Требуемая литература (по лекции/семинару) и дополнительные электронные источники
Форма занятия
Количество часов
Неделя
1.
Социология как наука: эволюция исследования ее объекта и предмета
1. Организационный момент – 5 мин.
2. Собеседование по лекциям 1 и 2 – 20 мин.
3. Тест идентификации социологических терминов (ТИСТ) – 15 мин.
4. Викторина «КТО есть кто в социологии?»– 25 мин.
5. Групповое тестирование по основным понятиям темы – 30 мин.
6. Дискуссия по теме «Для чего нужная социология? - 15 мин.
7. Подведение итогов занятия – 10 мин.
Социология для юристов. Учебник. / Под ред.А.Н.Тесленко. Астана: КазГЮУ, 2014. -336 с
Энциклопедия социологии: электронная версия (Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.)
Семинар
1 час
2 неделя
2.
Методология, методика и техника социологического исследования
Организационный момент – 5 мин.
1. Собеседование по вопросам – 15 мин.
2. Групповое тестирование по основным понятиям темы – 20 мин.
3. Обсуждение тематики социологических исследований (рейтинг 2) – 10 мин.
4. Практикум по изучению студенческой группы – 25 мин.
Подведение итогов занятия – 5 мин.
1. Тесленко А.Н.Социологи-ческое исследование: методы, техники, процедуры. –Астана: ИУ, 2003
2. Социология для юристов. Учебник. / Под ред.А.Н.Тесленко. Астана: КазГЮУ, 2014. -336 с
3. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение). –М.: Note Bene, 1999
4. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. –М.: ИСПИ, 1995.
5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследо-вания. –М.: Добросвет, 1998.
Семинар
1 час
3 неделя
3.
Общество как социальная реальность и социальная система
Организационный момент – 5 мин.
1. Собеседование по вопросам – 20 мин.
2. Творческие индивидуальные задания – 15 мин.
3. Групповое тестирование по основным понятиям темы – 20 мин.
4. Деловая игра «Казахстан: между прошлым и будущим» - 15 мин.
Подведение итогов занятия – 5 мин.
1. Послание Президента РК Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». // Казахстанская правда. 14.12.2012
2. Социология для юристов. Учебник. / Под ред.А.Н.Тесленко. Астана: КазГЮУ, 2014. -336 с
3. Габдуллина К. Общество: прогресс и регресс –Алматы, 2002.
4. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. С.Пб., 1997.
5. Кравчекно А.И. Социология. Учебник. М.: Логос, 1999. С. 333-379
6. Пузиков М., Курдо Н., Мухамбетова К. Личность в условиях социальных перемен: Проблемы социальной регуляции и аномии. –Астана, 2002.
7. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. Под ред. В.А. Ядова. М.: Аспект-Пресс, 1996. Гл.19 и 20
Семинар
1 час
4 неделя
4.
Социальная стратификация. Социально-классовая структура казахстанского общества
Организационный момент – 5 мин.
1. Собеседование по вопросам – 15 мин.
2. Групповое тестирование по основным понятиям темы – 20 мин.
3. Просмотр музыкальный фильм «Стена» (The Wall) по одноименному произведению английской рок-группы «Pink Floyd» (реж. А.Паркер, 1981) – 45 мин.
4. Дискуссия на тему «Человек и общество: как разрушить стену отчуждения» - 10 мин.
Подведение итогов занятия – 5 мин.
В. И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003г. С. 140-162.
В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.132-148.
Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 154-165.
Семинар
1 час
5 неделя
5.
Личность и общество: проблемы социализации
Посещение музея - Первого Президента РК
1.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. Раздел IV. С. 230-277.
2.Кон И.С. Социология личности. М.: Наука, 1967.
3.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Наука, 1984.
4.Кравченко А.И. Социология для экономистов. –М., 2001. –С. 40-85
5. Смелзер Н. Социология. М., 1994 –С.94-130; 227-238
6.Тесленко А.Н. Социализация молодежи: смена парадигм.–Астана, 2002. –С. 34-44; 64-81
Семинар
1 час
6-неделя
Социальные девиации и социальный контроль
Социальные девиации, нормы и санкции
Социальные девиации: типология и факторы
Факторы виктимизации социальной среды и личности
Социальный контроль общества
Социология для юристов. Учебник. / Под ред.А.Н.Тесленко. Астана: КазГЮУ, 2014. -336 с
А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва.1996 г.
Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г.
Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.
К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г
Семинар
Экскурсия
1 час
2 часа
6-7 неделя
7.
Социология семьи
Брак и семья как социальные институты.
Происхождение семьи и частной собственности (по Ф.Энгельсу)
Основные функции семьи.
Тенденции развития семейно-брачных отношений в РК
Социология для юристов. Учебник. / Под ред.А.Н.Тесленко. Астана: КазГЮУ, 2014. -336 с
А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва.1996 г.
Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г.
Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.
К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г
Семинар
1 час
8 неделя
8.
Социология культуры и образования
Понятие культуры, ее структура и функции.
Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития.
Массовая культура и субкультур
Понятие образования, структура и социокультурные функции
Современное образование: международный опыт и казахстанская практика.
Социология для юристов. Учебник. / Под ред.А.Н.Тесленко. Астана: КазГЮУ, 2014. -336 с
А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва.1996 г.
Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г.
Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.
К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г
Семинар
1 час
8 неделя
Итого
10 часов
Консультационные часы Наименование дисциплины модуля:
Социология: Аспекты казахстанского общества
№
тем
Консультационные часы
Самостоятельное обучение
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
Сроки сдачи (неделя и объем в часах)
Форма проведения
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля
Сроки сдачи (неделя и объем в часах)
Форма контроля
Социология как наука: объект и предмет социологии
1. Составить он-лайн библиотеку - информационный ресурс «Социология в Интернете»
2. Подготовить графическую модель научного аппарата социологии
3. Эссе «Социология нового тысячелетия», где отразить следующие вопросы:
Социология – это одна наука или система наук?
Каково отношение различных научных школ и ее представителей к сущности предмета социологии, ее задачам, роли в обществе?
Существует ли постклассическая социология. Если да, то что это такое, какова ее парадигма?
2 неделя,
2 часа
Сравнительно-сопоставительный анализ , аналитический обзор, по выбору
1. Ознакомьтесь с алгоритмы поиска научной и учебно-методической информации по методичке.
2. Подготовьте каталог и краткий обзор литературы по социологии, имеющиеся в библиотеке КазГЮУ.
3. Познакомьтесь с базами данных онлайновых библиотек:
· Энциклопедия социологии: электронная версия http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/%D0%A1
· Журнал THESIS по адресу http://www.hse.ru/science/igiti/thesis.shtml
· библиотека он-лайн текстов по социологии: http://ihtik.lib.ru/sociology_1febr2006/
· он-лайн библиотека по социальным и гуманитарным наукам
http://www.philosophy.ru/
1 неделя,
8 часов
Эссе «Социология нового тысячелетия»
Эволюция развития социологической теории
1. Подготовить устные реферативные сообщения
· Возникновение науки об обществе: античность, средние века
· Проект науки об обществе О. Конта и Г.Спенсера
· Теория позитивизма О.Конта
· Органическая теория общества Г.Спенсера
· Социология как объективный анализ «социальных фактов» Эмиля Дюркгейма
· Антипозитивизм и немецкая школа социологии
· Теория «социального действия» Макса Вебера
· Социологическая теория марксизма
· Анархическая теория общества (М.Бакунина и П.Кропоткина)
· Социологическая мысль дореволюционной России
· Чикагская школа социологии: опыт эмпирического исследования
· Социологическая концепция Питирима Сорокина: жизнь и творчество в науке
· Структурно-функциональный анализ: школа Т.Парсонса
· Современная социологическая теория: от Т. Парсонса до Н.Лукмана
· Феменологическая социология и символический интеракционализм
· Теория обмена Дж.Хоманса
2. Разработать и сдать на проверку следующую таблицу:
Этап
Ученый, время
Характеристика социологических взглядов
4 неделя,
1 час он-лайн
Описание, презентация, по выбору
1. Разработайте структурно-логическую модель развития социологической мысли с древних времен по настоящее время.
2. Проработайте в словаре новые понятия, с которыми встретились в ходе работы по настоящей теме.
3. Подберите отрывки из первоисточников, классиков социологической мысли, для активного использования их на семинаре или для подготовки реферативной работы.
2 неделя,
8 часов
презентация, конспект по выбору
Методология, методика и техника социологического исследования
1. Подготовить отчет по результатам изучения студенческой группы
2. Представить сравнительную таблицу достоинст и недостатков основных методов социологического исследования:
Метод / Достоинства / Недостатки
3. По резултьтам сравнительного анализа сделать вывод о роли конкретного метода в социологическом исследовании.
4. Разработать научный аппарат, методику и инструментарий (анкету) соц. исследования по предлагаемым темам
5 неделя,
1 час
Групповая работа,
дискуссия, презентация
1. Ознакомьтесь с тематикой социологических исследований и выберите наиболее интересную для вас тему. Обоснуйте ее актуальность и возможности реализации.
2. Продумайте объект, предмет, цель и задачи исследования, методы и техники сбора эмпирических данных. Результаты своих размышлений оформите в виде проекта научного аппарата исследования. Не забудьте сдать его в установленные преподавателем сроки.
3 неделя
8 часов
презентазия социоматрицы изучения студенческой группы и научного аппарата индивидуальной темы НИРС
Общество в призме социологического исследования
1. Ознакомьтесь со стимулирующим материалом к семинару. Выделите основные подходы Н. Лумана к пониманию общества. Оформите их в виде схемы или таблицы.
2. О.Конт считал, что общество – это функционирующая система, основанная на разделении труда. По Г.Спенсеру, общество – «композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство индивидумов». К.Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает систему тех связей и отношений, в которых эти индивиды находят друг друга». Сравните эти высказывания со стимулирующим материалом. Вопрос: Противоречат ли, на ваш взгляд, эти определения общества одно другому или дополняют друг друга?
3. Макс Вебер говорил о двух типах общества – традиционном и модернистском. Подумайте:
· Какими принципами регулируется ваше поведение, поведение большинства граждан РК сегодня?
· К какому типу, по-вашему, относится наше общество?
4. Подготовить реферативные сообщения:
· Т.Парсонс о системе современных обществ
· Общество как социокультурная система
6 неделя,
1 час
он -лайн
Аналитическая справка, эссе, по выбору
1. Ознакомьтесь с литературой по выбранной вами теме социологического исследования. Проведите процесс операционализации понятий, результаты оформите письменно.
2. Исходя из операционализации понятий, скорректируйте свой научный аппарат.
3. Разработайте стратегический план исследования.
4 неделя
8 часов
индивидуаль-ный отчет
5.
Социальная стратификация и социальная мобильность
1. Выполнить творческие упражнения:
1.1. Рейтинг профессий по социальному статусу
1.2. Ранжирование профессий с точки зрения их престижности и возможности трудоустройства
1.3. Выявление социальной мобильности методом интервью
2. Проанализируйте теоретические подходы к проблеме социального неравенства процессе работы над таблицей: Теоретик (научная школа ) / Критерии социального неравенства / Социальные группы
3.В эссе сформулируйте свою личную позицию, следующие проблемы: Возможно ли в современном обществе достижение социального равенства и справедливости? Или это только мечта, миф, утопия? Что необходимо предпринять чтобы обществу продвинуться в этом направлении?
7 неделя
1 час
Устный опрос, письменный конспект, таблица
1. Приступайте к обработке и анализу эмпирических данных, собранных в ходе проведенного вами социологического исследования.
2. Результаты представьте для оценки в виде рабочей социоматрицы.
5-6 неделя
9 часов
анкета и рабочая социоматрица
Специальные социологические теории: опыт эмпирического исследования
8 неделя
1 час
устный доклад и слайд-презентация по соц. иссле-дованию