По дороге из садика, Надя вела себя нервно, капризничала. Я была раздражена, думала, как ее успокоить. Тут увидела женщину у коляски с плачущим ребенком.
-Надя, как ты думаешь, почему плачет ребенок?
-Не знаю. Почему?
-Он не умеет говорить. Плачем он подает сигнал маме, о том, что ему что то нужно. А ты, Надя, умеешь говорить?
-Да, умею.
-Тогда зачем тебе плакать? Ты же можешь сказать, что ты хочешь.
Надя задумалась. Всю оставшуюся дорогу до дома, она была спокойна…
На следующее утро она сказала мне: «Мама, я же умею говорить. Мне не надо плакать.
2 февраля 2004
Молодец! Хоти дальше.
Надя у киоска рассматривает шоколадки:
-Мама, смотри какая шоколадка.
-Да, вижу.
-Я хочу такую шоколадку.
-Молодец, хоти.
-А ты можешь мне ее купить?
-Нет, не могу.
-Почему?
-У меня с собой есть деньги на дорогу к бабушке и завтра на работу.
-А, ну ладно, в другой раз,- говорит Надя и спокойно отходит от ларька.
8 февраля 2004г.
Принцип сперматозоида.
Автор этого принципа М.Е. Литвак. Подробно он описан в книге «Принцип сперматозоида». Я приведу лишь его суть:
Человек всегда стремится попасть в рай, т. е. стать первым, и идет против препятствий, обходя их, и лишь на финише пытается их протаранить.
М.Е. сформулировал правило, вытекающее из этого принципа:
Хочешь от человека чего-нибудь добиться - запрети ему это и создай преодолимое препятствие средней трудности.
Верно и обратное: Не чини препятствий, и человек туда не пойдет.
Путь человека определен его способностями. Не мешайте ребенку, и он сам найдет для себя правильный путь! (М. Е. Литвак)
Я, как только узнала о принципе сперматозоида, сразу стала его применять в общении с Надей. Результаты превзошли мои ожидания. Принцип работает безотказно, и, кстати, не только с детьми.
Надя в садике не хочет одевать юбку:
-Я так пойду.
-Иди так, если ты так хочешь. А я бы на твоем месте, одела юбочку , мне больше нравится в юбочке ходить.
- Буду одевать,- сказала Надя.
********************
Надя взяла мою тетрадь и начала рисовать в ней. Я спросила:
-Надя, ты не хочешь порисовать в другой тетради?
-Нет, хочу в этой.
- Хорошо. Рисуй. Но тогда мне придется купить новую тетрадь и я не смогу купить тебе сок.
Надя еще больше мешает, привлекает к себе внимание сестры. Страсти накаляются.
Я наблюдаю из соседней комнаты:
-Аня, ты помнишь, я тебе рассказывала про принцип сперматозоида?
Аня (с недоверием):
-Что я ей должна сказать- иди сюда- и она уйдет?
-Ну не знаю, попробуй.
Аня:
- Надя, иди ко мне, закрой дверь, пусть мама спит.
Надя:
-Нет, я пойду к маме.
И действительно пошла спать.
*****************************
Надя не хочет идти в садик.
-Мама, можно я не пойду сегодня в садик?
-Не ходи. А ты готова остаться дома одна?
-Нет, мама, я пойду в садик.
Сразу встает, одевается:
-Мама, я готова, пойдем.
15марта 2004(3 года)
Мама, я люблю тебя.
Утро. Я приехала из Москвы, с семинара.
Захожу в комнату. Бужу Надю. Она открыла глаза, улыбается:
-Мама, ты приехала…
Тянет ко мне руки. Я беру ее на руки, крепко обнимаю. Она, обняв меня:
-Мама, я люблю тебя.
Обняла еще крепче:
-Я тебя очень люблю!
-Я тоже тебя люблю, Надюша - сквозь слезы ответила я.
Я счастлива!
Но почему же я плачу? Может быть потому, что сама не получила материнскую любовь, и никогда не говорила таких слов своей маме.
Надя говорит мне о любви! Я исправила ошибку своих родителей, которые, не дав мне любви, лишили себя такого счастья.
Хочешь, чтобы тебя любили – люби. (Римский философ Сенека).
Я эту любовь заслужила. А мои родители не виноваты. Они растили меня так же, как растили их.
18 марта2004(3года)
Что такое любовь?
Вечер. Надя забралась ко мне на колени, целует меня:
-Мамочка, я тебя так сильно люблю!
-А ты знаешь, что такое любовь?
-Нет. А что?
-Любовь- это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Я тебя люблю. Я заинтересована в твоем развитии. Моя любовь к тебе измеряется тем, что ты научилась делать с моей помощью. Что ты умеешь делать? Говорить умеешь?
-Да, умею.
-Кушать сама умеешь?
-Да.
-Одеваться?
-Да.
-Мыться?
-Да.
-Со стола вытирать, посуду мыть умеешь?
-Да. Еще я играть умею!
-Точно, молодец. Песни петь, танцевать, стихи рассказывать умеешь?
-Да, умею.
- Вот как ты много всего умеешь делать! Как я тебя сильно люблю! А ты заинтересована в моем развитии?
-Да.
-Знаешь, зачем я езжу в Москву?
-Зачем?
-Я езжу туда учиться. Я развиваюсь и потом смогу передать тебе свои новые знания. Когда я приехала из Москвы, что ты мне сказала?