Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗРАССУДСТВА





 


вожностью кажется странным, и надо столкнуться с этим множество раз, чтобы перестать этому удивляться.

Я лечил женщину, страдавшую алкоголизмом. Пока шла очередная сессия, она позитивно откликалась на те­рапию, легко и открыто обсуждая со мной свои пробле­мы. В конце каждой встречи она сообщала, что чувствует себя значительно лучше, но, вернувшись домой после ле­чения, не могла справиться с настойчивым желанием вы­пить спиртного. Другой пациент, значительно продвинув­шийся в процессе терапии, вдруг пережил сильный страх смерти. Раньше его отчаянная борьба за выживание ис­ключала возможность подобной тревожности. Он начал сознательно бояться момента умирания, поскольку почув­ствовал, что ему есть для чего жить. Подобная тревож­ность порождается страхом; пациент боится наказания за положительные чувства. Если тревожность становится слишком сильной, у человека не остается выбора и ему приходится разрушить хорошие чувства.

Тревожность, связанная с позитивным и живым чувствованием, возникает из глубинного чувства обречен­ности. Обычно индивидуум не сознает, что это ощуще-ние порождает он сам, хотя его бессознательное отчая­ние иногда может неожиданно «вспыхнуть» в сознании. Такие чувства быстро вытесняются в интересах выжива­ния, и человек продолжает свою тщетную борьбу. Когда в процессе терапии паттерн самодеструктивного поведе­ния проанализирован, пациент признает, что он заранее предполагал провал. На каком-то уровне сознания он знает, что не может быть успешным, даже не должен быть успешным.

Почему же успешность так пугает, почему успех вызывает такой страх? Пугающий успех — это сексуальное обладание родителем, но для того, чтобы пациент при­шел к такому инсайту, необходима очень долгая аналити­ческая работа. Во-первых, он не сознает, что охватываю­щее его ощущение обреченности — это ужас перед совер­шением инцеста, опасность нарушить строжайшее табу и страх перед жуткими ответными действиями, которые


неизбежно последуют за этим. Защищаясь от этого ужаса, шизоид жертвует правом наслаждаться собственным телом и переживать тепло человеческого контакта. Он чувству­ет, что исключен из человеческого общества, потому что неспособен разделить удовольствие от эротического вле­чения и удовлетворить его. Он пребывает в «психологи­ческом изгнании», и барьером, который отгораживает его, является чувство вины, причем вины не по поводу поло­вого акта (который искушенный человек может рациона­лизировать), а по поводу переживания удовольствия от эротической близости. Половой акт, оторванный от чув­ства, не вызывает эдипова конфликта, поскольку в этом случае тело действует чисто механически. Удовольствие требует, сняв ограничения и вытеснение, принять инцес-туозное влечение. Если эти сексуальные чувства приняты, они интегрируются в личности, и человек обретает спо­собность переносить их на других людей, вступая с ними в зрелые отношения.

Обреченность, «стоящая над душой» шизоидного индивидуума, — это ужас покинутого, оставленного суще­ства или существа, которому суждено быть разрушенным за то, что оно нарушило табу. Чтобы избежать обречен­ности, шизоид вытесняет свои сексуальные чувства и по­кидает тело. Теперь, будучи взрослым человеком, он об­наруживает, что нормальный путь человеческих взаимо­отношений блокировало вытеснение. Итак, защита изо­лирует его, отторгает от человеческого общества и по­вергает в обреченность и страх. Дилемма шизоида со­стоит в том, что он не может продвинуться к удовлетво­ряющим взаимоотношениям из-за ужаса и не может боль­ше оставаться таким, какой он есть, одиноким и изоли­рованным.

Но эдипов конфликт не может оставаться непод­вижным пока существует вытеснение, поскольку оно ни­когда не бывает полным. Сексуальные чувства постоянно стремятся разбить его и вырваться наружу, а страх перед грядущим наказанием никогда не исчезает. Шизоид борет­ся с чувством неизбежной обреченности, которая грозит



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.