Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подход с точки зрения когнитивного развития



В одном из первых трудов по проблеме формирования нравственного мышления Пиаже разработал двухступенчатую модель нравственного развития (Piaget, 1932). В соответствии с ней утверждалось, что, становясь старше, дети меняют свои взгляды, переходя от недифференцированного представления о нравственности, основан­ного на объективной ответственности, или гетерономии, — к понятию нравствен­ности, в центре которого находится представление о субъективной ответственно­сти, или автономии. Данное возрастное изменение иллюстрирует реакция детей на широко используемый в исследованиях рассказ Пиаже о человеке, который умыш­ленно причиняет незначительный ущерб (например, разбивает одну тарелку); и о том, кто нечаянно причиняет более серьезный ущерб (например, случайно раз­бивает несколько тарелок). Маленькие дети обращают внимание в первую очередь на масштаб объективных последствий и обычно оценивают второй случай как

более серьезный проступок по сравнению с первым. Дети постарше, как правило, оценивают первый поступок как более серьезное нарушение. Подобные переходы от гетерономной ориентации к автономной были засвидетельствованы Пиаже и в отношении игр, где маленькие дети поначалу воспринимают правила игры как не­изменную данность, а более старшие начинают относиться к ним как к результату коллективного творчества. Эти сдвиги в процессе развития объясняются процес­сами социализации, поскольку предполагается, что маленькие дети выстраивают представление о гетерономной нравственности по опыту иерархически выстроен­ной реальности, приобретенному в процессе социализации с помощью взрослых, а когда они становятся старше и начинают общаться с равными себе, у них форми­руется представление об автономной нравственности.

Несмотря на то что использованию методики Пиаже способствовала универ­сальность возрастных тенденций (Eckensberger & Zimba, 1997), подход Пиаже как таковой подвергался критике как с методологических, так и с концептуальных позиций. Отмечалось, что в рассказах Пиаже смешивались намерения и послед­ствия, злой умысел всегда был связан с серьезными последствиями, а благие наме­рения вели к незначительным последствиям. Ограниченность подхода Пиаже от­мечалась еще и в том, что он не смог четко разграничить договорные и нравствен­ные нормы (например, правила игры и нормы, связанные с нанесением ущерба).

Расширяя и развивая подход Пиаже к изучению нравственности и сохраняя при этом его положения, касающиеся когнитивного развития, Колберг разработал по­лучившую широкое признание и применение модель нравственности, основанной на идее справедливости (Kohlberg, 1969, 1971, 1981, 1984). Теория Колберга пред­ставляет собой резкий разрыв с психодинамическим и бихевиористским подхода­ми, которые до этого доминировали в психологии, нравственности (например, Aronfreed, 1968; Freud, 1930), и проводит резкое разграничение нравственности и общественных условностей. Бихевиористская и психодинамическая модели опре­деляли .нравственность с точки зрения общественных'стандартов подобающего/ недостойного, которые усваиваются индивидом. С точки зрения Колберга, такая установка представляется проблематичной из-за пассивной позиции личности, которая просто впитывает представления, сложившиеся в данном социальном кон­тексте. Модель Колберга представляет собой мощную альтернативу этим взглядам.

В рамках схемы Колберга личность самостоятельно формулирует моральные принципы в ходе спонтанного процесса созидания самой себя, а не впитывает пас­сивно представления, бытующие в обществе. Нравственность определяется с точ­ки зрения естественного права (то есть объективного стандарта, выходящего за пределы социальных норм). Привлекая кантианское понятие о категорическом императиве, Колберг утверждает, что поведение является нравственным, только если оно соответствует формальным критериям универсальной применимости, приемлемо в качестве нормы и носит беспристрастный и справедливый характер. Такая установка понималась с точки зрения нравственности, основанной на спра­ведливости и правах личности, в рамках которой нравственные достоинства лич­ности являлись ее внутренним свойством, не связанным с общественным положе­нием, эмоциональными связями или личными качествами (Rawls, 1971). Приме­чательно, что при таком подходе социально-ролевые ожидания рассматриваются

как не имеющие статуса нравственных, поскольку они опираются исключительно на нормативные стандарты, а не на нравственные критерии.

Модель Колберга выделяет шесть последовательных стадий в процессе разви­тия, которые осуществляются на трех уровнях (Carter, 1980). Они включают а) доконвенциональный уровень, на котором основные цели — предотвращение на­казания (1-я стадия) и инструментальный обмен (2-я стадия); б) конвенциональ­ный уровень, основная цель — реализация социально-ролевых ожиданий (3-я ста­дия) и поддержание общественного порядка и законности (4-я стадия); и в) пост-конвенциональныЙ уровень, на котором первоочередное внимание уделяется общим правам личности, признанным обществом в целом (5-я стадия), и самостоятельно избранным нравственным принципам справедливости, правам человека и уваже­нию к чувству собственного достоинства всех людей (6-я стадия). В основе первых двух уровней лежат субъективные предпочтения, будь то предпочтения индивида на доконвенциональном уровне или предпочтения общества или социальной груп­пы на конвенциональном уровне. В свою очередь, на постконвенциональном уров­не мышление подходит к моральным установкам, и это позволяет говорить о том, что лишь на этом уровне суждения опираются на объективные нормы, не связанные ни с социальным консенсусом, ни с эгоистическими личными предпочтениями.

В исследованиях Колберга суждения, касающиеся нравственности, оценива­лись в виде нерегламентированных реакций на гипотетическую нравственную ди­лемму (Colby & Kohlberg, 1987). Одной из самых известных является так называ­емая дилемма Хайнца, в которой муж крадет лекарство у жадного аптекаря, чтобы спасти жизнь своей умирающей жены. Реакции испытуемых классифицировались в соответствии с уровнем, соответствующим их стадии нравственного развития. Так, например, рассуждения испытуемого, который выступал в защиту мужа, ссы­лаясь на право его жены на жизнь, оценивались как рассуждения на постконвен­циональном уровне, высочайшем, в соответствии со схемой Колберга, уровне нрав­ственной зрелости. Испытуемый же, который защищал мужа, говоря о его соци­ально-ролевых обязательствах по отношению к жене, в соответствии с критериями Колберга получал оценку, соответствующую лишь конвенциональному уровню, предшествующему формированию нравственных принципов.

Несмотря на сильную сторону методики Колберга, которая позволяла испыту­емым излагать свои мысли о нравственных проблемах в свободной форме, она кри­тиковалась за слишком высокие требования к устной речи. Предлагаемые эпизо­ды также обладали определенными недостатками, поскольку с их помощью оце­нивалось скорее гипотетическое, чем связанное с реальной жизнью, нравственное мышление и поднимались вопросы, во многом далекие от проблем реальной жиз­ни. Чтобы преодолеть хотя бы часть этих методологических проблем, Реет и его коллеги разработали программу работ, касающуюся суждений нравственного ха­рактера, в ходе которой был разработан Тест на определение нравственных пози­ций. Этот инструмент не предъявлял высоких требований к вербальным возмож­ностям испытуемых, поскольку теперь выполнение задания требовало не воспро^ изведения, а узнавания (Rest, 1979, 1986; Rest, Narvaez, Bebeau & Thoma, 1999). Тест на определение нравственных позиций предлагает испытуемым сокращенные версии моральных дилемм Колберга вместе с возможными моральными суждени-

ями. Испытуемых просят, пользуясь методами оценки и категоризации, опреде­лить, какие ответы отражают их нравственные воззрения.

Исследование, начатое в процессе написания Колбергом докторской диссерта­ции и первоначально предполагавшее изучение представителей американского среднего класса мужского пола (Kohlberg, 1958), быстро приобрело гораздо более широкие масштабы и включило исследование не только женщин, но целого ряда групп населения, представлявшего различные культуры и субкультуры. Через не­которое время было опубликовано руководство по стандартизации итоговых по­казателей (Colby & Kohlberg, 1987), а также незначительные поправки к теории. Окончательные варианты модели учитывали, например, содержательные различия между ценностями (например, истина, жизнь и т. д.) и составляющими (например, самоуважение, чувство собственного достоинства, автономия и т. д.), а также меж­ду стадиями неустойчивого или гетерономного характера и устойчивыми или ав­тономными стадиями (Kohlberg, Levine & Hewer, 1994). Эти изменения оказали влияние на протоколы итогов исследования, однако на кросс-культурные тенден­ции, которые просматривались в этих исследованиях, они повлияли незначитель­но, так же как не поставили под сомнение фундаментальные теоретические посыл­ки об универсальности нравственных принципов справедливости.

В исследованиях, проводившихся в традициях Колберга, поражают не только свидетельства явных культурных колебаний на наблюдаемых уровнях нравствен­ного развития, но также склонность специалистов по когнитивному развитию рас­сматривать данные вариации как совместимые с их притязаниями на универсаль­ность нравственных принципов справедливости и прав человека. Например, сам Колберг (Kohlberg, 1969) в одном из первых своих исследований заметил, что постконвенциональные уровни суждений, касающихся нравственности, связаны с распространением западных норм и идеалов, урбанизацией и социально-эконо­мическим положением и, как правило, отсутствуют у сельского населения. Более поздние исследования подтвердили эти данные, обнаружив в то же время при ис­пользовании более совершенных схем кодирования, что сфера распространения нравственного мышления на постконвенциональном уровне является еще более узкой, чем предполагалось ранее. Например, при исследовании 45 несхожих в куль­турном отношении выборок Снэри (Snarey, 1985) отмечал, что лишь около 6 % от­ветов содержат смесь постконвенциональных и конвенциональных представлений (4-я и 5-я стадии) и лишь 2 % или менее ответов в масштабе всего мира можно счи­тать чисто постконвенциональными. Реакции высокого уровня встречались глав­ным образом у среднего класса западного городского населения, в то время как представители традиционных обществ, таких как Кения или Новая Гвинея, не да­вали ответов на уровне 4/5 или 5-й стадии. Подобные тенденции просматривают­ся и в недавно законченном обзоре более чем 400 исследований, проведенных с ис­пользованием Теста определения нравственных позиций в течение 25 лет (Rest et al., 1999). Уровень нравственных суждений обнаруживает позитивную связь с образованием, урбанизацией и усвоением западных норм и идеалов. Данные тако­го рода привели к тому, что многие ориентированные на культуру современные критики Колберга начали обвинять данную схему в культурной ограниченности и

говорить, что она отражает современную западную либеральную точку зрения (Simpson, 1974). Доказывалось, что данная модель воплощает светские взгляды, упуская из виду религиозные основы морали, и к тому же не учитывает противо­положные в культурном отношении взгляды, например мнение о том, что ценно­стью обладает любая жизнь, а не только жизнь человека (Vasudev & Hummel, 1987).

Тем не менее, не признавая обоснованности этих обвинений, Колберг и его кол­леги считали, что данные кросс-культурные результаты прекрасно согласуются с их теоретическими притязаниями (Kohlberg, 1969,1971). Вспоминая философское изречение о том, что нельзя делать выводы из того «чему следовало бы быть», Кол­берг и его последователи не рассматривали наблюдаемое кросс-культурное распре­деление реакций нравственного характера как руководство к определению самой нравственности. Более того, данные о том, что уровень нравственных суждений связан с образованием и социально-экономическим статусом, они рассматривали как вполне предсказуемые, принимая во внимание то, что более высокие уровни суждений нравственного характера требуют способности к суждениям более слож­ного уровня (Kohlberg, 1971; Rest et al., 1999).

Примечательно, что единственное крупное исправление, внесенное последова­телями Колберга в свою теоретическую схему в ответ на кросс-культурную крити­ку, не было реакцией на свидетельства явной кросс-культурной изменчивости нравственных суждений или на обвинения в культурных отклонениях, которые вызывала схема Колберга. Оно было реакцией на обвинения Гиллиган и ее коллег, что первоочередное внимание, уделяемое справедливости и правам личности, ведет к пренебрежению участием, отзывчивостью, заботой (Gilligan, 1977, 1982). В ответ на это Колберг и его коллеги в последующие годы, приз нал и, что нравствен­ность включает не только вопросы, связанные со справедливостью, но и чуткость к другому человеку (Colby & Kohlberg, 1987). Однако в рамках схемы Колберга такие позитивные обязательства, связанные с участием и заботой, рассматривались как не имеющие достаточной нравственной силы по сравнению с обязательства­ми, налагаемыми справедливостью, поэтому они рассматривались скорее как дис­креционные и применимые только к отношениям внутри группы, нежели универ­сальные. Приняв таким образом довод Гиллиган о роли заботы и участия в нрав­ственности, Колберг и его коллеги, как можно заметить, не отказались от своих универсалистских установок. Расширяя исходное определение границ нравствен­ности, они признали, что нравственность включает также позитивные обязанно­сти, связанные с межличностной ответственностью по отношению к родственни­кам и друзьям, а не только негативные обязанности не причинять ущерб и не нару­шать права других людей. Однако они продолжали рассматривать все эти аспекты нравственности как универсальные.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.