Я, мама, Надя приехали в деревню Изора посмотреть дом и договориться с хозяйкой об условиях съема.
Подошли к дому и я, увидев довольно высокое крыльцо, сказала, что надо будет постоянно следить за Надей, чтобы она не упала оттуда. Надя, конечно же, это слышала, но я тогда еще не воспринимала ее, как человека. Осознание того, что ребенок человек, случилось со мной гораздо позже.
А тогда, пока мы разговаривали с хозяйкой, стоя рядом с домом, Надя осваивала высокие ступеньки. Она научилась и подниматься наверх, и спускаться вниз. Вниз она спускалась задом, держась руками за верхнюю ступеньку. И ведь сама додумалась.
Мы были в восторге. И главное, мы были уверены, что Надя в безопасности - так она ловко справлялась с этой лестницей.
Тогда я еще не вела дневник и не занималась у Литвака. Вспомнила этот случай, наверное, потому, что тогда впервые в мою голову закралось подозрение, что Надя, несмотря на столь юный возраст все понимает.
Июль 2002(1,4 года)
Оказывается, с Надей можно договориться.
К сожалению, озеро от нашей деревни было далеко. Туда надо было ехать на автобусе минут 15, а потом идти пешком километра 2. Время нахождения у озера ограничивалось еще и тем, что автобус ездил в нашу сторону только 2 раза в день, и нам в определенное время нужно было уйти с озера и успеть на автобус.
Наде не нравилось сидеть в коляске, она постоянно вылезала из нее, и путь от шоссе до озера получался долгим. Я нервничала, пыталась усадить ее обратно, но она продолжала вылезать.
В один прекрасный день мы снова поехали на озеро. С нами были Аня с подружкой и мой брат с другом.
Когда мы вышли из автобуса, Надя стала капризничать, не хотела садиться в коляску.
Тогда я присела перед ней на корточки и попросила ее сесть в коляску. Она села!
Дальше было еще интереснее.
-Надя, ты хочешь купаться в озере?
-Да,- кивала она.
-Понимаешь, когда ты вылезаешь из коляски, мы очень долго идем к озеру. Давай договоримся, что ты будешь вылезать только тогда, когда увидишь озеро, когда мы уже будем на пляже, хорошо?
Конечно, я тогда не была уверена в том, что Надя меня поняла. Но до озера мы доехали быстро, и Надя не разу не вылезла.
Когда друг брата спросил у меня, что это случилось с Надей, я ответила, что мы с ней договорились.
Интересно еще и то, что больше мы к этому разговору не возвращались. Теперь мы добирались до озера быстро. Я бегом везла коляску с Надей к озеру. Она всю дорогу сидела, но как только мы въезжали на пляж, вылезала из коляски.
Так же я договорилась с ней, когда мы ходили в магазин. Идти надо было вдоль шоссе. Один магазин был за 1,5 км, другой за 3. Я попросила Надю вылезать из коляски только тогда, когда мы подходим к магазину. По дороге я бежала, и Наде это очень нравилось.
Тогда я еще не занималась психологией, но интуитивно нашла правильный способ общения с дочерью. Я поняла, что с ребенком не просто нужно разговаривать, с ребенком нужно общаться на «равных», «глаза в глаза» и не сюсюкать, уважать в нем личность.
12 октября 2003(2года 7мес.)
Случай в маршрутке.
Ехали в маршрутке к бабушке. Надя сидела рядом со мной.
Стал набиваться народ, и надо было освободить место.
-Надя, сядешь ко мне на колени?
-Нет, - ответила она.
Тогда я взяла и насильно посадила ее к себе на колени.
Что тут началось!
Она вырывалась, орала. Я еле удерживала ее и думала, что же я не так сделала.
Когда мы вышли на улицу, Надя продолжала плакать. А я вдруг поняла, в чем дело. Пробило меня.
Я села перед ней на корточки и спросила:
-Надя, я обидела тебя тем, что насильно посадила на колени?
-Да, - ответила она.
-Надя, прости меня, пожалуйста!
У нее тут же высохли слезы. Мы обнялись и сидели так несколько минут.
Мимо проходили люди, а мы как будто выпали из этого мира, мы были вдвоем - только Надя и я. Это был момент истины.
Вечером я долго не могла уснуть. Меня охватил ужас от осознания того, какой вред можно нанести ребенку, просто посадив его к себе на колени.
Насколько же загажены были мои мозги! Я не понимала таких элементарных вещей!
За что ребенок должен любить родителей? За постоянное насилие?
На обратном пути от бабушки, сели в пустую маршрутку. Я спросила у Нади: ---Ты сядешь ко мне на колени, если будет много народу?
-Нет, мама, я хочу сама сидеть.
-Хорошо.
Когда маршрутка стала заполняться людьми, я спросила еще раз, но ответ был тот же. Тогда я передала водителю деньги за Надино место.
Одна дама попросила взять ребенка на колени. Когда я сказала, что место оплачено, она недовольно фыркнула. Да, действительно, это необычно, когда за такого маленького ребенка платят. Дама была удивлена. Я бы, наверное, тоже удивилась, встретив такое раньше.
Конечно, я не собираюсь теперь платить за Надю всегда. Буду думать, искать решение, что бы и ей и мне стало хорошо…
Решение нашлось сразу.
Вышли из маршрутки. Надя попросила купить ей сок в ларьке. И тут меня осенило. В следующий раз я предложу ей выбирать - либо сок, либо отдельное место в маршрутке…
Декабрь 2003(2,9)
Проверка
Я была на семинаре. Надя оставалась у бабушки.
Рассказ бабушки:
На прогулке Надя, увидев играющих детей, остановилась и сказала:
-Это мои игрушки! - и хитро так посмотрела на бабушку.
Бабушка ответила:
-Нет, Надя, это не твои игрушки.
Я бы задала встречный вопрос:
-Почему ты решила, что это твои игрушки?
А бабушка не прошла экзамен. Можно подумать, Надя сама не знает, чьи это игрушки.