Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нравственность как проявление заботы и участия



Подход к нравственности как к проявлению заботы и участия, который представ­ляют Гиллиган и ее коллеги, является подлинным концептуальным вызовом под­ходу, опирающемуся на схему когнитивного развития, и подходу с точки зрения обособленных доменов, поскольку этот подход совершенно иначе воспринимает содержательную сторону нравственности, процессы, которые лежат в основе ее формирования, и фактор пола при ее формировании (Gilligan, 1977, 1982; Gilligan & Wiggins, 1987): Гиллиган доказывала, что нравственность следует рассматривать в тесной связи с взаимным участием и заботой. Ставя под сомнение предположе­ние о том, что нравственные нормы формируются исключительно на принципах справедливости, Гиллиган считает заботу и участие неотъемлемой частью морали. В противовес акценту на когнитивных аспектах, который делают теория Колберга и подход с точки зрения обособленных доменов, Гиллиган утверждает, что рас­сматривать формирование нравственности следует с точки зрения имеющего эмоциональную основу формирования Я, а на этот процесс оказывает влияние фактор пола.

Привлекая разработки, касающиеся психодинамики и привязанностей (напри­мер, Ainsworth, 1978; Bowlby, 1969-1980; Chodorov, 1978), Гиллиган считает, что истоки нравственности следует искать на ранних этапах формирования личности под влиянием опыта социализации. В процессе естественного отождествления себя с матерью и благодаря впечатлениям от внутрисемейных отношений, которые де­лают акцент на межличностном участии, девочки формируют Я, ориентированное на межличностные связи и связанные с ним нравственные принципы взаимного участия и заботы (Gilligan & Wiggins, 1987). Мальчики же, отождествляя себя с отцом, формируют автономное Я и связанную с ним нравственность, ориентиро­ванную на принципы справедливости.

С методологической точки зрения данный подход обращается к нравственно­му мышлению в том виде, в котором оно отражается в индивидуальных суждени­ях описательного характера, касающихся личных впечатлений и опыта (Brown, Tappan, Gilligan, Miller & Argyris, 1989). Используются качественные методики, предполагающие разного рода интерпретирующее чтение текста, с целью выделе­ния в нерегламентированных личных реакциях мнений, вызванных заботой и уча­стием, или мнений, обоснованных чувством справедливости.

Внимательно относясь к тендерным вариациям нравственных принципов и личностной самооценки, данный подход тем самым придает большее, по сравне­нию с двумя предыдущими подходами, значение собственно культурным момен­там. Однако, как это ни удивительно, идеям, ассоциируемым с культурой, и куль­турным практикам, которые структурируют индивидуальный опыт и взгляды, не придается практически никакого значения. Вместо этого делается заявление о том, что хотя культуры и различаются с точки зрения практики повседневной социа­лизации, все они несут в себе одни и те же модели структурных различий, связан­ных с полом, и, следовательно, равным образом ведут к формированию подобных в своей основе воплощений Я и нравственных принципов. Гиллиган и Виггинс приводят следующий аргумент в пользу универсальности нравственных принци­пов справедливости и участия:

Динамика различий и привязанностей раннего детства закладывает основу двух ти­пов нравственности — как справедливости и как участия и заботы... Хотя характер взаимной привязанности ребенка и родителя может варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей и культурных условий и хотя несходство может быть обостренным или приглушенным, в зависимости от структурных особенностей семьи или общества, все люди рождаются беспомощными, и нет такого ребенка, который мог бы выжить без связи с взрослыми. Поскольку любой человек чувствителен как к чрез­мерному давлению на него, так и к полному отсутствию внимания, человеческий опыт вновь и вновь воспроизводит два сюжета, связанных с нравственностью (р. 281).

Большинство исследований нравственности в рамках данного подхода уделя­ют первоочередное внимание тендерной дифференциации моральных суждений. Хотя изначально были определенные подтверждения того, что мужчины сориен­тированы на справедливость, а женщины — на участие и заботу, последние данные свидетельствуют о том, что нравственное мышление, скорее всего, не связано с полом (Thomas, 1986; Walker, 1984,1991). По-видимому, тендерная дифференциа­ция нравственного мышления связана в первую очередь с различиями в образова­тельном уровне, роде занятий или речевом стиле, или с особенностями обсуждае­мых проблем (например, аборты), а не с собственно половыми различиями нрав­ственных норм.

Отрицая мнение о том, что нравственное мышление связано с половой принад­лежностью, теоретики традиционной психологии тем не менее принимают утвер­ждение Гиллиган о существовании нравственности как участия и заботы. Они счи­тают, что участие и забота представляют важный аспект нравственности как для мужчин, так и для женщин, причем эта сторона нравственности облечена в одну и ту же форму во всех культурных контекстах. Любопытно, что, несмотря на то что подход Гиллиган сумел расширить современные представления о сфере нравствен­ности, он по-прежнему предлагает универсалистскую схему.

Резюме

Работа в рамках традиционных психологических теорий нравственного развития показала, что вопросы, связанные со справедливостью, правами личности и благо­получием, являются центральными вопросами нравственности. Исследования ког­нитивного развития показывают, что осознанное восприятие нравственных прин­ципов справедливости происходит на поздних стадиях развития и связано с усво­ением западных норм и идеалов и социально-экономическим развитием, в то время как исследования в традиции обособленных доменов доказывают, что способность формального разграничения проблем, связанных с нравственностью, вопросов со­циально-конвенционального характера и вопросов, относящихся к домену личного выбора, присутствует уже на ранних стадиях развития. В свою очередь, исследова­ния нравственности как проявления заботы и участия говорят о том, что содержа­ние нравственности распространяется также на межличностные обязательства, не ограничиваясь лишь вопросами справедливости. Однако все три подхода недооце­нивают роль идей, ассоциируемых с культурой, и культурных практик и разделя­ют мнение о том, что нравственность выстраивается личностью в контексте повсе­дневного опыта социализации и принимает принципиально одни и те же формы в условиях любой культуры.

Культуральные подходы к нравственному развитию

Как было показано выше, традиционные психологические теории нравственного развития обладают одним поразительным общим свойством — все они утверждают, что нравственная ориентация принимает универсальные формы, невзирая на дан­ные, свидетельствующие о культурных вариациях в моральных суждениях и в по­вседневной культурной практике. Это говорит о том, что признание значения культу­ры теориями нравственного развития требует не только сбора данных о культурных вариациях моральных суждений и нравственного поведения, но и интерпретации этих данных с учетом культурных факторов. Именно это характеризует современные подходы, учитывающие значение культуры. Представители этих подходов придер­живаются взглядов на определение нравственности, характер культурных систем и влияние культуры на развитие, отличных от традиционных. Ниже дается краткая ха­рактеристика этих взглядов, которая сопровождается рассмотрением эмпирических данных, свидетельствующих о воздействии культуры на нравственное мышление.

Ключевые посылкиКультуральные определения нравственности с учетом фактора культуры

Подходы, принимающие во внимание культурный фактор, делают акцент на важ­ности определения морали с учетом культурных вариаций. Было доказано, что тра­диционные психологические теории, давая рабочие определения нравственно­сти, пользуются критериями, отражающими культуро-специфичные допущения. Этот процесс, например, заметен в отношении традиционных психологических теорий к религии, которую они исключают из домена нравственности, а также в мнении о том, что социально-ролевые ожидания лишены нравственного содержа­ния. Приводились доказательства того, что такая позиция заставляет эти подходы оставлять ряд проблем за пределами сферы нравственности, несмотря на то что представители культур незападного толка часто воспринимают их иначе.

С сомнением относясь к тому, что воспринимается доминирующими психоло­гическими теориями как культурные отклонения от нравственности, определяемой в соответствии с ее конкретным содержанием, современные подходы, учитываю­щие культурный фактор, подчеркивают важность признания явной связи между формальными критериями, определяющими нравственное мировоззрение, и со­держанием систем нравственных принципов. Формальные критерии включают различия общего характера, которые определяют различные сферы мышления (1 uriel, 1983) и абстрактные концепции (нанесения ущерба, индивидуальных осо­бенностей личности и т. п.), связанные с применением нравственных норм (Shweder et al., 1987). Например, с точки зрения подхода, учитывающего культурный фак­тор, не предполагается, что вегетарианство непременно относится к вопросам лич­ных предпочтений. Считает человек вопрос «есть или не есть мясо» проблемой нравственного выбора или нет, зависит отчасти от его определяемых культурой установок, касающихся личности и вопросов нанесения ущерба (например, вклю­чает ли понятие нанесения ущерба животных, и т. д.). В соответствии с таким под­ходом моральные выводы зависят от отношения личности к рассматриваемой про­блеме (оценивается ли она как важная, возникшая случайно, в связи с определен­ными обстоятельствами и т. д.), а не от ее конкретного содержания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.