Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Направления будущих исследований



В этой главе мы остановились на нескольких основных проблемах кросс-культур­ной клинической психологии. Клиническая психология распространена сейчас во все мире, но ее родиной были США. Поэтому она отражала именно американские потребности и представления в сфере клинической оценки, концептуализации психических расстройств и лечения. Позднее, по мере того как получал все более широкое признание фактор культуры, появлялось все больше проблем. Как мож­но добиться валидности инструментов клинической оценки при их кросс-культур­ном применении? Представляют ли собой психические расстройства в разных культурах единые в основе феномены, различие между которыми состоит лишь в разных симптоматических проявлениях, или в разных культурах имеют место раз­ные психические расстройства? Как разработать эффективные методики лечения, которые можно применять в разных культурных группах? Несмотря на то что все эти проблемы еще не решены, давайте подумаем о будущих исследованиях и их проблематике.

Во-первых, культура и этническая принадлежность ставят перед нами вопро-cbj, касающиеся понимания людей. Если задача психологической науки состоит в выявлении общих принципов поведения людей, она должна изучать разные куль­турные группы. Господство американской психологии привело к тому, что в боль­шинстве исследований в качестве испытуемых использовались именно американ­цы. При этом они представляют менее 5 % всего мирового населения. В будущем исследователи, скорее всего, будут все чаще заниматься изучением населения за пределами США. Кросс-культурные исследования развиваются, и их значение получает все более широкое признание (Segall et al., 1998). За пределами США уро­вень проведения таких исследований будет все более высоким, и все чаще будут проводиться кросс-культурные сравнения для проверки универсальности и при­менимости полученных данных. Этнокультурные теории, берущие начало в разных культурах, видимо, продолжат свое развитие, а незападные культуры начнут ре­шать свои проблемы, обращаясь к американской психологии. В США продолжит­ся изучение различных культурных групп.

Во-вторых, важным результатом проведения психологических исследований с учетом фактора культуры станет возможность подготовки психологов к решению таких проблем, как культурные отклонения и предубеждения, выбор методики кросс-культурных исследований и выявление черт культурного сходства и разли­чия. Все более важным аспектом научно-исследовательской работы будет осозна­ние культурной ограниченности инструментов оценки, etic- и етшс-подходов, под­ходов к разработке методик кросс-культурных исследований. То есть компетент­ность исследователей в сфере культуры будет расти.

В-третьих, исследователи должны более четко определять универсальность или культурную специфику данных и теорий в связи с конкретными культурными группами. Сегодня отчеты об исследованиях часто содержат оговорки, предупреж­дающие, что полученные данные нуждаются в проверке в различных группах на­селения. В связи с развитием кросс-культурных исследований такие формальные заявления должны будут наполниться реальным значением и превратиться в прин­цип. Теории, которые получат подтверждение при исследовании разных культур

и групп населения, будут гораздо более ценны и важны, чем те, в основе которых лежит работа только с одной культурной группой.

В-четвертых, при разработке методов лечения и предупреждения заболеваний будет уделяться большее внимание данным научных исследований. В США суще­ствует «эмпирически-ориентированный» подход, требующий, чтобы оценка мето­дик и программ лечения делалась на основе эмпирических данных. Например, ис­следователи признают эффективными только те методики лечения, которые про­шли эмпирическую проверку. Такой подход, видящий в исследовательской работе ориентир для клинической практики, будет все шире распространяться во всем мире. Безусловно, при этом неизбежны разногласия между взглядами ученых и народных целителей, практика которых осуществляется на основе интуиции, ду­ховного начала и веры, а не опирается на данные научных исследований.

В-пятых, кросс-культурные сравнения и определение роли культурных факто­ров повлекут разработку новых подходов и методик, позволяющих глубже понять характер культурных феноменов. Так, Мацумото (Matsumoto, 1999) подвергает сомнению идеи Маркуса и Китаямы (Markus & Kitayama, 1991), касающиеся куль­туры и личности. Он говорит о том, что необходима проверка интерпретации с точки зрения культуры, при этом необходимо использование новых, передовых методо­логий. Такие методологии предполагают: более широкое обращение к качествен­ным методам и большую гибкость в подходе к изучению различных культур; раз­работку стратегий, включающих разнообразные методы, в том числе самоотчеты, анализ поведения и наблюдения на личностном уровне, одновременно обеспечи­вая учет надличностных факторов, в частности экономических, религиозных, демографических и социальных переменных. Кроме того, соприкосновение с иной культурой расширяет возможности сотрудничества и взаимообогащения ученых, представляющих разные культуры.

В-шестых, менее острой станет оппозиция молярного (культурного) и молеку­лярного (личностного или биологического) уровней в исследовании поведения человека. Данные, свидетельствующие о значимости обоих уровней, будут способ­ствовать формированию более многоаспектных и творческих теорий поведения и психического здоровья.

В-седьмых, исследования различных культур и обществ, по-видимому, и далее будут вызывать полемику и разногласия в оценках. Мы видели, какие горячие спо­ры шли по проблемам предубеждений в ходе клинической оценки, универсально­сти психических расстройств, эффективности методов лечения и др. Если добавить к перечисленным такие острые проблемы, как этноцентризм и imposed emic, нерав­ноправие при оказании услуг в сфере психического здоровья, расовые и этниче­ские стереотипы тех, кто оказывает такие услуги, и прочие проблемы, то теории, политика и практика кросс-культурной психологии покажутся весьма сомнитель­ными.

И наконец, если уж речь зашла о сомнениях, существуют возможности снизить уровень этноцентризма и ошибок вследствие предубеждений, связанных с культу­рой. Погружение в мир культуры способствует более взвешенному подходу к эт­ноцентризму и к ошибкам, вызванным культурными предубеждениями. На самом деле необходимым (хотя и недостаточным) условием понимания собственных пре­дубеждений и своей культуры является попытка осмысления иной культуры.

 

ГЛАВА 16

Полируя нефрит:

Некоторые предложения

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.