Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Схема 8. Структура высших руководящих органов НАТО



 

       
   
 
 

 


Решения Совета подготавливаются соответствующими комитетами, ранжированными в определенном иерархическом порядке, в которых заседают заместители постоянных представителей, их советники и консультанты. Консультативным органом Совета НАТО по политическим вопросам является Политический комитет, в котором участвуют представители всех государств-членов альянса под руководством помощника Генерального секретаря по политическим вопросам.

Равные с Советом права в сфере своей компетенции имеет Комитет планирования обороны (КПО). Это высшая военная власть альянса – структура, состоящая из постоянных представителей государств-членов[225]. КПО, как и Совет, собирается на уровне министров обороны не менее двух раз в год для обсуждения вопросов, связанных с военным обеспечением безопасности. Комитет выносит рекомендации политическим властям НАТО и определяет меры, которые, с его точки зрения, необходимы для обеспечения общей безопасности государств-членов НАТО. КПО помогает развивать стратегические концепции и ежегодно готовит обстоятельные оценки сил и возможностей стран и регионов, откуда может исходить опасность для НАТО. Во время кризисов и войн КПО представляет Совету оценки военной ситуации, дает рекомендации по использованию военной силы, выработке новых правил и т. д.

Поскольку решениями КПО должны руководствоваться стратегические командования НАТО, представители последних также участвуют в работе КПО и Военного комитета. Процедуры работы, подготовки и принятия решений здесь такие же, как и в Совете НАТО, за исключением того, что решения КПО готовят другие комитеты и рабочие группы.

Министры обороны стран НАТО, участвующие в работе КПО, систематически встречаются также в Группе ядерного планирования, где обсуждается широкий круг вопросов ядерной политики (применения, безопасности, защиты, выживаемости, коммуникационных и информационных систем, а также размещения, управления, нераспространения ядерного оружия и т. д.). При этой Группе функционирует Группа высокого уровня в качестве старшего консультативного органа по ядерной политике и вопросам планирования. С 1998 г. КПО подчинена и Группа защиты оружия высших уровней, функцией которой является контроль над безопасностью ядерного оружия и его защитой, а также решение вопросов выживаемости. Эта группа состоит из специалистов высшей квалификации в соответствующих областях. Ее председателем является представитель США высокого ранга.

Военный Комитет НАТО состоит из начальников штабов государств-членов. При нем созданы три верховные командования, а именно:

1) Верховное союзное командование в Европе, официально формируемое начальниками штабов союзных государств и возглавляемое Верховным главнокомандующим союзными войсками[226];

2) Командование Атлантического Океана, которое возглавляется Верховным союзным командующим Атлантики;

3) Командование Канала (так называют Ла-Манш), которое возглавляется командующим Канала.

В задачу командования входит планирование мер по защите соответствующих зон в мирное время (создание баз, аэродромов, прокладка трубопроводов, постройка складов, создание систем коммуникаций), и практическая реализация намеченных мер – в военное время.

Верховный главнокомандующий является ответственным за выполнение всех военных мер в соответствующей зоне. Он вправе давать рекомендации политическим и военным властям НАТО по любому военному вопросу, который может затрагивать его способность выполнять возложенные на него обязанности. Он имеет также прямой доступ к начальникам генеральных штабов государств-членов НАТО в своей зоне, контактирует с соответствующими национальными властями по всем вопросам, касающихся его задач. Вместе с Председателем Военного комитета НАТО, верховные главнокомандующие выступают как высшие военные представители в Главном штабевооруженных сил союзников.

В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:

· Союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсаме, Нидерланды;

· Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира – г. Неаполь, Италия.

Верховное командование в Атлантике состоит из пятиштабов: Восточной Атлантики, Западной Атлантики, Южной Атлантики, Ударного флота и союзного командования подводными кораблями.

Военному комитету помогаетМеждународный военный штат, состоящий из военного персонала, направляемого государствами для работы в штаб-квартире НАТО. Он готовит и реализует его решения, а также налаживает военное сотрудничество как между государствами-членами, так и третьими странами. В 2002 г. Штат насчитывал около 16 тыс. человек. Руководит им четырехзвездный генерал, избираемый Военным комитетом из числа кандидатур, названных государствами-членами НАТО. Он имеет в своем подчинении пять вице-директоров, каждый из которых руководит соответствующим подразделением штаба (планов и политики, операционным, разведывательным, кооперации и региональной безопасности, логистики, вооружений и ресурсов). При штабе имеются также группы советников, консультантов и контролеров.

Реализацией целей всестороннего сотрудничества между странами, провозглашенных Статьей 2 договора о НАТО, призван руководить Экономический комитет, рассматриваемый как форум по проведению консультаций между заинтересованными странами по вопросам экономического развития в целях обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности.

Естественно, что обсуждение вопросов экономического сотрудничества здесь носит специфический характер, обусловленный взглядом на экономику как основу обороноспособности (доли военных расходов в бюджетах, развитие оборонного комплекса промышленности, обеспеченность ресурсами для выполнения планов обороны и т. д.). Вопросы, выходящие за рамки этого круга, обсуждаются на организуемых НАТО ежегодных коллоквиумах по экономическим проблемам, материалы которых публикуются. Подготовкой и проведением этих мероприятий руководит Экономический директорат.

НАТО является грандиозным военно-политическим блоком 19 государств (с апреля 2004 г. – 22 государств), обладающим всей необходимой инфрастуктурой и системой органов по ее управлению. Это сотни комитетов, групп, служб, управлений или подразделений планирования, воинских и гражданских (транспортных, медицинских и т. д.) и даже учебных центров по подготовке и переподготовке специалистов.

Повседневную деятельность всех структур НАТО организует Международный секретариатво главе с Генеральным секретарем, назначаемым правительствами-членами. Генеральный секретарь является одновременно и председателем Совета НАТО, Комитета планирования обороны, Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем всех других главных комитетов НАТО, сопредседателем постоянного Совета НАТО – Россия и комиссии НАТО – Украина. Он призван организовывать и продвигать процессы обсуждений, принятия решений и их реализации.

Генеральный секретарь сам наделен правом предлагать проблемы для обсуждения и принятия решений, использовать свои службы для урегулирования возможных споров и расхождений между государствами-членами НАТО. Он является основным представителем НАТО во внешних сношениях и докладчиком в контактах с отдельными правительствами и общественностью. Во время отсутствия Генерального секретаря эти функции выполняет его заместитель, являющийся председателем всех комитетов и групп среднего уровня.

В подчинении у Генерального секретаря находится достаточно разветвленный международный штат сотрудников, разделенный на службу Генерального секретаря, пять операционных отделов, службу управления и службу финансового контроля. Каждый из этих отделов возглавляется одним из помощников Генерального секретаря. Помощник является председателем главного в соответствующем отделе комитета. Подчиняется Генеральному секретарю также Исполнительный секретарь, ответственный за организацию работы органов НАТО на уровнях министров и послов.

НАТО – межправительственная организация, члены которой выделяют средства и ресурсы, необходимые для повседневного функционирования ее в соответствии с Договором: проведения встреч, подготовки и принятия решений, реализации других задач в рамках общих интересах всех членов альянса.

Основная часть военных сил и военной инфраструктуры, принадлежащих государствам-членам НАТО, остаются под их непосредственным управлением и национальным командованием до тех пор, пока не возникнет необходимости в их выделении целиком (или частично) для решения определенных военных задач под общим НАТОвским командованием. Финансирование обучения и содержания национальных контингентов осуществляются за счет бюджета соответствующих государств. Они же несут все расходы по содержанию своих представительств при НАТО, выплачивают жалование офицерам, прикомандированным к штаб-квартире альянса. Жалование гражданских служащих выплачивается из бюджета НАТО. Все программы НАТО финансируются совместно теми государствами, которые в них участвуют.

Стратегия НАТО, при неизменности сути, определявшейся долгосрочными целями входивших в нее государств, претерпевала заметную эволюцию в связи с изменением международной ситуации. Начальная ее версия была определена в программном документе «Стратегическая концепция защиты Североатлантической зоны» и исходила из необходимости подготовки крупномасштабных операций для территориальной защиты. В середине 1950-х гг. НАТО разработала стратегию «массивного возмездия», исходившая из готовности применить против возможных противников, под которыми всегда подразумевались СССР и его союзники, всех имевшихся в его распоряжении средств. Главный упор при этом делался на ядерное оружие, которым были вооружены все рода войск НАТО. Были составлены многочисленные сценарии применения этого оружия, которые могли быть выполнены безо всякого предупреждения.

В конце 1950 – первой половине 1960-х гг., после появления у СССР не только ядерного, но и ракетного оружия, стратегия НАТО была пересмотрена и сформулирована как «гибкий ответ». Она исходила из возможности превентивной войны с применением ядерного оружия. Предложения СССР и Организации Варшавского договора о принятии обеими сторонами обязательств не применять первыми ядерного оружия всякий раз отклонялись. По мнению стратегов НАТО, такая политика должна была предоставить альянсу преимущество за счет внушения потенциальному сопернику неуверенности относительно характера возможного ответа НАТО в случае угрозы суверенитету или независимости любого его государства-члена. В 1960 г. были созданы мобильные многонациональные силы альянса, которые могли быть направлены без предупреждения в любой район, откуда могла исходить угроза.

В условиях начавшейся в 1970-х гг. разрядки международной напряженности, подписания соглашений между СССР и ФРГ и признания последней послевоенных границ в Европе, тактика НАТО претерпела незначительные изменения. Продолжающее усиление военной мощи НАТО могло дополниться диалогом с СССР и Организацией Варшавского договора.

После объединения Германии, роспуска ОВД и распада СССР была сформулирована новая стратегическая концепция. Унаследовав главную суть всей своей предшествующей политики, она заявляла о замене конфронтации с прежними противниками стратегией сотрудничества. Главной целью альянса оставалась защита его членов, но теперь эта цель распространялась на всю Европу. Было заявлено, что в новых условиях НАТО будет функционировать уже как политическая организация, преданная делу поддержания международной стабильности в Европе. Решение преобразовать военный блок с учетом изменившихся условий было принято на встрече глав государств и правительств стран НАТО в июле 1990 г. Декларация этой встречи содержала в себе предложения о различных формах сотрудничества между прежними соперниками.

Первое и основное – это расширение НАТО путем вовлечения в него бывших партнеров СССР по Варшавскому договору и даже некоторых республик самого СССР. Во исполнение этого решения, в 1994 г. лидеры стран НАТО объявили об открытии альянса для новых государств Европы, поддерживающих принципы Договора о НАТО и готовых укреплять безопасность Евро-атлантического региона. Три наиболее активных члена ОВД (Венгрия, Польша и Чехословакия) в 1997 г. были приглашены для начала переговоров о присоединении к НАТО. Переговоры состоялись в том же году, протокол о присоединении был ратифицирован всеми 16-ю государствами-членами НАТО. Новые члены впервые участвовали в работе совещания глав государств и правительств в Вашингтоне в апреле 1999 г.

Успокаивая общественное мнение, лидеры стран НАТО заявили, что расширение альянса не будет требовать увеличения количества ядерного оружия и расширения зоны его размещения, то есть на территории новых государств – членов ядерное оружие не будет развертываться.

Следующими кандидатами в НАТО названы десять других республик, считавшихся ранее «социалистическими»: Албания, Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Македонии и Хорватия. Таким образом, НАТО вышло непосредственно к границам России. Как о третьей очереди кандидатов в НАТО говорят о Грузии и Украине.

Естественно, многие понимали и понимают истинные цели и намерения стратегов НАТО, и о том, какой может быть естественная реакция Российского общества на эти действия. Чтобы успокоить Россию, сразу же после принятия решения о расширении НАТО, Генеральный секретарь альянса посетил Москву и передал советскому руководству предложения, содержащиеся в Декларации. Представители Восточноевропейских стран были приглашены в Штаб НАТО в Брюсселе для обсуждения форм сотрудничества в новых условиях. Обсуждения действительно состоялись. Были намечены меры для регулярных контактов и консультаций между дипломатическими и военными ведомствами. Итогом этих встреч и переговоров стал совместный документ «Парижская хартия для Новой Европы", подписанный в ноябре 1990 г. Он объявлял о конце военного противостояния Востока и Запада и обязательствах подписавших его государств воздержаться от угрозы или использования силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства.

В декабре 1991 г. учрежден Североатлантический совет сотрудничества (САСС), в который, наряду с государствами-членами НАТО, вошли девять стран Центральной и Восточной Европы. В марте 1992 г. состав САСС был расширен за счет всех членов СНГ, Грузии и Албании. В 1997 г. САСС заменен Евро-атлантическим советом партнерства (ЕАСП). Этот совет, собирается периодически на уровне послов, министров иностранный дел или обороны и даже глав государств и правительств под председательством Генерального секретаря НАТО. В начале 2003 г. в него входили 19 государств-членов НАТО и 27 других государств Европы, согласившихся сотрудничать со странами НАТО в реализации провозглашенной ими в 1994 г. программы«партнерство во имя мира».[227] Практикуются также встречи глав государств и правительств всех 46-ти государств с той же целью. Проблемы сотрудничества в рамках ЕАСП обсуждались на встречах в верхах в Вашингтоне в апреле 1999 г., в Праге в 2002 г., – как бы на «фуршетах» плановых встреч глав государств и правительств стран НАТО, к которым допускались их коллеги еще из 27 стран.

12 сентября 2001 г. Евро-атлантический совет сотрудничества принял заявление, в котором выражалась солидарность с народом Соединенных Штатов Америки, и безоговорочно осуждались террористические акты 11 сентября. Оно гласило, что нападение на США является нападением на общие ценности партнерства. Соответственно, государства, входящие в ЕАСС будут стоять рядом с Соединенными Штатами и другими государствами-членами НАТО и политически, и в военном отношении, в их борьбе против терроризма.

После событий сентября 2001 г. Совет НАТО решил пересмотреть программу сотрудничества во имя мира в сторону акцента на усиление борьбы с терроризмом. Это нашло отражение в плане действий НАТО и его партнеров против терроризма, одобренном встречей на высшем уровне в Праге в 2002 г.

НАТО никому не угрожает, - постоянно повторяют его лидеры, а оставаясь альянсом по защите, чья главная цель состоит в сохранении мира в Евро-атлантической области и обеспечении защиты ее членам. Это было бы верно, если бы не существовало ООН, Совета Европы, ОБСЕ и других глобальных и континентальных институтов по обеспечению мира, безопасности, прав и свобод человека.

Другой целью НАТО названо поощрение и поддержка демократических реформ, включая учреждение гражданского и демократического контроля над военными силами. Но может ли военная организация стать Надежным стражем мира и демократии? Пока что мир таковых не знает.

В современном мире параллельно идут процессы формирования глобального гражданского и политического обществ. НАТО при этом стремится формировать одновременно и глобальное военное сообщество, где определяющим будет фактор силы. Своими практическими действиями в 1990-х гг. она воочию показала свое истинное отношение к миру, демократии, правам человека и народов, да и к международному праву.

2 августа 1990 г. иракские войска вторглись в Кувейт и заняли его. Мировое сообщество осудило эту акцию и потребовало от Ирака вывести свои войска и восстановить суверенитет Кувейта. Совет Безопасности ООН установил сроки выполнения Ираком этих условий. Была образована коалиция государств во главе с США для освобождения Кувейта.

Формально НАТО не участвовала в этих операциях непосредственно, но фактически она во всем поддерживала США. Во-первых, тем, что военные базы НАТО в Европе стали перевалочными пунктами для переброски американских сил и оружия в зону военных действий. Во-вторых, имело место прямое использование силы государств-членов НАТО против Ирака и в поддержку США. В январе 1991 г. в Турцию были направлены мобильные военно-воздушные силы НАТО, под предлогом защиты Турции в случае возникновения внешней угрозы для нее в соответствии со Статьей 5 Североатлантического договора и как демонстрация коллективной солидарности НАТО с США и их союзниками по операции «Буря в пустыне».

В 1992 – 1995 гг. НАТО активно вмешалась в отношения между республиками распадавшейся ФРЮ, приведя к дальнейшему обострению ситуации и военным конфликтам между частями страны. В июле 1992 г. военно-морские силы и морская авиация НАТО и Западноевропейского Союза начали операции в Адриатическом море для контроля над осуществлением введенного Советом Безопасности ООН эмбарго в отношении Югославии, задерживая, проверяя и возвращая назад суда, шедшие в порты Югославии. Вмешательство НАТО привело к резкому усилению противостояния сил в Боснии и Герцеговине и последующим трагическим событиям. От 50 до 200 военных самолетов стран НАТО постоянно контролировали воздушное пространство ФРЮ. Они нанесли бомбовые удары по сербским частям в районе Сараево, принуждая их идти на принятие условий поддерживаемых ими властей мусульманской части Боснии и Герцеговины. Решения о военных операциях принимались не ООН и ее Советом Безопасности (как этого требует Устав ООН), а исключительно Советом НАТО.

После подписания мирного соглашения по Боснии и Герцеговине туда были введены военные силы 17 стран НАТО и 15 стран, не входящих в альянс, в том числе и России, численностью 60 тыс. человек. Руководили действиями этих сил Совет НАТО и главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе. По истечении годичного срока мандата этих сил Совет НАТО решил продолжить их пребывание в Боснии и Герцеговине еще на два года[228], но числом в два раза меньше и с иной миссией. Они стали именоваться силами стабилизации. Этим силам Совет НАТО поручил задерживать и передавать в международный Трибунал по бывшей Югославии людей, обвиненных в совершении военных преступлений. Начиная с 1996 г. силы НАТО арестовали и передали Трибуналу в Гааге 39 человек из числа обвиняемых [229].

Еще не настал мир в Боснии и Герцеговине, как обострился конфликт в Сербской провинции Косово[230].

Население Косово состоит из сербов и албанцев. Но доля последних постоянно увеличивалась, в том числе и вследствие политики югославских властей. Провинция обладала автономией, которая была ликвидирована в 1989 г., что породило напряженные отношения между жившими до этого в мире и в согласии сербами и албанцами. Естественно, активизировались сепаратисты, создавались вооруженные формирования албанцев, а власти отвечали на это, как и в любой другой стране, репрессиями. В 1998 – 1999 гг. конфликт принял крайне острый характер. Началась гуманитарная катастрофа.

28 мая 1998 г. Совет НАТО на уровне министров иностранных дел провозглашает тактику Организации в сложившихся условиях:

· способствовать достижению мирного решения кризиса с участием международного сообщества;

· содействовать обеспечению стабильности и защите соседних с Косово стран с особым вниманием к Албании и Республике Македония.

Собравшийся вскоре Совет НАТО на уровне министров обороны обсуждает вопрос о возможных военных мерах по разрешению конфликта. 13 октября 1998 г. он принимает решение о нанесении воздушных ударов по сербским силам, если Сербия не выведет свои силы из Косово. Сербское руководство согласилось сделать это. Совет Безопасности ООН выразил беспокойство по поводу чрезмерного использования силы в провинции, призвал обе стороны конфликта к перемирию. По особому соглашению с Сербией была установлена численность ее сил в Косово и определен характер возможных операций. С одобрения ООН в Косово была размещена миссия ОБСЕ, авиация НАТО стала контролировать ситуацию в провинции с воздуха.

Одновременно НАТО формирует военные силы специального назначения, якобы для осуществления быстрой эвакуации членов миссии ОБСЕ «в случае возобновления конфликта»[231]. Эти силы находились под непосредственным руководством командующего союзными войсками НАТО в Европе и размещались в соседней с Сербией Республике Македония.

Известно, что конфликты подобного рода «по-щучьему велению» не разрешаются. Они имеют тенденцию к обострению, если участвующие в них стороны не проявляют благоразумия, тем более, если события подстегиваются извне угрозами в адрес одной из сторон конфликта.

30 января 1999 г. НАТО заявило, что в случае необходимости, оно готово нанести воздушные удары по Косово. В таких условиях по инициативе контактной группы по бывшей Югославии в составе Великобритании, Германии, Италии, России, США и Франции в феврале и в марте в Рамбулье (около Парижа) состоялись переговоры с участием делегаций Сербии и албанцев Косово. Давление на сербов было значительным, и они отказались подписать соглашение. Правительство Сербии решило вернуть в зону конфликта ранее выведенные оттуда вооруженные силы. В ответ на это миссия ОБСЕ покинула провинцию, заявив, что она более не может продолжать выполнения своей задачи. В Белград направляется специальный посланник президента США, чтобы уговорить президента Милошевича остановить операции правительственных войск по восстановлению порядка в Косово под страхом воздушных ударов авиацией НАТО. Милошевич не поддался на уговоры и угрозы.

23 марта силы НАТО начали бомбардировки и ракетный обстрел территории Югославии, которые продолжались в течение 77 дней. В ходе этой, несанкционированной Советом Безопасности, агрессии были разрушены многие города и села Югославии, больницы, школы, мосты, дороги и другие объекты гражданского назначения, что рассматривается Женевскими конвенциями и Дополнительным протоколом к ним как преступление против человечества. Даже бывший министр юстиции США Рамсей Кларк обвинил НАТО в совершении в Югославии около 20 деяний, квалифицируемых международным правом как преступления против человечности и человечества.

9 июня 1999 г. между НАТО и Федеративной республикой Югославии былодостигнуто военно-техническое соглашение о начале вывода из Косово вооруженных сил Югославии. 10 июня Совет Безопасности ООН принял резолюцию по Югославии, приветствуя согласие ФРЮ на политическое решение кризиса в Косово, включая немедленное прекращение насилия и быстрый вывод ее военных, полицейских и военизированных сил. Резолюция предусматривала установление международного гражданского и военного присутствия в Косово под эгидой ООН, но с существенным участием НАТО. Руководителем миротворческой операцией ООН в Косово был назначен один из организаторов бомбардировок ФРЮ генерал НАТО М. Джексон, действующий по командам из НАТО. Присутствие этих сил не принесло мира в Косово. Отношения между сербами и албанцами ни чуть не улучшились. Теперь сербы вынуждены покидать родные дома и превращаются в беженцев. Таким образом, заявления руководства НАТО об их желании принести мир в дома жителей Косово оказались нереализованными. В 2003 г. Россия отозвала свой воинский контингент из Косово.

В конце 1990-х гг. государства-члены НАТО объявили о пересмотре стратегической концепции Организации с учетом происшедших с момента ее принятия изменений, но вновь подтвердили неизменность цели коллективной защиты и атлантического единства[232]. Концепция подтверждает, что существенная цель альянса состоит в том, чтобы и политическими, и военными средствами охранять свободу и безопасность его членов. Отмечается значение демократии, прав человека и правления закона, говорится об обязательствах государств-членов по укреплению не только своей собственной защиты, но и защиты мира и стабильности во всей Евро-атлантической зоне. Признавая, что угроза общей войны в Европе фактически исчезла, отмечается появление других рисков и неопределенностей (этнические конфликты, нарушения прав человека, политическая неустойчивость, экономическая хрупкость, терроризм, распространение ядерного, биологического и химического оружия, а также средств их доставки). В этих условиях, – заявляют лидеры НАТО, – на альянс ложатся новые задачи и обязанности, в том числе взятие на себя проведение миротворческих операций и управление кризисами.

Таким образом, основными постулатами или принципами стратегии НАТО в новых условиях объявлены:

· сохранение и дальнейшее укрепление связей между государствами по обе стороны Атлантики;

· поддержание эффективных военных способностей;

· укрепление европейской безопасности и защиты в пределах альянса;

· предупреждение конфликтов и управление кризисами;

· товарищество, сотрудничество, и диалог;

· расширение альянса;

· контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение ядерного оружия.

На встрече глав государств и правительств стран НАТО в Вашингтоне в апреле 1999 г., с учетом опыта действий альянса на Балканах, в Сомали, на Гаити и в других районах, был усилен акцент на кризисы и взаимодействие стран НАТО между собой. Это означает готовность НАТО быстро развертывать свои силы уже не только в зоне Северной Атлантики, как это понималось до 1990-х гг., но и в любом районе мира. Для этого создана группа быстрого реагирования, программа действий которой разрабатывается и уточняется высшими должностными лицами государств. Эта группа собирается под председательством заместителя Генерального секретаря НАТО каждые несколько недель для анализа происходящих в мире процессов и реагирования на них.

В многочисленных документах НАТО, принимаемых на различных форумах, говорится о приверженности этой организации нераспространению и ограничению ядерного и ракетного оружия, недопущению производства биологического и химического оружия. Отмечается, что наличие такого оружия за пределами НАТО создает для него опасения. Но лидеры стран НАТО почему-то забывают, что они сами являются инициаторами тайного или явного применения не только ядерного (ракетного), но даже биологического и химического оружия. Ни кто иной, как США применили химикаты с целью уничтожения листвы деревьев во Вьетнаме, что сказалось на жизни и здоровье миллионов не только вьетнамцев, но и самих американцев, побывавших там во время войны. Так называемый «синдром пустыни» после операции «Буря в пустыне» стал следствием применения США боеголовок с не вполне известным составом. Все это являются очевидными свидетельствами нарушения лидером НАТО своих международных обязательств, расхождений между их заявлениями и словами.

 

9. 2. Западноевропейский союз

Следует отметить, что в эволюции стратегии НАТО определенную роль сыграли объединительные процессы в Европе – образование Западноевропейского союза, ЕЭС и Европейского Союза.

Западноевропейский союз (ЗЕС) организационно оформился в 1954 г. в соответствии с Парижскими соглашениями в составе 10 европейских стран[233]. В течение последующих 30 лет цели и задачи Брюссельского соглашения и ЗЕС реализовывались в рамках НАТО без акцента на особые интересы Европы. На это были свои причины. Поскольку Европа все еще была разорена, и последствия войны не были полностью преодолены, средства на военные расходы выделялись в основном США.

Главной целью НАТО было объявлено сдерживание наступления СССР на Запад и препятствие установлению там коммунистических режимов. Для противодействия превосходящим наземным силам СССР и его союзников[234], в Западной Европе были размещены более 300 тыс. американских войск, вооруженных ядерным оружием, которое оставалось под контролем США. Ядерное оружие НАТО (даже после появления такового у Англии и Франции), а затем и ракетное оружие, продолжало оставаться под единоличным контролем США.

«Атлантическая солидарность» понималась как безоговорочное, или «автоматическое» присоединение всех государств-членов ко всем акциям НАТО, независимо от того, соответствуют эти акции их интересам или нет. Одним из первых увидел в этом вмешательство НАТО (и США) в суверенные дела европейских стран и ограничение их независимости президент Франции Ш. Де Голль. Для исключения оснований подобного вмешательства с июля 1966 г. он вывел французские войска из непосредственного подчинения командованию НАТО и потребовал вывести штаб-квартиру НАТО и ее вооруженные силы с территории Франции. Однако Франция сохранила приверженность Североатлантическому договору в случае «неспровоцированной агрессии», осталась членом Совета НАТО и ее объединенного военного штаба. Сухопутные силы Франции, расположенные в Германии, стали функционировать там по двустороннему соглашению между Германией и Францией, а не по нормам НАТО. С тех пор штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

По мере разрядки международной напряженности и улучшения отношений между Западом и Востоком резче очерчиваются контуры собственно европейских проблем и намечаются процессы их решения силами самой Европы. Усиливаются и переходят на новый содержательный уровень интеграционные процессы. Европа вновь не только осознает себя как самостоятельный центр мировой политики, но и стремится стать им.

В договоре о Европейском Союзе, подписанном в г. Маастрихт в феврале 1992 г., содержится пункт об общей внешней и оборонной политике Союза. Министры иностранных дел и обороны стран ЕС на своих встречах в Берлине и Брюсселе в июне 1996 г. заявили, что европейская безопасность и общая защита по-прежнему должны быть достигнуты в рамках НАТО, как существенной части внутренней адаптации Союза. Это даст всем европейским союзникам возможность вносить более последовательный и эффективный вклад в миссию и деятельность альянса. В то же время поставлена задача укрепления европейского звена в обеспечении безопасности, создания многонационального европейского командования в рамках НАТО, которое может быть использовано для подготовки и проведения операций при политическом управлении и стратегическом руководстве со стороны Западноевропейского (теперь и Европейского) Союза. Подчеркивались необходимость более глубоких консультаций между ЕС и НАТО, право ЕС организовать свои собственные миссии и акции в случаях, когда не требуется участия всего НАТО. Был поставлен вопрос об усилении роли заместителя верховного главнокомандующего НАТО, должность которого занимает европеец. На англо-французской встрече на высшем уровне в декабре 1998 г. эти две страны выразили согласие с тем, что Европейский Союз должен обладать способностью на автономные действия, поддержанные соответствующими военными силами и средствами, и готовностью поступать так в порядке ответа на международные кризисы.

После вступления в силу Амстердамского договора Европейский Совет на своей встрече в Кельне (июнь 1999 г.) решил выделить средства, необходимые для выполнения общеевропейской защиты непосредственно самим Европейским Союзом и выработки политики такой защиты. Роль, до сих пор выполнявшаяся Западноевропейским Союзом, переходила к Европейскому Союзу. На следующей встрече Евросовета (Хельсинки, декабрь 1999 г.) эта роль была конкретизирована. Европейский Совет сформулировал общие главные цели Европы в обеспечении своей безопасности, быстрого развертывания сил в случае необходимости, эффективного командования и управления ими и многое другое. Эти цели должны быть достигнуты через добровольные хорошо скоординированные национальные и международные усилия. Была поставлена задача формировать европейские военные силы численностью до 60 000 тыс. человек, которые могут быть развернуты быстро, в пределах 60 дней, и оставаться жизнеспособными в течение не менее одного года. Эта задача должна быть реализована к концу 2003 г.

Государства-члены ЕС заявили о своем намерении избежать ненужного дублирования со структурами NATO и подчеркнули в то же время, что эти решения не подразумевают создания Европейской армии. ЕС решил создать также свои постоянные политические и военные структуры, включая политический и военный комитеты, комитет безопасности, военный штаб, формировать необходимое политическое и стратегическое руководство проводимыми им операциями. Как было заявлено, в решении гуманитарных проблем в Европе, а также для управления кризисами, ЕС готов сотрудничать со странами этого континента, не входящими в НАТО, в том числе и с Россией и Украиной.

По договоренности между Генеральным секретарем НАТО и председателем ЕС с января 2001 г. проводятся совместные заседания на уровне послов и министров. В каждые шесть месяцев председательского срока в Евросовете должны состояться не менее трех встреч на уровне послов и одной встречи – на Министерском уровне. Предусмотрены также интенсивные консультации между НАТО и ЕС во времена кризиса. Начиная с февраля 2001 г. проводятся регулярные встречи их политических комитетов и комитетов безопасности, а также министров иностранных дел[235].

Таким образом, можно говорить о естественном желании Европы освободиться из-под жесткой опеки США, которая ей не нужна была и раньше, а тем более не нужна теперь, после исчезновения искусственного противостояния на континенте и в мире. Скорее, главная опасность для мира, в том числе для Европы, ныне исходит от США, открыто претендующих на лидерство в мире. Наглядно это показали политика США в отношении Ирака в конце 2002 – начала 2003 гг., нежелание большинства стран Европы участвовать в этих нелегитимных акциях и попытки США расколоть Европу, противопоставив ее «традиционную часть» (Францию и Германию) «молодой» (Восточноевропейским странам). Европейские страны в лице Франции, Германии и Бельгии справедливо выразили несогласие в Совете НАТО с предложением направить в Турцию силы альянса для защиты этой страны в случае возникновения угрозы для ее безопасности. Европейцев пытались убедить, что угроза Турции создается ее собственными действиями. Предоставив свои территории и военные базы в распоряжение США, готовившихся к агрессии, она должна думать о законных ответных действиях Ирака против своего противника. США и их союзница Великобритания, представитель которой исполнял должность Генерального секретаря НАТО, оказали давление на Бельгию и Германию, а Францию просто вывели из игры, приняв решение в Комитете планирования обороны, откуда в свое время ушел Де Голль. Но нельзя забывать, что Совет НАТО, членом которого Франция всегда оставалась, является высшим органом, и его решения обладают наивысшим авторитетом.

Вероятно, попытки противопоставления одних европейских стран другим будет продолжаться как проявление политики «разделяй и властвуй»[236]. Но одно несомненно: объединенная Европа чьего бы то ни было лидерства не примет.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.