Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.
Сущность контроля, в том числе финансового контроля, состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания. Основной целью данной функции является предупреждение и пресечение отклонений деятельности субъекта управления от заданной управленческой программы. При обнаружении таких отклонений целью является приведение управляемой системы в устойчивое положение при помощи всех социальных регуляторов[7].
Представляется необходимым рассматривать государственный финансовый контроль как элемент финансовой деятельности государства.
Как справедливо отмечает О.Н. Горбунова, "началом и концом всей финансовой деятельности государства является учетная деятельность бухгалтерий. Эта деятельность лежит в основе финансового контроля и, конечно, является основой финансового мониторинга, на который обращено особое внимание в новой концепции регулирования бюджетного процесса"[8].
Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
- ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;
- несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
- недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.
Финансовый контроль принято рассматривать в двух аспектах:
а) строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
б) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Государственный финансовый контроль - комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов государственной власти, базирующихся на положениях основных законов государства[9].
Как отмечает М.В. Карасева, государственный финансовый контроль отличается от экологического, различных видов технического контроля по объекту. Объектом государственного финансового контроля являются не состояние окружающей природной среды, не технические механизмы, а денежные процессы, имеющие место при формировании, распределении и использовании государственных и муниципальных фондов денежных средств[10].
Международный опыт показывает, что основной целью финансового контроля является такое управление общественными финансовыми средствами, которое обеспечивает прозрачность их использования и обеспечивает ответственность исполнительной власти перед обществом. Контроль при этом является не самоцелью, а неотъемлемой частью системы управления, задачей которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и выявление нарушений установленных принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на ранней стадии, в целях принятия корректирующих мер, а в отдельных случаях - привлечения виновных к ответственности, получения компенсации за причиненный государству ущерб или проведения мероприятий по предотвращению или сокращению нарушений в будущем[11].
Общепринятым стало понимание функций как ведущих направлений в деятельности государственного органа, в которых выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с которыми напрямую связан предоставляемый этим органам объем государственно-властных полномочий[12]. То есть под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед государственным органом, и основные направления его деятельности, и правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей. Каждая функция как определенный вид деятельности власти характеризуется известной самостоятельностью, однородностью и повторяемостью. Каждая функция власти имеет свою сферу действия и осуществляется, как правило, соответствующими методами[13].
В юридической литературе отмечается, что контрольная деятельность использует правовые средства воздействия на общественные отношения через функции: выявления отклонения; анализа причин отклонения; коррекции деятельности объекта контроля; превенции и правоохраны.
Особого внимания заслуживает функция правоохраны, которая направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного принуждения. Однако в других указанных функциях меры государственного принуждения также имеют место, но они в основном не связаны с юридической ответственностью и являются мерами государственного воздействия организационно-процессуального характера.
Следовательно, принудительный механизм, реализуемый финансовым контролем в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований, нацелен на достижение рационального и эффективного управления государственными финансовыми средствами[14].