Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. Затем эта пациентка добавила: «Прикосновение ма­тери заставило меня сжаться




ОБРАЗ ТЕЛА


107


 


Затем эта пациентка добавила: «Прикосновение ма­тери заставило меня сжаться. Я хотела уйти от него. Я чувствовала, что оно сексуально. Ее грудь и тело отталки­вали меня. Однажды, когда мне было лет пятнадцать, она вошла в комнату в разорванных трусах. Я наивно сказала: «У тебя дырка на трусах», а она ответила: «У тебя тоже есть одна дырка». Меня затошнило. Она была такой из­вращенной, грязной и соблазнительной.»

В случае Мэри поведение родителей, которые со­блазняли и отвергали ее, послужило причиной ее соб­ственного отвержения тела и фемининности. Личность Мэри — куклоподобность, отсутствие зрелой женственнос­ти и гомосексуальная пассивность — возникла из-за того, что она подчинилась материнской фаллической агрессив­ности и отцовскому оральному соблазнению. В результате подчиниться мужчине для нее стало невозможным. «Я могу соблазнить их; это позволяет мне осуществлять контроль. Противоположная ситуация меня пугает». Мэри стала со­блазнять для того, чтобы защитить себя. В то же самое время ее ужасали спонтанные сексуальные чувства, делав­шие ее женщиной и угрожающие ее матери.

В личности Мэри сексуальность была оторвана от генитальности. Чем больше она старалась избежать сексу­альности тела, тем больше ее поглощала генитальность. Она заметила: «Я поняла, что все время сознаю свои ге­ниталии. Я чувствую себя «бесчеловечной». Хочу ли я видеть их или стараюсь защититься от них?» Эта обсес-сия, связанная с гениталиями, была одновременно сцеп­лена и с сексуальным любопытством, и с тревожностью. На обе части вопроса Мэри можно было ответить утвер­дительно.

Вытесненная сексуальная тревожность редуцирова­ла ее восприятие собственного тела, особенно его ниж­ней части. Однажды во время нашей встречи Мэри сказа­ла: «Я не чувствую ног. Я не чувствую, что у меня есть такая часть тела». Утрата чувствования ног — обычное и базальное отклонение в образе тела, которое свойственно шизоиду. У человеческих фигур, нарисованных этой паци-


енткой. часто не было ног или они почти не были про­рисованы. Г.Пэнкоу, которая изучала динамику образа тела шизоидов, отмечает «отделение области головы и области ног», что отрицает и отвергает «сексуальность тела».27 Между ногами и сексуальным функционированием суще­ствует определенная связь. Генитальность предполагает зре­лость (стояние на собственных ногах) и, наоборот, зре­лость подразумевает генитальность. Отрывая эго (область головы) от генитальности (область ног), шизоид отверга­ет свою независимость и зрелость, пребывая в беспомощ­ной инфантильной позиции. Другими словами, отщепляя образ нижней части тела, чтобы избежать сексуального чувствования, шизоид диссоциирует себя с функцией ног, которые представляют независимость и зрелость. Мэри де­монстрировала эту шизоидную тенденцию.

«Я не позволяю чувствам опуститься ниже талии. Если какое-то чувство возникает в области таза, оно по­добно агонии. Я боюсь, что сойду с ума. Мне бы хотелось быть русалкой».

У Мэри была фантазия, в которой она лежала в постели с обнаженным отцом. Она старалась избегнуть контакта между нижними частями их тел, «чтобы это было не сексуально». Таким образом, отвержение сексуальности моей пациентки проистекало из страха сексуального взаи­модействия с ее отцом. Это вызвало бы ревность и гнев матери, которой Мэри очень боялась.

Поскольку она не могла принять себя как женщи­ну, то пыталась идентифицироваться с братом. Девочкой она спрашивала себя: «Откуда они знают, что я — девоч­ка, а не мальчик? Я думала о пенисе и чувствовала его, но у меня его не было. Если бы я была мальчиком, он бы У меня был». Окончательная идентификация этой пациен­тки была ни мужской, ни женской; она стала «мальчиком без пениса», юной гомосексуалисткой.

Мы проследили, как некоторые переживания и отождествления определили отношение Мэри к собствен­ному телу. Ее подход к нему проявлен и в образе тела, и во внешнем облике, и в ее рисунках. В результате анали-


108


Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


ОБРАЗ ТЕЛА



 


за, работы с телом и моего принятия Мэри как челове­ческого существа, образ тела моей клиентки изменился. Однажды она сказала: «Знаете, что я почувствовала се­годня? Я теперь чувствую тело уже не так смутно и рас­плывчато».

«Снятие» чувствования с периферии тела — это механизм шизоидной защиты. Отсутствие заряда на по­верхности тела редуцирует сознавание его внешнего очер­тания и не позволяет точно изобразить фигуру челове­ка. Это снижает барьер против внешних стимулов и де­лает шизоида крайне чувствительным ко внешним воз­действиям.

Между образом тела и реальным телом существу­ет функциональная идентичность. Достижение адекватно­го образа тела требует тотальной мобилизации телесного чувствования. Переживание живого и здорового тела под­разумевает, что оно должно функционировать именно та­ким образом. Помимо снятия психологических блоков, не позволяющих принять свое тело, терапия должна что-то сделать для того, чтобы пациент переживал свое тело «не­посредственно». Ему необходимо «встретиться» со своим движением и дыханием, а если эти функции депрессиро-ваны, почувствовать их недостаточность. В своей работе с Мэри я делал заметный акцент на непосредственное дей-ствование. Во время сессий, помимо всего прочего, она стучала ногами, лупила кушетку, потягивалась и дышала. Эффект, который дали все эти действия, можно увидеть из следующего высказывания.

«Я купила бикини и, несмотря на свои страхи, надела его на пляже. Я почувствовала себя очень сексу­ально и женственно. Вы знаете, как я чувствовала свое тело раньше. Теперь же это было удивительное чувство. Я, пожалуй, и не помню, чтобы когда-нибудь так себя чувствовала. Я будто была другим человеком».

Рассказывая о случае Мэри, я остановился на раз­витии и функции образа тела. В главе 13 мы обсудим дру­гой аспект терапии этой же пациентки, который связан с разоблачением ее роли «зацелованной куклы».


Шизоидный индивидуум — это человек, чувства ко­торого «заперты», как джин в лампе Алладина. Но шизо­ид словно не помнит того заклинания, которое может вы­пустить джина на волю. Если сказку про Алладина и его лампу использовать в качестве метафоры, то лампа будет соответствовать телу, заклинание — словам любви, а поти-рание лампы будет эквивалентом заботы. Когда о теле за­ботятся, оно зажигается, как лампа, оно начинает излу­чать своеобразный свет, вокруг него возникает аура сексу­ального возбуждения. Если тело «светится», глаза челове­ка сияют, и джин секса может совершать свои магические трансформации. На самом деле шизоид вовсе не забыл магическое заклинание: он говорит о любви и занимается сексом, но лампа отсутствует, она треснута или разбита, и ничего не происходит. В отчаянии он обращается к поро­ку, прибегает к наркотикам или распутству, но ни один из этих отчаянных маневров не может освободить джина любви и секса.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.