Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Религиозный взгляд на самоубийство



Основные религии мира (иудаизм, христианство, ислам, хиндуизм и буддизм) традиционно считали самоубийство грехом. Правда, как пишет Г. Чхартишвили, отношение к самоубийству иудаизма «тоже отрицательно, но без запугивания, свойственного воинственному и агрессивному историческому христианству. Ни в Библии, ни в Талмуде суицид как таковой не осуждается. Наоборот, как мы уже видели, некоторые самоубийцы (Самсон, Разис) прославляются, как герои, и, в отличие от позднего христианства, иудаизм не пытался впоследствии пересмотреть свое отношение к альтруистическому самоубийству – для него было сделано исключение». (65)

Широко известен подвиг защитников горной крепости Масада, где в 73 г. н. э. добровольно покончили с собой тысяча иудеев, чтоб избежать позорного рабства и расправ со стороны римлян. В средние века, чтобы избежать насильственного крещения, целые еврейские общины коллективно кончали с собой, хотя в этом случае вряд ли самоубийство было обусловлено психическими отклонениями или депрессией.

Первые христиане становились жертвами преследований и гибли мученической смертью. Смерть за веру приобрела популярность в ранне-христианском мире и ореол, к достижению которого некоторые стали стремиться. Как реакция на популярность принесения себя в жертву, Святой Августин объявил самоубийство грехом и нарушением шестой заповеди «Не убий». Только Бог, считал Святой Августин, может отнять жизнь у человека. Постепенно позиция церкви в отношении самоубийства ужесточалась и привела к тому, что в 1284 г. Синод в Наймсе постановил, что тела тех, кто покончил с собой, не будут отныне погребаться в освященной земле, а только за церковной оградой. Тела протаскивали за повозками и погребали на перекрестках, чтоб кол проходил через сердце. У семей конфисковывали имущество самоубийц.

В 1621 г. в Англии вышла книга «Анатомия Меланхолии» Роберта Бертона, которая взывала к милосердию в отношении самоубийц. После смерти Джона Донна в 1647 г. была опубликована его книга «Биатанатос», отвергавшая мысль, что самоубийство – это грех. Однако преобладающее общественное мнение и законодательство долгое время находились в соответствии с господствующей религиозной позицией в отношении самоубийства. Постепенно под влиянием научных исследований, ростом уважения к правам индивидуума и общей толерантности во взглядах западное общество «смягчилось» в отношении к самоубийцам и их семьям. Не заклеймить как грех, а понять психологию человека и помочь предотвратить страшную трагедию – таков вектор развития общественного сознания по этому вопросу в странах, где преобладают гуманитарные законы и уважение к правам человека.

Несколько слов об отношении к самоубийству в исламе. Ислам сравнительно мягко относился к самоубийству. Прямого осуждения самоубийства нет в Коране, но встречается в суждениях толкователей Корана. Как пишет Г. Чхартишвили, «В хадисах, то есть посткоранских преданиях о словах и деяниях Пророка, можно найти недвусмысленные угрозы в адрес тех, кто совершает интихар (по-арабски это слово первоначально означало «самоумерщвление посредством взрезания горла», однако позднее стало термином, обозначающим любой вид суицида). В одном из хадисов Пророк говорит: «Убивший себя железом будет до скончания века таскать на себе в аду орудие преступления. Отравившийся будет вечно пить свою отраву. Спрыгнувший с высоты будет вновь и вновь падать в самую бездну преисподней». (66)

Тем не менее, несмотря на осуждение самоубийц толкователями Корана, воинствующий современный ислам поощряет самоубийство за веру, и сотни и тысячи террористов-фанатиков проходят тренировку и убивают невинных людей в политических целях. Во время ирано-иракской войны смерти самоубийц, нанесших урон врагу, праздновались, как свадьбы, и до сих пор милитаристские исламисты создают ореол мучеников вокруг одурманенных ядом пропаганды самоубийц и внушают их семьяям, что им надо гордиться своими сыновьями и дочерьми, и ликовать, а не горевать об их гибели. Культ смерти вместо культа жизни, принятого на Западе, схлестнулись в борьбе, и силы жизни смогут победить только при поддержке умеренного мусульманского населения, которое поймет, какое зло представляет подобная идеология самоуничтожения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.