Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психотерапевтическое лечение



Так же как в разных культурах невозможен единый подход к медикаментозному лечению, невозможно унифицировать и применение психотерапии. Бойтлер и Краго (Beutler & Crago, 1991) исследовали 40 разных программ психотерапии в Север­ной Америке и Европе. Они обнаружили четыре параметра, по которым различа­лись регионы и программы: а) сосредоточение на процессе/результате, б) теорети­ческие модели психотерапевтических подходов, в) методы предоставления услуг и г) методики, которым отдавалось предпочтение. Например, исследование геогра-

фического распространения психодинамических методой показало, что они явля­ются основными в Германии и в прибрежных регионах Северной Америки. При­менение клиент-центрированной психотерапии осуществляется прежде всего в Европе, тогда как в Северной Америке пользуются методами когнитивной психо­терапии. Таким образом, характер отношений между пациентом и психотерапев­том в совокупности с ролевыми установками и ожиданиями весьма важен для вы­явления различий в подходах к психотерапевтическому лечению. Большинство психотерапевтов ценят тех пациентов, которые откровенно рассказывают о своих переживаниях и проблемах. Однако разные культуры по-разному подходят к такому самораскрытию (Toukmanian & Brbuwers, 1998). Эти культурные различия в под­ходе к откровенности весьма существенны при исследовании психотерапии.

Самораскрытие — это важный аспект традиционной психотерапии в Северной Америке. Наибольшее распространение получили методики инсайт-орнентиро-ванной психотерапии. Такая ориентация может быть неуместной при работе с па­циентами незападного происхождения. Так, Тинг-Туми (Ting-Toomey, 1991) обна­ружил, что представители западных культур в большей степени склонны к само­раскрытию по сравнению с теми, кто не принадлежит к западной культуре. Рассказ о психологических проблемах предполагает центрирование' на отрицательных эмо­циях и мыслях негативного характера, что не поощряется в культурах Востока. Западная же культура, будучи сориентированной на инсайт, естественным обра­зом предполагает такое самораскрытие.

Индивидуализм и коллективизм являются важными факторами при оценке готовности индивида к самораскрытию. Откровенный рассказ о психологическом дискомфорте может привести к представлению самого себя или своих близких в нежелательном свете (Toukmanian & Brouwers, 1998).

Психодинамическая, когнитивно-поведенческая и гуманистически-экзистен­циальная ориентации представляют собой три наиболее широко применяемых в психотерапевтической практике подхода. Каждый из этих подходов имеет свои особенности, однако их идеологическая основа едина. Инструментарием для трех названных теоретических схем служат индивидуализм, уверенность в своих силах и самосознание. Предполагается, что субъект является инициатором действий, которые способствуют решению внутренних и межличностных конфликтов. Это обеспечивает эффективность его функционирования. Несмотря на акцент, кото­рый данные подходы делают на личности, было бы опрометчивым полагать, что психотерапия не может быть эффективной в незападной культуре (Toukmanian & Brouwers, 1998). Например, гуманистически-экзистенциальный подход обладает достаточной гибкостью, что открывает более широкие возможности его адаптации к нуждам пациентов, представляющих разные культуры.

Задача идентификации тех составляющих психотерапии, которые являются действенными или неэффективными применительно к определенной группе насе­ления, достаточно сложна. Д. В. Сью и Д. Сью (D. W. Sue & D. Sue, 1999) обнару­жили, что некоторые составляющие структуры традиционной психотерапии ока­зываются неэффективными. Например, предполагалось, что пациенты будут активно и откровенно рассказывать о себе, подходя к проблемам эмоционально,

однако по возможности объективно. Эти ожидания, однако, не соответствуют нор­мам и моделям социального поведения, принятым во многих незападных культу­рах. Кроме того, проблемы, связанные с культурным фактором, могут возникать из-за различий в ценностных ориентациях пациента и психотерапевта.

В 1987 году С. Сью и Зейн (S. Sue & Zane, 1987) обнаружили, что недостаточ­ные знания психотерапевтов о культуре пациентов могут объяснить многие про­блемы, касающиеся предоставления психотерапевтических услуг. Так, С. Сью (S. Sue, 1977) проанализировал документацию по 14 000 пациентов в 17 окружных психиатрических центрах в Сиэтле, штат Вашингтон. Анализ показал, что афроа-мериканцы и североамериканские индейцы представляют непропорционально зна­чительную долю среди пациентов, тогда как количество американцев азиатского и латиноамериканского происхождения, напротив, непропорционально мало. Кро­ме того, среди представителей национальных меньшинств наблюдался более вы­сокий процент отсева, чем среди белых американцев. Отсев пациентов после пер­вой сессии был гораздо выше среди представителей этнических групп и нацио­нальных меньшинств (около половины пациентов), чем среди представителей белого населения (около 30 %). Был сделан поразительный вывод о том, что потреб­ности национальных меньшинств в сфере психического здоровья не удовлетворя­ются. Весьма сложной проблемой, с которой сталкивается в данном случае психо­терапия, является фактор культуры и необходимость учета специфики культуры при выборе метода психотерапии. Представление о культуре и методики, которые определяются этими представлениями, часто не применяются должным образом (S. Sue & Zane, 1987).

Одна опасность состоит в том, что психотерапевт работает, не имея достаточ­ных знаний о культуре, другая опасность связана с тем, что он может преувеличи­вать значение сведений о культурных различиях. Безусловно, формирование сис­темы знаний о других культурах — условие необходимое, но недостаточное для ус­пешной работы с представителями этнических групп и национальных меньшинств. Эти знания не исчерпывают индивидуальных особенностей пациентов, которые принадлежат к конкретной этнической группе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.