Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие закономерности речи в условиях массовой коммуникации



Обращение к большой аудитории, публичное выступление – еще один уровень социально ориентированного общения. В последующих главах будут специально рассмотрены особенности ораторской речи, использование речи в средствах массовой информации. Здесь отметим наиболее общие закономерности речевой коммуникации данного уровня.

Выступление перед публикой обязывает адресанта учитывать особенности языкового сознания как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Найти общий язык с массовым адресатом – значит проявить готовность к использованию стандарта, выработанного в конкретной речевой сфере (скажем, научной или официально-деловой).

Но чем неукоснительнее используется стандарт, тем больше нивелируется «единичный» и «уникальный» облик адресанта, тем в большей степени он должен соответствовать коллективным или коллективно-групповым обязательствам языкового употребления. Можно утверждать, что чем выше вероятность несовпадения социально-культурного опыта участников общения в больших и сложных по составу коллективах, тем сильнее необходимость типизировать варианты речевого поведения. Замечено, что для публицистической речи характерно чередование экспрессии (эмоционально окрашенной лексики) и стандарта, постоянное превращение экспрессии в стандарт. Например, такие выражения, как холодная война, гонка вооружений, новое мышление, застой,, перестройка, будучи метафорами, почти сразу же превратились в общественно-политические стандартно употребляемые термины.

* * *

Таким образом, для речевого поведения в социальном взаимодействии основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых речевых сообщений, снижение личностного начала в речевом поведении. В социально ориентированном общении в силу тех или иных условий дистанция между партнерами увеличивается. Является ли это следствием пространственной или временной разобщенности, играет роль различие социального положения или неравноправие собеседников обусловлено ситуационно – так или иначе, но взаимодействие, контакт между участниками коммуникации осложняется. Это отражается в речи, которая демонстрирует несравненно большую отстраненность от субъекта речи и ее адресата, чем речь в межличностном взаимодействии.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К

§ 1 «Язык и речь»

1 Что такое язык?

2 Назовите основные функции языка.

3 Какова структура языка и его уровни?

4.Чем отличаются парадигматические, синтагматические и иерархические отношения между языковыми единицами?

5 Почему язык называют знаковой системой? Какие единицы языка являются основными знаками?

6 Что такое речь? Как соотносятся язык и речь?

7 Что такое метафоризация речи?

8 Можно ли говорить о речи как о форме поведения? В чем проявляется коммуникативный аспект речи?

9 Перечислите основные структурные компоненты речевой коммуникации

10 Какие ближайшие и отдаленные цели могут ставить перед собой участники речевого общения?

11 Назовите известные вам речевые роли говорящих. Дайте общую характеристику стилей говорящих и слушающих.

12 Укажите особенности языка, способные вызвать трудности в восприятии речи.

 

К § 2-3 «Речь в межличностном общении»,

«Речь в социальном взаимодействии»

1Чем отличается фатическое речевое поведение от информативного речевого поведения в межличностном взаимодействии?

2. Что такое «эгоречь»? Как она проявляется?

3. Что можно увидеть в «Окне Джохари» ?

4 Опишите поддерживающий и неподдерживающий стили поведения.

5 Охарактеризуйте нерефлексивный, рефлексивный, эмпатический виды слушания.

б. Каковы отличительные особенности речевой деятельности в социальном взаимодействии?

7 Почему в начале любого коммуникативного акта от его участников требуется понимание собственной социальной роли и роли партнера?

8. Приведите основные правила речевой коммуникации, обеспечивающие возможность совместной деятельности.

9 Что такое речевые стратегии и тактики?

10 Чем отличается эгоцентрическая речь детей от социализированной речи взрослых?

11. Как с помощью речевых средств можно демонстрировать социальный статус и регулировать социальные отношения между общающимися?

12. Какие речевые приемы усиливают или ослабляют влиятельность сообщения?

 

ЛИТЕРАТУРА

1 Атватер Я. Я вас слушаю... М, 1988,

2. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993.

3. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: Учеб пособие. М., 1998.

4 Леонтьев А. А Психология общения. М., 1997

5. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н Ярцева. М „ 1990.

6. Максимов В. И., Одеков Р. В Словарь-справочник по грамматике русского языка. М, 1999.

7 Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации М., 1990.

8 Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред Ф. П. Филин М., 1979.

9 Тарасова И.П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез М, 1992.

10 Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении М., 1989

11 Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы. М, 1987.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.