Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).
Серьезной проблемой России в сфере государственного управления является отсутствие генеральной линии в практическом формировании органов, призванных обеспечить контроль за достоверностью формирования бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения его проекта, целевым, эффективным и результативным использованием бюджетных средств[25]. Вследствие этого сложилось переплетение различных тенденций, не позволяющих сформировать единую, стройную и эффективную систему, в результате чего отсутствует взаимосвязанность указанных органов в их компетенции, методиках и результатах. В структурном аспекте создание полноценной системы органов государственного финансового контроля в Российской Федерации завершилось с принятием Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности региональных и муниципальных контрольно-счетных органов».
Помимо структурного, данная система должна также отвечать требованию методологического единства, а также функциональной определенности, по той простой причине, что отсутствие унифицированных методик и принципов осуществления контрольных мероприятий приводит к несовместимости полученных результатов и, соответственно, не позволяет объективно оценить деятельность института государственной власти.
Эффективность системы органов государственного финансового контроля обеспечивается на основе четкого определения их функций, разграничения полномочий, координации деятельности и видов ответственности, что говорит о необходимости унификации и стандартизации контрольной функции управления. Между тем на сегодняшний день российские реалии, к сожалению, не соответствуют указанным критериям. Это обстоятельство является серьезной преградой на пути к созданию отлаженного механизма контроля публичных финансов.
Необходимо развитие деятельности Счетной палаты, связанной с анализом стратегических рисков в системе государственного прогнозирования и планирования использования государственных ресурсов, а также с оценкой показателей социально‐экономического развития.
Ключевая задача Счетной палаты – представлять Президенту Российской Федерации, Государственной Думе, Совету Федерации, обществу объективную и независимую информацию о формировании и исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, состоянии бюджетной системы Российской Федерации, о качестве законопроектов, требующих бюджетного финансирования, о законности, эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по управлению и распоряжению государственными финансами и иными ресурсами, причинах и последствиях выявленных нарушений, возможностях их устранения.
Совершенствование действующих и разработка новых стандартов будет осуществляться для обеспечения методологической базы исполнения полномочий Счетной палаты в соответствии с Федеральным законом № 41‐ФЗ.
Согласно Стратегии развития РФ необходимо осуществление следующих мероприятий:
- разработка системы стандартов государственного аудита (контроля), базирующейся на положениях Федерального закона № 41‐ФЗ и системе международных стандартов ИНТОСАИ, а также передовом опыте зарубежных органов государственного аудита (контроля);
- оказание содействия в организации и развитии системы внутреннего аудита, методологической и методической помощи федеральным государственным органам и органам управления, государственным внебюджетным фондам при разработке стандартов внутреннего аудита с учетом лучшей мировой практики;
- оказание методической помощи контрольно‐счетным органам субъектов Российской Федерации и контрольно‐счетным органам муниципальных образований и анализ соблюдения общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля с целью повышения результативности контрольной и экспертно‐аналитической деятельности органов внешнего контроля;
- постоянное взаимодействие с высшими органами финансового контроля зарубежных стран, международными организациями в области развития и совершенствования государственного аудита (контроля).
Помимо всего прочего, необходимо систематизировать работу по осуществлению мониторинга и выявлению причин недопоступления доходов в бюджет, включая оценку качества администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета, а также переход к глубокому анализу экономической эффективности существующей системы налоговых льгот и преференций с целью их дальнейшей оптимизации.Это позволит повысить качество реализации полномочий Счетной палаты по проведению комплексного анализа мер налоговой политики с точки зрения их стимулирующего характера на развитие, модернизацию и структурную перестройку экономики, на улучшение делового климата.
В условиях формирования дефицитного бюджета повышается значимость последовательного внедрения процедур внешнего государственного аудита на всех стадиях приватизационных сделок, контроля законности действий органов исполнительной власти по вовлечению в оборот земельных ресурсов и по управлению и распоряжению государственным имуществом, включая объекты культурного наследия.
Необходимо выстроить системную работу по обеспечению комплексного и всеобъемлющего аудита (контроля) расходования бюджетных средств с учетом их объемов и общественной значимости.
Должно быть повышено качество аудита (контроля) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации с внедрением современных методов анализа оценки системы рисков устойчивости бюджетной системы и с учетом состояния внешенго долга РФ.
Следует повысить качество и глубину контроля за деятельностью Центрального банка Российской Федерации, стабильностью и развитием национальной платежной системы, банков и небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему, финансовых рынков.
Сохраняют свою актуальность вопросы совершенствования контроля за размещением и использованием средств суверенных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), а также эффективности инвестирования средств Фонда национального благосостояния в экономику страны.
Безусловный приоритет в деятельности Счетной палаты – совершенствование системы контроля и осуществление непрерывного мониторинга состояния региональных и местных бюджетов, в том числе государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований, методов аудита межбюджетных трансфертов, анализ методик их распределения и принятие ряда других мер, способствующих развитию самодостаточности регионов, сбалансированности региональных и местных бюджетов, а также росту их налогового потенциала.
Заключение
В процессе написания курсовой работы были изучены позиции современных отечественных и зарубежных научных деятелей - экономистов по возникающим и неотложным проблемам сущности и значения финансового контроля. Финансы могут успешно функционировать, когда они хорошо составлены, самостоятельны и управляемы, а также направлены на достижение первоочередных необходимых задач развития экономики. Укрепление финансовой дисциплины и эффективный финансовый контроль приобретают особую значимость при переходе к рыночной экономике, когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, подлежащие искоренениию путем использования финансового контроля на практике.
С точки зрения практических позиций финансового контроля, как показало проведённое исследование, наиболее существенными факторами повышения его эффективности являются:
- гарантирование полноты и достоверности исходных данных об объекте контроля,
- придание широкой гласности при принятии решений и исполнении бюджетов различных уровней путём регулярного освещения в периодической печати текущего исполнения бюджета и отчётов контрольно-счётных органов на местах;
- совершенствование научно-методического обеспечения контроля в целях дифференциации деятельности субъектов контроля;
- усиление оперативности и комплексности контроля путем использования специальных методик;
- рациональное использование денежных, материальных, трудовых и природных ресурсов.
Главным камнем преткновения в вопросе формирования эффективного контрольного механизма публичных финансов в Российской Федерации является отсутствие его общепринятой концепции. Выстраивание полноценной отечественной системы государственного финансового контроля требует системного решения разнообразных проблем, что возможно только в рамках научно обоснованной комплексной теории. Отсутствие научной теории контроля, учитывающей закономерности развития России, - одна из главных причин, тормозящих не только формирование действенной правовой базы контроля, но и практическое создание тесно взаимодействующих друг с другом элементов единой государственной контрольной системы.
На современном историческом этапе решать насущные проблемы с помощью механического копирования и привнесения мирового опыта стало уже невозможным. Укрепление России и взятый ею ориентир на построение системы эффективного управления требуют корректировки перенимаемых инструментов и методов, а также, в обязательном порядке, формирования собственной генеральной линии развития. В связи с этим разработка концепции государственного финансового контроля, которая стала бы базой для решения существующих проблем в освещаемой сфере, сегодня актуальна как никогда. Конечно, решать стоящие задачи представляется возможным и без зафиксированной общей теории, но при этом данное решение различных проблем будет носить несистемный характер и станет в большей мере подвержено центробежному влиянию различных интересов. Таким образом, разработка и принятие концепции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации должна стать приоритетным направлением в сфере повышения эффективности управления страной.
Итак, отсутствие общепринятой концепции развития государственного финансового контроля в Российской Федерации, основанной на чётком представлении о его природе и методологических постулатах, является основной причиной безрезультатного и недостаточно эффективного исследования проблем реализации контрольной функции государственного управления в финансовой сфере, а также практического применения выдвигаемых предложений для их решения.
В настоящее время и на новом этапе совершенствования деятельности финансового контроля Счетная палата, прежде всего, видит свою задачу в повышении результативности своей аудиторской работы, а во главу угла ставит информационную прозрачность всех процессов своей деятельности.
Разрабатываемые мероприятия по совершенствованию должны стать основой для формирования приоритетов функционирования Счетной палаты, концепций работы по направлениям ее деятельности, а также для подготовки годовых планов работы.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" // СПС «Консультант плюс»
2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах [http://news.kremlin.ru/acts/15786].
3. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации [http://news.kremlin.ru/news/17118].
4. Резолюция Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций № А/RES/66/209 «Содействие повышения эффективности, подотчетности, результативности и прозрачности государственного управления путем укрепления высших ревизионных учреждений» от 22.12.2011 [http://daccess-ddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/471/38/PDF/N1147138].
5. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году).
6. Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М., 2012. С. 95.
7. Белов, В. А. Финансово-правовые институты зарубежных стран : учеб. пособие / В. А. Белов, М. М. Прошунин. – М. : РИОР : ИНФРА-М, 2012. – 298 с.
8. Бирюков А.И. Институционально-экономическое моделирование казначейского контроля: координационный аспект // Финансы и кредит. 2009. N 5(173). С. 41.
9. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль. Вопросы теории и практики. М., 2011. С. 19.
10. Горбунова О.Н. Доклад на международной научно-практической конференции "Финансовое право в условиях рынка в ХХI веке", посвященной юбилею кафедры финансового права и бухгалтерского учета МГЮА.
11. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2013. С. 22.
12. Грачева Е.Ю. Финансовая деятельность и финансовый контроль в системе социального управления // Финансовое право. 2013. N 2. С. 11.
13. Грачева, Е. Ю. Финансовое право: схемы с комментариями : учеб. пособие / Е. Ю. Грачева. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Проспект, 2013. – 110 с.
14. Евстигнеев, Е. Н. Финансовое право : учеб. пособие / Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. – СПб. : Питер, 2011. – 270 с.
15. Ицкович Б.Ф. Институциональное развитие системы органов финансово-хозяйственного контроля России. Практический аспект // Финансы и кредит. 2012. N 2(170). С. 61.
16. Карасёва М.В. - Отв. ред. Финансовое право России 4-е изд. Учебное пособие для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — 369 с.
17. Максимов Ю.Ю. Аудиторская практика в государственном секторе и государственный контроль / Ю.Ю.Максимов, Ю.Н.Максимов // Финансы. – 2012. – №11.
19. Региональный финансовый контроль в современной России: Монография / Е.Н. Кондрат. – М.: Юстицинформ, 2011. – 234 с.
20. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. М., 2012. С. 11 - 12.
21. Савченко Л. А. Правовые основы финансового контроля : науч. пособие. / Л. А. Савченко. – Киев: Юринком Интер, 2008. – 504 C.
22. Саттарова Н.А. К вопросу о государственном финансовом контроле. - "Финансовое право", 2011, N 1 – 24 с.
23. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего / С.В. Степашин. – Москва : Наука, 2012. – 608 с.
24. Финансовое право : практикум / под ред. Е. Ю. Грачевой. – М. : Проспект, 2011. – 95 с.
25. Финансовое право : учеб. для бакалавров / отв. ред. Е. М. Ашмарина. – М. : Юрайт, 2013. – 429 с.
26. Финансовое право России : учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. М. В. Карасева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 369 с.
27. Финансовое право Российской Федерации : учебник / под ред. М. В. Карасевой. – М. : КНОРУС, 2012. – 270 с.
28. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М., 2009. С. 38.
29. gov.ru - Счётная палата РФ
30. Sbiblio.com - Библиотека научной литературы
31. Ru.wikipedia.org - свободная энциклопедия Википедия
[1] Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль. Вопросы теории и практики. М., 2011. С. 19.
[2] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. М., 2012. С. 11 - 12.
[3] Овсянников Л.Н. Природа финансового контроля. – Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал 2012, № 3 – с. 15
[4] Финансовое право : практикум / под ред. Е. Ю. Грачевой. – М. : Проспект, 2011. – 95 с.
[5] Финансовое право Российской Федерации : учебник / под ред. М. В. Карасевой. – М. : КНОРУС, 2012. –с. 37
[6] Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М., 2012. С. 81.
[7] Грачева Е.Ю. Финансовая деятельность и финансовый контроль в системе социального управления // Финансовое право. 2013. N 2. С. 11.
[8] Горбунова О.Н. Доклад на международной научно-практической конференции "Финансовое право в условиях рынка в ХХI веке", посвященной юбилею кафедры финансового права и бухгалтерского учета МГЮА.
[9] Грачева, Е. Ю. Финансовое право: схемы с комментариями : учеб. пособие / Е. Ю. Грачева. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Проспект, 2013. – С. 16.
[10] Карасёва М.В. - Отв. ред. Финансовое право России 4-е изд. Учебное пособие для вузов. — М.:Издательство Юрайт, 2011 г. — с.164
[11] Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М., 2012. С. 95.
[12] Там же. С. 25
[13] Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. С. 8 - 10
[14] Саттарова Н.А. К вопросу о государственном финансовом контроле. - "Финансовое право", 2011, N 1 – с. 14
[15] Саттарова Н.А. К вопросу о государственном финансовом контроле. - "Финансовое право", 2011, N 1 –с. 16
[16] Ицкович Б.Ф. Институциональное развитие системы органов финансово-хозяйственного контроля России. Практический аспект // Финансы и кредит. 2012. N 2(170). С. 61.
[17] Бирюков А.И. Институционально-экономическое моделирование казначейского контроля: координационный аспект // Финансы и кредит. 2009. N 5(173). С. 41.
[18] Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М., 2009. С. 38.
[19] Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. С. 22.
[20] Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"
[21] Финансовое право России : учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. М. В. Карасева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2013. – 369 с.
[22] Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего / С.В. Степашин. – Москва : Наука, 2012. – 608 с.
[24] Максимов Ю.Ю. Аудиторская практика в государственном секторе и государственный контроль / Ю.Ю.Максимов, Ю.Н.Максимов // Финансы. – 2012. – №11. – с. 31
[25] Региональный финансовый контроль в современной России: Монография / Е.Н. Кондрат. – М.: Юстицинформ, 2011. – с. 124