Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Мероприятия по совершенствованию финансового контроля в России



 

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Серьезной проблемой России в сфере государственного управления является отсутствие генеральной линии в практическом формировании органов, призванных обеспечить контроль за достоверностью формирования бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения его проекта, целевым, эффективным и результативным использованием бюджетных средств[25]. Вследствие этого сложилось переплетение различных тенденций, не позволяющих сформировать единую, стройную и эффективную систему, в результате чего отсутствует взаимосвязанность указанных органов в их компетенции, методиках и результатах. В структурном аспекте создание полноценной системы органов государственного финансового контроля в Российской Федерации завершилось с принятием Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности региональных и муниципальных контрольно-счетных органов».

Помимо структурного, данная система должна также отвечать требованию методологического единства, а также функциональной определенности, по той простой причине, что отсутствие унифицированных методик и принципов осуществления контрольных мероприятий приводит к несовместимости полученных результатов и, соответственно, не позволяет объективно оценить деятельность института государственной власти.

Эффективность системы органов государственного финансового контроля обеспечивается на основе четкого определения их функций, разграничения полномочий, координации деятельности и видов ответственности, что говорит о необходимости унификации и стандартизации контрольной функции управления. Между тем на сегодняшний день российские реалии, к сожалению, не соответствуют указанным критериям. Это обстоятельство является серьезной преградой на пути к созданию отлаженного механизма контроля публичных финансов.

Необходимо развитие деятельности Счетной палаты, связанной с анализом стратегических рисков в системе государственного прогнозирования и планирования использования государственных ресурсов, а также с оценкой показателей социально‐экономического развития.

Ключевая задача Счетной палаты – представлять Президенту Российской Федерации, Государственной Думе, Совету Федерации, обществу объективную и независимую информацию о формировании и исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, состоянии бюджетной системы Российской Федерации, о качестве законопроектов, требующих бюджетного финансирования, о законности, эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по управлению и распоряжению государственными финансами и иными ресурсами, причинах и последствиях выявленных нарушений, возможностях их устранения.

Совершенствование действующих и разработка новых стандартов будет осуществляться для обеспечения методологической базы исполнения полномочий Счетной палаты в соответствии с Федеральным законом № 41‐ФЗ.

Согласно Стратегии развития РФ необходимо осуществление следующих мероприятий:

- разработка системы стандартов государственного аудита (контроля), базирующейся на положениях Федерального закона № 41‐ФЗ и системе международных стандартов ИНТОСАИ, а также передовом опыте зарубежных органов государственного аудита (контроля);

- оказание содействия в организации и развитии системы внутреннего аудита, методологической и методической помощи федеральным государственным органам и органам управления, государственным внебюджетным фондам при разработке стандартов внутреннего аудита с учетом лучшей мировой практики;

- оказание методической помощи контрольно‐счетным органам субъектов Российской Федерации и контрольно‐счетным органам муниципальных образований и анализ соблюдения общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля с целью повышения результативности контрольной и экспертно‐аналитической деятельности органов внешнего контроля;

- постоянное взаимодействие с высшими органами финансового контроля зарубежных стран, международными организациями в области развития и совершенствования государственного аудита (контроля).

Помимо всего прочего, необходимо систематизировать работу по осуществлению мониторинга и выявлению причин недопоступления доходов в бюджет, включая оценку качества администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета, а также переход к глубокому анализу экономической эффективности существующей системы налоговых льгот и преференций с целью их дальнейшей оптимизации.Это позволит повысить качество реализации полномочий Счетной палаты по проведению комплексного анализа мер налоговой политики с точки зрения их стимулирующего характера на развитие, модернизацию и структурную перестройку экономики, на улучшение делового климата.

В условиях формирования дефицитного бюджета повышается значимость последовательного внедрения процедур внешнего государственного аудита на всех стадиях приватизационных сделок, контроля законности действий органов исполнительной власти по вовлечению в оборот земельных ресурсов и по управлению и распоряжению государственным имуществом, включая объекты культурного наследия.

Необходимо выстроить системную работу по обеспечению комплексного и всеобъемлющего аудита (контроля) расходования бюджетных средств с учетом их объемов и общественной значимости.

Должно быть повышено качество аудита (контроля) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации с внедрением современных методов анализа оценки системы рисков устойчивости бюджетной системы и с учетом состояния внешенго долга РФ.

Следует повысить качество и глубину контроля за деятельностью Центрального банка Российской Федерации, стабильностью и развитием национальной платежной системы, банков и небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему, финансовых рынков.

Сохраняют свою актуальность вопросы совершенствования контроля за размещением и использованием средств суверенных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), а также эффективности инвестирования средств Фонда национального благосостояния в экономику страны.

Безусловный приоритет в деятельности Счетной палаты – совершенствование системы контроля и осуществление непрерывного мониторинга состояния региональных и местных бюджетов, в том числе государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований, методов аудита межбюджетных трансфертов, анализ методик их распределения и принятие ряда других мер, способствующих развитию самодостаточности регионов, сбалансированности региональных и местных бюджетов, а также росту их налогового потенциала.

 

Заключение

 

В процессе написания курсовой работы были изучены позиции современных отечественных и зарубежных научных деятелей - экономистов по возникающим и неотложным проблемам сущности и значения финансового контроля. Финансы могут успешно функционировать, когда они хорошо составлены, самостоятельны и управляемы, а также направлены на достижение первоочередных необходимых задач развития экономики. Укрепление финансовой дисциплины и эффективный финансовый контроль приобретают особую значимость при переходе к рыночной экономике, когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, подлежащие искоренениию путем использования финансового контроля на практике.

С точки зрения практических позиций финансового контроля, как показало проведённое исследование, наиболее существенными факторами повышения его эффективности являются:

- усиление информационного обеспечения, отвечающее аналитическим целям контроля,

- гарантирование полноты и достоверности исходных данных об объекте контроля,

- придание широкой гласности при принятии решений и исполнении бюджетов различных уровней путём регулярного освещения в периодической печати текущего исполнения бюджета и отчётов контрольно-счётных органов на местах;

- совершенствование научно-методического обеспечения контроля в целях дифференциации деятельности субъектов контроля;

- усиление оперативности и комплексности контроля путем использования специальных методик;

- рациональное использование денежных, материальных, трудовых и природных ресурсов.

Главным камнем преткновения в вопросе формирования эффективного контрольного механизма публичных финансов в Российской Федерации является отсутствие его общепринятой концепции. Выстраивание полноценной отечественной системы государственного финансового контроля требует системного решения разнообразных проблем, что возможно только в рамках научно обоснованной комплексной теории. Отсутствие научной теории контроля, учитывающей закономерности развития России, - одна из главных причин, тормозящих не только формирование действенной правовой базы контроля, но и практическое создание тесно взаимодействующих друг с другом элементов единой государственной контрольной системы.

На современном историческом этапе решать насущные проблемы с помощью механического копирования и привнесения мирового опыта стало уже невозможным. Укрепление России и взятый ею ориентир на построение системы эффективного управления требуют корректировки перенимаемых инструментов и методов, а также, в обязательном порядке, формирования собственной генеральной линии развития. В связи с этим разработка концепции государственного финансового контроля, которая стала бы базой для решения существующих проблем в освещаемой сфере, сегодня актуальна как никогда. Конечно, решать стоящие задачи представляется возможным и без зафиксированной общей теории, но при этом данное решение различных проблем будет носить несистемный характер и станет в большей мере подвержено центробежному влиянию различных интересов. Таким образом, разработка и принятие концепции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации должна стать приоритетным направлением в сфере повышения эффективности управления страной.

Итак, отсутствие общепринятой концепции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации, основанной на чётком представлении о его природе и методологических постулатах, является основной причиной безрезультатного и недостаточно эффективного исследования проблем реализации контрольной функции государственного управления в финансовой сфере, а также практического применения выдвигаемых предложений для их решения.

В настоящее время и на новом этапе совершенствования деятельности финансового контроля Счетная палата, прежде всего, видит свою задачу в повышении результативности своей аудиторской работы, а во главу угла ставит информационную прозрачность всех процессов своей деятельности.

Разрабатываемые мероприятия по совершенствованию должны стать основой для формирования приоритетов функционирования Счетной палаты, концепций работы по направлениям ее деятельности, а также для подготовки годовых планов работы.

 

 

Список использованной литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" // СПС «Консультант плюс»

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах [http://news.kremlin.ru/acts/15786].

3. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации [http://news.kremlin.ru/news/17118].

4. Резолюция Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций № А/RES/66/209 «Содействие повышения эффективности, подотчетности, результативности и прозрачности государственного управления путем укрепления высших ревизионных учреждений» от 22.12.2011 [http://daccess-ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/471/38/PDF/N1147138].

5. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году).

6. Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М., 2012. С. 95.

7. Белов, В. А. Финансово-правовые институты зарубежных стран : учеб. пособие / В. А. Белов, М. М. Прошунин. – М. : РИОР : ИНФРА-М, 2012. – 298 с.

8. Бирюков А.И. Институционально-экономическое моделирование казначейского контроля: координационный аспект // Финансы и кредит. 2009. N 5(173). С. 41.

9. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль. Вопросы теории и практики. М., 2011. С. 19.

10. Горбунова О.Н. Доклад на международной научно-практической конференции "Финансовое право в условиях рынка в ХХI веке", посвященной юбилею кафедры финансового права и бухгалтерского учета МГЮА.

11. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2013. С. 22.

12. Грачева Е.Ю. Финансовая деятельность и финансовый контроль в системе социального управления // Финансовое право. 2013. N 2. С. 11.

13. Грачева, Е. Ю. Финансовое право: схемы с комментариями : учеб. пособие / Е. Ю. Грачева. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Проспект, 2013. – 110 с.

14. Евстигнеев, Е. Н. Финансовое право : учеб. пособие / Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. – СПб. : Питер, 2011. – 270 с.

15. Ицкович Б.Ф. Институциональное развитие системы органов финансово-хозяйственного контроля России. Практический аспект // Финансы и кредит. 2012. N 2(170). С. 61.

16. Карасёва М.В. - Отв. ред. Финансовое право России 4-е изд. Учебное пособие для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — 369 с.

17. Максимов Ю.Ю. Аудиторская практика в государственном секторе и государственный контроль / Ю.Ю.Максимов, Ю.Н.Максимов // Финансы. – 2012. – №11.

18. Овсянников Л.Н. Природа финансового контроля. – Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал 2012, № 3.

19. Региональный финансовый контроль в современной России: Монография / Е.Н. Кондрат. – М.: Юстицинформ, 2011. – 234 с.

20. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. М., 2012. С. 11 - 12.

21. Савченко Л. А. Правовые основы финансового контроля : науч. пособие. / Л. А. Савченко. – Киев: Юринком Интер, 2008. – 504 C.

22. Саттарова Н.А. К вопросу о государственном финансовом контроле. - "Финансовое право", 2011, N 1 – 24 с.

23. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего / С.В. Степашин. – Москва : Наука, 2012. – 608 с.

24. Финансовое право : практикум / под ред. Е. Ю. Грачевой. – М. : Проспект, 2011. – 95 с.

25. Финансовое право : учеб. для бакалавров / отв. ред. Е. М. Ашмарина. – М. : Юрайт, 2013. – 429 с.

26. Финансовое право России : учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. М. В. Карасева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 369 с.

27. Финансовое право Российской Федерации : учебник / под ред. М. В. Карасевой. – М. : КНОРУС, 2012. – 270 с.

28. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М., 2009. С. 38.

29. gov.ru - Счётная палата РФ

30. Sbiblio.com - Библиотека научной литературы

31. Ru.wikipedia.org - свободная энциклопедия Википедия

 

 


[1] Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль. Вопросы теории и практики. М., 2011. С. 19.

[2] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. М., 2012. С. 11 - 12.

[3] Овсянников Л.Н. Природа финансового контроля. – Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал 2012, № 3 – с. 15

[4] Финансовое право : практикум / под ред. Е. Ю. Грачевой. – М. : Проспект, 2011. – 95 с.

[5] Финансовое право Российской Федерации : учебник / под ред. М. В. Карасевой. – М. : КНОРУС, 2012. –с. 37

[6] Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М., 2012. С. 81.

[7] Грачева Е.Ю. Финансовая деятельность и финансовый контроль в системе социального управления // Финансовое право. 2013. N 2. С. 11.

[8] Горбунова О.Н. Доклад на международной научно-практической конференции "Финансовое право в условиях рынка в ХХI веке", посвященной юбилею кафедры финансового права и бухгалтерского учета МГЮА.

[9] Грачева, Е. Ю. Финансовое право: схемы с комментариями : учеб. пособие / Е. Ю. Грачева. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Проспект, 2013. – С. 16.

[10] Карасёва М.В. - Отв. ред. Финансовое право России 4-е изд. Учебное пособие для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — с.164

[11] Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М., 2012. С. 95.

[12] Там же. С. 25

[13] Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. С. 8 - 10

[14] Саттарова Н.А. К вопросу о государственном финансовом контроле. - "Финансовое право", 2011, N 1 – с. 14

[15] Саттарова Н.А. К вопросу о государственном финансовом контроле. - "Финансовое право", 2011, N 1 –с. 16

[16] Ицкович Б.Ф. Институциональное развитие системы органов финансово-хозяйственного контроля России. Практический аспект // Финансы и кредит. 2012. N 2(170). С. 61.

[17] Бирюков А.И. Институционально-экономическое моделирование казначейского контроля: координационный аспект // Финансы и кредит. 2009. N 5(173). С. 41.

[18] Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М., 2009. С. 38.

[19] Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. С. 22.

[20] Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"

[21] Финансовое право России : учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. М. В. Карасева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 369 с.

[22] Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего / С.В. Степашин. – Москва : Наука, 2012. – 608 с.

[23] Овсянников Л.Н. Природа финансового контроля. – Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал 2012, № 3.

[24] Максимов Ю.Ю. Аудиторская практика в государственном секторе и государственный контроль / Ю.Ю.Максимов, Ю.Н.Максимов // Финансы. – 2012. – №11. – с. 31

[25] Региональный финансовый контроль в современной России: Монография / Е.Н. Кондрат. – М.: Юстицинформ, 2011. – с. 124

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.