горизонтальных ударов, таких как пощечины.

Одна из рук защищает голову, другой можно слегка опираться о землю. Такое положение характерно для капоэйры Регионал. Во многих случаях опускаясь в кокоринью игрок делает небольшой прыжок вперед стремясь подобраться поближе к сопернику.

Упражнения:

а) Джинга напротив стула. Время от времени уходите в кокоринью с сокращением дистанции, затем поднимаетеся продолжая джингу.

б) Импровизированные (положение стоя) движения перед стулом с подключением кокориньи.

в) Повторяем предыдущее упражнение, на этот раз с партнером. Выполняйте кокоринья в моменты, когда по вашему мнению противник способен нанести круговой или горизонтальный удар. Данная техника не подходит для отражения прямых линейных ударов.

Замечание: На этом этапе все атаки – воображаемые, никаких ударов не наносится.

 

 

Резистенсия

Этот вид ухода похож на кокоринью с той разницей, что теперь вес распределен неравномерно и туловище слегка развернуто в одну сторону. Подскок отсутствует – резистенсия выполняется когла противник находится очень близко. Как вы увидите далее, резистенсия может служить первой стадией проведения броска-контратаки (например круз или растейра) от прямого удара ногой. Этот уход основан на схождении с линии атаки без отступления назад.

 

Упражнения:

Такие же, как в предыдущем случае.

 

 

Куэда ди куатро

В отличие от кокориньи с ее попыткой подхода под удар, в кведа ди куатро игрок отводит лицо и корпус оставляя ноги на месте. Затем капоэйрист обычно выпрямляет одну из ног, переходит в негатива и ролей. Куеда ди куатро это движение типичное для капоэйры Ангола.

Упражнения:

Как для кокоринья.

 

Эскива

Очень естественный и спонтанный способ ухода от горизонтальных ударов. Заключается просто в смещении головы и туловища с траектории атаки.

 

Упражнения:

Те же.

 

Базовые удары ногами

«Ну вот» – с облегчением воскликнет новичок. «Наконец-то начинается настоящее дело.»

Но будьте готовы к тому, что не все пойдет так как хотелось бы. Первые удары часто выглядят неважно и не несут силы, зато оборачиваются ушибами и растяжениями.

Поэтому отныне структура занятий несколько изменяется.

1) Предварительно полезно провести разминку. Это может быть джинга с элементами растяжки, либо просто бег и активные движения в течение 5-10 минут.

2) Импровизация стоя (упражнение 3 раздела джинга).

3) Импровизация на полу (упражнение 5 для негативы и ролей).

4) Отработка ударов ногами в одиночку и парами (каждую тренировку работайте только над одной техникой).

 

В отсутствие партнера выполняйте только те из рекомендуемых упражнений, которые рассчитаны на одного.

 

 

Меа луа де френч

При этом ударе выпрямленная нога описывает дугу и, затем возвращается в исходное положение. Этим движением вы как-бы проносите прямую ногу над спинкой воображаемого кресла.

На диаграмме показана техника выполнения этого удара вид сбоку.

Упражнения:

а) Тренируйте удар в соответствии с иллюстрациями, перенося ногу через стул, поставленный прямо перед вами (десять раз каждой ногой).

б) Перемещайтесь в джинге примерно в полутора метрах от стула. Из позиции джинги сделайте шаг ногой, находящейся сзади, а затем нанесите удар другой ногой. При ударе ногу следует пронести над стулом и быстро убрать назад. Продолжайте перемещаться в джинге нанося удары поочередно каждой ногой (по десять раз).

с) Вы двигаетесь в джинге синхронно с партнером, который все время занимает по отношению к вам зеркально-симметричную позицию. Сделайте шаг вперед тыльной ногой и ударьте меа луа де френч передней. Ваш партнер должен уклониться от удара, уйдя в кокоринью с небольшим прыжком, так что он окажется вблизи от вашей поддерживающей ноги. Это упражнение нужно вначале исполнять очень медленно, предупреждая партнера перед нанесением удара (десять раз для каждой ноги). Позднее можно переходить к более быстрому темпу и без предупреждения (говоря позднее я имею в виду примерно месяц при трех занятиях в неделю). Суть удара и защитного движения проиллюстрирована далее первой секвенцией (связкой) мастера Бимбы.

d) Еще месяца через три два партнера переходят к импровизации в стойке. Один из них без предупреждения атакует с meia lua de frente а другой уклоняется используя одно из защитных движений, с которыми мы уже познакомились (кокоринья, резистенсия, куеда де куатро, негатива), либо просто убирая голову и тело с траектории атаки с нырком под удар.

2. Армада

(Армада Жирандо)

Этот удар обычно вызывает трудности у начинающих.

Игрок делает шаг по диагонали левой ногой (1); затем он поворачивает голову и туловище пока не увидит цель (голова поворачивается примерно на 180?), соответственно развертываются стопы (2). Лишь после этого наносится удар (3). Можно представить что корпус, раскручиваясь, выбрасывает ногу.

Упражнения:

1) Разучивайте удар следуя рисунку десять раз для каждой ноги.

1) Теперь используйте в качестве цели ладонь вытянутой руки партнера (начинайте на уровне живота и, постепенно поднимаете мишень до высоты вашего роста).

2) Из джинги: шаг вперед, удар по ладони, с шагом назад возврат в джингу (10 раз на каждую ногу).

3) Парная джинга. Один с шагом вперед выполняет удар, второй уклоняется с помощью негативы или резистенcии (См. седьмую связку мастера Бимбы). Повторять меняясь ролями по десять раз на каждую ногу.

4) Через три месяца после начала занятий переходите к импровизациям в положении стоя. Армада наносится без предупреждения. Партнер должен рефлекторно уйти под удар или импользовать одно из показаных ранее защитных движений. Особое внимание следует уделить тому, чтобы не блокировать атаку а интуитивно уклоняться в направлении удара в помощью классических движений капоэйры.

 

Внимание: Последнее, импровизационное упражнение, к которому переходят спустя три месяца, имеет решающее значения в излагаемом здесь методе. После аналогичных упражнений в главе, посвященной джинге, это еще один шаг на пути к созданию творческого стиля игры капоэйра.

1. Кешада

Этот удар можно назвать меа луа де френч наоборот. Исполняется он двумя способами: партнер скручивает торс, а затем используя энергию раскрутки, выбрасывает переднюю ногу (рисунки 1а-3а), либо наносит фронтальный удар с небольшим поворотом корпуса (1б-3б). Если в первом случае удар выполняется ближней к противнику ногой, то во втором для этого используется дальняя.

Техника выполнения выбирается в зависимости от дистанции между двумя игроками. Цель удара боковая сторона головы или челюсть (по-португальски «кешо»).

 

Упражнения:

1) Разучив технику удара в соответствии с иллюстрациями, отрабатывайте ее целясь в поднятую на уровень головы руку партнера (по десять раз на каждую ногу).

2) То-же, но перед ударом делайте шаг вперед (по пять раз на каждую сторону).

3) Повторить по пять раз для каждой ноги предыдущее упражнение из джинги.

4) Два партнера перемещаются в джинге лицом к лицу. Один делает шаг вперед и выполняет кешада (версию а). Второй, с небольшим подшагом приблизившись к опорной ноге атакующего, опускается в кокоринья, и, пропустив удар над собой снова встает в джингу (пять раз на обе ноги).

5) Снова джинга в паре. Один с шагом вперед делает кешада (а), другой инстинктивно уклоняется. Обращайте внимание на то, чтобы уклоняясь двигаться от удара, а не навстречу ему (по пять раз).

6) Через три месяца. В ходе импровизации в положении стоя внезапно атакуйте с помощью кешада вашего партнера, который должен успеть эффективно уклониться. Выполнив технику на одну и другую ногу, меняетесь с партнером ролями.

 

2. Мартело-до-чао

Данный удар выполняется из позиции негатива. Он часто используется для нападения на стоящего противника и более характерен для стиля Ангола.

 

Упражнения:

1) Из джинги опуститесь в негатива, затем выполните мартело-до-чао и возвратитеся в джинга (по десять раз на каждую сторону).

2) Выполняйте джингу в отдалении от цели (например, руки партнера). С переходом в негатива приблизьтеся к мишени и нанесите удар (десять раз для каждой ноги).

3) Примерно через три месяца. Подключите неожиданный мартело-до-чао к комплексу своих упражнений на импровизацию, выполняемых в партере. Партнер должен стараться успеть уйти с траектории удара.

Шапа-де-костас

Еще один типичный удар капоэйры Ангола. Обычно начинается из положения негатива: с помощью ролей сокращается расстояние до противника, затем выполняется удар шапа, нацеленный в лицо или основание живота не защищенное брюшным прессом. Данная техника также называется «копыто мула» и иногла выполняется синхронно двумя ногами «двойной удар копытом».

 

Упражнения:

Импровизация на нижнем уровне с попеременными атаками мартело-до-чао и шапа-де-костас (два удара вы, два удара – партнер).

 

Примечание: На шапа-де-костас мы завершаем девятое занятие. Вы уже ознакомились с отдельными элементами защиты и атаки. Некоторые из последних, в частности, меа луа де френч, армада и хешада, выполняются стоя, некоторые – из партера (мартело-до-чао, шапа-де-костас).

Десятой занятие посвятите шлифовке техник, которые у вас получаются хуже остальных.

Бенсон

(шапа-де-френте)

Подробности выполнения удара бенсон можно видеть на рисунках 1-5.

Обычно его предваряет шаг вперед из джинги (см. связки 1 и 2). Бенсон особенно эффективен когда удается попасть в центр корпуса противника.

Часто бенсон выполняется очень жестко с вложением в удар всей массы тела, а шаг вперед превращается в прыжок (бенсон пулада). В этом случае не остается возможности быстро вернуться в исходное положение после удара и, в случае если противник достаточно подвижен и успел уклониться, зачастую, такая атака заканчивается падением. Отсюда урок: в капоэйре сильные «сносящие» удары это обоюдоострое оружие, нанося их вы особенно уязвимы для контратаки.

 

Упражнения:

Отработка бенсон по десять раз на каждую ногу из неподвижного положения (рис. 2-5). Обратите внимание, что нога выполняет не пинок, а толкающее поршнеобразное движение.

Из джинги – шаг вперед и бенсон (рис. 1-5) десять раз на каждую ногу.

 

 

Мартело-эм-пе

Быстрый, взрывной удар. Традиционно ударной поверхностью при исполнении мартело был подъем стопы, но многие молодые капоэйристы в последнее время переняли и другие варианты, характерные для азиатских школ. На иллюстрации (рис. 2) видно, как движение левой руки помогает игроку одновременно сохранить равновесие и сделать удар еще более резким. После удара ногу необходимо быстро отдернуть, приняв устойчивое положение. Как показано на рисунке многие броски начинаются с подхода под вытянутую ногу атакующего противника.

 

Упражнения:

 

1. Делайте мартело по десять раз на каждую ногу. Основное внимание следует обращать не на скорость и силу (они придут позднее), а на максимальную точность его выполнения в соответствии с рисунками.

2. Из джинги шаг вперед с мартело, наносимым в ладонь вытянутой руки партнера (по десять раз). Старайтесь точно выбрать ударную дистанцию – так, чтобы руки касалась только полностью выпрямленная нога. Постепенно, не слишком форсируя события, увеличивайте высоту удара с уровня пояса до уровня головы.

6. Meia lua de compasso (ðàáî-äå-àððàéÿ)

Наряду с растейра (с которой мы познакомимся в разделе, посвященном броскам и подсечкам) эта техника является как-бы визитной карточкой капоэйры. Это также один из самых эффективных и опасных ударов в ее репертуаре. Он наносится пяткой (см. рис. 3).

Не нужно расстраиваться если в начале изучения техника исполнения меа луа де компассо покажется вам неудобной, а ее действенность сомнительной. Практика показывает, что совсем скоро удары новичка приобретают быстроту и силу. Обычно стартовой позицией для меа луа служит джинга (Рис. 1а), однако не менее распростанено и эффективно использование этого удара из негатива в партере (см. серию б). Важным моментом является опора на ладони рук непосредственно перед проведением атаки, как проиллюстрировано на рисунке 3 серии б. Правильная ориентация тела по отношению к противнику станет ясна немного позже, при изучении связки номер шесть из Секвенции мастера Бимбы.

 

Упражнения:

1. По десять раз на каждую ногу выполните меа луа де компассо в соответствии и рисунками серии а.

2. Из джинги приблизьтесь к цели (вытянутой руке партнера) и нанесите удар (десять раз на каждую ногу) не упуская объекта атаки из виду ни на мгновение. Обычная ошибка начинающих – смотреть в пол.

3. Через месяц. Из парной джинги один партнер, предварительно предупредив другого, наносит меа луа де компассо, от которого тот выполняет интуитивный уклон (десять раз на каждую ногу).

4. Через три месяца. Выполняя упражнения на импровизацию стоя, без предупреждения нанесите удар, продолжайте импровизировать и, спустя какое-то время ударьте снова. Партнер уклоняется произвольным образом и, в свою очередь, дважды атакует вас.

 

Описанием техники меа луа де компассо мы завершаем обзор базовых ударов ногами капоэйры. На последних четырех занятиях в ходе тренировок уже начали появляться элементы игры джого. На этом этапе, если вы занимались самостоятельно или с приятелем, наступает время, когда вам рекомендуется перестать вариться в собственном соку и познакомиться с другими, более опытными капоэйристами, если вы не сделали этого до сих пор. Также полезно подумать о приобретении собственного беримбау. Сначала следует научиться правильно без усилий его держать и извлекать основные звуки, а затем можно приступить к освоению базовых ритмов капоэйры.

Неплохо начать посещать местную капоэйристскую школу-академию. Стоит однако помнить бразильскую поговорку «На чужой стороне следи куда ставишь ноги.» Сначала ограничтесь пассивной ролью зрителя – это наиболее безопасный способ узнать много полезного о капоэйре.

Еще долго для вас хорошим советом будет не играть с незнакомыми людьми, и даже с друзьями, более искусными, чем вы – не зная броду не суйся в воду, или, не задирайся с колдуном-мандингейро не запасшись охранным амулетом-патуа.

Только вам решать, продолжать заниматься самостоятельно или присоединиться к группе под руководством инструктора. Опирайтесь на собственную интуицию. Как было показано раньше, конечной целью, альфа и омега подлинного капоэйриста, является игра в кругу других капоэристов под звуки беримбау. Твердо помните это и раньше, чем можно было бы предположить вы окажетесь в центре рода, легко и раскрепощенно играя капоэйру.

 

 

Связки мастера Бимбы

 

Как отмечалось ранее, каждый учитель имеет собственный метод обучения. Тем не менее, с тех пор как обучение капоэйре приобрело узаконенный характер (30-е годы) инструкторами в академиях повсеместно стало практиковаться использование нескольких предопределенных последовательностей движений. К сожалению сегодня уже невозможно постигать капоэйру как часть культурного целого как вы могли бы это делать в Сальвадоре еще тридцать-сорок лет назад. Времена изменились и теперь с бразильским обществом происходят драматические перемены по мере того как оно пытается модернизировать экономику к стандартам двадцать первого века.

Капоэйру эти перемены не обошли, иначе не могло и быть. Фактически, капоэйра является школой жизни. Она отражает окружающую среду как зеркало, как микрокосм, в котором капоэйрист специальным образом обучается как вести себя в реальной жизни.

Но несмотря на все перемены капоэйра все-же выжила и процветает оставаясь искусством «цель которого непостижима даже для мудрейших из капоэйристов» говоря словами мастера Пастиньи.

Распространение капоэйры в Бразилии и в мире сопровождалось неизбежной структуризацией методики ее преподавания. Количество занимающихся увеличивалось и учителя больше не могли уделять должное и внимание каждому из них. Сегодня также и большинство учеников не имеет возможности целиком посвящать себя капоэйре, время для занятий зачастую выкраивается в заполненном неотложными делами дневном расписании, и долно быть использовано с максимальной эффективностью.

Польза кодифицированных упражнений в том, что учитель должен объяснить их только один раз, и затем студент может отрабатывать их вместе со всеми. Нельзя также отрицать, что постоянное повторение способствует росту мастерства позволяя оттачивать исполнение техник до совершенства.

Но подобная методика таит и серьезную опасность. Многие мастера сегодня включая и меня озабочены увеличивающейся механичностью игры, предсказуемостью ее движений. Это полностью противоречит духу капоэйры, которая основывается на импровизации и непредсказуемости.

На учителей и студентов таким образом ложится основная тяжесть задачи противостояния силам, пытающимся стандартизовать капоэйру. Фиксированные связки сами по себе не проблема – проблема в слепом и некритичном следовании этим эффективным средствам обучения. Поэтому, параллельно с освоением связок особенное внимание нужно отводить упражнениям для развития творческого мышления и импровизационных качеств учеников.

Среди всех структурированных методов обучения связки мастера Бимбы (полностью приводимые в данной главе), по моему мнению, остаются одним из лучших методов изучения капоэйры Регионал.

Связки выполняются из базовой позиции джинга в быстром темпе (например, под ритм Сао Бенто Гранде Регионал). Разумеется сначала их следует отрабатывать медленно, пока начинающие не освоят движения настолько, чтобы исполнять их без колебаний.

Вы должны переходить к новой связке как только вы запомните предыдущую, даже если не все удары еще поставлены достаточно хорошо. В среднем на удовлетворительное освоение всех восьми связок уходит от десяти до пятнадцати занятий.

Отныне структура тренировок должна быть следующей:

1) Разминка;

2) Упражнения на импровизацию движений стоя и на земле;

3) Упражнения, включающие в себя удары: синхронная джинга с партнером; сигналом предупреждаете его об атаке, от которой он уходит произвольной техникой. Отработка производится десять раз для каждой ноги, затем вы меняетесь ролями с партнером. На каждом занятии в этом упражнении используется только один из ударов (например, меа луа де френт, меа луа де компассо, армада или кишада).

 

Первая связка

 

(На рисунках мы видим двух игроков, которых для краткости в дальнейшем будем называть А – темнокожий и Б – белый.)

А: Меа луа де френте, меа луа де френте, армада и ау.

Б: Кокоринья, кокоринья и негатива.

 

1) Двое игроков начинают с выполнения базовой джинга подстраиваясь друг к другу.

 

2) А делает шаг левой ногой в направлении Б готовясь к атаке.

Замечание: Первое время А должен предупреждать Б о начале нападения.

 

3) А атакует Б ударом меа луа ди френте правой ногой, а Б защищается уходом в кокоринья (небольшой подскок вперед и положение на корточках возле опорной ноги А).

 

4) Б поднимается сразу после того как правая нога А прошла над его головой.

 

5) Немедленно А наносит удар меа луа де френте, на этот раз левой ногой. Б снова уходит в кокоринья вблизи опорной ноги А.

 

6) А завершает меа луа де френте, однако не убирает левую ногу в исходную позицию, как можно было ожидать, а опускает ее впереди. Это позволит ему встретить Б, поднимающегося из кокоринья, ударом армада.

 

7), 8), 9) А быстро разворачивает корпус и начинает армада, но Б не встает. Вместо этого он смещается в позицию негатива. Его левая нога выпрямлена и готова подсечь опорную левую ногу А. А бьет армада правой ногой. Б готовится выйти из негатива и поймать противника, когда он начнет выполнять ау.

 

10) А уходит от подсечки левым ау. Б изменяет левостороннюю негатива на правосторонюю и приближается к А пытаясь нанести удар головой ему в грудь.

Замечание: Подойдите к противнику как можно ближе, но не опрокидывайте его.

 

Вторая связка

А: Два мартело, кокоринья, бенсао и ау.

Б: Две банда, армада, негатива и кабесада.

 

1) А и Б начинают в синхронной джинга. Б замечает, что А собирается атаковать его с мартело.

 

2) А делает шаг вперед-наружу готовясь ударить мартело. Б предугадывает его движение и пытается опрокинуть его при помощи банда (подсечка из положения стоя, описываемая в главе, посвященной броскам). А выполняет мартело, но не попадает в цель. Нога Б находится за опорной ногой А готовая провести подсечку, однако Б воздерживается от завершения банда.

 

3) После мартело А ставит правую ногу на землю, а затем быстро переключается на мартело левой ногой. Б снова разгадывает его намерения и встречает удар с банда, готовый бросить А на землю.

 

4) Б подтягивает правую ногу и быстро разворачивает корпус для армада. А уже завершил левый мартело и готовится к защите.

 

5) Б бьет армада с левой ноги, но А уклоняется при помощи кокоринья.

 

6) Пропустив левую ногу Б над головой А сразу же встает и наносит удар бенсао.

 

7) Б уклоняется от бенсао уходя в негатива и пытается зацепить выпрямленной правой ногой опорную ногу А.

 

8) А возвращает правую ногу и готовится уйти в ау. Б собирается сделать роле, чтобы выйти в позицию для тычка головой.

 

9) А выполняет ау, а Б атакует его с кабесада.

 

Третья связка

А: Кишада, кишада, кокоринья, бенсао и ау.

Б: Кокоринья, кокоринья, армада, негатива, роле и кабесада.

 

1) Синхронная джинга. А находится в положении из которого правая нога должна делать шаг назад.

 

2) Но, вместо этого он делает шаг вперед-вовнутрь.

 

3) А атакует с кишада правой ногой. Б уклоняется падая в кокоринья.

 

4) Пропустив ногу противника над головой Б встает уже внутри защиты А. В реальной игре он в этот момент обладал бы значительным преимуществом.

 

5) А повторно наносит удар кишада на этот раз левой ногой. Б опять с небольшим прыжком вперед принимает положение кокоринья возле опорной ноги А.

 

6) А заканчивает второй кишада в позиции, показанной на рисунке. Б поднимается из кокоринья готовый контратаковать с армада.

 

7) Быстро развернувшися Б наносит удар армада, который А встречает в кокоринья.

 

8) Поднявшись А готовится выполнить бенсао. Б уже закончил армада и быстро уходит в негатива.

 

9) А грозит неприятное падение в момент, когда он бьет бенсао.

 

10) С помощью левого ау А выходит из создавшегося положения. Б пытается ответить атакой кабесада.

 

Четвертая связка

А: Галопанте, негатива, роле.

Б: Аррастао, ау.

 

1) Джинга. В этой последовательности мы встретим несколько новых техник: галопанте (удар открытой ладонью в область уха противника) и аррастао (которая будет рассмотрена далее в разделе бросков).

 

2) А с шагом вперед наносит удар галопанте правой рукой. Б, пододвинув правую ногу, опрокидывает А, толкая того плечом в поясницу и подхватив под колени.

 

3) А падает на землю, и Б возвращает правую ногу назад.

 

4) А принимает позицию негатива, но Б уже готовится избежать нападения с помощью ау.

 

5) А использует роле пытаясь последовать за Б и ударить его головой.

 

Пятая связка

А: Джиро, джоельяда, ау.

Б: Арпао-де-кабеса, негатива и кабесада.

 

1) Оба игрока в джинга.

 

2) А разворачивается на пятках (джиро) угрожая нанести удар. Б уходя от предполагаемого армада начинает принимать положение кокоринья, но на полпути изменяет намерения переходя в атаку техникой арпао-де-кабеса (удар головой в живот используя инерцию движения всего корпуса). Обе руки Б защищают лицо на случай контратаки.

 

3) А наносит удар коленом (джоельяда) целясь Б в лицо. Не завершив кабесада Б уходит в негатива.

 

4) А готовится уйти в ау.

 

5). Б сопровождает его собираясь нанести удар головой.

 

Шестая связка

А: Меа луа де компассо и кокоринья.

Б: Кокоринья и меа луа де компассо.

 

1) Игроки перемещаются в джинга. А готовится выполнить меа луа де компассо.

 

2) А делает шаг левой ногой вовнутрь, чтобы ударить меа луа де компассо правой.

 

3) А бьет меа луа де компассо, Б защищается уходя в кокоринья.

 

4) А заканчивает удар. Б из кокоринья уже сделал шаг вперед правой, приготовившись контратаковать левым меа луа де компассо.

 

5) Б проводит контратаку, и А встречает ее в кокоринья.

 

Седьмая связка

А: Армада, кокоринья, бенсао и ау.

Б: Кокоринья, армада и негатива.

 

1) На рисунке мы видим без вступления сра

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.