Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФИЛОСОФСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ



Начиная с 1844—1845 гг., когда сложились взгляды Маркса, он был материалистом, в частности сторонником Л. Фейербаха, усматривая и впоследствии его слабые сторо­ны исключительно в недостаточной последовательности и всесторонности его мате­риализма. Всемирно-историческое, «составляющее эпоху» значение Фейербаха Маркс видел именно в решительном разрыве с идеализмом Гегеля и в провозглашении мате­риализма, который еще «в XVIII веке особенно во Франции был борьбой не только против существующих политических учреждений, а вместе с тем против религии и теологии, но и... против всякой метафизики» (в смысле «пьяной спекуляции» в отличие от «трезвой философии») («Святое семейство» в «Литературном Наследстве») . «Для Гегеля, — писал Маркс, — процесс мышления, который он превращает даже под име­нем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель) действитель­ного... У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересажен­ное в человеческую голову и преобразованное в ней» («Капитал», I, послесловие к 2 изд.53). В полном соответствии с этой материалистической философией Маркса и изла­гая ее, Фр. Энгельс писал в «Анти-Дюринге» (см.): — Маркс ознакомился с этим сочи­нением в рукописи — «... Единство мира состоит не в его бытии, а в его материально­сти, которая доказывается... долгим и трудным развитием философии и естествозна­ния... Движение есть форма бытия материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения, движения без материи... Если поставить вопрос,., что такое мышление и познание, откуда они берутся, то мы увидим, что они — продукты челове­ческого мозга и что сам человек — продукт природы, развившийся


52___________________________ В. И. ЛЕНИН

в известной природной обстановке и вместе с ней. Само собою разумеется в силу этого, что продукты человеческого мозга, являющиеся в последнем счете тоже продуктами природы, не противоречат остальной связи природы, а соответствуют ей». «Гегель был идеалист, т. е. для него мысли нашей головы были не отражениями (Abbilder, отобра­жениями, иногда Энгельс говорит об «оттисках»), более или менее абстрактными, дей­ствительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля от­ражениями какой-то идеи, существовавшей где-то до возникновения мира» . В своем сочинении «Людвиг Фейербах», в котором Фр. Энгельс излагает свои и Маркса взгля­ды на философию Фейербаха и которое Энгельс отправил в печать, предварительно пе­речитав старую рукопись свою и Маркса 1844—1845 гг. по вопросу о Гегеле, Фейерба­хе и материалистическом понимании истории, Энгельс пишет: «Великим основным во­просом всякой, а особенно новейшей философии является вопрос об отношении мыш­ления к бытию, духа к природе... что чему предшествует: дух природе или природа ду­ху... Философы разделились на два больших лагеря, сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и кото­рые, следовательно, так или иначе признавали сотворение мира, ... составили идеали­стический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». Всякое иное употребление понятий (философского) идеализма и материализма ведет лишь к путанице. Маркс решительно отвергал не только идеализм, всегда связанный так или иначе с религией, но и распространенную особенно в наши дни точку зрения Юма и Канта, агностицизм, критицизм, позитивизм в различных видах, считая подобную философию «реакционной» уступкой идеализму и в лучшем случае «стыдливым пропусканием через заднюю дверь материализма, изго­няемого на глазах публики» . См. по этому вопросу, кроме названных сочинений Эн­гельса и Маркса, письмо последнего к Энгельсу от 12 декабря 1866 г., где Маркс, отме-


КАРЛ МАРКС__________________________________ 53

чая «более материалистическое», чем обычно, выступление известного естествоиспы­тателя Т. Гёксли и его признание, что, поскольку «мы действительно наблюдаем и мыслим, мы не можем никогда сойти с почвы материализма», упрекает его за «лазей­ку» в сторону агностицизма, юмизма56. В особенности надо отметить взгляд Маркса на отношение свободы к необходимости: «слепа необходимость, пока она не сознана. Свобода есть сознание необходимости» (Энгельс в «Анти-Дюринге») = признание объ­ективной закономерности природы и диалектического превращения необходимости в свободу (наравне с превращением непознанной, но познаваемой, «вещи в себе» в «вещь для нас», «сущности вещей» в «явления»). Основным недостатком «старого», в том числе и фейербаховского (а тем более «вульгарного», Бюхнера-Фогта-Молешотта) ма­териализма Маркс и Энгельс считали (1) то, что этот материализм был «преимущест­венно механическим», не учитывая новейшего развития химии и биологии (а в наши дни следовало бы еще добавить: электрической теории материи); (2) то, что старый ма­териализм был неисторичен, недиалектичен (метафизичен в смысле антидиалектики), не проводил последовательно и всесторонне точки зрения развития; (3) то, что они «сущность человека» понимали абстрактно, а не как «совокупность» (определенных конкретно-исторически) «всех общественных отношений» и потому только «объясня­ли» мир, тогда когда дело идет об «изменении» его, т. е. не понимали значения «рево­люционной практической деятельности».

ДИАЛЕКТИКА

Гегелевскую диалектику, как самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии, Маркс и Энгельс считали величайшим приобретением классической немецкой философии. Всякую иную формулировку принципа развития, эволюции, они считали односторонней, бедной содержанием, уродующей и калечащей действитель­ный ход развития (нередко со скачками, катастрофами, революциями) в природе и


54___________________________ В. И. ЛЕНИН

в обществе. «Мы с Марксом были едва ли не единственными людьми, поставившими себе задачу спасти» (от разгрома идеализма и гегельянства в том числе) «сознательную диалектику и перевести ее в материалистическое понимание природы». «Природа есть подтверждение диалектики, и как раз новейшее естествознание показывает, что это подтверждение необыкновенно богатое» (писано до открытия радия, электронов, пре­вращения элементов и т. п.!), «накопляющее ежедневно массу материала и доказываю­щее, что дела обстоят в природе в последнем счете диалектически, а не метафизиче­ски»57.

«Великая основная мысль, — пишет Энгельс, — что мир состоит не из готовых, за­конченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой пред­меты, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой мысленные их снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, — эта великая основная мысль со времени Гегеля до такой степени вошла в общее сознание, что едва ли кто-нибудь станет оспаривать ее в ее общем виде. Но одно дело признавать ее на словах, другое дело — применять ее в каждом отдельном случае и в каждой дан­ной области исследования». «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежно­го падения, и ничто не может устоять перед нею, кроме непрерывного процесса воз­никновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу». Таким образом диалектика, по Марксу, есть «наука об общих законах движения как внешнего

мира, так и человеческого мышления» .

Эту, революционную, сторону философии Гегеля воспринял и развил Маркс. Диа­лектический материализм «не нуждается ни в какой философии, стоящей над прочими науками». От прежней философии остается «учение о мышлении и его законах — фор­мальная логика и диалектика»59. А диалектика, в понимании


КАРЛ МАРКС__________________________________ 55

Маркса и согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом историче­ски, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к по­знанию.

В наше время идея развития, эволюции, вошла почти всецело в общественное созна­ние, но иными путями, не через философию Гегеля. Однако эта идея в той формули­ровке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более всестороння, гораздо богаче содержанием, чем ходячая идея эволюции. Развитие, как бы повторяю­щее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («от­рицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — раз­витие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — «перерывы постепенно­сти»; превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, давае­мые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на дан­ное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозави­симость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии. (Ср. письмо Маркса к Энгельсу от 8 января 1868 г. с насмешкой над «деревянными трихотомиями» Штейна, которые нелепо смешивать с материалистической диалектикой60.)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.