Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 9. Международные военно-политические блоки и союзы



9. 1. Организация Североатлантического договора

9. 2. Западноевропейский Союз

9. 3. Багдадский пакт (СЕНТО), СЕАТО, АНЗЮС

9. 4.Организация Варшавского договора

Заключение

Приложения

1. Устав ООН

2. Венская Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 23 мая 1969 года[256]

3. Государства-члены Лиги Наций: годы принятия в организацию и выхода (или исключения) из нее[257]

4. Государства-члены ООН и время их вступления в организацию

5. Хронология операций ООН по поддержанию мира

(октябрь 1945 г. – январь 2003 гг.)

6. Представительство стран ЕС в Европейском парламенте до и после вступления в силу соглашений в Ницце

 


[1] В книге используются международно-признанные сокращения, а также аббревиатуры названий международных организаций и соглашений на русском языке.

[2] Институт (от латинского слова institutum) означает установление, учреждение. К общественным установлениям относятся все нормы экономической, социальной, политической и иной жизни, правила жизнедеятельности и поведения людей. Эти нормы вырабатываются самими людьми, обществами и государствами. Скажем, несколько людей случайно встретились за чаем. Это – приятное для всех из них времяпровождение. Если те же люди договорились собираться в каждый вторник для чаепития, то это превращается в социальную норму. А если регулярно встречающиеся люди являются министрами, депутатами или сенаторами, то речь может идти уже о политическом институте (см.: B.Guy Peters. Institutional Theory in Political Science.The «New Institutionalism». London 1999. P. 18). Достаточно широко распространено понимание института как системы правил поведения людей для достижения своих целей (Knight J. Institutions and Social Conflict.Cambridge, 1992. P. 92).

[3] Позже к нему присоединились и другие монархи Европы, за исключением Турции (исламская страна) и Великобритании. Последняя мотивировала свое решение тем, что договор о Союзе подписан монархами, а согласно Конституции Великобритании подобные документы подписываются министром иностранных дел (см.: Кареев Н. И. История Европы. СПб. 1907. Т. 4. С. 316 -317)

[4] См.: Yearbook of International Organizations. Brussels, 1922. P. 3.

[5] Krasner, S International Regimes. New York. 1983. P. 2; Rittberger, V. Regime Theory and International Relations. Oxford. 1993. P. 3.

 

[6] Rousseau Ch. Droit International public. V. II. Paris, 1974. P. 453.

[7] Keohane, R. O. Neoliberal Institutionalism: A Perspective on World Politics // International Institutions and State Power: Essays in International Relations Theory. Boulder, 1989. P. 4.

[8] Актуальные проблемы деятельности международных организаций. М., 1982. С. 18.

[9] Государственный секретарь США в 1953 -1959 гг. Д. Ф. Даллес, Генеральный секретарь ООН в 1952–1960 гг. Д. Хаммершельд и другие.

[10] Plano J., Riggs R. Forging World Order. The Politics of International Organization. New York, 1967. P. 53 - 5; Keohane R. O., Nye J. S. Power and Independence. Boston, 1977; P. 20; Marks W. Frederic III. Power and Peace. The Diplomacy of John Foster Dulles . London, 1995. P. 126.

[11] Keohane, R. O. Neoliberal Institutionalism: A Perspective on World Politics // International Institutions and State Power: Essays in International Relations Theory. Boulder, 1989; Keohane, R. O. and Nye J. S.. Power and Interdependence: World Politics in Transition. Boston, 1977; Hasenclever A., Mayer P., and Rittberger V.. Theories of International Regimes. Cambridge, 1997.

[12] Hasenclever A., Mayer P., and Rittberger V.. Theories of International Regimes. P. 37.

 

[13] Political Handbook of the World: 1989. Governments and International Organizations as of March 1989 (With major Political Developments noted through July 1989). New York. 1990; Энциклопедия международных организаций: Международные межправительственные организации. СПб., 2003.

[14] В 2000 г. в ООН были зарегистрированы 1600 международных неправительственных организаций (A/55/1. Para 286).

[15] На эту сторону проблемы вынуждены были обратить внимание еще первые теоретики международного права (Г. Гроций, С. Пуфендорф и др.). Они указывали на то, что нарушители соглашений всегда используют неопределенности и двусмысленности в текстах таких документов, а потому призывали тщательнейшим образом продумать и согласовать каждую их формулировку (Pufendorf S. Of the Law of Nature and Nations. New York, 1898. Book VIII. P. 502).

[16] См.: B.Guy Peters. Institutional Theory in Political Science.The «New Institutionalism». P. 127.

[17] Как гласил принцип Римского права «quod quis non habet, non potest in alterum transfere (никто не может передавать другому того, чем он сам не обладает).

[18] Grotius G. Rights of War and Peace, I. I. 10; III.IV.2 and 3 ff.

 

 

[19] Эти акты могут иметь разные статусы, смысл которых был определен еще римским правом: резолюции(высказывание двумя и более субъектами своей оценки того или иного явления), декларации(провозглашение намерений), конвенции (согласие двух и более субъектов с чем-то или прийти к единому мнению) и пакты или соглашения (обязательство двух или более субъектов участвовать в реализации тех или иных намерений).

[20] Churchill W. S. The Second World War. Vol. 3. Grand Alliance. London, 1949. P. 165–166.

[21] См.: Stettinius E. R. Roosevelt and the Russians. New York, 1949.

- К сожалению, в СССР и в России высшие должностные лица часто обращались с государством как со своей личной собственностью или как с «шубой с барского плеча». Конституция СССР (ст. 78) гласила, что «территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия». Однако в 1954 г. Первый секретарь ЦК КПСС, а по государственной службе – член Президиума Верховного Совета СССР Н. Хрущев, не имея на это никаких конституционных полномочий, и не спросив мнения граждан страны, «подарил» Украине в день 300-летия ее добровольного присоединения к России Крымскую область, являвшуюся частью РСФСР. Э. Шеварднадзе, будучи министром иностранных дел СССР, подписал с США соглашение о континентальном шельфе в районе Берингова моря, уступив США многие тысячи кв. км. российского шельфа, богатого рыбой и нефтью. В 1991 г. президент России Б. Ельцин подписал так называемые Беловежские соглашения о прекращении действия Союзного договора от 30 декабря 1922 г., на что он также не имел никаких конституционных прав и полномочий. К сожалению, ряд таких произвольных актов может быть продолжен и далее.

[22] “New Yorker”, 1990,23 April.

 

[23] В 1982 г. слово «консультативная» было исключено из названия этого института. Число членов его руководящего органа постоянно увеличивалось, дойдя к 2002 г. до 40, но категории членства и пропорции представительства не претерпели существенных изменений.

[24] Статья 109: 1. С целью пересмотра настоящего Устава может быть созвана Генеральная конференция Членов Организации Объединенных Наций в срок и в месте, которые должны быть определены двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и голосами любых девяти членов Совета Безопасности. Каждый член Организации будет иметь на Конференции один голос.

2. Любое изменение настоящего Устава, рекомендованное двумя третями голосов участников Конференции, вступит в силу по ратификации, в соответствии с их конституционной процедурой, двумя третями Членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности.

3. Если такая Конференция не состоится до десятой ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи, считая со вступления настоящего Устава в силу, предложение созвать такую Конференцию включается в повестку дня этой сессии Генеральной Ассамблеи, и Конференция созывается, если это будет решено простым большинством голосов членов Генеральной Ассамблеи и голосами любых семи членов Совета Безопасности.

 

[25] Конвенция вступилав силу 21 марта 1994 г. К осени 2003 г. ее участниками являлись 186 государств мира.

[26] Каждой из этих стран установлена своя «квота выброса». Наиболее развитые страны должны добиться такого снижения уровня выбросов парниковых газов, чтобы в среднем за 2008 – 2012 годы он был на 7, 6 и 8% ниже уровня 1990 года. Наиболее загрязняющими атмосферу странами являются США, Китай и Россия. На США приходились 35 %, на Россию – 17 и на Китай – 16% всех выбросов парниковых газов в атмосферу.

[27] Bowett D. The Law of International Institutions. London, 1975. P 320 - 321.

[28] 55 Сессия Генеральной Ассамблеи установила шкалу взносов на 2001–2003 гг. в процентах от бюджета ООН. Согласно ей взносы более 80 государств составляли от 0. 001 до 0, 01 % и только 15 государств – более одного процента. Самыми крупными плательщиками являлись США (22 % бюджета ООН), Япония (19,515%), Германия (9,769 %), Франция (6,566 %), Великобритания (5,536 %). Взнос КНР составлял 1,532, а России – 1,2% от бюджета ООН (http//www.un.org/russian/question/scale/htm#top). – Электронный адрес источника позволяет читателю получить текст соответствующего документа через Интернет. Во всех вузах имеются компьютерные классы, что открывает доступ в электронные библиотеки мира. В пособии указаны адреса, по которым читатель может сам прочитать рассматриваемые в нем документы в подлиннике. Эти документы появляются на сайтах международных институтов через 7 – 15 дней после их принятия.

[29] Статьи 57 и 63 Устава ООН.

[30] Подробнее см. Чубарьян А. О. Европейская идея в истории: Проблемы войны и мира. М., 1987. С. 99 – 104.

[31] Подробнее см.: Чубарьян А. О. Европейская идея в истории: Проблемы войны и мира. М., 1987. С. 99 – 104.

[32] Там же. С. 228.

[33] Комаровский Л. А. Вопрос о международной организации: Соединенные Штаты Европы. М., 1905. С. 4.

 

[34] Первоначальными членами Лиги Наций стали 20 государств. В 1928 г. в состав Лиги Наций входили уже 54 государства. В разное время членами Лиги Наций являлись 63 государства (см. Приложение 3).

[35] После приема Германии в Лигу Наций в 1926 г. она стала пятым постоянным членом Совета Лиги. Германия и Япония вышли из Лиги Наций в 1933 г. В 1934 г. СССР был приглашен в Лигу Наций в качестве постоянного члена ее Совета.

[36] В сентябре 1939 г., после нападения Германии на Польшу, советские войска заняли Западную Украину, Западную Белоруссию, а также город Вильнюс. Вся территория прежней Вильнюсской области, в том числе и с исконно белорусским населением, была присоединена к только что вошедшей в состав СССР Литовской ССР. А после разгрома Германии города Кенигсберг и Клайпеда с прилегающими территориями также перешли к СССР. Кенигсберг с близлежащей территорией были включены в состав РСФСР, а Клайпеда и край – в состав Литовской ССР.

 

[37] Churchill W. S. The Second World War. Vol. I. The Gathering Storm. London, 1949. P. X.

[38] Вокруг Пакта о ненападении // Страницы истории. Дайджест прессы. 1989. Июль – декабрь. С. 179.

[39] Churchill W. S. The Second World War. Vol. I. P. 313.

[40] Op. cit. P. 327.

[41] Op. cit. P 334.

[42] Op. cit. P. 340; История международных отношений и внешней политики СССР. 1917 – 1945 гг. Т. I. М., 1961. С. 576.

[43] Churchill W. S. Op. cit. P. 349.

[44] Еще 25 июля 1932 г. такой пакт был подписан между Польшей и СССР, 2 сентября 1933 г. – с Италией (См.: История дипломатии. Т. III. М., 1945. С. 476, 645).

[45] Они совпадали с так называемой «Линией Керзона», установленной Парижской мирной конференцией в качестве западной границы России и признанной в качестве западных границ СССР на тегеранской и Ялтинской конференциях.

[46] Churchill W. S. Op. cit. P. 401.

[47] Churchill W. S. The Second World War. Vol. III.The Grand Alliance. P. 392.

[48] Goodwin D. Britain and United Nations. London, 1957. P. 3.

[49] История международных отношений и внешней политики СССР. Т. II. 1939 – 1945 гг. Ь., 1962. С. 302.

[50] Резолюцией второй сессии Генеральной Ассамблеи 168 (11) 24 октября официально объявлен днем Объединённых Наций.

[51] К началу работы 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2003 г. членами ООН являлись 191 государство мира (см. Приложение 4).

 

[52] Однако примеров исключения какого-либо государства из ООН еще не было.

[53] См.: Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (28 ноября – 1 декабря 1943 г.). Сборник документов. М., 1984. С. 27.

[54] Громыко А. А. Памятное. Книга первая. М., 1988. С. 235 – 238; Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (4 – 11 февраля 1945 г.). М., 1984. С. 96 – 98.

[55] Штаб-квартира МБТ находится в Женеве. В годы Второй мировой войны (с 1940 г.) она была временно перенесена в Монреаль.

[56] 85-я сессия Генеральной конференции МОТ (1997 г.) приняла поправку к Статье 19 своей Конституции, Ее 9-й пункт теперь гласит: «По предложению Руководящего органа Конференция может большинством в две трети голосов присутствующих делегатов, аннулировать любое соглашение, принятое в соответствии с условиями этой статьи, если окажется, что оно потеряло свою значимость и больше не вносит полезного вклада в достижение целей Организации» (Instrument for the Amendment of the Constitution of the International Labour Organisation 1997. Art. 1)

[57] В ноябре 2003 г. ЮНЕСКО объединяло 191 член и 6 ассоциированных членов.

[58] В поправке к Конституции ЮНЕСКО, принятой Генеральной Конференцией в 1954 г. (ст. II, параграф 6),.сказано, что это должно быть сделано до 31 декабря. А в поправке, принятой на 28-й сессии Генеральной конференции (1995 г.), содержится формулировка: «Любое государство – член или ассоциированный член организации может выйти из нее с уведомлением, адресованным Генеральному директору. Решение о выходе вступает в силу по истечении двадцати четырех месяцев после его уведомления Генеральному директору».

 

 

[59] http://www.unesco.org/exboard/members.htm.

[60] Это положение соблюдалось только до 1959 г.

[61] Preamble to the Constitution of the World Health Organization as adopted by the International Health Conference, New York, 19-22 June, 1946.

[62] К ноябрю 2003 г. ВОЗ объединяла 192 государства.

[63] Каждое государство может направить в Ассамблею не более трех делегатов, которые могут быть сопровождаемые альтернативными делегатами и советниками (Статьи 11 и 12 Устава).

[64] Слаборазвитым странам кредиты предоставляются под фиксированный процент (0,5 % в год), а остальным - под средние проценты мирового рынка с оплатой услуг МВФ плюс возмещение убытков.

[65] См.: Латинская Америка: Что принесли неолиберальные преобразования? Книга 1 / Отв. Ред. И. К. Шереметьев. М., 1997. С. 31, 50, 81, 104.

[66] Илларионов А. Мифы и уроки августовского кризиса // Вопросы экономики. 2000/ № 3. С. 5,13.

[67] Новая газета. 2000. 23 октября.

[68] Доклад Генерального секретаря ООН о работе Организации. 13 августа 1999 г. (A/54/1). No. 1 Пункт 142; HUMAN DEVELOPMENT REPORT 2003. Millennium Development Goals: A compact among nations to end human poverty. New York. 2003. P. 67 – 78.

 

[69] Этот договор вступил в силу в 1970 г. и ратифицирован более 170 странами мира.

[70] Подробнее об этом см.: Клименко Б. М. Общее наследие человечества. М., 1989.

[71] Там же. С. 9.

[72] Они ассоциированы с теми или иными из государств (например, Пуэрто-Рико), но живут по собственным законам.

[73] Единогласно принята Генеральной Ассамблеей в Париже 10 декабря 1948 г.

[74] См.: ХУП Конгресс Социалистического Интернационала. К экономической безопасности: стратегия долговременного выживания // Рабочий класс и современный мир. 1990. № 6. С. 111.

[75] Official Records Fifty-fifth session. Supplement No. 1 (A/55/1)

 

[76] Многие из них детально проанализированы в трехтомном исследовании: Wilkenfeld J., Brecher M., Moser Sh. Crises in Twentieth Century. New York, 1988. Профессор Калифорнийского университета в Беркли Е. Хаас в книге “The United Nations and Collective Management of International Conflicts” (Cambridge, 1988) изучил 315 конфликтов, имевших место в мире в период с 1945 по 1984 г. См. также: Conflicts in World Society: A New Perspective in International Relations. Brighton, 1984; Zacher M. W. International Conflicts and Collective Security. 1946–1977. The UN, AOS,OAU and AL. New York, 1979. Интересные сведения о динамике многочисленных конфликтов содержатся и в воспоминаниях государственных деятелей – главных действующих лиц многих международных конфликтов ХХ в.: Г. Киссинджер. Нужна ли Америке внешняя политика? М. 2002, с. 19; Nixon R. M. 1999: Victory Without War. New York, 1988; Shultz G. P. Turmoil and Triumph. My Years as Secretary of State. New York, 1993; Thatcher M. The Downing Street Years. London, 1993.

[77] Согласно Уставу ООН (ст. 52. п. 2) государства-члены организации «должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности».

[78] Haas E. Op. cit. P. 10 -12.

[79] См.: Wilkenfeld J., Brecher M., Moser Sh. Crises in Twentieth Century. New York, 1988. Vol. 1. P. 71.

[80] Haas E. Op. cit. P. 43 – 44.

[81] В 1995 г. эти расходы составляли 2,8 млрд долл.

[82]Отчет Генерального секретаря ООН о деятельности Организации в 1999 г. (A/54/1). Параграф 62.

[83] http://lenta.ru/world/2002/11/03/weapon/. (Российская лента новостей в электронной версии. Адрес указывает на название информационного агентства, год, месяц и число, а также на проблему).

[84] Jefferson Th. The Writings of Thomas Jefferson: Memorial Edition. New York, 1905. Vol. 15. P.130.

[85] Данная проблема широко обсуждается во всем мире. См., напр.: Fassbender Bardo. UN Security Council Reform and the Right of Veto: A constitutional Perspective (Legal Aspects of International Organization. Vol. 32). London, 1998.

[86] Подробнее см.: Тузмухамедов Р. А. Права и свободы народов по международному праву // Российский журнал международного права. 1993 – 1994. СПб., 1995. С. 298 – 308.

[87] Подробнее см.: Европейский Союз: Прошлое, настоящее, будущее: Документы. М., 1994; Чубарьян А. О. Европейская идея в истории. М., 1987. С. 82, 105, 115, 117.

[88] Teitgen P.-H. Introduction to the European Convention on Human Rights // The European System for the Protection of Human Rights / Ed. by R. S. Macdonald, F. Matsher and H. Petzold. Dordrecht; Boston; London, 1993. P. 5.

[89] В 2003 г. членами Совета Европы являлись 44 государства Европы и Азии. Кроме того, многие страны принимают участие в работе СЕ в качестве наблюдателей.

[90] Штаб-квартира Совета Европы и его органов находится в городе Страсбург (Франция).

[91] Ravaud Caroline. The Committee of Ministers // The European System for the Protection of Human Rights. P. 644–645.

 

 

[92] Teigten P.-H. Introduction to the European Convention on Human Rights // The European System for the Protection of Human Rights. P. 13.

[93] 1-й дополнительный протокол принят в марте 1952 г., а 12-й – 4 марта 2000 г.

[94] Lalumière C. Human Rights in Europe: Challenges for the Next Millenium // The European System for the Protection of Human Rights. P. XY.

[95] В 2002 г. их было 44.

[96] Pellonpaa M. Economic, Social and Cultural Rights // The European System for the Protection of Human Rights. P. 856–857.

[97] Petzold H. The Convention and the Principle of Subsidiary // The European System for the Protection of Human Rights. P. 41-61.

[98] Договор подписанминистрами иностранных дел из пятнадцати государств - членов Европейского союза2 октября 1997 г. ивступил в силу 1 мая 1999 г.

[99] С 1 января 1999 г. официальной валютой одиннадцати государств-членов Европейского Союза, установленной с учетом конверсионных курсов валют разных стран, стало ЕВРО. Денежные знаки ЕВРО появились только с 1 января 2002 г., но новая валюта уже тогда могла использоваться в безналичной форме.

[100] Установлена такая очередность: Для первого шестилетнего цикла: Бельгия, Дания, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания; Для следующего шестилетнего цикла: Дания, Бельгия, Греция, Германия, Франция, Испания, Италия, Ирландия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Португалия. Новые члены Евросоюза дополняли этот список.

[101] До пятого расширения ЕС в Комиссию входили по 2 представителя от Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании и по одному от остальных 10 государств – членов.

[102] Европейская Комиссия с полномочиями на срок с 1995 по 2000 г. состояла из 20 комиссаров под председательством Ж. Сентера. Следующим председателем ЕК стал Роман Проди.

[103] Подробнее о нем см. тему «Международные межпарламентские организации».

[104] Англия, Германия, Италия и Франция представлены в ЭКОСОК по 24 члена, Испания – 21, Бельгия, Греция, Нидерланды и Португалия – по 12, Дания и Ирландия – по 9 и Люксембург – 6.

[105] Единогласным решением Европейский Совет может увеличить число членов (статья 165 Договора).

[106] Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 30 июля – 1 августа 1975 г. С. 6–12.

[107] Бюджет ОБСЕ на 1999 г. составлял около 104 млн. ЕВРО, в ее руководящих органах постоянно работают 250 человек, а в качестве наблюдателей на местах – 2500 служащих.

[108] В 2000 г. в ОБСЕ входили 55 государства: Албания, Андорра, Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария,, Канада, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Ватикан, Венгрия, Ирландия, Исландия, Италия, Казахстан, Киргизстан, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Российская Федерация, Сан-Марино, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Таджикистан, Македония, Туркменистан, Турция, Украина, Великобритания, США, Узбекистан, Югославия. ОБСЕ сотрудничает с Японией, Южной Кореей и средиземноморскими странами Африки.

[109] После избрания Воислава. Коштуницы президентом Югославии в сентябре 2000 года, Федеративная республика Югославия вновь была допущена к участию в ОБСЕ в качестве его 55-го государства - члена.

[110] Albott K. Totalitarianism. The Inner History of the Cold War. Oxford, 1995. P. 3.

[111] Hantington S. The Lonely Superpower // Foreign Affairs. 1999. March – April. Vol. 78. P. 298 – 299.

[112] Ibidem. P. 303.

[113] The Washington Pro File. 2003. November 2. (http://usinfo.state.gov/russki/regions/iraq/0430o.htm).

[114] См.: Hassouna H. A. The League of Arab States and regional disputes: A study of Middle East conflicts. New York, 1975. P. 3.

 

[115] Caro M. A. La oda “A la estatua del Libertador” y otros escritos acerca de Bolivar. Bogota, 1984. P. 287.

[116]Charter of the Organization of American States. Washington, D.C., 1997. (http://www.oas.org/juridico/english/charter.html).

[117] Межамериканское Бюро Защиты было создано в 1942 г. для изучения путей и вынесения рекомендаций о мерах защиты Западного полушария. Это одна из самых старых из существующих многосторонних военных организаций в мире. Помимо названных целей, Бюро действует и как военно-технический консультативный орган в рамках ОАГ.

[118] Все проекты должны быть представлены на одобрение Генеральной Ассамблее ОАГ.

 

 

[119] Подробнее речь об этом институте пойдет в главе 7, посвященной институтам защиты прав и свобод человека.

 

[120] Informe anual del Secretario general. 2002-2003. Organización de los Estados Americanos. Washington, D.C., 2003. P. 4.

[121] Учрежден в 1959 г.

[122] OAS: Annual Report for 1996–1997. Introduction (http://www.oas.org/oas/anreps/ar96-97/introe.htm).

[123] Thatcher M. The Downing Street Years. London, 1993. P. 231.

[124] Informe anual del Secretario general. 2002-2003. Organización de los Estados Americanos. Washington, D.C., 2003. P. 10.

[125] На 58 сессии ГА ООН в ноябре 2003 г. за резолюцию об отмене санкций против Кубы проголосовали 179 государств, в том числе почти все государства Латинской Америки. Против этого выступили только США, Израиль и Маршалловы острова.

[126] Macdonald R. The League of Arab States. A Study in the Dynamics of Regional Organization. New Jersey, 1965. P. 190.

[127] Вопросы организационного характера решаются большинством голосов (Ст. XV1).

[128] После подписания президентом Египта Садатом мирного договора с Израилем в 1979 г. членство Египта в ЛАС было приостановлено, а штаб-квартира ЛАС из Каира переведена в Тунис. Только в 1987 г. государства-члены ЛАС восстановили дипломатические отношения с Египтом, а в 1990 г. штаб-квартира ЛАС вновь вернулась в Каир.

[129] Macdonald R. The League of Arab States. A Study in the Dynamics of Regional Organization. New Jersey, 1965. P. 220-224; Zacher M. W. International Conflicts and Collective Security/ 1946–1977. The UN, AOS,OAU and AL. New York, 1979. P. 190 – 192.

[130] Final Communiqué of the Tenth Session of the Islamic Summit Conference (Session of Knowledge and Morality for the Progress of Ummah). Putrajaya (Malaysia), 20 - 21 Sha’aban 1424 H. (16-17 October 2003). P. 21. (http://www.oic-oci.org/english/is/10/10is-fc-en.htm).

[131]Putrajaya Declaration on Knowledge and Morality for the Unity, Dignity and Progress of the Ummah. The 10th Session of the Islamic Summit Conference. Putrajaya, Malaysia, 11 – 18 October 2003. (http://www.oic-oci.org/press/english/october2003/putrejaya_declaration.htm).

 

[132] The causes of conflict and the promotion of durable peace and sustainable development in Africa. Report of the Secretary-General. 1997. Para 10. (http://www.un.org/ecosocdev/geninfo/afrec/screport/report.htm).

 

[133] Ibidem. Para 91.

[134] Договор вступил в силу в мае 1994 г. после ратификации его должным количеством государств.

[135] The causes of conflict and the promotion of durable peace and sustainable development in Africa. Report of the Secretary-General. 1997. Para 105. (http://www.un.org/ecosocdev/geninfo/afrec/screport/report.htm).

 

[136] См. : Брук С. И. Население мира: Этнодемографический справочник. М., 1988. С. 361 – 375.

[137]Трубецкой Н .С. Евразийство: Опыт системного изложения // Пути Евразии. М., 1992. С. 375–377.

[138] Там же. С. 379. - Родство языков, культур и близость религиозных верований, безусловно, важные факторы. Но как показывает опыт человечества, не всегда определяющие. Арабы Ливана, ирландцы, индусы разделены и нередко враждуют между собой из-за религиозных различий. Еще больше примеров, когда приверженцы единой веры враждуют между собой, разделяясь по национально-этническому принципу.

[139] См.: Mackinder H.J., The Scope and Methods of Geography and the Geographical Pivot of History (papers of the Royal Geographical Society). London, 1951. P. 7 – 11.

 

[140] Perinchek D. Eurasian Alternative // Aydinlyk. 1996. March 16. P. 3.

[141] “Milliyet”. 1996. March 3.

[142] Perinchek D. Eurasian Option // Turkish Daily News. 1996. September 16. P. 4 – 5.

[143] См.:Mohadessin M. Islamic Fundamentalism. The New Threat. Washington, DC, 1993. P. 159 – 162; Хантингтон С. Если не цивилизация, то что? (Парадигмы мира после холодной войны) // США: Экономика, политика, идеология. 1994, № 6. C. 73 – 74; Mohadessin M. Islamic Fundamentalism. The New Threat. Washington, DC, 1993. P. 159 – 162.

[144] В него входили Австралия, Новая Зеландия, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Республика Корея, Южный Вьетнам и Тайвань. В марте 1973 г. Малайзия вышла из Организации, после чего страны-члены не смогли договориться о времени очередной встречи и она прекратила свою деятельность (См. История дипломатии. Т. V. Книга вторая. М., 1979. С. 369 – 370).

[145] Тихоокеанское сообщество: Планы и перспективы / Отв. ред. И. И. Коваленко. М., 1987. С. 56 – 62.

[146]. Там же. С. 9, 54, 81.

[147] Ими являются: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Малайзия; Мексика; Новая Зеландия; Папуа - Новая Гвинея; Перу, Республика Корея, Филиппины, Российская Федерация, Сингапур, Соединенные Штаты Америки; Таиланд, Тайвань, Чили, Япония.

[148]См.: http://www/apecsec.org.sg/about_apec/how_apec_ operates.

[149] Австралии, Новой Зеландии, Папуа – Новой Гвинеи, Соломоновых островов, Вануату, Фиджи,Тонга, Западного Самоа, Кирибати, Тувалу, Ниуэ и Островов Кука.

[150] Австралия, Новая Зеландия, Фиджи, Западное Самоа, Кирибати, Тувалу, Ниуэ и Островов Кука.

[151] Тихоокеанское сообщество. С. 255.

[152] В 1984 г. членом АСЕАН становится Бруней, а в 1995 г. – Вьетнам. К 1998 г. ее членами стали также Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма) и Папуа-Новая Гвинея.

[153] Внеочередные встречи могли проводиться по требованию членов Ассоциации.

[154] 15 декабря 1987 г. на встрече министров иностранных дел стран АСЕАН на Филиппинах был принят Дополнительный протокол, открывающий данный договор для всех стран Юго-Восточной Азии и вносивший поправки к некоторым его статьям. Согласно Второму дополнительному протоколу, принятому 11 государствами-членами АСЕАН 25 июля 1998 г. в Маниле, к нему, с согласия всех членов АСЕАН, могут присоединяться и страны, не относящиеся к Юго-Восточной Азии.

 

[155] Из Бельгии, Великобритании, Венгрии, Дании, Испании, Италии, Либерии, Соединенных Штатов и Франции.

[156] Андский парламент, Европейский парламент, Парламентская ассамблея Совета Европы, Латиноамериканский парламент и Центральноамериканский парламент.

 

[157] На 109-й ассамблеи МПС по предложению Совета было приостановлено членство парламентов Грузии, Либерии, Малави, Маршалловых Островов и США (109th Inter-Parliamentary Assambly. Geneve, 2003. P. 7.

 

[158] Генеральными секретарями МПС являлись Альбер Гоба (, 1892 – 1909 гг., Швейцария), Кристиан Ланге (1909 – 1933 гг., Норвегия), Андрэ де Блонэ (1933 – 1953 гг., Швейцария), Леопольде Буасье (1953 – 1970 гг., Франция), Пио Карло Терензио ( (1970 – 1986 гг., Италия), Пьер Корнильон (1987 – 1998 гг., Франция) и Андерс Б. Джонсон (назначен в 1998 г. и переназначен в 2001 г. на новый срок до 2005 г., Швеция).

 

[159] 108th Inter-Parliamentary Conference. Geneve, 2003. P. 8 – 10, 40

 

[160] Оба эти документа заслуживают быть настольными книжками каждого человека и гражданина.

[161] Universal Declaration on Democracy. Declaration adopted without a vote* by the Inter-Parliamentary Council at its 161st session (Cairo, 16 September 1997). Preamble (http://www.upi.org/cnl-e/161.dem.htm).

[162] Ibidem. Part One. Para 1.

[163]. «Осуществление этих свобод… может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия» (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободах. Ст. 10.). Информация должна подаваться в форме, не оскорбляющей национальные, религиозные чувства людей, их честь и достоинство, культурные традиции и историческую память народов.

 

[164] Свободные и справедливые выборы: Международное право и практика. Женева, 1993 г.; Декларация о критериях свободных и справедливых выборов. Женева, 1994 г.; Кодекс проведения выборов. Женева, 1998 г.

[165] Goodwin-Gil G. Democracy: its principles and achievement. Geneve,1998;Philip L. Parliaments in the modern world. Geneve, 1989; Parliaments of the world: a comparative reference compendium. Geneve, 1986; Van der Hulst M. The parliamentary mandate. Geneve, 2000;Zarjevski Y. The people have the floor.A History of the Inter-Parliamentary Union. Geneve, 1989.

 

 

[166] Вступила в силу 1 марта 1999 г.

 

[167] Отныне конференции будут именоваться ассамблеями. С

[168] Dialogue among Civilizations and Cultures. Resolution adopted without a vote by the 103rd Inter-Parliamentary Conference (Amman, 5 May 2000). Preamble. (http://www.ipu.org/conf-e/103.pdf).

 

[169] До этого он состоял из делегаций, формируемых из членов национальных парламентов.

[170] Draft Treaty Establishing a Constitution for Europe.Adopted by consensus by the European Convention on 13 June and 10 July 2003. Submitted to the President of the European Council in Rome // Official Journal of the European Union. 18 July 2003. P. 5.

 

[171] Некоторые аспекты проблемы рассмотрены в теме «Совет Европы».

[172] Постоянный комитет собирается не менее двух раз в год. Его основная задача состоит в том, чтобы действовать от имени ПАСЕ, когда последняя не заседает.

 

[173] Declaracion de Lima de 10 december de 1964 (http://www.parlatino.org./parlatino/tratado.php).

[174] Tratado de Institucionalización de 16 del mes de noviembre de 1987. (http://www.parlatino.org.br./parlatino/tratado.php)

[175] Propuesta del Parlamento Latinoamericano a los seсores jefes de estado y de gobierno en ocasion de la IX cumbre iberoamericana ((http://www.parlatino.org.br./clan/clan11.php)

 

[176] Объединение стран Южной Америки, расположенных вдоль Андских гор (Боливии, Венесуэлы, Колумбии, Перу, Чили и Эквадора) в целях социально-экономического сотрудничества. Учреждена в соответствии с Договором Картахена (Колумбия) в 1969 г. под названием «Андской группы». Чили вышла из объединения в 1976 г. В 1996 г. организация преобразована в Андское сообщество. Согласно Статье 6-й договора Картахена, руководящими органами Сообщества являются: Президентский совет, Совет министров иностранных дел, Комиссия сообщества, Генеральный секретариат сообщества, Судебный трибунал, Андский парламент, Совет предпринимателей, Консультативно-рабочий совет, Андская корпорация содействия развитию и Латиноамериканский резервный фонд.

[177] Коста-Рика подписала договор и первый протокол к нему, но не ратифицировала их.

[178] В 2000 г. ими являлись Алжир, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Палестина, Сирия, Судан и Тунис. В связи с гражданской войной и роспуском парламента Сомали, его членство в АМПС было приостановлено. После оккупации Англией и США Ирака в марте 2003 г. приостановлено и членство парламента этой страны в МПС и АМПС.

[179] Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

[180] Declaration on the Protection of Human Rights and the Principle of Non-Intervention in Internal Affairs of States, 13 September 1989. Article 3.

[181] Вступая в договорные отношения с теми или иными странами или группами стран, государство может договориться только о том, что ему позволено его Основным Законом. В случае, если международные обязательства выходят за рамки Конституции, необходимо согласовать вопрос с населением на предмет внесения поправок в нее и лишь после внесения соответствующих изменений государство вправе подписывать их. Договора вступают в силу не с момента их подписания участвующими в нем государствами и даже не после ратификации его в установленном порядке, а только после того, как его ратифицирует оговоренное в договоре число подписантов.

[182] Kruger H. C. The Right of Application // European System for the Protection of Human Rights. Dordrecht; Boston; London, 1993. P. 668.

[183] Ibidem. P. 672.

[184] Первыми самыми действенными институтами являлись учрежденные странами-победительницами во Второй мировой войне Нюрнбергский военный трибунал для суда над главными немецкими военными преступниками и Международный военный трибунал для суда над главными японскими военными преступниками. Объявление зверств немецких и японских властей в отношении военнопленных и гражданского населения на оккупированных территориях преступлениями против человечества, а идеологии и институтов фашистского государства преступными и запрещенными во все времена – первый решительный шаг на пути продвижения к защите прав человека. Соответственно статус и оценки Нюрнбергского трибунала остаются действующими во все времена. Институты защиты прав и свобод человека, учрежденные после создания ООН, имеют целью улучшение дел с правами человека, недопущение их нарушения кем бы то ни было и наказание виновных в нарушении.

[185] Для контроля над реализацией положений каждого международного инструмента предусматривается специальный институт.

[186] Количество их весьма ограничено (право на собственность, право считаться юридическим лицом и др.), ибо многие права носят индивидуальный характер (на жизнь, свободу, уважение частной и семейной жизни и т. д.). Подробнее об этом см.: Kruger H. C. The Right of Application // The European System for the Protection of Human Rights. P. 664.

[187] Eribergh E. The European Commission of Human Rights // The European System for the Protection of Human Rights. P. 610–615.

[188] Вся статистика отражена в издаваемом в Страсбурге ежегоднике “Council of Europe, European Commission on Human Rights: Survey of Activities and Statistics”, а также на Сайте ЕСПЧ (http://www.echr.coe.int).

[189] См.: Eribergh E. The European Commission of Human Rights // The European System for the Protection of Human Rights. P. 611.

[190] Из 1 038 заявлений, признанных ЕКПЧ приемлемыми , 128 были урегулированы “дружеским образом”. Так были урегулированы 29 из 225 дел, рассматривавшихся ЕСПЧ в период с 1960 по декабрь 1991 г. (См.: Kiss A. Conciliation // The European System for the Protection of Human Rights. P. 704).

[191] Eribergh E. The European Commission of Human Rights. P. 612.

[192] До принятия 8 протокола Комиссия могла на любом этапе снять дело с рассмотрения путем принятия решения о не приемлемости.

[193] «К компетенции Суда относятся все дела, связанные с толкованием и применением настоящей Конвенции, которые Высокие договаривающиеся стороны или Комиссия передают в Суд…». Согласно ст. 46, любое из государств может в любое время сделать заявление о том, что оно признает юрисдикцию Суда обязательной по всем вопросам, касающимся толкования и применения Конвенции. К началу 90-х годов все члены Совета Европы (за исключением Польши) признавали юрисдикцию Суда.

[194] Если материальное положение заявителя не позволяет ему нанимать адвоката по своему выбору, Суд может назначить ему бесплатного защитника с оплатой ему определенной суммы “в случае положительного для заявителя решения” Суда. Суд может вынести решение и о компенсации заявителю всех его расходов по защите своих прав, включая и расходы, понесенные им во время рассмотрения дела в национальных инстанциях, дорожные расходы в Страсбург и обратно и суточные за каждый день пребывания в Суде. Когда государства отказываются компенсировать эти расходы или задерживают выплату, Суд, по просьбе заявителей, может установить 10 % надбавку (пени) за каждый год. (Подробнее об этом см.: Sansonetis N. Costs and Expenses // The European System for the Protection of Human Rights. P. 760–761).

[195] В органах СЕ, включая и Комитет Министров, обсуждались жалобы Греции против Англии (1959 г.), Австрии против Италии (1963 г.), Дании, Норвегии, Швеции и Нидерландов против Греции (1970 г.) и Кипра против Турции (1979 г.). См.: European System for the Protection of Human Rights. P. 760–761.

[196] Теперь могут быть представлены в Комитете министров и избраны в состав Суда даже представители тех государств, которые подписали, но еще не ратифицировали Конвенцию.

[197] «В целях обеспечения, насколько это возможно, обновляемости состава Суда наполовину каждые три года Парламентская ассамблея может до проведения любых последующих выборов принять решение о том, что срок или сроки полномочий одного или нескольких избираемых судей будут иными, нежели шесть, но не более девяти и не менее трех лет». В случаях, когда речь идет о более чем одном сроке полномочий, определение этого срока производится Генеральным секретарем Совета Европы (Ст. 23 11-го Протокола).

[198] Отныне на заседаниях Комитета министров не будут присутствовать индивидуальные заявители и их представители, что, как полагают, придаст обсуждению бесконфликтный характер. Но поскольку представители государств будут присутствовать, это будет означать дальнейшее усиление неравноправия сторон при рассмотрении их дел.

[199] После прекращения деятельности ЕКПЧ из Евроконвенции был исключен раздел о Комиссии (Статьи 20 – 37). Статьи раздела IV, посвященные ЕСПЧ (38 – 56), теперь объединены с разделом II и, с учетом новых статей, имеют номера 20 – 51.

[200] Комитетом министров Совета Европы сроком на четыре года.

[201] Organización de los Estados Americanos. Informe anual del Secretario general. 2002-2003.Washington, D.C. 2003. P 169.

 

[202] ICPO-Interpol Constitution and General Regulations. Art. 2. (http://www.interpol.int).

[203] Ibidem. Amendments.

[204] The Strategic Development Plan (http://www.interpol.int/strategic.htm).

[205] Interpol at work. 2002. Annual activity report. Introduction. (http://www.interpol.int).

- В настоящее время Генеральным секретарем Интерпола является Рональд Ноубл.

[206] См.: Карпец И. И. Международная преступность. М., 1988. C. 9, 54, 81.

[207] См.: Уголовная юстиция: Проблемы международного сотрудничества. Международный научно-исследовательский проект. М., 1995. С. 229 – 230.

 

[208] Nepot J. Crime International // Revue de la Police Nationale. Paris, 1973. № 3. P. 26.

[209] Подробнее см.: Бельсон Я. М. Россия в Интерполе. СПб., 1995; Родионов К. С. Интерпол вчера, сегодня, завтра. М., 1990.

[210] Французское правительство предоставило Интерполу здание в Париже и бесплатный штат сотрудников. В середине 1990-х годов из 318 сотрудников Генерального секретариата 203 являлись гражданами Франции. В 1989 г. штаб-квартира Интерпола переведена в Лион, где она получила новое здание, оборудованное всеми современными системами связи.

 

[211] См.: Защита прав и свобод человека // Всероссийский журнал региональных правозащитных организаций. 1999. № 3. С. 2 – 4. - В апреле 2000 г. у трапа самолета в г. Ставрополе была арестована заведующая детским садом по подозрению в продаже детей за рубеж. Она намеревалась переправить чужого малыша сначала в Москву, а затем в США. По мнению работников правоохранительных органов, это был не первый случай, когда заведующая вывозила детей за рубеж. За каждого ребенка она получала от 8 до 16 тыс. долларов. Заниматься торговлей детьми женщина начала после туристической поездки в Америку, где и узнала о высоком спросе в этой стране на малолетних детей.

26 февраля 2002 г. по НТВ была показана передача журналиста А. Мамонтова из Италии, куда были вывезены путем усыновления более 1000 тыс. детей из России. О многих из них власти России годами не имели никаких сведений, а 7 детей вообще бесследно исчезли. К суду были привлечены «ведущий специалист» отдела народного образования Волгоградской области, директор детского дома и главный врач, которые участвовали в торговле детьми.

[212] Греция, Дания, Югославия, Голландия, Чехословакия, Польша, Бельгия, Эфиопия, Австралия, Гондурас, Норвегия, Панама, Люксембург, Гаити, Новая Зеландия, Индия, Венесуэла, Уругвай и Парагвай.

[213] Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками / Под общей ред. Р. А. Руденко. Т. VII. М., 1961. С. 312.

[214] Там же. С. 312 – 313.

[215] Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Т. VII. С. 309–310.

[216] 12 руководителей фашистского режима в Германии (Геринг, Риббентроп, Кейтель, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхер, Заукель, Иодль, Зейс-Инкварт, Кальтенбруннер и Борман - заочно) были приговорены к смертной казни через повешение.

3 человека (Гесс, Редер и Функ) приговорены к пожизненному заключению, двое (Ширах и Шпеер) – к 20 годам, 1 (фон Нейрат) – к 15 годам, 1 (адмирал Дениц) – к 10 годам тюремного заключения.

Руководящий состав нацистской партии, гестапо, СС и СД были объявлены преступными организациями (См.: Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Т. VII. С. 514 – 515).

[217] См.: Милитаристы на скамье подсудимых: По материалам Токийского и Хабаровского процессов. М., 1985; Николаев А. Н. Токио: Суд народов. Воспоминания участника процесса. М., 1990; Рагинский М. Ю., Розенблит С. Я. Международный процесс главных японских военных преступников. М.; Л., 1950; Смирнов Л. Н., Зайцев Е.Б. Суд в Токио. М., 1984.

[218] Международный военный трибунал в Токио приговорил 7 человек к смертной казни через повешение, 16 человек – к пожизненному заключению, 1 человека – к тюремному заключению сроком в 20 лет и 1 человека – к тюремному заключению сроком в 7 лет (См.: Николаев. Указ. соч., С. 3, 389).

[219] Principles of international co-operation in the detection, arrest, extradition and punishment of persons guilty of war crimes and crimes against humanity Adopted by General Assembly resolution 3074 (XXVIII) of 3 December 1973. Para 7.

 

[220] Официальными языками, на которых публикуются постановления и наиболее важные документы Суда, являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский, а рабочими языками – английский и французский.

[221] Assembly of States Parties to the Rome Statute of the International Criminal Court. First session. New York, 3-10 September 2002. Official Records. New York, 2002. P. 28.

 

[222] Treaty of Vashington. – http://www.nato.int/docu/basictxt/treaty.htm.

[223] В связи с завоеванием Алжиром независимости эта статья Договора с 3 июля 1962 года перестала действовать.

[224] Созданы и активно работают Политический комитет (разных уровней), Группа координации политики, группы региональных экспертов, специальные политические рабочие группы, Группа консультантов атлантической политики и т. д. Параллельно существует система военных комитетов и групп. В 1990-х гг. были созданы комитеты, комиссии и группы двустороннего сотрудничества НАТО с отдельными странами, в том числе и Постоянный совет НАТО – Россия.

[225] За исключением Франции, которая в 1966 г. вывела свои вооруженные силы из подчинения НАТО. До 1997 г. вооруженные силы Испании, ставшей членом НАТО в 1982 г., в соответствии с национальным референдумом 986 года также оставались вне объединенной военной структуры НАТО. Исландия, не имеющая своих вооруженных сил, представлена в этом Комитете гражданским лицом.

[226] Первым командующим был назначен (в декабре 1950 г.) американский генерал Д. Эйзенхауэр. С тех пор, по традиции, эту должность всегда занимают американские генералы.

 

[227] Эта программа охватывает примерно 25 областей, по которым НАТО готово сотрудничать с государствами, не являющимися его членами. Области сотрудничества выбираются самими государствами, которые подписывают двустороннее соглашение с НАТО сроком на два года.

[228] В последующем этот срок еще не раз продлевался, а численность вооруженных сил сокращалась.

[229] Общее количества их в настоящее время равно 52. Несколько человек из числа обвиняемых сами добровольно предстали перед Трибуналом. Многие не признают законности этого института и своей ответственности перед ним.

[230] Косово – историческая достопримечательность не только Сербии, но и всей Европы. 15 июня 1369 г. здесь произошло сражение между войсками оттоманского султана Мурада I и сербскими формированиями. Сербы потерпели поражение. Султан и несколько принцев погибли, и дальнейшее продвижение турок на запад и север Европы приостановилось.

[231] NATO Handbook. Brussels. Updated: 15 May 2003. Chapter V. Para 2. (http://www.nato.int/docu/handbook/2001/hb050301.htm).

[232] Новая Стратегическая концепция НАТО. // Независимое военное обозрение. – 1999. - №16; Иванов П. Трансформация НАТО: век нынешний и век минувший. // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - № 1;

 

 

[233] Бельгия, Великобритания, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция и ФРГ.

[234] Это численное превосходство объяснялось просто: государства Варшавского договора все являлись европейскими странами, а США, имевшие равные с СССР, если не превосходящие силы, и Канада являлись странами Американского континента.

[235] Поскольку из 19 членов НАТО 16 являются членами ЕС, трудно представить себе эту встречу. Кто на ней представляет НАТО (министры Канады, США и Турции?), а кто – Европейский Союз?.

[236] Подробнее см.: Черников Г., Черникова. Д. Европа жаждет независимости // Международная жизнь. 2003. № 9 – 10. С. 77 – 92.

[237] Прокофьев В. Агрессивный блок СЕНТО. М., 1963. С. 99.

[238] Collective Defense in South East Asia. London; New York, 1956. P. 5.

[239] Ibidem. P.6.

[240] Аббревиатура английских названий государств-членов: Австралия, Новая Зеландия, США.

[241] История дипломатии. Т. V (в двух книгах). Книга первая. М., 1974. С. 334.

[242] В начале 1960-х гг. Албания перестала принимать участия в деятельности ОВД, а в 1968 г. официально вышла из Договора.

[243] История внешней политики СССР: 1917 -1985: В 2-х т. Т. 2. М., 1986. С 181.

[244] Там же. С. 182.

[245] Там же.

[246] Там же. С. 183.

[247] Речь идет об участии России в разделе Речи Посполитой, вхождении Польши в течение 250 лет в состав Российской империи, участии российской армии в подавлении венгерской революции 1848 г. и т. п.

[248] См.: Правда побеждает. М.. 1971. С. 7.

[249] Конвенция вступила в силу 27 января 1980 года. 1 ноября 2003 г. в ней участвовали 76 государств, в том числе Россия – с 29 апреля 1986 года.

 

[250] Латинский термин, означающий: под условием обращения за одобрением к вышестоящей инстанции. Такая оговорка обычно делается лицом, ведущим переговоры, при подписании им какого-либо соглашения в знак того, что его подпись не имеет безусловно обязывающего характера и нуждается в одобрении правительства (См.: Дипломатический словарь. Т. I. М., 1948. С. 26).

[251] Ab initio - сначала

[252] См.: http://www.tufts.edu/departments/fletcher/www.leage.covenant.htm

[253] Курсивом обозначены государства-учредители Лиги Наций.

[254] Курсивом обозначены первоначальные члены ООН.

[255] Названия операциям даныСоветом Безопасности ООН.

[256] Конвенция вступила в силу 27 января 1980 года. 1 ноября 2003 г. в ней участвовали 76 государств, в том числе Россия – с 29 апреля 1986 года.

 

[257] См.: http://www.tufts.edu/departments/fletcher/www.leage.covenant.htm

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.