Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональное здоровье Эмоциональное заболевание



Норма (Невротическое) Шизоидное Состояние

Состояние шизофрении

Рисунок 4 Контакт с реальностью. Единство личности.

В эту схему вписываются и те отклонения, кото­рые мы называем неврозами. Как пишет А.П.Мойз (A.P.Moyes), неврозы — это «группа относительно мягких личностных отклонений», при которых «личность остает­ся социально организованной».4 Это не означает, что не-вротичный человек имеет хорошо интегрированную лич­ность. Каждая невротическая проблема вытекает из конф­ликта, который в той или иной степени расщепляет лич­ность и уменьшает ее контакт с реальностью. Человек


уклоняется от реальности и при неврозах, и при психо­зах; по словам Фрейда, различие здесь состоит в том, что невротик игнорирует реальность, а психотик отрицает ее. Однако, всякий уход или уклонение от реальности — это проявление шизоидного отклонения.

Невротические симптомы, выделяясь в фоне каза­лось бы приспособленной личности, обладают драмати­ческим качеством, которое доминирует в клинической кар­тине. Невротическая фобия, обсессия или компульсивное поведение часто бывает настолько сильным, что фокуси­рует на себе внимание, исключая из поля зрения лежа­щую глубже расщепленность. В этом случае лечение на­правлено на симптом, а не на проблему личности. Такой подход, несомненно, менее эффективен, чем тот, кото­рый рассматривает симптомы как проявление базисного конфликта Я и тела и который направляет усилия на из­лечение именно этого глубинного разлома. На рисунке 4 я поместил неврозы в скобки, чтобы отметить, что шизо­идный феномен включает их в себя.

Перемещение интереса психиатра с симптома на личность пациента углубляет понимание проблемы шизои­да. Если психотерапевт понимает отсутствие чувств, эмо­циональное отделение и деперсонализацию пациентов, он глубже проникает в их затруднение. Как правило, бывает понятно, что формирование симптома определяется ши­зоидным состоянием, с его глубоко скрытой тревожнос­тью. Важно то, как симптом отклоняет индивидуума, сам же он в процессе терапии играет вторичную роль. Если симптомы снимаются, а лежащее глубже шизоидное от­клонение остается недопонятым, пациент воспринимает лечение как поддержку, и его результат приобретает вре­менный характер. От того, насколько преодолено шизо­идное расщепление, зависит продвижение пациента на всех уровнях личности.

Хотя психотерапевтам известно, что шизоидные проявления встречаются часто, общественность, как пра­вило, игнорирует это отклонение. Среднего человека про­должают рассматривать с точки зрения невротических сим-



Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА


ШИЗОИДНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ


 


птомов, полагая, что если тревожности нет, то все нор­мально. Последствия такой позиции могут быть катастро­фическими, как в случае с молодым человеком, который неожиданно совершает самоубийство, не страдая так на­зываемым невротическим надломом. Но даже если траге­дии не происходит, влияние шизоидного отклонения столь серьезно, что мы не можем пренебречь им в поведении невротика или ждать, пока наступит кризис.

Позднее отрочество — критический период для шизоидного индивидуума. Сильные сексуальные чувства, наводняющие в это время его тело, часто подрывают ту урегулированность, которую прежде удавалось сохранить. Многие молодые люди оказываются неспособными закон­чить обучение в старших классах или делают это с боль­шими усилиями, но все идет насмарку с началом занятий в колледже, а ведь это вполне может быть поверхност­ным проявлением проблемы, о которой мы говорим.

Подросток, отлично учившийся в школе, начина­ет испытывать затруднения. Он получает плохие отметки, теряет интерес, становится беспокойным, его причисля­ют к «трудным». Родители замечают, что он недисципли­нирован, что у него слабая сила воли, что он бунтует или становится человеком настроения. Они могут закрыть гла­за на его трудности в надежде, что он их «перерастет», но обычно эти надежды не оправдываются. Они могут отчитывать подростка, пытаясь заставить его занять бо­лее ответственную позицию, но и это, как правило, окан­чивается неудачей. В конце концов, родители неохотно свыкаются с мыслью, что дети, еще недавно благополуч­ные, попали в число «отсеянных из школы» или просто «поплывших по течению», что многих молодых людей из хорошей среды поглотила жажда разрушения, что они ста­ли правонарушителями; они сдаются, и больше не пыта­ются понять, что происходит с их подросшими детьми.

Шизоидный индивидуум не может описать свою проблему. По его воспоминаниям, он всегда испытывал трудности. Он знает, что «что-то не так», но это туман­ное знание, которое не удается облечь в слова. Не встре-


тив понимания со стороны родителей или учителей, он впадает во внутреннее отчаяние. Он может встретить дру­гих людей, которые разделяют его тяготы, и установить с ними взаимоотношения, основанные на модели «другого» существования. Он даже может рационализировать свое поведение и обрести некоторое ощущение превосходства, провозгласив, что он не «толпа».

Чтобы обозначить различные формы шизоидного отклонения, объединенные общими чертами я хочу при­вести четыре примера из практики. Каждое из этих от­клонений было достаточно тяжелым и требовало терапев­тического вмешательства, и во всех случаях это проигно­рировали или просмотрели, и дело дошло до кризиса.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.