Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. «Дурак» и «интеллектуал» сообщают о разломе в личности Пола




ОБРАЗ ТЕЛА


 


«Дурак» и «интеллектуал» сообщают о разломе в личности Пола. Он был интеллигентным молодым че­ловеком, образованным и начитанным. И тем не менее он представлялся придурковатым. В социальных ситуа­циях он был робок, боязлив и неловок. Он не знал, что сказать девушке. Несмотря на тонкий ум, он был эмоционально изуродован, как ступни человечка на его рисунке. Две телесных характеристики определяли ду­рака. У него была «бесцветная» ухмылка, которую он постоянно сохранял на лице, несмотря на слова о том, что его человечек «пытается сказать, что он не злой». Физически он производил впечатление неловкого и пло­хо координирующего движения человека. Неуклюжесть его тела сильно контрастировала с быстротой ума. По­нятно, что он отвергал свое тело, как «придурка» и до того, как пришел на терапию, никогда не занимался какими-нибудь видами физической активности или спортом.

Пол бесстрастно взглянул на свое тело во время переживания под воздействием марихуаны. По его сло­вам, это его ужаснуло. Это был тот же эффект, кото­рый дает ЛСД или другие галлюциногенные наркоти­ческие вещества, отрывающие ум от тела, так, что че­ловек словно смотрит на себя самого со стороны. То, что он видит, часто проясняет восприятие телесных от­клонений. «Мои глаза стали очень живыми, возбужден­ными, но не напряженными. Я отчетливо видел вещи. Кроме того, я очень многое почувствовал. Я сидел на стуле, который, казалось, не стоял на полу. Я чувство­вал, будто парю над землей. Мне показалось, что я вижу паттерн напряжения моего тела: обруч напряжения вок­руг головы, через грудь, вниз по ногам и вокруг подмы­шек. Руки были оторваны от тела. Как будто на мне была смирительная рубашка без рукавов. Левая нога казалась короче, чем правая. [Обратите внимание на различие между ногами на рисунке]. Я без усилий иг­рал на фортепьяно. Я переживал невероятную тоску и еще чувствовал, что не могу ничего сделать. Это было


разрывающее чувство, разрушившее позитивное отноше­ние к фортепьяно, я относился к нему очень отрица­тельно. Но я понимал, что это не от моей игры. Я был вне себя самого, наблюдал свои действия. Я ощущал, что в комнате, кроме меня и моих друзей есть кто-то еще. Я чувствовал, что в меня вселился дьявол, мефис­тофельская сила обрела надо мной власть и управляет мной. Мне казалось, что я играю безупречно, и что если я сделаю ошибку, то сделаю ее умышленно, то есть если захочу. Переживание было в основном неудовлетворяю­щим. Оно кончилось головной болью и очень сильной сонливостью и вялостью».

Потрясает совпадение фигуры на рисунке с тем, как Пол воспринимал себя под воздействием наркотика. Он сознавал, что его руки «оторваны», что они болтают­ся, ноги были разного размера, а тело будто упаковано в смирительную рубашку — все это отчетливо видно на его рисунке. Импотенция, которую он чувствовал в теле, тоже отражена в фигуре простака или клоуна. Ощуще­ние силы переживалось им, как нечто, диссоциирован­ное с его телом, нечто привнесенное извне.

На Пола произвела впечатление сила духа. Она казалась всемогущей, в противоположность его чувству, что тело связано смирительной рубашкой. Играя, он чувствовал себя во власти духа. Позже он понял, что эта сила была внутри него самого, и что если он владе­ет духом, а не находится под его властью, то может достичь значительных вещей.

По мере того, как Пол увеличивал чувствование своего тела, маска клоуна рассыпалась. Он представал пе­чальным молодым человеком, осознавшим, что он несчас­тен, но всерьез хотевшим жить и получать удовольствие.

Дух шизоида заключен в ловушку замороженно­го тела. Пока он мечтает о личностном совершенстве, его энергии не хватает на удовольствие. Она скована хроническими мышечными напряжениями, его дух за­перт вытесненными чувствами. Часть терапевтической задачи — помочь пациенту освободиться от ограничива-



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА

ющих напряжений, причем сюда входит еще и задача помочь ему раскрыть свои вытесненные чувства и «схва­титься» с ними. Для этого необходимо путешествие «под землю» (в бессознательное) и борьба с демонами (его вытесненными чувствами), чтобы отбить ту «силу», ко­торая и есть жизнь.

------------ КУКЛА

Еще одно типичное искажение нормального обра­за тела видно на рисунке, изображающем тело человека похожим на куклу. В физическом внешнем виде нередко есть нечто куклоподобное, особенно часто это можно на­блюдать у женщин. В этих случаях можно предположить, что некая кукольность свойственна и их личности. Мэри являет собой пример такой женщины. Кукольность отчет­ливо проступает в ее рисунке своего тела. Лучше всего эту пациентку можно описать, назвав малышкой. Она была пяти футов ростом и весила около ста фунтов. Тело ее выг­лядело юным, почти детским, несмотря на то, что ей было 33 года. Она произвела на меня впечатление так называе­мой женщины-ребенка, незрелой и недостаточно разви­той физически. С точки зрения структуры, тело ее было стройным и по-юношески пропорционально сложенным. Функционально оно было ригидным. У Мэри была блед­ная, сухая кожа, которая выглядела неживой. Лицо не имело выражения, глаза часто становились пустыми, теря­ли фокусировку и чувство. Тем не менее, в ней было нечто соблазнительное и привлекательное.

Каким был ее образ тела? Как она относилась к нему? Женские и мужская фигурки на ее рисунках (рису­нок 9 и рисунок 10), наряду с ее собственным коммен­тарием, предоставляют следующую информацию.


I


Рисунок 9


ОБРАЗ ТЕЛА




Тот факт, что она спонтанно нарисовала три жен­ские фигуры, указывает на представление, что женское тело важнее. На рисунке отражены три разлома ее лич­ности. Фигурка, нарисованная в фас, скорее напоминает мальчика или ребенка, у нее практически нет рук, ног и отсутствуют черты, указывающие на половую принадлеж­ность. Средняя фигурка — матрона, голова которой отде­лена от тела, отражает женский аспект Мэри, однако, образ тела здесь не интегрирован. Нижняя фигурка изоб­ражает только голову, выражение лица которой можно назвать искушенным, она представляет собой диссоции­рованное эго.

Все рисунки стилизованы, что говорит о слабом понятии человеческого тела. Фигуры выглядят нереальны­ми и бесчувственными. Вот что сказала о них сама Мэри: «Они кажутся маленькими, как я. Все мои женщины очень «подогнаны» к тому, как мне бы хотелось их видеть на самом деле».

Фигура на рисунке 10 — концепция мужского тела. После того, как Мэри закончила ее рисовать, она заметила: «Я инстинктивно не хочу рисовать пенис у муж­чины. Я не нарисовала кисти или руки. Я не хочу изоб­ражать руки, которые выглядели бы, как руки. Нет бе­дер и нет пола. Так хорошо выглядит. Лицо и голова мальчишеские. Именно так мне бы хотелось выглядеть — как гомосексуал. Они мне обычно нравятся. У него [муж­чины на рисунке] нет чувств; он интеллектуален и обла­дает вкусом».

Когда я попросил Мэри описать, какие чувства она испытывает к рукам, она ответила: «Руки, как когти, осо­бенно, когда пальцы длинные, заостренные и краснова­тые, как у моей матери». Затем она добавила: «Я ужасно боюсь кошек. Мне кажется, что кошка вспрыгнет на меня и зацарапает до смерти. Когда я смотрю им в глаза, у меня леденеет кровь».

Очевидно, что Мэри идентифицировала свою мать с кошкой, и что страх перед кошками отражал страх пе­ред матерью. Отождествление матери с кошкой предпола-

 



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


I


ОБРАЗ ТЕЛА



 


гало для Мэри игру в кошки-мышки, в которой моя паци­ентка чувствовала себя беспомощным объектом, которым играет мать. Отсутствие рук и ног на ее рисунках говори­ло о том, что она неспособна бороться или удрать.

Перед тем, как она начала рисовать, я пришел к выводу, что образ тела Мэри похож на куклу. Ее рисунки были кукольными, другие люди, говоря о ней, называли ее куклой, и сама она принимала себя как куклу. Однаж­ды, она сказала: «Я безропотная кукла, симпатичная, бес­полая и безжизненная». Но если ее образ тела представ­лял собой куклу, то эго-представление было таково: ис­кушенная, сексуально возбужденная, зрелая женщина. Она часто жаловалась, что мужчины не могут оторвать от нее рук. Многих из них соблазняет ее кукольность, впе­чатление женщины-ребенка, которое она производит, не дает их мужественности устоять: она привлекает их. Та­ким образом, личность Мэри была расщеплена: эго-пред­ставление, которое определяло сознательное поведение, не совпадало с образом тела, отражавшем ее истинные чувства.

Эго-представление шизоидной личности развива­ется как реакция на образ тела. Эго не может принять ту негативную ценность, которую представляет собой тело. Оно создает собственный образ личности, противопостав­ляя его непринимаемому образу тела. Однако, два контра­стных образа развиваются одновременно, откликаясь на внешние силы, разламывающие единую личность. Рассмот­рение этих сил требует анализа структуры характера па­циента с рассмотрением инфантильных переживаний.

Какая отождествленность сформировала личность Мэри? Какие переживания преобразовали ее тело? Во время одной из наших встреч, когда мы обсуждали сим­волическое значение структуры ее тела, она сказала: «Мать всегда говорила, что любила, когда у нее была кукла, которую она могла одевать и показывать. Я по­мню, как чувствовала, что не принадлежу себе. И при­косновения ее рук... оно заставляло меня уползти. Мое тело принадлежало матери, будто я была ее куклой. Если


я говорила «нет», она преследовала меня, и это парали-зовывало меня».

Мэри покинула свое тело, потому что им овладе­ла ее мать. Тело попало во власть духа ее матери, если можно так выразиться. По реакции Мэри нельзя было сказать, что это был злой дух, но его природа была по­чти неизвестна. Все, что Мэри могла сказать — что в роли куклы и игрушки ее матери, она была «бесполой малень­кой мальчиком-девочкой».

В другой раз Мэри отметила следующее: «Я очень отчетливо помню, как каждую ночь они поднимали меня в туалет и ставили мне клизму. Они делали это, потому что я кричала по ночам, и они думали, что это от газов. Я была голой, и если в доме были знакомые, они все это наблюдали. Моя мать была очень фаллической лич­ностью».

Затем Мэри истерически закричала: «Я не могу установить, что чувствует мое тело! Я все время чувствую себя ущербным существом. Я постоянно сознаю таз и ва­гину! Я чувствую, будто там что-то ползает, будто там что-то кишит! Я чувствую, что не хочу дышать. Я не хочу двигаться.»

Она начала рыдать, а потом добавила: «Я умерт­вила тело. Я почти заморозила его. Я почти сделала это. Я хочу быть мальчиком».

«Кукла» — бессознательный маневр, направленный на то, чтобы отсечь или подавить сексуальные чувства, которые воспринимаются как чужие и ужасающие. Стано­вясь куклой или манекеном (большой куклой), человек «умерщвляет» собственное тело и деперсонализируется. То, что Мэри отвергла свое тело и женственность, представ­лено в ее рисунках. Это связано со странными ощущени­ями в животе и гениталиях. Из сказанного ею становится ясно, что тенденция к умиранию, то есть деперсонализа­ция, по сути дела является реакцией, направленной про­тив этих ощущений, которые она воспринимала, как угро­зу интегрированности ее личности. Я сталкивался с тем



 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.