Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОСТАНОВКА ВОПРОСА МАРКСОМ



При поверхностном сравнении письма Маркса к Бракке от 5 мая 1875 года и рас-

оо

смотренного выше письма Энгельса к Бебелю от 28 марта 1875 года может показать­ся, что Маркс гораздо более «государственник», чем Энгельс, и что различие между взглядами обоих писателей на государство очень значительное.

Энгельс предлагает Бебелю вовсе бросить болтовню о государстве, изгнать совер­шенно слово государство из программы, заменив его словом «община»; Энгельс заяв­ляет даже, что Коммуна не была уже государством в собственном смысле. Между тем Маркс говорит даже о «будущей государственности коммунистического общества», т. е. как будто бы признает необходимость государства даже при коммунизме.

Но подобный взгляд был бы в корне неправилен. Ближайшее рассмотрение показы­вает, что взгляды Маркса и Энгельса на государство и его отмирание вполне совпада­ют, а приведенное выражение Маркса относится именно к этой отмирающей государ­ственности.

Ясно, что не может быть и речи об определении момента будущего «отмирания», тем более, что оно представляет из себя заведомо процесс длительный. Кажущееся разли­чие между Марксом и Энгельсом объясняется различием тем, которые они себе брали, задач, которые они преследовали. Энгельс ставил задачей наглядно, резко, в крупных штрихах показать Бебелю всю нелепость ходячих (и разделявшихся Лассалем в нема­лой степени) предрассудков насчет государства. Маркс только мимоходом касается этого вопроса, интересуясь другой темой: развитием коммунистического общества.

Вся теория Маркса есть применение теории развития — в ее наиболее последова­тельной, полной, продуманной и богатой содержанием форме — к современному капи­тализму. Естественно, что для Маркса встал вопрос о применении этой теории и к предстоящему краху капитализма и к будущему развитию будущего коммунизма.


___________________________ ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ__________________________ 85

На основании каких же данных можно ставить вопрос о будущем развитии будущего коммунизма?

На основании того, что он происходит из капитализма, исторически развивается из капитализма, является результатом действий такой общественной силы, которая рож­дена капитализмом. У Маркса нет ни тени попыток сочинять утопии, по-пустому га­дать насчет того, чего знать нельзя. Маркс ставит вопрос о коммунизме, как естество­испытатель поставил бы вопрос о развитии новой, скажем, биологической разновидно­сти, раз мы знаем, что она так-то возникла и в таком-то определенном направлении ви­доизменяется.

Маркс прежде всего отметает прочь ту путаницу, которая Готской программой вно­сится в вопрос о соотношении государства и общества.

«... Современное общество, — пишет он, — есть капиталистическое общество, которое существует во всех цивилизованных странах, более или менее свободное от примеси средневековья, более или менее видоизмененное особенностями исто­рического развития каждой страны, более или менее развитое. Напротив того, «современное государство» меняется с каждой государственной границей. В прусско-германской империи оно совершенно иное, чем в Швейцарии, в Англии совершенно иное, чем в Соединенных Штатах. «Современное государство» есть, следовательно, фикция.

Однако, несмотря на пестрое разнообразие их форм, различные государства различных цивилизованных стран имеют между собой то общее, что они стоят на почве современного буржуазного общества, более или менее капиталистически развитого. У них есть поэтому некоторые общие существенные признаки. В этом смысле можно говорить о «современной государственности» в противополож­ность тому будущему, когда отомрет теперешний ее корень, буржуазное общест­во.

Вопрос ставится затем так: какому превращению подвергнется государствен­ность в коммунистическом


86___________________________ В. И. ЛЕНИН

обществе? Другими словами: какие общественные функции останутся тогда, ана­логичные теперешним государственным функциям? На этот вопрос можно отве­тить только научно; и сколько бы тысяч раз ни сочетать слово «народ» со словом «государство», это ни капельки не подвинет его разрешения...»89

Высмеяв таким образом все разговоры о «народном государстве», Маркс дает поста­новку вопроса и как бы предостерегает, что для научного ответа на него можно опери­ровать только твердо установленными научно данными.

Первое, что установлено вполне точно всей теорией развития, всей наукой вообще, — и что забывали утописты, что забывают нынешние оппортунисты, боящиеся социа­листической революции, — это то обстоятельство, что исторически, несомненно, должна быть особая стадия или особый этап перехода от капитализма к коммунизму.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.