Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Клиническая психология с точки зрения культуры



Поскольку клиническая психология брала свое начало в США, культурная ориен­тация этой области прежде всего отражала американское влияние. По сути дела,

США представляют собой конгломерат большого количества различных культур. Тем не менее, в первую очередь это'западная (то есть западноевропейская) культу­ра, значительно отличающаяся по своему подходу от восточной (то есть азиатской). Поэтому неудивительно, что теоретические основы клинической психологин были тесно связаны с такими западными учеными, как Фрейд и Уотсон. В 1900 году было опубликовано «Толкование сновидений» Фрейда (Interpretation of Dreams, Freud, 1900). В основе книги лежала идея физического детерминизма, в соответствии с которой все, что касается мыслей и поведения индивида, представляет собой про-Дукт определенных законов природы, а не свободной воли. По Фрейду, мысли или действия могут носить бессознательный характер и в ходе психоанализа можно выявить их причины или мотивы, которые не осознаются личностью. Эти бессоз­нательные процессы вмешиваются и являются составной частью обычного функ­ционирования «нормального» человека, Таким образом, Фрейд положил начало развитию психоанализа как метода лечения (Reisman, 1991). Отдельные моменты теории Фрейда вызывали полемику. В частности,.те, кто критиковал эту теорию, не могли понять, почему такое значение он придавал сексуальной мотивации. Даже Юнг, протеже Фрейда, рекомендовал ему отводить «сомнительной теме» секса более ограниченную роль. Однако, несмотря на все разногласия, теория психоана­лиза получила высокую оценку, и ее популярность росла с течением времени. Ис­пользование самоанализа также завоевало популярность.

В 1913 году Уотсон опубликовал манифест «Психология с точки зрения бихе­виоризма». В нем он говорил о том, что психологии следует сосредоточиться на прогнозировании и контроле поведения. Он утверждал, что психологии следует за­ниматься исключительно стимулами и реакциями. Исследователи должны выяв­лять реакции, соответствующие определенным стимулам. Метод самоанализа сле­дует свести к минимуму.

С появлением бихевиоризма в психологии произошло смещение акцентов — с изучения сознания на изучение поведения. Бихевиоризм вызывал все больший энтузиазм. Люди не желали рассматривать психологию как совокупность отвле­ченных идей. Их интересовала практическая применимость знания. Откликом на крайние проявления бихевиоризма было стремление выяснить, до какой степени поведение формируется в процессе научения (Reisman, 1991). Концепция куль­туры стала центральной составляющей научения, хотя большинство бихевиори-стов в то время всего лишь изучали то, что непосредственно предшествует или следует за поведением, а не долговременный процесс социализации, связанный с культурой. Вместе с бихевиоризмом пришел растущий интерес к методам на-

учных исследований, основанным на дефинициях, поддающихся рабочей проверке и эмпирической корректировке, проверке гипотез, использовании контрольных групп и т. п.

Психоаналитическая и бихевиористская традиция положили начало ряду важ­ных теоретических подходов, включая неофрейдизм, психотерапию, центрирован­ную на пациенте, гештальт-терапию, экзистенциальный подход, когнитивный и когнитивно-поведенческий подход. Однако большей частью идеологический фун­дамент данных подходов отличали две особенности: они были типично западны­ми и не учитывали влияние культуры.

Специалисты в области культурной антропологии также проявляли интерес к поведению. Многие из них обращались к исследованиям по психологин, пытаясь определить, какие типы поведения универсальные, какие, судя по всему, врожден­ные, а какие — приобретенные. Линтон (Linton, 1938) указывал, что ни один чело­век не может усвоить все нюансы и тончайшие оттенки значений, которые содержат­ся в его культуре. Более того, он утверждал, что понимание культуры индивида — это тот базис, па основании которого возможно прогнозирование его поведения. Антропологи понимали, что личность следует изучать с учетом культурного и эко­логического контекста. США постепенно становились более интегрированной в культурном отношении страной, в особенности» с возрождением иммиграции, которое имело место в результате принятия законов об иммиграции, в частности, поправок 1965 году к Закону Маккарена-Уолтера, допускавших массовую иммигра­цию из стран Азии (U. S. Commission on Civil Rights, 1992).

Культура определялась по-разному. Кребер и Клукхольн (Kroeber & Kluckholn, 1952) полагали, что культура представляет собой модели поведения, которые передаются при помощи символов, обозначающих отдельные достижения групп людей. Культура может рассматриваться также как совокупность правил и норм, которые обеспечивают стабильность и гармонию в обществе. Это определение культуры мы используем в данной главе, рассматривая вопрос о клинической пси­хологии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.