Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Склонение числительных



Склонение числительных 50, 60, 70, 80; 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900:

Падежи 50-80 200-400 500-900
И. Пятьдесят Двести Пятьсот
Р. Пятидесяти Двухсот Пятисот
Д. Пятидесяти Двумстам Пятистам
В. Пятьдесят Двести Пятьсот
Т. Пятьюдесятью Двумястами Пятьюстами
П. О пятидесяти О двухстах О пятистах

 

Склонение числительных 40, 90, 100:

Падежи
И. Сорок Девяносто Сто
Р. Сорока Девяноста Ста
Д. Сорока Девяноста Ста
В. Сорок Девяносто Сто
Т. Сорока Девяноста Ста
П. О сорока О девяноста О ста

 

Склонение составных количественных числительных:

Падежи
И. Семь тысяч четыреста девяносто пять
Р. Семи тысяч четырёхсот девяноста пяти
Д. Семи тысячам четырёмстам девяноста пяти
В. Семь тысяч четыреста девяносто пять
Т. Семью тысячами четырьмястами девяноста пятью
П. О семи тысячах четырёхстах девяноста пяти

 

Склонение собирательных числительных.

Падежи Двое Оба Обе Семеро
И. Двое Оба Обе Семеро
Р. Двоих Обоих Обеих Семерых
Д. Двоим Обоим Обеим Семерым
В. Двоих Обоих Обеих Семерых
Т. Двоими Обоими Обеими Семерыми
П. (о) двоих обоих обеих семерых

 

Склонение порядковых числительных (обозначающих года).

Падежи 1989 год 2002 год
И. Одна тысяча девятьсот восемьдесят девятый год Две тысячи второй год
Р. Одна тысяча девятьсот восемьдесят девятого года Две тысячи второго года
Д. Одна тысяча девятьсот восемьдесят девятому году Две тысячи второму году
В. Одна тысяча девятьсот восемьдесят девятый год Две тысячи второй год  
Т. Одна тысяча девятьсот восемьдесят девятым годом Две тысячи вторым годом
П. (об) одна тысяча девятьсот восемьдесят девятом годе (о) две тысячи втором годе

 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

1. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четверо сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей). Все (три – трое) – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов).

 

2. В приведённых ниже предложениях исправьте ошибки.

1. На занятиях не было обоих сестёр. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах будут выборы.

 

3. Объясните, как грамматические особенности данных слов или какое их значение дают возможность употреблять с ними: а) только количественные числительные; б) только собирательные числительные; в) обе формы.

Сын, пароход, командир, директор, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, батрак, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

 

4. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме.

1. К 345 прибавить 157. 2. От 964 отнять 89. 3. 10 сложить с 798. 4. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5. Деревня находится в 163 (километр) от города. 6. Свыше 170 народностей и 260 миллионов человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край. 7. Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоящее из 504 цифр, в течение 35 минут. 8. 283 москвичам в 2002 году сделаны прививки от бешенства. 9. Сумма вышла если не круглой, то значительной, а именно достигла 411 843 р. 10. Население этой деревушки, всего около 40 жителей, занимается разведением рыбы в ближайшем озере.

 

 

5. Раскройте скобки, прочитайте предложения, употребляя количественно-именные сочетания в нужной форме.

1. Вес некоторых экземпляров достигает (полтора) (килограмм). 2. Объем производства снизился в 5,1 (раз). 3. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1327 (килограмм). 4. Город находится в (полтораста) (километр) отсюда. 5. В 2002 году состоятся очередные 19 зимние Олимпийские игры. 6. В 45 километрах от города находятся удивительно красивые места. 7. Из 92 участников съезда агрономов 58 представляли Сибирь.

 

6. Прочитайте текст. Следите за правильностью форм количественно-именных сочетаний.

Корпорация «Платон» провела социологический опрос среди 600 (руководитель) средних и крупных предприятий России. Оказалось, что, вопреки расхожему мнению о директорах как оплоте консерватизма, 88,9% (руководитель) поддерживают идею рыночной экономики для России. За массовую приватизацию предприятий высказались более 51% (опрошенный).

 

Глагол

Глаголы в русском языке характеризуются категориями залога, вида, времени, наклонения и лица. Некоторые глагольные формы характеризуются также категориями рода и числа. Чаще всего встречаются ошибки, связанные с тремя основными видами подчинительной связи: управлением, согласованием, примыканием. Наиболее сложным из них является управление. Трудность в выборе форм управления в значительной мере предопределяется сложностью этого языкового явления в русском языке. Употребление предложно-падежного и беспредложного компонента зависит от различных факторов, к числу которых можно отнести лексико-грамматические показатели стержневого слова (глагола), его семантику, словообразовательные элементы слова и др. «Для большого числа слов форма управления остаётся индивидуальной принадлежностью, которая обусловливается не только значением управляющего слова, но и значением управляемого, иногда зависящей от характера и лексического наполнения более сложной конструкции (Горбачевич – 82, 162).

Совсем нелегко установить, чем, например, определяется норма употребления зависимых слов в следующих словосочетаниях: поражаться глупости – поражаться красотой, выражаться в процентах – выражаться формулой, узнать новость у брата – узнать новость от брата, забыть друга – забыть про друга, числиться отстающим – числиться в отстающих – числиться среди отстающих и т п

Сложным является управление близких по значению слов, которые сочетаются с существительными в разных падежных формах. Сравним:

Сказать, попросить о чём? – намекнуть на что?

Включиться во что? – подключиться к чему?

Осудить на что? – присудить к чему?

Освободиться от чего? – снять с чего?

Не отрывая глаз от кого – не сводя глаз с кого?

Отходить от чего? – уходить с чего?

Преимущественно перед кем? чем? – превосходить над кем?

Чтобы избежать ошибок в форме управления, следует различать не только лексическое значение слов, но и грамматическое содержание той или иной конструкции.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.