Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. ОБРЕТЕНИЕ ОТОЖДЕСТВЛЕННОСТИ




ОБРЕТЕНИЕ ОТОЖДЕСТВЛЕННОСТИ



 


доводится до сведения родителей. Говоря «Да» или «Нет», ребенок заменяет коммуникацию направленным действи­ем и в этом процессе ощущает себя активным агентом, который способен осуществить собственный выбор.

Понятие «нет» подразумевает противопоставлен­ность согласия и отвержения. Отказ ребенка от пищи направлен не на мать, а на предлагаемый объект, в то время как выражение своего «нет» — это личностно на­правленная коммуникация. «Нет» противопоставляет ре­бенка родителям и отделяет его как автономную силу. Со­знавать волю родителей, — значит сознавать, что он сам отвергает эту волю.

Открытие себя (self) путем противопоставления интригует ребенка. Он использует этот новый путь само­утверждения, часто говоря «Нет», даже если ему нужен какой-то объект. Я вспоминаю инцидент, который про­изошел, когда моему сыну было около двух лет. Я предло­жил ему любимое печенье, но хотя оно очень нравилось малышу, он отрицательно покачал головой раньше, чем разглядел, что, собственно, я ему предлагаю. Поняв, что это его любимое печенье, он тут же потянулся за ним. Одна пациентка рассказала мне интересный случай. Она вспомнила, как начала сознавать себя независимой лично­стью. В ответ на вопрос родителей она сказала заведомую ложь. Когда она говорила это, то поняла, что ей не обя­зательно говорить правду, что она может выбрать, что именно ей ответить. Неудивительно, что дети порой умышленно лгут, когда их пытаются проверить, чтобы ут­вердить свое чувство самости (self).

Утверждение отрицания обусловливает предыдущее выражение позиции утверждения. Перед тем, как в уме ребенка формируется концепция «нет», его поведение можно рассматривать как выражение утверждения. Стрем­ление к удовольствию и избегание боли — инстинктивные отклики и, как говорит Спиц, «утверждение — это важ­нейший атрибут инстинкта».63 И наоборот, отрицание -это атрибут эго, возникающий с осознанием противопос­тавления. Поскольку эго черпает силу из тела, то экспрес-


сия «нет» уводит эту силу от приоритетного исполнения желаний и удовлетворения потребностей.

Клинический опыт подтверждает, что человек, который не знает, чего он хочет, не может сказать «нет». Если он произносит это слово, то делает это неубедитель­но и неопределенно. Логическое объяснение здесь состо­ит в том, что без чувства утверждения отказ не имеет смысла. В большинстве логических систем отрицание воз­никает как противоположность уже существующему утвер­ждению. Психологическое объяснение состоит в следую­щем: самость (self) основывается на восприятии чувств, а когда их нет, отсутствует основа для самоутверждения, по­этому выражение «нет» остается слабым. Самость — как гора, подошва которой скрыта облаками, и видна только вершина, напоминающая о существовании всей горы це­ликом. Сознавание себя (self) — это вершина психологи­ческой структуры, подошвой которой является тело и его ощущения.

Можно сказать, что самоутверждение имеет две формы: сознательное стремление к тому, чего хочется, и сознательный отказ от того, чего не хочется. Экспресси­ей этих импульсов может быть как слово, так и действие. У шизоида блокированы обе формы самоутверждения и обе модальности выражения. Его отклонение ограничива­ет способность потребовать и выразить сопротивление требованиям других. Столкнувшись с этой трудностью, он уходит из взаимотношений или, если вступает в них, то подчиняется и бунтует в одно и то же время.

Уход шизоида означает немой отказ, а его ригид­ность — немое сопротивление. В результате, он. по сути дела, сообщает, что не может дотянуться. Но его позиция бессознательна, поскольку он не сознает собственного тела. В такой ситуации всякая попытка выявить позицию утверждения воли терпит провал. Во время терапии к ут­верждению можно подойти через отказ. Логика терапии такова, что она направлена извне — к центру, в то время как рост и развитие происходит наоборот.



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.