Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Региональные межпарламентские союзы и ассоциации



 

Тенденции к формированию представительной власти не только национального, но и регионального и даже континентального и глобального уровней являются характерными веяниями ХХ века. Эта «власть» (пока еще в кавычках) призвана содействовать тому, чтобы процессы интеграции и глобализации происходили не только по инициативе и нормам, определяемым правящими кругами стран и государств, но также их народами, происходили объективно и демократически. Первые попытки создания континентальных институтов народных представителей предпринимались еще в XIX веке, но практически это стало происходить только в ХХ веке, особенно после Второй мировой войны. Первыми здесь шли и продолжают идти Европа и Америка.

Европейский парламент (Европарламент) ведет свою историю с 1951 г., когда шесть стран Европы учредили Европейское сообщество по углю и стали. В качестве одного из элементов системы контроля над реализацией данного соглашения была учреждена Парламентская ассамблея. В 1957 г., после создания этими же странами Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии, Парламентская ассамблея преобразуется в Европейский парламент. Первые выборы в Европейский парламент были проведены в 1979 г.[169]

Маастрихские соглашения 1992 г, Амстердамский договор 1997 г. и принятие ЕС Хартии фундаментальных прав Союза последовательно повышали статус Европейского парламента. Он становится своего рода законодательной ветвью власти в Европейском союзе, уполномоченной принимать многие законы, определяющие жизнь граждан государств-членов ЕС. Как и высший представительный орган любого государства, Европейский парламент наделен законодательной, бюджетной и контрольной функциями в рамках Союза. Амстердамский договор определил его роль как движущей силы при разработке всей политики ЕС.

Европейский парламент созыва 1999-2004 гг. состоял из 626 депутатов, избираемых по пропорциональной системе путем прямых всеобщих выборов при тайном голосовании гражданами Союза, достигшими 18 лет. После вступления в силу Маастрихских соглашений, избиратели могут голосовать по месту своего нахождения в момент выборов безотносительно национальности и гражданства.

26 февраля 2001 года в Ницце был подписан Договор о расширении Европейского союза за счет принятия новых членов. Он вступил в силу после одобрения его на референдуме в Ирландии 19 октября 2002 г. (на первом референдуме в июне 2001 г. ирландцы сказали ему «Нет»). На выборах в 2004 г. в Европарламент будут избраны депутаты еще от 10 или 12 стран, в результате чего общее число мест будет увеличено примерно на сто (см. Приложение 8).

Члены Европарламента по их статусу и жалованию приравнены к членам парламентов соответствующих стран, а зарплату они получают от своих правительств. В Европарламенте депутаты группируются не по странам, а по своим политическим взглядам. В нынешнем составе в парламенте существовали 7 политических групп, объединяющих представителей более чем ста партий, и группа так называемых беспартийных, или неприсоединившихся депутатов.

Это:

· Группа европейских народных партий и европейских демократов;

· Группа партий европейских социалистов;

· Группа европейских либералов, демократических и реформистских партий;

· Группа зеленых и свободного европейского союза;

· Группа объединенных левых и скандинавских левых зеленых;

· Группа союза за Европу наций

· Европа демократии и не присоединившиеся к первым шести группам депутаты.

Каждая группа имеет своего председателя, бюро и секретариат.

Институты Европейского Союза и Европейского парламента размещаются в трех городах: Страсбурге, Брюсселе и Люксембурге. С этим связан и график работы Парламента. Он проводит ежемесячные сессии продолжительностью в одну неделю в Страсбурге и двухдневные дополнительные заседания в Брюсселе. В Брюсселе, кроме того, по две недели каждый месяц депутаты работают в парламентских комитетах и одна, остающаяся неделя месяца – в политических группах. Генеральный секретариат Европейского парламента и его отделы находятся в Люксембурге.

Деятельностью Европарламента и его подразделений руководит Президент. Руководит он и Бюро Европарламента, избираемым на пленарной сессии парламента в составе Президента, 14 вице-президентов и пяти квесторов, ответственных за административные дела, сроком в 2,5 года. Бюро отвечает за парламентский бюджет, административные и организационные вопросы.

Как и любой другой парламент, Европарламент имеет множество комитетов. 17 из них являются постоянными, остальные – временными, решающими какие-то разовые или ситуативные проблемы. Все они работают под руководством своего председателя, имеют свои бюро и секретариат.

Элементом системы управления Европарламента является Конференция президентов, состоящая из Президента Европарламента и председателей политических групп. Она решает вопросы политической организации, определяет состав парламентских комитетов и делегаций, места политических групп в зале заседаний, повестку дня пленарных сессий, рассматривает рекомендации Конференции председателей комитетов относительно работы комитетов и повестки дня пленарных сессий.

По инициативе Европарламента Европейский совет в декабре 2001 принял решение о созыве Конвента для проведения дебатов о будущем Союза в составе Президента, 2 вице-президентов, 16 членов ЕП, 30 членов национальных парламентов, 15 представителей глав государств или правительств, 2 специальных уполномоченных и 39 представителей из 13 стран-претендентов в роли наблюдателей. Президентом был избран бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен. В своем напутствии Конвенту Европарламент призвал его выдвинуть такие предложения о реформировании, которые сделают Союз «…более демократическим, более эффективным, более прозрачным, более энергичным и более отзывчивым к социальным проблемам»[170]. Особое внимание при этом было призвано обратить на проблемы политического, экономического и социального прогресса, безопасности и благосостояния народов и граждан Европы, роли Европейского Союза в мире, упрощения законодательных процедур, избрания президента Европейской комиссии Европейским парламентом, определения места Хартии фундаментальных прав среди договоров и соглашений о Союзе и упрощения структуры этих договоров. Итоги работы Конвента, которая началась 28 февраля 2002 г., были представлены Европейскому Совету в форме проекта Конституции Европейского Союза.

Законодательную функцию Европейский парламент осуществляет совместно с Европейским советом. Законодательный процесс инициирует Европейская комиссия, проект разрабатывается Евросоветом, а окончательное решение выносится Европарламентом. Совместность принятия законов необходима при решении вопросов, касающихся свободного движения рабочих, учреждения внутреннего рынка, исследовательского и технологического развития, окружающей среды, защиты потребителя, образования, культуры и здоровья. В некоторых областях политики (налогообложение и ежегодные цены сельхозпродукции) Европарламент ограничивается высказыванием своего мнения.

Законодательная процедура в Европарламенте последовательна и демократична. Европейская комиссия вносит законодательное предложение в Парламент. Оно направляется один из постоянных комитетов, который назначает из своих членов специального репортера для составления доклада от его Комитета. При этом могут быть запрошены мнения и некоторых других комитетов. С учетом высказанных мнений, члены ответственного за обсуждаемую проблему комитета вносят дополнения и изменения в доклад. После изучения его политическими группами, доклад выносится на обсуждение пленарной сессии Парламента, где поправки могут быть предложены как комитетом, так и политическими группами или группами депутатов. Совет министров Европейского Союза рассматривает парламентские поправки. Если он одобряет их, то считается, что законодательное предложение принято. Если не одобряет или вносит изменения в законопроект, то, по предложению соответствующего постоянного комитета, Европейский парламент организует обсуждение на предмет одобрения, отклонения или исправления позиции Европейского совета. Решение принимается абсолютным большинством ее членов. Европейская комиссия изучает парламентские поправки и готовит исправленное предложение Евросовету. Совет может согласиться с парламентскими поправками, принятыми Комиссией квалифицированным большинством, или внести изменения в них, что может быть сделано только единогласно. В случае разногласий между Парламентом и Советом, из членов Совета и делегации от Парламента формируется согласительный комитет, который в период не более шести недель должен добиться согласия в форме общего текста. Парламент должен подтвердить это согласие в ходе заключительного обсуждения (третьего чтения). Если согласия не удалось достичь, решение считается не принятым.

Европейский парламент вместе с Евросоветом решают вопросы бюджета Союза. Еврокомиссия вносит предложения по бюджету на следующий год, которые обсуждаются Парламентом в двух чтениях – в мае и в декабре. По некоторым статьям бюджета (финансирование развития менее развитых регионов Союза, обучения с целью сокращения безработицы и др.) решающее слово принадлежит Парламенту, по другим (субсидирование сельского хозяйства) – Европейскому совету. Но и во втором случае Парламент имеет право вносить свои поправки. Проект бюджета считается принятым только после одобрения его Парламентом и подписания его Президентом Европарламента. Известны два случая отклонения Европейским парламентом проекта бюджета Союза.

Согласно Статуту Европейского парламента, он не только принимает бюджет, но и контролирует его исполнение. Эту работу проводит бюджетный комитет ЕП, привлекая к ней Суд аудиторов, Европейскую службу против подлогов и другие институты.

Парламент осуществляет также демократический надзор за всей деятельностью Европейского Союза. Первоначально эта функция ограничивалась деятельностью только Европейской комиссии. В последующем она была распространена также на деятельность Совета министров и других органов, ответственных за внешнюю политику и безопасность. В порядке осуществления этой функции, Европейский парламент может учреждать временные комитеты. Важную роль при этом призвана сыграть Европейская служба против подлогов.

Европарламент играет главную роль при назначении Европейской Комиссии – утверждает председателя Комиссии, проводит слушания для подтверждения кандидатов специальных уполномоченных, а затем тайным голосованием решает вопрос о назначении Комиссии в целом. Парламент осуществляет свои контрольные функции, как правило, изучая многочисленные доклады, которые Комиссия представляет ему. Комитеты, политические группы и отдельные члены парламента могут задать вопросы Комиссии по острым проблемам жизни Союза, после которых начинаются дебаты с принятием соответствующей резолюции. В случае принятия «резолюции порицания» абсолютным большинством членов Парламента или двух третей присутствующих на сессии депутатов, Комиссия должна подать в отставку.

Как важный орган, определяющий политику Союза, Европарламент вправе давать рекомендации Европейскому совету, состоящему из глав государств и правительств стран-членов, а также председателя Еврокомиссии. Совет дважды в год собирается на свои сессии для обсуждения вопросов, касающихся жизни Евросоюза. И после каждой из них Президент Совета представляет свой доклад Европарламенту.

Перед Европарламентом ответственен Европейский центральный банк. Согласно правилам процедур Парламента, он утверждает назначение Президента, вице-президента и других членов Исполнительного бюро Банка, предложенных Европейским советом. Президент Банка должен представить пленарной сессии Парламента ежегодный доклад. Руководство и любой член Исполнительного бюро должны предстать перед экономическим и денежно-кредитным комитетом Парламента по просьбе любой партийной группы.

После принятия Хартии основных прав человека Европарламент стал уделять больше внимания защите прав человека как в самом Союзе, так и вне Союза. Немало протоколов и соглашений об оказании тем или иным странам помощи со стороны Евросоюза было отклонено Парламентам из-за нарушения в этих странах фундаментальных прав человека.

Европарламент является участником «соглашения Котону», которое учредило Объединенную парламентскую ассоциацию, состоящую из 77 его членов и представителей парламентов 77 африканских, карибских итихоокеанских стран. Целями этой ассоциации объявлены улучшение взаимоотношений между «Севером» и «Югом», защита прав человека и расширение демократии. По настоянию Европейского парламента в данное соглашение включен пункт, согласно которому помощь всем государствам, виновным в серьезных нарушениях прав человека, приостанавливается. Встречи Ассоциации проводятся поочередно в странах Европейского Союза и Афро-карибо-тихоокеанского регионов.

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ)[171]по своему влиянию является второй после МПС международной межпарламентской организацией. Она начала свою работу 10 августа 1949 г. как представительный орган Совета Европы, объединявшего тогда 10 государств континента. В конце 2003 г. в ПАСЕ заседали представители парламентов 44 государств Европы и Азии. Количество представителей от одной страны-члена Совета Европы определяется численностью ее населения и варьируется от 2 до 18. Они избираются или назначаются национальными (федеральными) парламентами из числа своих членов. И в том, и в другом случае состав каждой национальной делегации должен соответствовать партийному или национальному составу парламентов. В ПАСЕ депутаты объединяются в политические группы по своему усмотрению. Политические группы при этом должны взять на себя обязательство уважать основные принципы Совета Европы: политический плюрализм, права человека и правление закона. Для формирования политической группы необходимо не менее 20 парламентариев-делегатов ПАСЕ из 6 и более стран.

ПАСЕ работает под руководством своего Председателя, избираемого каждый год из числа своих членов на срок не более трех сессий. Формируется также Бюро ПАСЕ, состоящее из Председателя Ассамблеи, заместителей председателя и лидеров политических групп. Оно призвано организовать работу Ассамблеи, определять повестку дня сессий, решать повседневные проблемы, держать связь с другими международными организациями. Вся подготовительная работа ПАСЕ ведется через ее многочисленные комитеты и подкомитеты, составы которых формируются и обновляются ежегодно национальными делегациями и утверждаются на сессии ПАСЕ. Комитеты готовят доклады и проекты решений по соответствующим вопросам, подлежащим обсуждению и утверждению Ассамблеей. Их встречи могут проводиться в Страсбурге, Париже, Брюсселе (совместные встречи с соответствующими органами Европейского парламента) или в Будапеште.

Сессии Парламентской ассамблеи проводятся четыре раза в год (в конце января, апреля, июня и сентября) продолжительностью по одной неделе. Они являются открытыми и работают в соответствии с общепринятыми парламентскими нормами. Время, отводимое на дискуссии, определяется заранее, продолжительность выступления – 5 минут. Те, кто записался для участия в прениях, но не смог выступить из-за нехватки времени, могут представить письменный текст установленного объема для включения его в официальный доклад сессии.

ПАСЕ принимает решения, имеющие четыре статуса: рекомендации, резолюции, мнения и распоряжения. Рекомендации адресуются Комитету министров, который выполняет их в пределах своей компетенции. Резолюции – это решения Ассамблеи относительно вопросов, по которым она является ответственной. ПАСЕ выражает свое мнение Комитету министров по таким вопросам, как принятие новых государств в члены Совета Европы, проекты конвенций, бюджета, состояние реализации Социальной хартии. Распоряжения – это общие указания Ассамблеи своим комитетам.

Право внесения вопроса на рассмотрение ПАСЕ имеют десять или более ее членов, принадлежащих, по крайней мере, к пяти национальным делегациям. Ассамблея поручает одному из своих комитетов подготовить мнение по поставленному вопросу. Назначенный этим комитетом репортер, с помощью других комитетов, секретариата и экспертов готовит проект доклада, состоящий из проекта резолюции, рекомендации, мнения или распоряжения, а также объяснительной части. После обсуждения в комитете первая часть доклада выносится на сессию Ассамблеи или ее Постоянного комитета, состоящего из Бюро, председателей национальных делегаций и председателей общих комитетов[172]. В ПАСЕ могут распространяться и краткие (не более 200 слов) письменные декларации по тем или иным проблемам. Их должны подписать как минимум 20 представителей (или их заместителей), представляющие не менее четырех национальных делегаций и не менее двух политических групп.

Парламентская Ассамблея избирает Генерального секретаря Совета Европы, заместителя Генерального секретаря, а также Генерального секретаря самой Ассамблеи. Все они избираются тайным голосованием сроком на 5 лет. Тайным голосованием избираются также судьи Европейского Суда по правам человека, кандидатуры которых, с соблюдением сложной процедуры, определяются Комитетом по юридическим вопросам и правам человека. Ассамблея выбирает также Комиссара Совета Европы по правам человека сроком на 6 лет. Он ответственен за содействие правам человека в государствах-членах СЕ и обеспечение полного и эффективного выполнения положений всех инструментов Совета Европы и не может быть переизбран на новый срок.

Бюро ПАСЕ составляет список лиц, из которых Комитет министров Совета Европы выбирает членов Европейского комитета по контролю над реализацией конвенции Совета Европы «О предотвращении пыток и жестокого или деградирующего обращения или наказания».

Проекты рекомендации или мнения Комитету министров (по вопросам открытия переговоров с новыми странами на предмет членства в Совете Европы, по проекту бюджета и др.), а также пересмотр процедуры заседаний Ассамблеи считаются одобренными, если за них подано не менее двух третей голосов. По всем остальным вопросам решения принимаются простым большинством голосов. Право голоса имеют только должным образом назначенные члены национальных делегаций, заблаговременно регистрировавшиеся как участники данного заседания.

Североатлантическая ассамблея или Парламентская ассамблея НАТО функционируетс 1955 г. как форум законодателей стран НАТО и ЗЕС для совместного рассмотрения проблем экономического, политического, культурного сотрудничества, обороны и безопасности независимо от исполнительной власти. Ее цель состоит в том, чтобы постоянно напоминать правительствам о том, что всякие межправительственные соглашения, достигнутые в рамках НАТО, могут и должны быть реализованы лишь после одобрения их в соответствии с конституционным процессом, то есть демократически избранными органами законодательной власти. Таким образом, парламенты стремятся сыграть соответствующую им роль в формировании и развитии правовой основы деятельности НАТО .

В Североатлантической ассамблее представлены делегации парламентов стран-членов НАТО и партнеров НАТО, формируемые или назначаемые парламентами согласно их национальным нормам с учетом всех спектров представленных в них политических сил и направлений. Ассамблея собирается на пленарные заседания два раза в год. Заседания проводятся, по приглашению национальных парламентов, в странах, как являющихся членами НАТО, так и сотрудничающих с ней. Основная деятельность Ассамблеи осуществляется через шесть ее Комитетов:

· политический;

· обороны и безопасности;

· экономики и безопасности;

· науки и техники;

· гражданского измерения безопасности;

· специальной Средиземноморской группы.

Комитеты работают круглый год, проводя встречи своих членов, и докладывают каждой сессии Ассамблеи свои выводы и рекомендации. Решения Североатлантической ассамблеи представляются национальным правительствам, парламентам, а также Генеральному секретарю НАТО. Постоянный секретариат Ассамблеи находится в Брюсселе.

Латиноамериканский парламент (ЛАП, Парлатино)учрежден решением встречи полномочных представителей стран континента в г. Лима в декабре 1964 г. как «постоянный демократический институт, представляющий все политические направления, существующие в наших законодательных органах, и призванный продвигать, гармонизировать и направлять движение к интеграции»[173]. Согласно Статье 1-й «Договора об учреждении»[174], это – однопалатный постоянный региональный орган, формируемый национальными парламентами стран Латинской Америки, подписавшими Договор, а также теми, которые выразят согласие с принципами Договора в любое время. Постоянными и неизменными принципами ЛАП провозглашены:

· защита демократии;

· латиноамериканская интеграция;

· невмешательство;

· самоопределение народов;

· политический и идеологический плюрализм как основа латиноамериканского сообщества, организованного демократически;

· равноправие государств;

· осуждение угроз и применение силы против политической независимости и территориальной целостности любого государства;

· мирное разрешение международных противоречий;

· приоритет принципов международного права в отношениях дружбы и сотрудничества между государствами.

Цели Латиноамериканского парламента многообразны. Важное место среди них занимают:

· содействие экономическому и социальному развитию сообщества для достижения полной экономической, политической, социальной и культурной интеграции его народов;

· защита свободы, социальной справедливости, демократического представительства народов;

· строжайшее соблюдение прав человека;

· борьба за искоренение всех форм колониализма, неоколониализма, расизма и всяких проявлений дискриминации на континенте;

· законодательное обеспечение суверенитета народов над своими природными ресурсами,

· защита парламентов и конституционно-демократического строя,

· налаживание широких связей с парламентами региона,

· содействие международному сотрудничеству с целью обеспечения мира на континенте,

· последовательное улучшение избирательной системы в странах для формирования национальных парламентов и Латиноамериканского парламента.

По инициативе ЛАП, на встречах руководителей государств континента обсуждается вопрос о создании «Латиноамериканского сообщества наций» и избрании общего парламента сообщества путем прямых и всеобщих выборов. Эта идея, предложенная ЛАП встрече глав государств и министров иностранных дел «Группы Рио» в 1991 г., получила поддержку и в других регионах континента. ЛАП разработал проект конституирования Латиноамериканского сообщества, который обсуждался на множестве встреч глав государств, министров иностранных дел и специальной комиссии по этому вопросу. В Декларации 12-й встречи глав государств «Группы Рио» (сентябрь 1998 г.) выражается убежденность в том, что широкие экономические и политические связи между странами региона, их глубокая историческая и культурная идентичность, как и объединяющие их сотрудничество и солидарность, «…образуют важное общее наследие, которое позволит нам продвигаться навстречу консолидации в Латиноамериканское сообщество наций». Эта идея обсуждалась и была одобрена на 9-й встрече в верхах Иберо-американских стран (Гавана, ноябрь 1999 г.)[175].

Руководящими органами Латиноамериканского парламента являются Ассамблея, Руководящая хунта, Постоянные комиссии и Генеральный секретариат. Ассамблея является высшим органом ЛАП. Она состоит из делегаций парламентов стран-членов в количестве не более 12 парламентариев, отражающих политическую структуру национальных парламентов. В задачи Ассамблеи входят определение общей линии деятельности ЛАП, решение (двумя третями голосов) вопросов о принятии новых членов и приостановке членства в ЛАП, пересмотр квот делегаций национальных парламентов, обсуждение вопроса о реформировании самого ЛАП, избрание членов руководящих органов ЛАП. Регламент предусматривает проведение как ординарных, так и экстраординарных (по требованию не менее половины ее делегатов) сессий Ассамблеи.

Голосование проводится открыто по делегациям в алфавитном порядке. В зависимости от обсуждаемых вопросов и роли, отводимой им договором о ЛАП, решения принимаются в форме соглашений, рекомендаций, резолюций или деклараций. В работе сессий ЛАП, с согласия их президента и секретариата, могут участвовать и наблюдатели. В 2002 г. 22 государства являлись членами Парлатино.

Высшим органом ЛАП в период между сессиями Ассамблеи является Руководящая хунта.Онасостоит из двух Президентов (действующего и альтернативного), двух Генеральных секретарей (действующего и альтернативного), Секретаря комиссий, Секретаря по межпарламентским отношениям и Секретаря по отношениям между институтами самого ЛАП.

Для анализа, изучения и проведения исследований по проблемам, представляющим общий интерес для региона, решение которых входит в задачи ЛАП, созданы многочисленные постоянные комиссии. Они изучают проблемы занятости, основных прав человека, санитарии, окружающей среды, сельского хозяйства, общественных служб, коррупции, проблемы материнства и детства, юношества, старчества, народов континента.

Политическим и правовым советником ЛАП является Консультативный совет, формируемый из бывших президентов и примерно 10 парламентариев (или бывших парламентариев), известных своей активностью в пользу латиноамериканской интеграции. По поручению Руководящей хунты или по собственной инициативе Совет организует изучение и обсуждение актуальных проблем, проводит семинары, публикует результаты своих исследований.

Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря, альтернативного Генерального секретаря, исполнительного секретаря, и массы других лиц, отвечающих за конкретные аспекты деятельности, является административным органом ЛАП.

Андский парламент как орган Андского сообщества[176] учрежден Боливией, Венесуэлой, Колумбией, Перу и Эквадором в целях, как гласит Статья 1 Договора Картахена, обеспечения устойчивого и гармоничного развития всех стран-участниц договора в условиях равенства, социальной и экономической интеграции, облегчения процессов региональной интеграции в направлении формирования латиноамериканского общего рынка. Целями Андского парламента признаются также снижение степени уязвимости этих стран на международной арене, улучшение их позиций в мировой экономике, укрепление субрегиональной солидарности и сокращение разрыва в уровне развития стран-участниц договора.

Для достижения поставленных целей страны-участницы договора должны гармонизировать постепенно свою социальную и экономическую политику, отражая это и в законодательстве, разработать совместные программы индустриализации и интенсификации развития региона, развития науки и техники, добиться либерализации торговли между ними, направлять ресурсы региона на решение этих задач.

Согласно Статье 42 договора, Андский парламент является совещательным органом Андского сообщества, призванным сближать и представлять народы стран-участниц. Он формируется путем всеобщих и прямых выборов по нормам, предусмотренным дополнительным протоколом к договору с учетом соответствующих критериев национального представительства.

Андский парламент призван изучать влияние предпринимаемых сообществом шагов в отношении торгового баланса региона, занятости населения и других аспектов жизни. Он должен изучать также состояние движения к субрегиональной интеграции и реализации программных целей, запрашивая информацию от всех органов и институтов сообщества, формулировать рекомендации по намеченным проектам своим органам, участвовать в выработке нормативов по вопросам, представляющим общий интерес, содействовать согласованию законодательства государств-членов.

Место нахождения Андского парламента – город Сантафе-де-Богота (Колумбия).

Центральноамериканский парламент (ЦАП). На встрече 25 мая 1986 г. президенты Гватемалы, Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа и Сальвадора приняли декларацию, в которой говорилось о необходимости создания институтов, которые помогли бы постоянному диалогу, а также достижению общего развития, демократии и плюрализма (как базисных элементов мира) и интеграции стран Центральной Америки. Одним из таких институтов, по их мнению, мог стать Центральноамериканский парламент, избираемый прямым всеобщим голосованием.

Была сформирована подготовительная комиссия из вице-президентов государств региона для подготовки проекта такого парламента. На очередной встрече их президентов в г. Гватемала 6 – 7 августа 1987 г. было решено созвать Центральноамериканский парламент как символ свободы, независимости и примирения в Центральной Америке. Центральноамериканский парламент рассматривался тогда как постоянный демократический орган представительства народа.

Договор был подписан в октябре того же года и ратифицирован в течение следующего года. Торжественное открытие Первой пленарной сессии Центральноамериканского парламента (как органа политического представительства народа региона в процессе его интеграции) состоялось в г. Гватемала 21 октября 1991 г. Первоначально он состоял из 65, а затем – из 67 депутатов, избранных населением четырех государств-учредителей[177] и представлявших 14 политических партий.

Работу ЦАП организует Руководящая хунта в составе президента, пяти вице-президентов и секретарей (по одному от каждой страны).

В октябре 1993 г. правительство Панамы подписало договор о Центральноамериканском парламенте и протоколы к нему, а в мае 1994 г. Законодательная ассамблея страны одобрила эти документы, после чего в ЦАП прибыли 20 специальных наблюдателей из числа парламентариев Панамы, представлявших пять партий.

Депутаты в ЦАП, как и в Европарламенте, группируются не по странам, а по политическим взглядам. В составе ЦАП Первого созыва (1991-1996 гг.) были представлены три политические направления: центристы и либералы, христианские демократы, альтернативные демократы. ЦАП Второго созыва (1996 – 2001 гг.) состоял из 88 депутатов (по 22 от Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Сальвадора) и 20 парламентариев (от Панамы), представлявших 31 политическую партию региона. В январе 1998 г. Доминиканская республика направила в ЦАП 4-х своих парламентариев в качестве наблюдателей. В октябре того же года их число было увеличено до 22. В сентябре 1999 г. Панама изменила свой статус и избрала 22 депутата ЦАП. Таким образом, число депутатов ЦАП увеличилось до 110. Они по-прежнему делились на три политические группы, но с несколько иной окраской (демократический альянс Центральной Америки, демократический центр и группа левых парламентариев).

ЦАП Третьего созыва (2001 – 2006 гг.) по количеству своих депутатов почти не изменился, правда, расширил состав наблюдателей. В октябре 2001 г. сюда направил своих постоянных наблюдателей Сенат свободно ассоциированного с США государства Пуэрто-Рико, а в январе 2002 г. – Палата депутатов Мексики. Нужно отметить также, что в качестве наблюдателей в работе ЦАП участвуют представители Андского парламента, Латиноамериканского парламента и Европарламента.

Арабский Межпарламентский Союз (АМПС) был образован в 1974 г. Его целями провозглашены активный обмен между Арабскими парламентами, координация действий парламентов-членов АМПС на международной арене, установление связей с национальными парламентами и парламентскими союзами и организациями других регионов, координация законодательства арабских государств и обсуждение общих проблем региональной и международной политики. АМПС объединяет парламенты 17 стран[178]. Некоторые арабские страны (Кувейт и Саудовская Аравия) иногда участвуют в работе сессий АМПС в качестве наблюдателей. Штаб-квартира АМПС находится в Дамаске (Сирия).

Руководящими органами АМПС являются Генеральная Ассамблея, Совет и секретариатво главе с Генеральным секретарем, избираемым Ассамблеей сроком в два года. Согласно Статусу АМПС, Генеральная Ассамблея в составе делегаций национальных парламентов собирается каждые два года в странах-членах поочередно, где работает под председательством спикера парламента страны-хозяйки. На самом деле, она собирается значительно реже – с момента создания АМПС до февраля 2000 г. она собралась только 9 раз. На них обсуждались такие вопросы, как ситуация в регионе, координация законодательства арабских государств, предотвращение культурного вторжения и консолидация арабского единства, военные действия США и Великобритании против Ирака, роль парламентов в арабских странах и др.

Совет АМПС формируется в составе по два представителя от каждого парламента-члена. Совет собирается один раз в год, и может, в случае необходимости, проводить внеочередные сессии. В отличие от генеральных ассамблей АМПС, сессии его Совета собираются регулярно и обсуждают разнообразные проблемы межпарламентского сотрудничества. Работой Совета руководят спикеры парламентов-членов поочередно в алфавитном порядке.

Межпарламентская Ассамблея СНГкакконсультативный орган СНГ для подготовки проектов законодательных документов, представляющих общий интерес входящих в него государств, учреждена парламентами 7 государств[179], подписавшими в городе Алма-Ате 27 марта 1992 г. соответствующее соглашение. Позже членами МПА стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова и Украины. После вступления в силу (16 января 1996 г.) «Конвенции о Межпарламентской Ассамблее» она получила официальный статус межгосударственного органа.

МПА состоит из парламентских делегаций государств-участников, избираемых или назначаемых парламентами государств-участников из числа своих членов. Она формирует свои руководящие органы в лице Совета Ассамблеи, Постоянных и Временных комиссий, иных вспомогательных органов, а также СекретариатаСовета МПА. На открытых заседаниях Межпарламентской Ассамблеи и ее органов, с согласия Совета Ассамблеи, могут присутствовать в качестве наблюдателей представители парламентов других государств, представители международных институтов и общественных организаций.

Задачи МПА предусмотрены Статьей 4 Конвенции. Они сводятся к обсуждению вопросов сотрудничества государств-участников в различных областях, выработке соответствующих рекомендаций (с передачей их разным институтам СНГ и государств-членов); принятию типовых (модельных) законодательных актов; содействию в осуществлении обмена между государствами-участниками информацией правового характера; обсуждению вопросов межпарламентского сотрудничества. Согласно Статье12 Конвенции о МПА,она имеет право заключать международные договоры в пределах своей компетенции.

Очередные пленарные заседания МПА проводятся не реже двух раз в год. По решению Совета Ассамблеи могут проводиться и внеочередные пленарные заседания. Заседания МПА, Совета Ассамблеи и других ее органов являются, как правило, открытыми. Решения Межпарламентской Ассамблеи могут приниматься только на ее пленарных заседаниях. Парламентская делегация каждого государства-участника имеет один голос. Председательствуют на пленарных заседаниях МПА поочередно руководители всех парламентских делегаций.

Деятельность МПА организует Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Председатель Совета Ассамблеи избирается тайным голосованием из числа членов Совета сроком на один год, но, в отличие от функционеров подобного уровня в других парламентских ассоциациях, он может быть переизбран еще на два срока. На заседаниях Совета МПА обсуждаются актуальные проблемы СНГ, рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой и проведением пленарных заседаний Ассамблеи, международных научно-практических конференций и семинаров и миротворческой деятельностью парламентариев. Административным органом МПА является секретариат в составе Генерального секретаря, его заместителей (полномочных представителей парламентов государств) и персонала, необходимого для эффективного осуществления функций по организационно-техническому обеспечению деятельности Ассамблеи. Генеральный секретарь назначается Советом Ассамблеи сроком на три года. Местом пребывания Межпарламентской Ассамблеи является город Санкт-Петербург.

Проекты нормативных актов и рекомендаций МПА готовят постоянные комиссии, возглавляемые представителями государств-участников. За первые десять лет своей деятельности МПА приняла более 140 законопроектов и рекомендаций.

К сожалению, многие из них не получили практической реализации и остались на бумаге. В 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из СНГ. Сейчас в нем остались 6 государств.

Среди других международных парламентских организаций можно отметить:

Северный Совет;

Парламентскую Ассамблею Черноморского экономического сотрудничества;

Консультативный орган Союза России и Белоруссии;

Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии;

Ассоциацию спикеров парламентариев регионального сотрудничества Южной Азии.

Интеграционные процессы, происходящие в разных регионах мира, сопровождаются возникновением новых международных институтов, среди которых всегда имеются и институты, представляемые парламентами интегрируемых государств. Поэтому есть все основания прогнозировать дальнейший рост числа международных парламентских организаций.

 

Вопросы для самопроверки

Охарактеризуйте место международных парламентских институтов в системе политических институтов.

Что Вы знаете о Межпарламентском союзе?

Охарактеризуйте основные аспекты деятельности МПС.

Каков вклад МПС в развитие и защите демократии?

Что вам известно о Парламентской Ассамблее Совета Европы?

Чем отличается Европейский парламент от других институтов подобного рода?

Расскажите об Арабском Межпарламентском союзе.

Какие региональные парламентские институты существуют в Латинской Америке?

Что вы знаете о Североатлантической ассамблее?

Охарактеризуйте МПА СНГ и расскажите о ее деятельности.

 

Литература

Бляхман Л. С., Кротов М. И. Россия и Содружество Независимых Государств: уроки первого десятилетия.­- СПб., 2001.

Ерохов С. В. Межпарламентская ассамблея СНГ: становление и развитие //Государство и право. 1994. № 8 – 9. С. 190 – 194.

Крылова И. С. Европейский парламент: Правовой статус. М., 1987.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.