Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура, состав и полномочия органов Государственного Финансового Контроля в РФ



Наиболее важной частью финансовой системы страны выступает государственный бюджет. В соответствии со ст. 10 Бюджетного Кодекса РФ бюджетная система состоит из трех уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов; местных бюджетов.

Бюджетным кодексом РФ установлена единая бюджетная система. Наряду с единством она основана на принципах разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, а также самостоятельностью бюджетов. В соответствии с этим на каждом бюджетном уровне действуют системы органов, обладающие бюджетными полномочиями.

В настоящее время определены учреждения и организации, которые выполняют функции государственного финансового контроля: Главное контрольное управление Президента РФ; Счетная палата Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Центральный банк РФ; Федеральная налоговая служба; Федеральная таможенная служба; Минэкономразвития России; Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации; система органов Федерального казначейства Минфина России; Федеральная служба по финансовому мониторингу Минфина России; Прокуратура РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Минфина России, а также иные органы контроля за поступлением, расходованием и использованием средств и имущества государства. В некоторых случаях государственный финансовый контроль осуществляют и коммерческие банки.

Вместе с тем анализ действующего законодательства позволяет отметить, что связи между институтами, исполняющими перечисленные виды контроля, незначительные. А это, по мнению специалистов, значит, что как таковая система финансово-хозяйственного контроля отсутствует[16]. Нельзя не согласится, что многочисленность контролирующих органов не обеспечивает уменьшения правонарушений, а сами органы обладают ограниченными возможностями воздействия на правонарушителей. Также необходимо признать, что в сфере контроля финансово-хозяйственной деятельности имеется ряд ведомств, дублирующих друг друга.

По мнению специалистов, правовые принципы взаимодействия между субъектами и объектами контроля в настоящее время регламентированы достаточно подробно, хотя в условиях реформирования бюджетного процесса система этих принципов нуждается в совершенствовании[17].

По мнению С.О. Шохина, общая информационная база, на которой основывается финансовый контроль всеми контролирующими органами, является веским основанием для координации их деятельности. Дело не только в том, что в отсутствие координации возможны многократные отвлечения сил контролирующих органов и объектов контроля, а в том, что, имея различные задачи, контрольные органы на основе одних и тех же исходных данных, с позиций одних и тех же принципов контроля (эффективность, законность, тотальность) могут сделать разные выводы, которые с разных позиций призваны исключать корни финансовых нарушений. С другой стороны, обеспечить тотальный контроль разрозненными силами попросту невозможно. Только скоординированные действия всех контрольных органов способны добиться этих целей[18].

Правда, благодаря мобильной и достаточно отлаженной системе контроля информация о фактическом состоянии управляемых объектов хотя и не в каждый данный момент (контроль - процесс прерываемый, он делится на предварительный, текущий и последующий), но имеется. Однако условия контроля не дают возможности осуществлять постоянное слежение за управляемыми объектами, а поэтому невозможно учесть и скорректировать внешние и внутренние условия их функционирования, где очень сильны и синергетические воздействия. Поэтому управленческие решения принимаются на таком уровне детерминированности, когда считается, что заранее известны последствия этих решений[19].

Ведущим звеном финансового контроля утверждена Счетная палата, которая является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию[20]. В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий палат Федерального Собрания. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, геральдический знак - эмблему и флаг.

Задачами Счетной палаты РФ являются:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Важно помнить, что контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества.

Действовавший с 1995 года Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» заложил основы государственного аудита, однако к настоящему времени он перестал отвечать требованиям институциональных изменений в сфере внешнего финансового контроля. Новым Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 41‐ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 41‐ФЗ)

Благодаря данному закону конкретизирован порядок деятельности счетной палаты, расширены ее полномочия, уточнены задачи и функции.

Федеральный закон № 41‐ФЗ направлен на совершенствование правового регулирования деятельности Счетной палаты, создание правовых основ для осуществления палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентского контроля, обеспечивающее конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства через внешний государственный аудит (контроль)[21].

Федеральный закон № 41‐ФЗ органично связан с положениями Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 77‐ФЗ «О парламентском контроле в Российской Федерации», устанавливающими порядок взаимодействия Государственной Думы и Счетной палаты при осуществлении постоянного (текущего) парламентского контроля. В этой связи важным механизмом обеспечения эффективности работы Счетной палаты, играющей одну из ключевых ролей в проведении парламентского контроля, станут нормы, обязывающие правоохранительные органы предоставлять Счетной палате информацию о ходе рассмотрения переданных им материалов и принятых по ним решениях.

Право и обязанность Счетной палаты контролировать те или иные аспекты использования бюджетных средств, сферы имущественного оборота определены более чем в 40 федеральных законах.

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность Счетной палаты, базируется на международных принципах, главные из которых изложены в Лимской декларации руководящих принципов контроля в 1977 году и в Мексиканской декларации независимости высших ревизионных учреждений (2007 год).

Если в 2000 году деятельность Счетной палаты регулировалась Конституцией Российской Федерации и фактически одним федеральным законом (Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4‐ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»), то в настоящее время – еще и 59 федеральными законами, представляющими собой стройную, целостную систему правового регулирования деятельности высшего органа финансового контроля России.

Таким образом, сформирована качественная законодательная база, позволяющая Счетной палате эффективно функционировать и развиваться, удовлетворяя общественный запрос на контроль использования государством национальных ресурсов

В настоящее время ключевой задачей Счетной палаты является создание всех необходимых условий для наиболее полной реализации потенциала сформированного правового поля, прежде всего, определяемого новым Федеральным законом № 41‐ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 6‐ФЗ, опираясь на международно‐правовые принципы независимого аудита (контроля).

В развитие нового законодательства Счетной палатой планируется пересмотр и приведение в соответствии с ним всех внутренних документов, регулирующих ее деятельность.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.