Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Багдадский пакт (СЕНТО), СЕАТО и АНЗЮС



 

Великобритания, контролировавшая в 1930-1950-х гг. нефтяные месторождения в Иране и Ираке, и США, пока еще тайно претендовавшие на те же месторождения, стремились создать военную организацию вроде НАТО и на Ближнем Востоке. Особую заинтересованность в этом проявляла Великобритания, срок действия договора которой с Ираком от 1930 г. истекал в 1957 г. Британский премьер-министр А. Иден хотел закрепить позиции своей страны в регионе на более прочной основе. Итогом продолжительных переговоров с правительствами некоторых стран региона в отдельности становится предварительное согласие их на создание совместной военной организации.

24 февраля 1955 г. между Турцией и Ираком был подписан пакт о взаимном сотрудничестве в целях совместного обеспечения безопасности и обороны. Пакт объявлялся открытым для любого государства региона, признанного обоими государствами (Ст. 5). После того, как «…по крайней мере, четыре державы станут участниками этого пакта, будет создан постоянный совет на уровне министров, который должен будет действовать в рамках этого пакта»[237]. Вскоре о желании присоединиться к пакту изъявили правительства Ирана и Пакистана.

4 апреля того же года Англия подписала с Ираком специальное соглашение, предоставлявшее ей право использовать воздушное пространство Ирака, его аэродромы и территорию для своих нужд. Великобритания обязывалась в случае вооруженного нападения на Ирак или угрозы нападения, оказать ему, по просьбе его правительства, необходимую помощь. Договорились также о сотрудничестве двух стран в интересах обороны Ирака, для чего намечались совместное планирование возможных военных акций, обучение иракской армии английскими офицерами.

21 – 22 ноября 1955 г. в Багдаде состоялась учредительная сессия пакта с участием глав правительств четырех ближневосточных стран (Ирака, Ирана, Турции и Пакистана), Великобритании, а также делегации США в качестве наблюдателя. Она завершились подписанием договора об учреждении МЕТО (Middle East Treaty Organization), вошедшего в историю под названием Багдадского пакта.

Были учреждены руководящие органы МЕТО: Постоянный Совет министров (собиравшийся, как в НАТО, на разных уровнях); Секретариат, Военный комитет, Комитет по борьбе с подрывной деятельностью и Экономический комитет. Целью организации была провозглашена коллективная защита стран-участниц как от внешнего противника (коммунистической угрозы), так и от внутренних противников режимов в этих странах.

США, официально считаясь наблюдателем, являлись с 1956 г. полноправным членом Экономического комитета и Комитета по борьбе с подрывной деятельностью, а с конца марта 1957 г. – членом и Военного комитета Багдадского пакта. Сессии Постоянного Совета проходили поочередно в столицах государств-членов, в том числе и в Вашингтоне (7-я сессия в 1959 г.).

Багдадский пакт, резко обострив ситуацию на Ближнем Востоке (что привело к появлению «Доктрины Эйзенхауэра» 1957 г.), сам оказался совершенно нежизнеспособным. В ночь с 13 на 14 июля 1958 г. в Ираке началась революция. Монархический режим был ликвидирован, и страна провозглашена республикой. Новое правительство заявило о выходе Ирака из Пакта. Штаб-квартира альянса была перенесена из Багдада в Анкару. В июле 1959 г. Багдадский пакт был переименован в Организацию центрального договора (СЕНТО).

В том же году США подписали двусторонние соглашения с Ираном, Пакистаном и Турцией, приведшие к возрастанию роли США в регионе, хотя это не помогло укреплению авторитета СЕНТО. Нормализация отношений между СССР и азиатскими странами-членами СЕНТО сделали его существование нецелесообразным. А после Иранской революции 1979 г. альянс потерял еще одного активного участника-основателя. Иран заявил о выходе из СЕНТО, за ним последовал и Пакистан, что ускорило прекращение существования альянса. Все это не только не ухудшило положения в регионе, но и способствовало его нормализации.

Об истинно колонизаторской сути военных блоков свидетельствует также история СЕАТО. Конец 1940 – начало 1950-х гг. характеризовались усилением национально-освободительного движения в странах Юго-Восточной Азии. Колониальные государства одно за другим вынуждены было признавать государственную независимость народов (Индии, Пакистана, Индонезии, Бирмы, стран Индокитая). В 1954 г. на Женевской конференции была достигнута договоренность о выводе французских войск из Вьетнама. В столицах некоторых государств Запада начинают говорить о неком вакууме, образовавшемся в Юго-Восточной Азии в связи с уходом «цивилизаторов». США предлагают проект плана создания военно-политического блока с участием основных государств региона.

1 августа 1954 г. эти государства получили приглашения на конференцию в Манилу для создания системы коллективной безопасности в Юго-Восточной Азии. Бирма, Индия, Индонезия и Цейлон отклонили приглашения как противоречащие принципу избранного ими курса на нейтралитет и неучастия в военных блоках государств. Предложение США приняли только три государства региона (Пакистан, Таиланд и Филиппины).

8 сентября, 1954 г. на конференции в Маниле три ведущие страны НАТО (США, Великобритания и Франция), два их партнера по военному блоку АНЗЮС (Австралия и Новая Зеландия) и три страны Юго-Восточной Азии (Пакистан, Таиланд и Филиппины) договорились об учреждении Организации Договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО).

Государства-члены СЕАТО обязывались «…поддерживать и развивать свою индивидуальную и коллективную способность сопротивляться вооруженному нападению … и подрывной деятельности, направленной извне»[238]. Они соглашались предпринять совместные военные меры не только тогда, когда одно из государств-членов альянса подвергнется нападению, но и в случае, «…если неприкосновенность или целостность территории или суверенитет и политическая независимость одного из них будут поставлены под угрозу каким-либо иным путем, кроме вооруженного нападения, или если на нее влияет или ей угрожает какой-либо другой факт или ситуация»[239]. По существу СЕАТО само могло выдвигать любой довод для начала враждебных действий против других государств региона. США брали на себя обязательство выступить совместно с другими членами альянса лишь в случае коммунистической агрессии.

Высшим руководящим органом военного блока являлся созываемый не реже одного раза в год Совет СЕНТО в составе министров иностранных дел или их представителей. На них обсуждались все вопросы жизнедеятельности альянса, определялась его стратегия и тактика. Для оказания помощи Совету и реализации его решений были учреждены 3 постоянных Комитета (по экономическим вопросам, по борьбе с подрывной деятельностью и по вопросам информации, культуры и труда) и Институт военных специалистов. Штаб-квартира СЕАТО находилась в столице Таиланда г. Бангкок.

Сколько-нибудь заметных следов в истории в виде решений или акций СЕАТО не оставило, хотя отравлению отношений между соседними государствами оно поспособствовало. Война США во Вьетнаме была поддержана лишь отдельными государствами альянса, которые прислали свои воинские контингенты для оказания помощи США. Политика США во Вьетнаме вызвала волны протестов во всем мире. Досталось и правительствам государств-союзников США по СЕАТО.

Ядерные испытания Франции на островах Тихого океана в непосредственной близости от Новой Зеландии и ряд других акций ведущих держав мира также не могли не сказаться на отношениях между государствами-членами. В 1967 г. Франция официально вышла из СЕАТО. Через пять лет этому примеру последовал Пакистан. После поражения США во Вьетнаме и вывода американских войск альянс прекратил существование, о чем было заявлено 30 июня 1977 г.

Особняком в ряду международных военно-политических институтов стоит АНЗЮС. Назвать его агрессивным блоком или источником напряженности международных отношений можно лишь условно, имея ввиду только членство в нем США, преследовавших во всех районах мира свои собственные интересы. После подписания договора между США и Японией в 1951 г., Австралия и Новая Зеландия стали выражать обеспокоенность по поводу возможного перевооружения Японии и реальной опасности для них. США предложили Австралии и Новой Зеландии заключить соглашение о совместной защите. Такое соглашение было подписано в Сан-Франциско 1 сентября 1951 г. и вступило в силу 29 апреля 1952 г.

Договор (официально Тихоокеанский пакт безопасности или АНЗЮС[240]) предусматривал оказание государствами друг другу взаимной помощи в случае агрессии против них. Его участники договаривались принимать по отдельности и совместно меры к наращиванию своего военного потенциала, проводить взаимные консультации при возникновении напряженной ситуации в районе Тихого океана. Они обязывались оказывать военную помощь в случае вооруженного нападения, как сказано в договоре, «на территорию метрополии одной из сторон, или на островную территорию, находящуюся под ее юрисдикцией в районе Тихого океана, или на ее вооруженные силы, государственные суда или воздушные силы на Тихом океане»[241].

Руководить совместными военными программами должны были Совет АНЗЮСв составе министров иностранных дел или их заместителей, собиравшийся поочередно в столицах государств-членов, Постоянный координирующий орган в составе заместителей министров иностранных дел, Военный комитет и другие структуры.

На суверенитет Австралии и Новой Зеландии, естественно, никто не собирался покушаться. А потому США не пришлось приходить им на помощь. Но зато сами они оказались привязанными к сверхэнергичным, агрессивным и не упускающим возможности поучаствовать в любой «международной драке» США. Они очутились в одной связке с США в Корее, Вьетнаме, морально поддерживали (и до сих пор продолжают поддерживать) все военные акции США в мире. Особенно активно в этом отношении правительство Австралии, которое положительным образом откликается, иногда даже без согласия парламента, на любой зов из Вашингтона. Так случилось и в начале февраля 2003 г., когда правительство Австралии направило в район Персидского залива свой воинский контингент для оказания поддержки США, планировавших новую войну против Ирака. Парламент Австралии вынужден был из-за этого выразить главе правительства вотум недоверия.

Беспокойств от США было больше, чем помощи. В середине 1980-х гг. Новая Зеландия стала проводить антиядерную политику и ввела запрет на вход в свои порты судов с ядерным оружием, включая американские корабли. Раздраженные США в 1986 г. формально приостановили свои обязательства по соглашению перед Новой Зеландией, что привело к ослаблению военных связей между этими странами. Формально договор об АНЗЮС никем не денонсирован, фактически же он перестал действовать.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.