Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура и стратегии конфликтного поведения



В разных культурах люди отдают предпочтение разным стратегиям разрешения конфликтов. Основной моделью конфликтного поведения является двумерная .модель, в рамках которой возможны пять основных стратегий разрешения конф­ликта (Pruitt & Carnevale, 1993). Эти пять подходов представляют собой различ­ные сочетания высокой/низкой озабоченности собственными интересами и инте­ресами другой стороны. Сотрудничество — подход, предполагающий как высокий уровень озабоченности собственными интересами, так и интересами противной стороны; состязание — высокий уровень озабоченности собственными интереса­ми и невнимание к интересам другой стороны; компромисс — сдержанное отноше­ние как к собственным интересам, так и к интересам другой стороны; примире­ние — первоочередное внимание уделяется интересам противной стороны, уровень озабоченности собственными интересами низкий; избегание — низкая озабочен­ность как своими интересами, так и интересами другой стороны.

Культурные различия в подходах к разрешению конфликта могут повлиять на понимание несправедливости. Так, представители тех культур, в которых перво­очередное внимание уделяется последствиям для другой стороны, при ведении переговоров с представителями культур, в которых первоочередное внимание уде­ляется собственным интересам, часто считают, что с ними обходятся несправедли­во. В частности, если представители культуры, в которой при разрешении конф­ликта предпочтение отдается примирению, вступают в конфликт с другой культур­ной группой, предпочитающей разрешение конфликта в процессе состязания, скорее всего, первые воспримут поведение вторых как проявление враждебности и несправедливое обращение. Ощущение несправедливости может возникнуть также, когда представители культуры, в которой подход к разрешению конфликтов предполагает сотрудничество, имеют дело с теми, кто склонен избегать конфликтов. Те, чья ментальность предполагает сотрудничество, скорее всего воспримут уход от

конфликта как неприятие их стремления к открытому обсуждению проблем и будут чувствовать разочарование из-за того, что конфликт не разрешился.

Проблема несочетаемости подходов к разрешению конфликтов может быть проиллюстрирована переговорами между израильтянами (индивидуалистическая группа) и арабами (коллективистская группа), в ходе которых обе стороны обви­няют друг друга в недобросовестности. Согласно Грифату и Катриэлю (Griefat & Katriel, 1989), подход арабов к межличностным отношениям определяется поня­тием тшауага, то есть предполагает взаимозависимость, сотрудничество, уваже­ние, участие, использование обходных путей, хитрость, экспансивность, намеки и метафоры. Израильтяне же, в отличие от них, часто используют подход к межлич­ностным отношениям, который базируется на dugri, предполагающий прямые, без обиняков, убедительные, настойчивые, неприукрашенные заявления. Столь раз­ные подходы, возможно, являются помехой для переговоров и ведут к неудовле­творенности как процедурой, так и результатами ведения переговоров (подробнее см. в работе Leung & Stephan, 2000).

Имеющиеся эмпирические данные говорят о том, что на подход к разрешению конфликтов оказывает влияние уровень индивидуализма—коллективизма. Пред­ставители индивидуалистических культур обычно предпочитают такие подходы к разрешению конфликтов, которые характеризуются первоочередным вниманием к собственным интересам, тогда как коллективисты чаще предпочитают подходы, предполагающие учет интересов членов мы-группы. Однако когда противная сто­рона в конфликте представляет они-группу, представители коллективистской культуры могут выразить не меньшую озабоченность личными интересами, чем «индивидуалисты». В ряде исследований говорится о том, что выходцы из латино­американских коллективистских культур (Бразилия, Мексика) отдают более вы­раженное предпочтение подходам к разрешению конфликтов, которые позволяют учитывать интересы противной стороны (сотрудничество и примирение), чем представители индивидуалистической культуры (жители США; Gabrielidis, Stephan, Ybarra, Pearson & Villareal, 1997; Pearson & Stephan, 1998).

Исследования, которые не используют двумерную модель, также подтверждают основное предположение о том, что представители коллективистских культур преимущественно избирают такой подход к разрешению конфликта, который пред­полагает учет интересов противной стороны. Эльсейд-Экоули и Буда (Elsayed-Ekhouly & Buda, 1996) говорят о том, арабские исполнительные власти чаше стре­мятся уклониться от конфликта и держатся менее властно, чем американцы. Обучи и Такахаши (Ohbuchi & Takahashi, 1994) обнаружили, что в конфликтной ситуа­ции японцы чаще стремятся избежать конфликта или использовать обходные пути (попытки внушить определенные мысли, снискать расположение, произвести впе­чатление, умиротворить противную сторону), тогда как американцы чаще прибе­гают к непосредственному воздействию (убеждение, заключение сделки или при­мирение). По сравнению с американцами, японцы реже открываются тем, чье пове­дение в повседневной жизни производит на них негативное впечатление. Чунг и Ли (Chung & Lee, 1989) говорят о том, что японцы и корейцы при разрешении кон­фликтов реже прибегают к конфронтации, чем американцы. Тинг-Туми и соавторы (Ting-Toomey et al., 1991) считают, что американцы чаще используют состязатель-

ный подход и реже избегают конфликтов, чем японцы, корейцы, жители матери­кового Китая и Тайваня. Моррис, Уильяме и соавторы (Morris, Williams et al., 1999) обнаружили, что китайские менеджеры чаще предпочитают избегать конфликтов по сравнению с менеджерами из США, Индии и Филиппин, в то время как менед­жеры из США чаще применяют состязательный подход, чем менеджеры из Китая, Индии и Филиппин. Грэхэм, Минту и Роджерс (J. L. Graham, Mintu & Rodgers, 1994) обнаружили, что в восьми странах коллективизм связан с таким подходом к ведению переговоров, который характеризуется стремлением к сотрудничеству и готовностью учесть потребности другой стороны. Козан (Kozan, 1997) определяет поведение коллективистов при разрешении конфликтов как модель сохранения гармонии, а состязательный подход, который предпочитают индивидуалисты, как конфронтационную модель.

В работе Лейнга (Leung, 1988) проводится разграничение подходов к предста­вителям «своей» и «чужой» группы. Лейнг обнаружил, что, по сравнению с амери­канцами, китайцы меньше вступают в споры с членами мы-группы и чаще поле­мизируют с представителями они-группы. Пробст, Карневале и Триандис (Probst, Carnevale & Triandis, 1999) выявляют подобную модель при исследовании соци­альной дилеммы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.