Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФУТБОЛ МАГНИТ ЧУДЕСА ПАР КОНЬ МЫСЛЬ



Действительно ли люди, занимаясь творчеством, прибегают к свободным ассоциациям? Похоже, что такое случается. Изобретение Майкла Рейнолдса из Таоса, Нью-Мексико, является олицетворением этого типа мышления. Зная о высокой цене жилья и о свалке банок из-под кока-колы за городом, он, прибегнув к свободной ассоциации, построил дом из алюминиевых банок. Для своего второго дома он наполняет банки водой, чтобы они, нагретые солнцем, могли его обогревать.

 

 

Поощрение творчества

 

 

Одним из возражений против того, чтобы обучать творчеству в университете, я слышал: «Ну не всем же быть Эйнштейнами». Это трудно оспаривать; да и ни к чему.

Хатчингс (Hutchings, 1986, р. 14)

Одно время разгорались жаркие споры вокруг вопроса, возможно ли сделать людей более способными к творчеству, если давать им упражнения, направленные на повышение их творческого потенциала. В ряде научных статей говорится, что это возможно. Ни для кого уже не является секретом, что творческое мышление имеет много общего с повседневным решением задач. В этой книге неоднократно приводились примеры того, что результатом обучения может стать повышение уровня мышления. В обзоре научной литературы по творчеству Бер (Ваег, 1993) со свойственной ему осторожностью заметил, что развитие творческого мышления зависит от многих переменных и что «трактовка результатов как поддержка гипотезы о том, что тренировка мышления улучшает творческие способности, кажется вполне обоснованной» (р.74).

Интересно, что это за переменные, столь важные для развития творческого мышления?

 

 

Человек, проблема, процесс

 

 

Открытие состоит в том, чтобы, посмотрев на то, на что смотрят все, увидеть нечто другое.

Альберт Сент-Гиоргий (Нобелевский лауреат по медицине; цит. по: von Oech, 1983, p. 7)

 

О способности к творчеству нельзя сказать, что она либо есть, либо ее нет. Просто одних людей можно назвать более творческими личностями, других - менее (точно так же, как есть более и менее атлетические, привлекательные и беспристрастные). Ответить же на вопрос, предопределена ли способность к творчеству генетически, значительно сложнее. Больше всего исследований было посвящено взаимосвязи творчества и интеллекта. И действительно интересно, являются ли интеллектуалы наиболее творческими людьми?

В целом, люди с высокими показателями интеллекта более способны к творчеству, но эта взаимосвязь не столь прямолинейна. Утверждение о том, что если человек умен - значит, он по натуре творец, в корне неверно. Видимо, следует предположить, что для способности к творчеству нужен какой-то определенный минимум интеллекта, а выше этого минимума IQ уже не играет особой роли. Даже если у вас не очень высокий интеллект, у вас может быть высокий творческий потенциал. Человек с обширными знаниями о тактике футбола и умением хорошо бегать и бить по мячу скорее окажется способным футболистом, чем тот, кто обладает скудными знаниями и очень неуклюж на поле - пусть даже он является непревзойденным мастером в поэзии или балете.

 

 

Факторы внешней среды

 

 

Люди в большей степени используют свой творческий потенциал не когда побуждением к работе является давление извне, а когда они получают от нее удовольствие и удовлетворение, когда они испытывают к ней интерес, когда им бросается вызов.

 

Хеннеси и Амабайл (Hennessey amp; Amabile, 1988, р 11)

Творческое мышление, как и любую другую деятельность, следует рассматривать в социальном контексте, а именно этот факт часто упускается в литературе, посвященной процессам познания. Амабайл вместе со своими коллегами (Amabile, 1983, 1989; Hennessey amp; Amabile 1987, 1988) изучила те факторы внешней среды и социальные факторы, которые способны повышать или понижать способности к творчеству. К сожалению, ученые пришли к выводу, что большая часть происходящего в школе или на работе не способствует развитию творчества. Они обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу как любимое занятие. Эти люди работают многие часы, движимые любопытством и желанием достичь своей цели. Люди, которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики. Такой вид мотивации называется внутренней мотивацией, так как она исходит от самого индивидуума. И напротив, мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний хорошей оценки или денег. Амабайл с коллегами говорит, что, для того чтобы наилучшим образом подтолкнуть человека к творчеству, нужно создать вокруг него обстановку, максимально повышающую его внутреннюю мотивацию. Вот шесть условий, при которых внутренняя мотивация обычно убивается: а) постоянная оценка; б) надзор; в) вознаграждение; г) соревнование; д) ограниченный выбор (например, ограниченный выбор материалов); е) внешние факторы, влияющие на выбор работы.

Шанк и Чайлдерс (Schank amp; Childers, 1988) согласны с тем, что академическая среда часто ведет себя враждебно по отношению к нововведениям. Они говорят, что лучше всего эта пагубная для творчества тенденция видна в моменты раздачи грантов ученым в университетах. Просьбы о финансировании разработки непроверенных идей чаще всего отклоняются. Таким образом, риск - постоянный спутник творчества, осуждается даже там, где в первую очередь должны поддерживаться творческие попытки.

В большинстве учебных заведений и практически на всех рабочих местах работает только внешняя мотивация - школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата. Конечно, невозможно полностью избавиться от внешних побудителей - даже если они и ограничивают выбор и творческую деятельность. И все же в школе и на работе следует так организовывать внешнюю среду, чтобы она способствовала проявлению творчества; смещала акцент с внешней мотивации к работе на внутреннюю. Но при этом следует учитывать, что кроме этих изменений во внешней среде для повышения творческого потенциала человека нужны и определенные навыки. Нельзя стать способным ученым, великим писателем или талантливым художником, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области. Короче говоря, если вы хотите повысить свой творческий потенциал, вам не обойтись без специальных знаний (Langley, Simon, Bradshaw, amp; Zytkov, 1987; Snow, 1986).

Факторы внешней среды также очень важны. Хорошее образование (полученное как в школе, так и вне ее) даст вам основу для свободных ассоциаций, разностороннего мышления или новых идей. Чтобы творить, надо наполнить голову мыслями и знаниями. Выводы из работы Амабайл ясны: культивируйте в себе любовь к учебе, вознаграждайте себя за творчество, выбирайте для изучения те предметы, которые позволят приобрести новые знания, а не просто самые легкие предметы. Творчество является результатом тяжелой умственной работы, самомотивированной и требующей самоконтроля. Не бойтесь ее.

 

 

Личностные факторы

 

 

Творчеству способствуют некоторые личностные качества. Так как творчество (креативность) - это создание нечто необычного и нового (как мы определили это понятие), творческая личность не должна быть подвержена конформизму и не должна в штыки встречать перемены. Вероятно, это то, что входит в понятие «эксцентричности» художника или ученика.

Творческая личность должна характеризоваться самомотивацией. В школах чаще всего весь процесс обучения построен на системе поощрений не творческих учащихся, так как многие традиционные задания абсолютно не требуют проявления творчества. Творческие же люди сами себя поощряют и находят удовольствие в самом процессе творчества.

Если человек хочет заниматься творчеством, он должен не бояться рисковать и с терпимостью относиться к неопределенности. Пытаясь сделать что-либо необычным путем, мы иногда терпим неудачи. Большинство великих открытий современности делалось после ряда неудач (например, карета без лошадей, машина, которая умеет летать, и т. д.). Надо учить детей и учиться самим тому, что неудачи - это важная и неотъемлемая часть жизни и любому значительному успеху, как правило, предшествует серия неудач.

Проводились исследования (Barron, 1958) биографий писателей, художников, музыкантов и математиков с целью выявить некоторые общие личностные характеристики. В результате было установлено, что в основном люди с высоким творческим потенциалом - это люди, которых трудно назвать тактичными. В них отсутствует конформизм, они не очень-то заботятся о том, чтобы «произвести хорошее впечатление». Одним из современных американских героев является недавно скончавшийся Ричард Фейнман. Фейнман был нобелевским лауреатом в области физики - именно он расследовал причины трагического взрыва «Челленджера». Он доказал, что круглые резиновые прокладки, использовавшиеся на «Челленджере», на холоде становятся слишком хрупкими. Он проводил простой опыт: опускал прокладку в ледяную воду и наглядно демонстрировал, как легко после этого она ломалась. Его отношение к риску и степень его конформизма сразу же становятся понятными при одном взгляде на название его автобиографической книги: «Волнует ли вас, что думают другие?» (Feynman, 1989). Естественно, это не означает, что, став нонконформистом и забыв о тактичности, вы сразу превратитесь в гения - просто это говорит о том, что более откровенный и сознательный подход к проблемам может быть оправданным. Ко всем своим прочим достоинствам и недостаткам Фейнман был очень любознательным и невероятно эрудированным человеком. Его интересы не ограничивались только физикой. Очень хорошо помню тот вечер, когда случайно оказалась с ним за одним столом на неофициальном приеме. Моей дочери, тогда еще маленькой, он сказал, что взросление - вещь довольно специфичная. Например, когда он был маленьким - вот таким, как она, - он никак не мог наесться сладкого. А теперь, когда может позволить себе любое лакомство, он больше его не хочет! Тогда я подумала, что это был всего лишь случайный разговор взрослого человека с ребенком, но теперь я понимаю, что это было проявлением эксцентричности, присущей его гению.

Еще одно качество, которое необходимо людям творческим, - это толерантность, терпимость к неопределенности. Лангер (Langer, 1989) в свое время доказал, что предпочтительнее смотреть на мир с позиций вероятностного развития событий, нежели жесткой определенности. Он также подчеркивал необходимость создания концептуальных связей между разными областями знания: «Способность шагнуть за рамки данностей говорит о высоком уровне интеллекта; это основа творчества в любой области» (р. 11).

 

 

Стратегии творческого мышления

 

 

Нация, пренебрегающая творческими идеями сегодня, завтра падет лицом в грязь .

Фред Хойл

 

В стандартных образовательных программах никогда не уделялось заслуженного внимания творчеству. Более трех десятилетий назад Ловенфельд (Lovenfeld, 1962) назвал творчество (креативность) «падчерицей образования», и такое положение дел сохранилось до наших дней. В традиционных школьных программах почти не отводится места для повышения творческого потенциала учащихся. Чтобы заполнить этот пробел, было разработано множество программ по развитию способностей к творчеству.

 

 

Основные принципы

 

 

Несмотря на то, что все эти программы отличаются друг от друга, они основаны на некоторых общих принципах.

1. Обучать студентов искать разные пути достижения цели и затем выбирать наилучший.

2. Обеспечивать их достаточным количеством пособий и упражнений для выработки и тренировки творческих навыков.

3. Обучать их задавать необходимые вопросы и определять само наличие задачи.

4. Обучать их определять качество идеи по ее последствиям.

5. Вознаграждать оригинальные и полезные идеи, следя за тем, чтобы учащиеся получали удовольствие прежде всего от самого творческого процесса. Дать понять учащимся, что их идеи ценятся.

6. Предлагать учащимся находить решения в нестандартных ситуациях. Доказать важность проявления настойчивости при неудачах.

7. Предлагать учащимся составлять приблизительный план поиска решений. Учащиеся должны знать, какая релевантная информация хранится в их памяти, как к ней обращаться и каким образом переплетаются их знания в различных областях. Такой план должен включать в себя распознавание неизвестных фактов, поиск информации, выработку возможных решений, взгляд на задачу с различных точек зрения и переопределение целей.

8. Избегать слишком быстрого навешивания ярлыков, отнесения задачи к уже известной категории задач и поспешного принятия решения - подобное навешивание ярлыков приводит к косности и потере гибкости мышления.

Быть может, вы уверены в том, что «стратегии творческого мышления» не могут существовать по определению: ведь творчество и правила - понятия взаимоисключающие. А вот Байлин (Bailin, 1987) не согласна с таким определением творчества. По ее наблюдениям, в творческом процессе всегда придерживаются определенных правил. Вспомним, что сонеты непременно должны содержать 14 строк определенного размера и ритма, все великие балетные постановки основаны на технике танца, а все научные открытия были сделаны специалистами в своей области. Таким образом, творчество (креативность) подразумевает не только наличие навыков нетрадиционного мышления, но и знание общепринятых правил - так как, для того чтобы от них отступать, их по меньшей мере необходимо знать.

 

 

Программа продуктивного мышления

 

 

Самая известная программа развития творческих способностей была разработана Кавингтоном (Covington et al., 1974) для пяти- и шестиклассников. Программа состояла в активном чтении книги, в которой Джим и Лила (брат и сестра) разгадывают серию детективных историй. Чтобы распутать преступление, читатель должен был вместе с Джимом и Лилой формулировать гипотезы, собирать улики и задавать вопросы. Если вы уже прочли главу 6, то заметили, что такие же шаги предпринимаются в экспериментальных методах исследования. Джима и Лилу сопровождает мудрый «дядя Джон», дающий им подсказки и объясняющий ошибки. Вкратце эта программа обсуждается в главе 9.

Одна из моих самых любимых историй связана с пропавшим камнем. Приезжающие на вечеринку гости дарили богатой хозяйке запакованные подарки. Неожиданно погас свет, а когда снова зажегся, оказалось, что пропал драгоценный камень Лиле и Джиму надо было выяснить, что стало с этим камнем. Никто не мог войти и выйти из комнаты, так как дверь оставалась запертой. Окно было открыто, однако на снегу под ним не было никаких следов. Позже мы выясняем, что на полу лежит перышко, а у одной из коробок дно с дыркой. Удалось ли вам теперь разгадать это преступление? Для передачи камня через окно сообщниками был использован специально обученный голубь, спрятанный в одной из подарочных коробок.

Чтобы собрать улики и разгадать загадку, Джиму и Лиле требуется некоторое время. Кратчфилд (Crutchfield, 1966) утверждал, что с помощью таких историй дети могут научиться творческому мышлению. Читатель участвует в расследовании вместе с главными героями и даже может раскрыть преступление раньше Джима и Лилы. Более современная версия аналогичного привлечения учеников к сбору улик и разрешению задач, основанных на реальных ситуациях, существует в наши дни на компьютерных интерактивных дисках. Например, технологической группой при Вандербильтском университете (Van Haneghan, Barron, Young, Williams, Vye amp; Bransford 1992) была разработана интерактивная программа «Приключения Джаспера Вудбери», обучающая математике и другим навыкам решения задач. Она включает в себя многие принципы, обсуждаемые в этой главе. Недавно на рынке появилось еще несколько подобных программ; в ближайшем будущем появятся новые. Но, несмотря на многообещающую рекламу, родители хотят получить достоверное подтверждение того, что эти игры пойдут на пользу их детям. Однако трудно предоставить очевидные доказательства того, что из ребенка, обученного с помощью этих методов, вырастет более творческий человек или что эти навыки пригодятся ему в реальной жизни. Цель подобных развивающих программ - использование имеющихся навыков в различных ситуациях. Ну и несомненно, что для успеха любой программы важной фигурой является учитель, потому что именно у него ученики могут спросить, что им делать с информацией, которая считается важной для получения конечного результата.

У других программ, направленных на развитие творческих способностей, оказалось больше доказательств их пользы. Наибольшего успеха добилась компания Sylvania Electric, которая «удвоила доходы; разработала 2100 наименований новой продукции; в пять раз увеличила количество поданных патентов; сэкономила 22 миллиона долларов» (Edwards, 1968). Эти результаты кажутся фантастическими, и мы не знаем, с чем их можно сравнить - единственное, что можно посоветовать в данной ситуации, так это относиться к ним с чуть меньшим энтузиазмом.

Хотя каждый конкретный метод имеет свои ограничения и преимущества, имеется достаточно доказательств того, что при определенных условиях творческий потенциал человека можно повысить. Способность к творчеству отнюдь не врожденное качество, присущее немногим счастливчикам. Все мы можем стать более творческими людьми. Вместо того чтобы пытаться рассмотреть все программы, давайте лучше изучим некоторые стратегии и методы, применяемые в них, чтобы вы могли их использовать для повышения своего творческого потенциала.

 

 

Переход количества в качество

 

 

Убежденность в том, что из множества идей всегда найдется несколько подходящих, является основополагающей в мозговом штурме. Мозговой штурм рассматривался в главе 9 как один из путей решения задач. Он является творческим путем разработки решений и часто используется в творческом процессе. Смысл этого метода в составлении списка идей, которые потом последовательно исследуются. Хотя мозговой штурм может применяться индивидуально, он чаще всего используется как групповая деятельность. Единственное правило состоит в том, чтобы принимать во внимание все идеи; никто не должен стесняться предлагать необычные и шокирующие идеи. В своей книге «Прикладное воображение» Осборн (Osborn, 1963) привел множество примеров. Например, он сообщил, что за 15 минут мозгового штурма в корпорации American Cyanamid было выдвинуто 92 идеи - т. е. выдавалось более шести идей в минуту; в среднем пришлось по восемь идей на каждого участника. Симонтон (цит. по: Begley, 1993) обнаружил, что у людей творческих вообще возникает больше идей - причем как хороших, так и плохих, - чем у остальных.

Количественное преимущество мозгового штурма очевидно. Однако переходит ли в данном случае количество в качество? Несомненно. К тому же зачастую наилучшая идея вырабатывается как некий комбинированный вариант нескольких или после значительной переделки одной из предложенных. При мозговом штурме создается именно та необходимая атмосфера окружающей среды, о которой говорилось выше в этой главе. В ней поощряется риск и принятие нестандартных решений - первые спутники творчества. И, в конце концов, мозговой штурм - это весело. Мы настоятельно рекомендуем вам применять эту стратегию для развития творческого мышления.

Осборн устроил среди группы родителей мозговой штурм на тему, как заставить детей меньше смотреть телевизор и больше читать. Прочтите этот список идей, до которых додумались родители. Не исключено, что определенное сочетание этих идей окажется весьма эффективным.

1. Заткнуть розетку, в которую включается телевизор.

2. Сломать телевизор.

3. Отводить на просмотр телевизора ограниченное время.

4. Повысить интерес к книгам.

5. Установить в телевизор плохую электронную трубку.

6. Переориентировать антенну, чтобы ухудшить прием программ.

7. Подобрать книгу, которую рекламировали по телевизору.

8. Читать самим и подавать пример.

9. Купить детям переносной радиоприемник.

10. Определять качество телепрограмм.

11. Поощрять походы в библиотеку.

12. Заставить детей писать отчеты о прочитанных книгах.

13. Давать деньги на кино.

14. Подарить телевизор библиотеке.

15. Проводить больше времени с детьми на природе.

16. После просмотра телефильма (например, о Робинзоне Крузо) дать детям прочесть эту книгу.

17. Читать детям вслух, пока они еще маленькие.

18. Читать им интересные книги.

19. Сделать чтение таким же удобным, как и просмотр телепрограмм.

20. Поставить в детскую шкаф с книгами.

21. Дарить детям аудио CD.

22. Подписаться на детские журналы.

23. Выбирать книги, подходящие по возрасту.

24. Заинтересовать детей ежедневными газетами - хотя бы комиксами.

25. Помогать детям делать домашнее задание.

26. Подбирать для детей статьи, которые они должны прочесть.

27. Обсуждать с детьми содержание прочитанных ими книг.

28. Заставить детей читать вам вслух.

29. На родительском собрании обсудить эту проблему с учителями, пусть они посоветуют книги для чтения детям.

30. Поощрять чтение в группах.

31. Купить ребенку хороший толковый словарь.

32. По возможности всегда отвечать на вопросы детей.

33. Купить хорошую детскую энциклопедию.

34. Вводить игры, где требуется знать как можно больше слов и нужна общая эрудиция.

35. Устроить в школах курсы быстрого и правильного чтения.

36. Проверить здоровье ребенка - возможно, он не может читать по объективным причинам.

37. Кроме карманных денег давать детям вознаграждение за каждую прочитанную книгу.

 

 

Контрольный список творческих идей

 

 

Другим методом выработки творческих идей является предложение людям списка всевозможных категорий, качеств, вопросов и путей решения, какие только можно придумать относительно существующей задачи. Такие списки называются контрольными списками творческих идей. Заставляя людей изменять готовый у них ответ, можно добиться повышения гибкости мышления. Дулитл (Doolittle, 1995) обнаружил, что при творческом решении задач гораздо важнее использование нескольких разных типов решения, чем многих решений, основанных на одном и том же принципе. Чтобы понять это утверждение, рассмотрим задачу о встрече А и В. Существует много способов передвижения А (автомобилем, лодкой, роликовыми коньками), однако в гибком списке мы бы указали решения, основанные на других принципах, например, встреча А и В посередине или перемещение только В к А или их взаимное движение к точке С, либо какое-то решение без перемещения как Л, так и В.

В одном из исследований, посвященных изучению эффективности применения списков для стимулирования творческого мышления, Дэвис и Роветон (Davis amp; Roweton, 1968) выдали студентам приведенный ниже перечень, озаглавленный как “Помощь при размышлениях об изменении физического состояния”:

А. Прибавить или отнять что-нибудь.

Б. Изменить цвет.

В. Изменить материал.

Г. Поменять местами части.

Д. Изменить форму.

Е. Изменить размер.

Ж. Изменить внешний вид.

Студентам было дано задание: “Придумайте как можно больше вариантов, как изменить чертежную кнопку”. Дэвис и Роветон (Davis amp; Roweton, 1968) говорят, что группа, которая пользовалась этими списками, “выдала” гораздо больше творческих идей, чем контрольная группа, не получившая списков. Недавно один производитель начал выпускать антипод печенья с шоколадной обсыпкой - шоколадное печенье с белой шоколадной обсыпкой. Это печенье пользуется потрясающим успехом. Легко можно догадаться, что в этом случае было сделано изменение по пункту Г - переставили местами части. Это простое творческое решение было вознаграждено сторицей.

Возможно, самым известным контрольным списком является обобщенный список, который можно применять в различных ситуациях. Вайтинг (Whiting, 1958) приписывает такой список Осборну:

Есть ли другое применение?Есть ли новые пути использования? Можно ли использовать в измененном виде?

Можно ли адаптировать?На что это похоже? На какие мысли это наводит? Что скопировать? Кому подражать?

Как изменить?Вывернуть наизнанку? Изменить назначение, цвет, движение, запах, форму? Изменить как-то еще?

Увеличить?Что прибавить? Продлить время работы? Увеличить частоту? Усилить? Удлинить? Сделать толще оболочку? Увеличить объем? Добавить ингредиенты? Удвоить? Умножить? Преувеличить?

Уменьшить?Что заменить? Сжать? Скопировать в миниатюре? Сделать ниже? Короче? Легче? Пренебречь? Упростить? Разделить? Укрыть от глаз?

Заменить?Кем заменить? Чем заменить? Другой ингредиент? Другой материал? Другую процедуру? Другую энергию? Другое место? Другой подход? Другую интонацию голоса?

Переставить?Поменять местами компоненты? В другом порядке? В ином плане? В другой последовательности? Поменять местами причину и следствие? Изменить длину шага? Изменить расписание?

Сделать наоборот?Поменять плюс на минус? А как насчет оппонентов? Повернуть назад? Перевернуть кверху ногами? Поменяться ролями? Сменить стиль на противоположный? Сменить тон на противоположный? Подставить другую щеку?

Совместить?Как насчет смеси, сплава, ассорти, ансамбля? Совместить части? Совместить предложения? Совместить идеи? (р. 62)

Несмотря на то, что существует много подобных списков, третьим наилучшим можно назвать список Парнса (Parnes, 1967), который советует при поиске новых идей задавать себе следующие наводящие вопросы:

1. Каково искомое состояние объекта?

2. На каких людей и/или группы воздействовать?

3. Каковы необходимые затраты?

4. Применимые материальные ценности (материалы, оборудование и т.д.)?

5. Существуют ли моральные, или правовые ограничения?

6. Какие нематериальные стимулы следует учесть? (мнения, отношения, чувства, ценностные ориентации и т.д.)?

7. Не приведет ли это к новым задачам?

8. Какие могут возникнуть сложности в дальнейшем? Что в таком случае потребуется? 9. Какими могут быть последствия неудачи?

10. Каковы сроки? И т.д. (р. 231)

Несмотря на то, что конечной целью использования контрольных списков творческих идей является создание новых идей, они могут ограничивать мышление. Принимая во внимание только данные списка, можно упустить из виду другие идеи, не входящие в него.

Все мы когда-либо переживали состояние “ступора”, когда на ум не приходит ни одна стоящая мысль. Вот именно в такие моменты и помогут предлагаемые списки. Можно быстро пробежаться глазами по всем предложенным пунктам, и мысли возобновят свое течение. Для поиска нужных сведений лучше всего обращаться к разным видам источников информации.

 

 

Список свойств

 

 

При составлении списка свойств каждая характеристика и качество объекта или ситуации записывается, а потом по очереди исследуется на возможность модификации и рекомбинации. Попробуем пояснить эти действия на примере.

Предположим, вы хотите приготовить на ужин нечто необычное. Вы хотите сделать что-то, чего никто в мире еще не пробовал. Что же для этого предпринять? Для начала можно составить список разнообразных продуктов:

яйца

сосиски

печенье

маринованные помидоры

мясо

шоколадный пудинг и т.д.

Напротив каждого продукта напишите его отличительные черты, такие как форма, консистенция, состав, цвет, запах, температура и т.д. Затем наугад составляйте пары из этих свойств - и вы придумаете новое блюдо. Думая о “мягком и мерцающем” желе и холодном мороженом, вы можете додуматься до замораживания желе или взбивания мороженого.

Список атрибутов помогает при моделировании одежды. Можно перечислить любую деталь одежды и все ее отличительные свойства. Например:

 

 

Часть одежды Свойства

 

 

воротник Заостренный, закругленный, отсутствует, стойка

рукава реглан, короткие, закатанные, длинные

талия затянутая, присборенная, заниженная, широкая

юбка широкая, прямая, гофрированная, зауженная к низу

Талантливый дизайнер может, пользуясь ограниченным количеством свойств, скомбинировать тысячу уникальных моделей (например, платье с воротником стойкой, короткими рукавами, присборенной талией и гофрированной юбкой). Правда, когда я представляю это придуманное мной платье, я начинаю понимать, что мне не стоит идти в модельеры. Платье, конечно, получилось весьма оригинальное, но оно вряд ли отвечает требованиям творчества - уместности и качеству.

 

 

Связывающий алгоритм Кровица

 

 

Те из вас, кто уже прочел главу 8, знают, что алгоритм - это последовательность действий, приводящая к решению. Связующий алгоритм Кровица - это руководство к решению проблем, основанное на изменении связей между вещами. Кровиц выделил 42 “слова-связки” (Crovitz, 1970, р. 100):

 

Если вам нужно найти творческое решение, просто попытайтесь “связать” элементы разными способами. В качестве примера Кровиц (Crovitz, 1970) использовал классическую задачу рентгеновских лучей Дункера. Хотя эта задача и была описана в главе 9, повторим ее здесь вкратце. Нужно было удалить неоперабельную опухоль желудка с помощью рентгеновских лучей, не повреждая здоровых тканей. Однако излучение, способное разрушить опухоль, поражает и здоровые ткани вокруг. Наилучшим решением оказалось направить несколько слабых лучей через разные участки организма таким образом, чтобы они пересеклись на опухоли. Кровиц продемонстрировал, как можно использовать связывающий алгоритм для решения этой и других задач. Это на удивление просто. Составьте предложения с каждым словом-связкой, которые касались бы опухоли. Например:

 

1. Направить лучи через пищевод.

2. Снизить чувствительность у тканей.

3. Вывести опухоль из ткани.

4. Направлять сильные лучи после слабых.

5. Установить защиту на стенки желудка.

6. Добраться до опухоли через желудок.

7. Ввести канюлю сквозь стенку желудка.

8. Убрать мощность из лучей.

9. Подвести опухоль к внешней поверхности (Crovitz, 1970, р. 102).

 

Кровиц заявлял, что его метод хорош, так как он заставляет человека искать новые связи между элементами задачи.

 

 

Плюс-минус-интересно

 

 

Плюс-минус-интересно (ПМИ) - это план начала процесса решения задачи, предложенный де Боно (DeBono, 1976). Когда вы ищете решение трудной задачи, единственное, что можно сделать, это перечислить все, что известно о задаче, и все вероятные ее решения (даже нереальные), а затем рассмотреть каждое - что в нем хорошо, что - плохо и что делает его интересным. Идея этого метода состоит в том, что тщательное рассмотрение отдельных компонентов задачи, сопровождаемое подчеркиванием положительных сторон и устранением отрицательных, может помочь человеку найти новые решения. То, что попало в категорию «интересно», несомненно, еще раз привлечет внимание человека и в результате приведет к рассмотрению новых альтернатив. По сути, такой метод также представляет из себя план поиска информации, необходимой для решения, и, как все подобные стратегии, ведет к изучению сетей знаний.

 

 

Активизация пассивного знания

 

 

Все стратегии творческого мышления призваны усиливать «поток идей». Психологи называют это улучшением подвижности идей. К примеру, в ПМИ человеку дается план выработки идей. Ему предоставляется определенный вид информации, которую следует рассмотреть (данные и возможные решения) и оценить. Ранее в этой книге упоминалось о необходимости «пощекотать» память. Это особенно важно, когда у вас заканчиваются идеи. Когда такое случается, можно воспользоваться несколькими планами. Например, в исследовании, описанном Перкинсом (Perkins, 1985), детей попросили записать все слова, которые можно использовать в сочинении на определенную тему. На это им давалось несколько минут. Исследователи сообщили, что всего после нескольких часов использования этого метода дети стали писать гораздо более длинные и содержательные сочинения. Оцените, насколько это элегантное решение проблемы. Записывая необходимые для темы слова, ученикам приходится задуматься над всем, что они знают о теме, еще до того, как начали писать сочинение. Когда же приходит время писать сочинение, их знания становятся для них доступнее. Это заставляет детей более вдумчиво относиться к своей работе.

Одним из самых творческих заданий является задание просто что-то написать. Студенты и даже опытные авторы часто жалуются на «отсутствие вдохновения». Этот простой метод, применимый на всех уровнях, должен помочь вам устранить эту проблему, так как он успешно активизирует ваши знания в данной области. Я с успехом применяла его на занятиях в колледжах, где преподавала.

 

 

Просмотр

 

 

В нашем обществе существуют великие вместилища идей. Это библиотеки. Именно туда и советует нам направляться Виккер (Wicker, 1981) для продуктивной выработки новых идей. Просматривайте газеты и журналы, детективы и биографии, учебные издания, развлекательную и даже детскую литературу. Используйте широкий диапазон источников. У вас не получится использовать метод свободных ассоциаций или заимствовать идеи из других отраслей, если ваши собственные знания ограничиваются какой-то одной дисциплиной.

Расширяя свой кругозор, думайте и о качестве, и о количестве прочитанного. Даже отчеты о переписи населения могут быть полезными, так как в них в очень сжатой форме рассказывается о том, чем люди занимаются, что они едят, как они живут и как умирают. Каждый день узнавайте что-нибудь новое. Если вы выберете наугад журнал и будете читать по статье каждый день, вы удивитесь, как много информации будете узнавать ежедневно. Библиотеки являются богатейшими источниками новых знаний. Можете также просматривать хорошие телевизионные программы, в них содержится множество интересной информации практически по всем интересующим темам. Не забывайте ходить в музеи, художественные галереи, театры и оперу. Если вы чувствуете, что не можете позволить себе такие расходы, помните, что во многих подобных заведениях существует бесплатный день, а также скидки для студентов, пожилых людей и групп.

 

 

Визуальное мышление

 

 

Когда Моцарта спросили, откуда он берет идеи, он ответил: «Откуда и как они появляются, я не знаю - я не властен над ними».

(цит. по: Vernon, 1970, р. 53)

 

Творческое мышление часто обращается к образам. Музыкант должен услышать звуки перед тем, как занести ноты на бумагу; поэт должен услышать рифму до того, как ее записать; художник должен мысленно увидеть картину перед тем, как нанести первый мазок; а шеф-повар должен почувствовать вкус блюда прежде, чем предложить новый рецепт. Кажется, существуют такие виды творчества, где слова бессильны. Многие люди говорят, что по крайней мере часть времени они мыслят только образами. Образ - это мысленная картина, появляющаяся в нашем сознании (см. главу 2, где обсуждается воображение).

Шоу и де Мерс (Shaw amp; de Mers, 1986-1987) изучали связь между воображением и способностью к творчеству. Они дали детям шесть тестов: тест свободных ассоциаций, описанный выше; тест с кругами, где надо из кружков составить фигуру; тест под названием «Предположим, что…», в котором дети должны были описать последствия невероятных событий (например, «Предположим, что Землю окутал туман, так что можно увидеть только ноги людей…»); и три теста на зрительное воображение. Они обнаружили, что у детей с высоким IQ зависимость между способностью к творчеству и воображением выражается гораздо сильнее, чем у детей со средними показателями IQ. Взаимосвязь между способностью к творчеству и воображением была подмечена и другими исследователями. Суть этой предполагаемой взаимосвязи в том, что люди, способные к качественному построению образов, могут «видеть» проблемы в свете, помогающем вырабатывать решения - в отличие от тех, кто не силен в создании образов. Предлагаемый метод решения задач - нарисовать диаграмму, преобразовав таким образом вербальную задачу в зрительную. Джей Л. Адамс (J. L. Adams, 1979) назвал визуальное мышление «языком альтернативного мышления». Это альтернатива мышлению, основанному на словесном выражении мыслей. Адамс предложил всем пройти курсы рисования, чтобы улучшить способность видеть и, соответственно, мыслить более творчески. Он заявлял, что человек может улучшить свое визуальное мышление с помощью практики.

 

Представьте себе (J. L. Adams, 1979):

1. Кастрюлю с водой, которая закипает и выкипает.

2. Ваш «Боинг 747», который буксируется от терминала, стоит на взлетной полосе, ждет своей очереди и взлетает.

3. Бегущая корова медленно превращается в бегущую галопом лошадь.

4. Хорошо вам знакомый пожилой человек превращается в подростка.

5. Автомобиль на полной скорости врезается в огромную пуховую подушку.

6. Предыдущий образ, только наоборот.

 

Похоже, что то, насколько хорошо мы визуализируем задачу, во многом зависит от контекста, в котором она представлена. Исследование, результаты которого сообщались в одной газетной статье (TV Linked to Memory, 1988), показало, что память и воображение усиливаются, когда дети слушают рассказы по радио, а не смотрят их по телевидению. Гринфилд и Биглс-Руз, психологи, проводившие это исследование, говорят, что звуковая версия рассказа помогла ученикам создать динамичные зрительные образы, а видеоизображение не сделало этого, так как детям была предоставлена уже готовая картинка. Возможно, Маршалл МакЛухан правильно сказал, что «способ представления информации - это и есть информация».

 

 

Сведем это все воедино

 

 

Здесь было представлено несколько стратегий или методов выработки творческих идей. Было бы наивно полагать, что после воспроизведения любого из этих методов к вам автоматически станут приходить творческие мысли. Это всего лишь приблизительные руководства к тяжелой работе, и некоторым из нас придется работать больше, чем другим.

Ясно, что творческое мышление - это навык, который можно развить (Edwards amp; Baldauf, 1987). Стратегии, представленные в этой главе, являются планом развития такого навыка. Многие спросят: «С чего начать?» Начните с рассмотрения задачи и того, что в первую очередь необходимо. У кого-то идеи появятся немедленно; у кого-то этот процесс будет напоминать удаление зуба. Если вы почувствовали, что у вас иссякли идеи, попробуйте применить методы, упомянутые выше. Представьте себе ситуацию зрительно, применяйте аналогии и метафоры, ищите связи, перечисляйте характерные черты, подумайте над контрольными списками, устройте мозговой штурм. С помощью этих стратегий вам удастся разжечь в себе огонек творчества.

 

 

Применение алгоритма

 

 

Применяя схему развития основных навыков мышления к творческому рассмотрению решений, задайтесь следующими вопросами.

1. Какова цель?Творческий процесс определяется тем, что нужно получить в результате. Целью творческого мышления является создание нового и нужного. Часто необходимо поставить новую задачу. Творческий человек знает, какие задачи можно и какие нужно решать.

2. Что известно?В этой главе было сказано, что невозможно творить в вакууме. Чтобы творить, надо обладать знаниями и навыками. Особенно важно получить как можно больше информации, касающейся поставленной задачи. У вас могут быть данные для того, чтобы стать действительно великим архитектором или писателем, но без знаний в этих областях вы вряд ли построите новое здание или напишете хороший роман. В задаче про дочь купца, рассказанной в этой главе, героиня не смогла бы найти творческое решение, если бы не использовала свои знания о бесчестности ростовщика и внимательно не следила за тем, как тот подбирает камни. Точно так же для постановки задач и их решения нужно тщательное изучение всех мелочей. Начинайте творчество с перечисления «исходных данных».

3. Какие навыки мышления позволят вам достичь поставленной цели?Как стать творческой личностью - вот вопрос! В этой книге вам было предложено множество способов, помогающих развитию творческого мышления. Ваш выбор, несомненно, будет зависеть от сути задачи. Например, зрительное представление задачи поможет вам, если она имеет какие-то пространственные аспекты. Умение составлять список необходимых слов на определенную тему может быть полезно во многих ситуациях, но особенно тогда, когда нужно что-либо написать или сочинить. Контрольные списки творческого мышления помогают в проектировании; в то время как методику «плюс-минус-интересно» можно использовать всегда, когда вы не знаете, с чего начать поиск решения.

Ниже перечислены все методики творческого мышления из этой главы. Просмотрите их и удостоверьтесь, что вы поняли каждую.

• Определение задачи разными путями.

• Мозговой штурм для увеличения количества идей.

• Работа с людьми, специализирующимися в различных областях, для того, чтобы увеличить вероятность бисоциативного мышления.

• Рассмотрение всех изменений физического состояния в контрольном списке творческих идей.

• Организация окружающей внешней среды таким образом, чтобы максимально повысить внутреннюю мотивацию.

• Поощрение риска.

• Поиск возможных решений с помощью вопросов, предложенных Парнсом (Parnes, 1967).

• Перечисление и комбинирование свойств для создания новой продукции.

• Оценка решений задачи и других ее аспектов с помощью категорий «плюс-минус-интересно».

• Составление предложений о задаче с использованием слов-связок.

• Перечисление понятий, касающихся задачи, перед тем как приступить к ее решению.

• Сбор дополнительной информации.

• Использование аналогий для того, чтобы сделать незнакомое знакомым, и аналогий «наоборот» для того, чтобы делать знакомое незнакомым.

• Визуализация задачи.

4. Достигнута ли поставленная цель?Так как творческий процесс оценивается по результату, выбранное решение следует исследовать на предмет его оригинальности и уместности. Такая оценка является частью творческого процесса. Если одно из этих условий не удовлетворяется, придется начать все сначала - и так до тех пор, пока не будет достигнут нужный творческий результат.

 

 

Краткий итог главы

 

 

1. Творчество (креативность) являет собой бинарно организованное понятие, в котором объединяются необычное или уникальное и качественное или полезное. Но это понятие субъективное; каждый человек сам решает, что он считает творчеством, а что нет.

2. Эдвард де Боно подразделил мышление на вертикальное и латеральное. Вертикальное мышление логично и прямолинейно; в то время как латеральное мышление - это способ рассуждения «вокруг» задачи.

3. В психологии растет популярность мнения, что творческие личности не слишком сильно отличаются от всех нас. У всех нас есть способности к творчеству.

4. С практической стороны творческий процесс состоит в поисках новых путей постановки задачи и в отборе нужной информации.

5. Творчество было описано как смесь чувствительности, синергии и интуиции. Это выглядит так, как будто счастливая случайность соединила разнородные понятия для человека, чувствительного к их соединению.

6. Творчество можно рассматривать как когнитивный процесс, в котором используется информация, хранящаяся в памяти и выходящая за рамки личного опыта. Когнитивные психологи описывают этот процесс как расширение активации сетей знания с повторяющимися циклами генерирования и исследования.

7. Хотя бытует мнение, что люди с высоким IQ в общем более склонны к творчеству, на самом деле для творчества необходим вполне определенный, не очень высокий уровень интеллекта.

8. Часто творчество строится на аналогии, т. е. решение адаптируется из другой области знания.

9. Творческие личности отличаются большей самомотивацией, толерантны, терпимы к неопределенности и склонны рисковать.

10. Внутренняя мотивация является одним из мощнейших двигателей творчества. Для того чтобы человек стремился к творчеству, необходимо, чтобы окружающая среда подпитывала его внутреннюю мотивацию.

11. Мы представили несколько стратегий, развивающих творческое мышление. Мозговой штурм опирается на убеждение, что если у человека много идей, то среди них всегда найдутся подходящие. Каждый пункт контрольного списка творческих идей может способствовать тому, что блеснет огонек творчества. В связующем алгоритме Кровица, для того чтобы прийти к решению, используется изменение связей между составными частями задачи. Стратегия «плюс-минус-интересно» порождает новые решения, принуждая человека исследовать различные стороны задачи. Аналогии и метафоры наводят нас на сходства и различия, которые могут быть важными при решении. Визуальное мышление применяется во многих видах творчества - особенно в искусстве и науке.

12. Все стратегии, направленные на повышение творческого потенциала, включают поиск в сетях знания человека - для того, чтобы можно было совместить отдаленные идеи, провести аналогии с разными областями знания и сделать доступной информацию, хранящуюся в памяти.

 

 

Термины для запоминания

 

 

Вы должны уметь давать четкие определения и описания перечисленным ниже терминам и понятиям. Если вы вдруг обнаружите, что некоторые из них вызывают у вас затруднения, то внимательно перечитайте раздел, где они рассматриваются.

Бионика. Применение к задачам, стоящим перед человеком, аналогий, которые черпаются из природы.

Бисоциативное мышление. Соединение прежде несовместимых понятий или «систем отсчета».

Вертикальное мышление. Логическое и прямолинейное мышление. Используется для усовершенствования и развития идей. Сравните с латеральным мышлением.

Внешняя мотивация. Задание выполняется ради получения награды или избежания наказания.

Внутренняя мотивация. Собственное желание заниматься каким-либо заданием ради него самого, а не ради награды или чтобы избежать наказания.

Интуиция. Счастливое неожиданное открытие, которое происходит тогда, когда вы его совсем не ждете.

Контрольные списки творческих идей. Эти списки предполагают выработку творческих идей путем варьирования отдельных компонентов задачи и связей между ними.

Латеральное мышление. Размышление «вокруг» проблемы. Используется для выработки новых идей, а иногда как синоним творческого мышления. Сравните с вертикальным мышлением.

Метафора. Аналогия или сравнение, находящее сходства между двумя абсолютно непохожими вещами.

Мозговой штурм. Групповой или индивидуальный метод поиска решения задачи. Поощряется выдвижение неожиданных и необычных идей, а их рассмотрение откладывается до той поры, когда их можно будет модифицировать или скомбинировать. Цель состоит в том, чтобы найти как можно больше вариантов решения.

Образ. Отображение чего-либо в мозгу в виде своего рода картины.

Плюс-минус-интересно. План поиска решения Эдварда де Боно (De Bono, 1976), заключающийся в фиксировании положительных, отрицательных и интересных черт рассматриваемых решений.

Подвижность идей. Характеризуется выработкой при решении задач большого количества идей.

Связывающий алгоритм. Этот метод выработки творческих решений основывается на изменении связей между объектами с помощью связующих слов - таких как «на», «между», «под» и «через».

Список свойств. При этом методе выработки творческого решения каждая характеристика или качество объекта или ситуации записывается, а затем исследуется на возможность модификации или перекомбинирования.

Синергия. Соединяет кажущиеся несопоставимыми части в полезное и действующее целое. Такие сочетания часто используются в творческом мышлении.

Творчество (креативность). Создание чего-то оригинального и полезного. Чувствительность. Восприимчивость к информации, получаемой через органы чувств; «подмечает» стимулы, важные для принятия творческого решения.

 

 

Глава 11. Слово в заключение

 

 

Думать - это как любить и умирать.

Каждый должен делать это сам.

Неизвестный автор

 

Эта глава может понравиться вам больше всего, потому что в ней практически ничего не сказано. Прочитав эту книгу, вы приобрели знания, которые должны помочь вам лучше мыслить. В каждой главе рассматривался только один тип мышления. Это было необходимо по той причине, что большой объем информации нужно было разбить на более удобные для восприятия части. К сожалению, само мышление не разбивается на аккуратные отдельные категории, и в большинстве ситуаций приходится применять смежные навыки. Нужно постоянно обращаться к памяти и помнить о том, что от того, какие мы используем слова и образы, по сути и зависит то, как мы думаем. Не забывайте о логике. Те методы, которым вы научились, можно использовать на протяжении всей жизни. Но самое важное: мыслите критически. Вы должны обнаруживать проблемы, упущенные другими, поддерживать заключения, опирающиеся на весомые доказательства, и настойчиво работать. Надеюсь, что это книга поможет вам лучше мыслить.

Пришло время оглянуться назад и вспомнить определение критического мышления, данное в первой главе, а также широкие понятия информации и стратегий в последующих главах. Мне кажется, найдено очень верное и емкое определение, в котором подчеркнуто, что под критическим мышлением подразумевается комплекс различных качеств. Сможете ли вы использовать полученную информацию? Как по-вашему, после чтения этой книги вы с большим успехом будете добиваться желаемого? Стали ли вы мыслить более критически?

Будет полезно, если вы постараетесь отобрать и свести вместе те навыки, которые вы используете, когда сталкиваетесь с задачей. Работая над задачей, попытайтесь составить для себя полезную памятку. В произвольной форме, как вам удобно. Работайте над своим мышлением, стремитесь к самосовершенствованию. Рассуждайте мудро. От этого зависит ваше будущее.

 

 

Список литературы

 

 

Adams A., Camine D., Gersten /?. (1982). Instructional strategies for studying content area texts in the intermediate grades. Reading Research Quarterly, 18,27-55.

Adams J. L. (1979). Conceptual blockbusting: A guide to better ideas (2nd ed.). New York: Norton.

Adams J. L. (1986). The care and feeding of ideas: A guide to encourage creativity. Reading, MA: Addi-son-Wesley.

AdlerR. В ., Rosenfeld L. В ., Towne N. (1980) Interplay: The process of interpersonal communication. New York: Holt, Rinehart amp; Winston. Alcock J. E. (1981). Parapsychology: Science or magic? Oxford, England: Pergamon» Allegretti C. L, Frederick J. N. (1995). A model for thinking critically about ethical issues. In D. F. Halpern amp; S. G. Nummedal (Eds.), Psychologists teach critical thinking [Special issue]. Teaching of Psychology, 22,46-18.

Allport G. W. (1954). The nature a/prejudice. Cambridge, MA: Addison-Wesley

Amabile 7\ M. (1983). The social psychology of creativity. New York: Springer-Verlag. Amabile Т . М . (1989). Crowing up creative: Nurturing

a lifetime of creativity. New York: Crown. American Association of Medical Colleges. (1984). Report of the working group on fundamental skills. Journal of Medical Education, 59, 1. American Psychiatric Association. (1994). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed.).Washington, DC: Author.

American Psychological Association. (1992). Learner-centered psychological principles: Guidelines for school redesign and reform [Draft]. The Psychology Teacher Network, 2, 5-12.

Anderson B. F. (1980). The complete thinker. A handbook of techniques for creative and critical problem solving. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. Arasteh A. R., Arasteh J. D. (1976). Creativity in human development. New York: Schenkman. Arkes H. R., Hammond, K. R. (Eds.). (1986a). Judgment and decision making: An interdisciplinary reader. Cambridge, MA: Cambridge University Press. Arkes H. R., Hammond, K. R. (1986b). Law. In H. R. Arkes amp; K. R. Hammond (Eds.), judgment and decision making: An interdisciplinary reader (pp. 211 - 212). Cambridge, MA: Cambridge University Press. Arnheim R. (1971). Visual thinking. Berkeley: University of California Press. Asimov 1. (1989, March 31). Combating US scientific

illiteracy. Los Angeles Times, Part V, p. 8. Atkinson R. С (1975). Mnernotechnics in second-language learning. American Psychologist, 30, 821 - 828. Baddeley A. D. (1986). Working memory. London:

Oxford University Press.

Baddeley A. D. (1992). Working memory. Science, 255, 556-559.

Baer J. (1993). Creativity and divergent thinking. Hills-dale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. Bailin S. (1987). Creativity and skill. In D. N. Perkins, J. Lochhead, amp; J. Bishop (Eds.), Thinking: The second international conference (pp. 323-332). Hills-dale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. Baron J. (1987). An hypothesis about the training of intelligence. In D. N. Perkins, J. Lochhead, amp; J. Bishop (Eds.), Thinking: The second internal conference (pp. 60-67). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. Baron J. (1988). Thinking and deciding. New York:

Cambridge University Press.

Baron J. (1990). Harmful heuristics and the improvement of thinking. In D. Kuhn (Ed.). Developmental perspectives on teaching and learning thinking skills (pp. 28-47). New York. Basel, Karger. Baron. J., Brown. R. V. (Eds.). (1991). Teaching decision making to adolescents. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Baron J. В ., Sternberg R. J. (Eds.) (1987). Teaching thinking skills: Theory and practice. New York Freeman.

Barron, F. (1958). The psychology of imagination. Scientific American, 199,151-166. Bartlett F. С (1932). Remembering: A study In experimental and social psychology. Cambridge, England: Cambridge University Press. Bartlett J. (1980). Familiar quotations (15th and 125th

anniversary eds.). Boston: Little, Brown. Bartlett J. (1992) Familiar quotations. (17th ed.). Boston: Little, Brown.

Bauer M. /., Johnson-Laird P. N. (1993). How diagrams can improve reasoning. Psychological Science, 4, 372-378.

Begley S. (1993, June 28). The puzzle of genius. Newsweek, pp. 46-49.

Beilensen J., Jackson H. (Eds.). (1992). Voices of struggle, voices of pride. White Plains. NY: Peter Pauper Press, Inc. Bell R., Caplans, J. (1976). Decisions, decisions: Game

theory and you. New York; Norton. BergerD. (1994). Critical thinking. Paper presented at Loma Linda Medical Center. Available from author at Claremont Graduate School, Claremont, CA. Berger, D. (1995). Errors in judgments and decisions: Understanding our cognitive fallibilities. In P. Foster (Ed.), Critical Thinking: Views and values in college teaching (pp. 48-68). Riverside, CA: La Sierra University Press.

Berkowitz L., Thome P. R. (1987). Pain expectation, negative affect, and angry aggression. Motivation and Emotion, 11, 183-193.

Berlin В ., Kay P. (1969). Basic color terms: Their universality and evolution. Berkeley: University of California Press.

Berliner И . J. (1977). Some necessary conditions for a master chess program. In P. N. Johnson-Laird amp; P.

С. Wason (Eds.), Thinking: Readings in cognitive science. Cambridge, England: Cambridge University Press.

Bernstein D. A. (1995). A negotiation model for teaching critical thinking. In D. F. Halpern amp; S. G. Nummedal (Eds.), Psychologists teach critical thinking. [Special Issue]. Teaching of Psychology, 22, 22-24.

Beyth-Marom R, Dekel S., Gombo R., amp; Shaked M. (1985). An elementary approach to thinking under uncertainty. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Block RA. (1985). Education and thinking skills reconsidered. American Psychologist, 40, 574-575.

Bloom B. S., Broder, L. J. (1950). Problem solving processes of college students. Chicago: The University of Chicago Press.

Boden M. A . (1990). The creative mind: Myths amp; mechanisms. New York: Basic Books.

Boring E. G. (1932). Intelligence as the tests test it. New Republic, 35, 35-37.

Bousfield, W. A. (1953) The occurrence of clustering in the recall of randomly arranged associates. Journal of General Psychology. 49, 229-240.

Bower G. H. (1970). Organizational factors in memory. Cognitive Psychology, 1, 18-46.

Bower G. H. (1972). Mental imagery and associative learning. In L. Gregg (Ed.), Cognition in learning and memory. New York; Wiley.

Bower G. (1994, May 25). Electronic communication from Marina Volkov at the Federation of Behavioral, Psychological, and Cognitive Sciences, federation@apa.org.

Bower G. H., Cirilo R. K. (1985). Cognitive psychology and text processing. In Handbook of Discourse Analysis, (Vol. 1, pp. 71-105). New York: Academic Press.

Bower G. H., Clapper, J. P. (1989). Experimental methods in cognitive science. In M. I. Posner (Ed.), Foundations of cognitive science (pp. 245-301). Cambridge, MA MIT Press.

Bower G. H., Clark M. C. (1969). Narrative stones as mediators for serial learning. Psychonomic Science, 14,181-182.

Boxall B. (1993, October 12). Statistics and science can be twisted to suit debate. The Los Angeles Times, p. A18.

Bozzell L В ., III. (1993, July 21). Exposing statistical myths. The Washington Times, p. 64.

Bradbury R. (1950). Fahrenheit 451. New York: Simon amp; Schuster.

Braine M. D. S. (1978). On the relation between the natural logic-of reasoning and standard logic. Psychological Review, 85,1-21.

Brans ford D. (1979). Human cognition: Learning, understanding and remembering. Belmont, CA: Wad-sworth.

Bransford J. D., Arbitman-Smith /?., Stein, B. S., Vye N.J. (1985). Improving thinking and learning skills: An analysis of three approaches. In J. W. Segal amp; S. F. Chipman (Eds.), Thinking and learning skills:

Volume 1. Relating instruction to research (pp. 133-206). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Bransford J. D., Johnson M. K. (1972). Contextual prerequisites for understanding: Some investigations of comprehension and recall. Journal of Verbal learning and Verbal Behavior, 11, 717-726.

Bransford J. D., Sherwood /?., Vye N., RieserJ. (1986). Teaching thinking and problem solving: Research foundations. American Psychologist, 41, 1078- 1089.

Bransford J. D., Stein B. S. (1993). The ideal problem solver: A guide for improving thinking, learning, and creativity (2nd ed.). New York: Freeman.

Brehm J. W. (1956). Postdecision changes in the desirability of alternatives. Journal of Abnormal and Social Psychology, 52, 384-389.

Brennan J. (1993b. May 20). Why polls can be poles apart. The Los Angeles Times, p. A5.

Brim 0. G., Jr. (1966). High and low self-estimates of intelligence. In 0. G.

Brim Jr., R. S. Crutchfield, W. H. Holtzman (Eds.), Intelligence: Perspectives 1965. New York: Har-court, Brace amp; World.

Brody J. E. (1988, March 30). Unresolved relationship: Breast cancer, dietary fat. San Francisco Chronicle, pp. 2-3.

Brooks L W., Simutis Z. M., O'Neil H. F., Jr. (1985). The role of individual differences in learning strategies research. In R. F. Dillon (Ed.l, Individual differences in cognition (Vol. 2, pp. 219-251). New York: Academic Press.

Bross I. D. J. (1973). Languages in cancer research. In G. F. Murphy, D. Pressman, amp; E. A. Mirand (Eds.), Perspectives in cancer research and treatment (pp. 213-221), New York: Alan R. Liss.

Brown R. (1958). Words and things. New York: The Free Press.

Brown A. L., Campione J. C. (1990). Communities of learning and thinking or a context by any other name. In D. Kuhn (Ed.), Developmental perspectives on teaching and learning thinking skills. Contributions to human development (Vol. 21, pp. 108-126). Basel Switzerland: Karger.

Brown S., Walter M. (1993). Problem posing: Reflections and applications. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Bruer J. T. (1993). Schools for thought. Cambridge, MA: MTT Press.

Brunei J. S. (1957). On going beyond the information given. In Contemporary approaches to cognition (pp. 41-69). Cambridge, MA: Harvard University Press.

Bruner J. S.t Goodnow J. J., Austin G. A. (1956). A study of thinking. New York: Wiley.

Bugllosi V. (1978). Till death do us part. New York: Bantam Books.

Burke D. M., MacKay D. G., Worthley J. S., amp; Wade E. (1991). On the tip of the tongue: What causes word finding failures in young and older adults? Journal of Memory and Language, 30, 542-579.

Byrne R. (1988). One thousand nine hundred eleven best things anybody ever said. New York: Fawcett.

CampbellS. K. (1974). Flaws and fallacies in statistical

thinking. Englewood Cliffs, NJ: Prentice.Hall. Carey J., Foltz K., Allan /?. A. (1983, February 7). The

mind of the machine. Newsweek. Carkhuff R. R. (1973). The art of problem solving. Amherst, MA: Human Resource Development Press. Carlson E. (1995). Evaluating the credibility of sources: A missing link in the teaching of critical thinking. In D. F. Halpern amp; S. G. Nummedal (Eds.), Psychologists teach critical thinking[Special issue). Teaching of Psychology, 22, 39-41. Carpenter E. J. (1981). Piagetian interviews of college students. In R. G. Fuller et al. (Eds.), Piagetian programs in higher education (pp. 15-22). Lincoln: University of Nebraska Press. Carroll D. W. (1986). Psychology of language. Belmont, CA: Brooks/Cole.

Carroll L. (1971). Through the looking glass. London: Oxford University Press. (Original work published 1872)

Cassel J. F., Congleton R. I . (1993). Critical thinking: An annotated bibliography. Metuchen, NJ: Scarecrow Press.

Ceci S. J., Ruiz A. I. (1993). Inserting context into our thinking about thinking: Implications for a theory of everyday intelligent behavior. In M. Rabinowitz (Ed.). Cognitive science foundations of instruction (pp. 173-188). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Ceraso J., Protivera A. (1971). Sources of error

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.