Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стилистические особенности ФЕ



 

Состав ФЕ русского языка, так же, как и состав слов, с экспрессивно-стилистической т.з. неоднороден. Его можно разделить условно на 3 группы:

межстилевая фразеология

разговорно-бытовая фразеология

книжная фразеология

 

Межстилевые ФЕ, как и межстилевые слова, являются наименованиями явлений объективной действительности без какой-либо их оценки: сдержать слово

от всего сердца

игра слов

время от времени

В синонимическом ряду такие ФЕ выступают как стилистически нейтральные:

сошел с ума – не все дома – повредился в уме –

винтика не хватает;

сидеть сложа руки – лодыря корчить – бить баклуши

 

Разговорно-бытовые ФЕ употребляются преимущественно в устной речи. Они отличаются от межстилевых более узкой сферой употребления и «сниженной» экспрессиво-стилистической окраской (ласк., бран, ирон., презрит., шутл., фамильярный). Эти свойства разговорно-бытовых ФЕ особенно ярко видны при сравнении с синонимичными общеупотребительными словами:

убежатьнавострить лыжи;

умереть – сыграть в ящик, дать дуба;

насквозь – до последней нитки;

точно (ровно) – ни много ни мало…

Книжные ФЕ отличаются от разговорно-бытовых иной сферой употребления и «повышенной» экспрессивно-стилистической окраской. Свойства этих ФЕ тоже яснее всего проявляются в сравнении с синонимичными общеупотребительными словами:

похороны – последний путь;

умереть – сойти в могилу;

деньги – золотой телец;

армия – вооруженные силы

Особый разговор о стилистическом использовании ФЕ в художественной литературе. Писатели, поэты, публицисты очень часто употребляют ФЕ творчески: иногда без изменений, а иногда и трансформируя их, придавая им и новое содержание:

«отец семейства» у А.С.Пушкина:

…Глава повес, трибун трактирный, теперь же добрый и простой отец семейства холостой (каламбур)

 

Исследование художественных произведений и публицистики XIX-XX вв. позволяет определить основные приемы индивидуально-авторской обработки и употребления ФЕ:

 

1. Наполнение ФЕ новым содержанием при сохранении его лексико-грамматической целостности:

Н-р: И. С. Тургенев «Как хороши, как свежи были розы» использовал слова И. С. Мятлева «Розы» (с. 151)

 

2. Обновление лексико-грамматической стороны ФЕ при сохранении его значения и основной структуры; в таких случаях обновление ФЕ заключается в замене одного из его компонентов синонимом или в расширении его состава:

Вагон еще лежал в объятьях сна (Морфея); А славянофилы? Народники? – Одних уж нет, а те далече от действительности, – ответил Туробаев (М.Г.)

 

3. Образование по аналогии с общеупотребительными фразеологизмами новых, индивидуально-авторских фразеологизмов:

Люблю я земщину, но странную любовью (С.-Щ.)

Во всю Ивановскую трачу деньги, которые получил за своего «Иванова» (Ч.)

его сивушество (С.-Щ.) – его сиятельство

ваше местоимение (Ч.) – благородие

 

4. Пожалуй, наиболее часто с целью особой художественной выразительности используется не фразеологический оборот как таковой, а его общий образ или содержание. В этом случае фразеологизма как целостной языковой единицы собственно уже нет. Однако для правильного понимания контекста и восприятия его эстетических качеств необходимо знать исходный фразеологизм:

Если я умру раньше вас, то шкаф благоволите выдать моим прямым наследникам, которые на его полки положат свои зубы (Ч.)

 

5. Контаминация

Н-р: И никаких гвоздей! И гвоздь сезона.

Солдаты требовали, чтобы показывали иностранные фильмы… даешь Фербенкса и Мэри Пикфорд, и никаких других «гвоздей сезона»!

 

Естественно, что указанные приемы художественно-выразительной трансформации фразеологических оборотов под пером художников слова могут совмещаться.

 

Мастером трансформации ФЕ был Ф. М. Достоевский:

– Вы в уме или нет? – вырвалось невольно у председателя. – То-то и есть, что в уме… и в подлом уме (Бр.Кар.)

Я, может быть, умен. Но будь я семи пядей во лбу, непременно тут же найдется в обществе человек в восьми пядей во лбу, и я погиб (Подросток).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.