Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Международные институты в Азии в бассейне Тихого океана



 

Азия – самый крупный и самый многонациональный континент мира. Она занимает около одной трети земной суши, на которой проживают примерно 60 процентов жителей планеты. Здесь четче, чем на других континентах, обозначены границы религиозных конфессий, а также традиционных обществ[136]. Все эти обстоятельства по-своему сказываются на взаимоотношениях между народами Азии. Идей и планов интеграции стран и народов на континенте выдвигалось много, но реализовать всех их пока что не удалось. Некоторые из них основывались на религиозной, идеологической этнической общности народов, а также на общности их геополитических интересов. Были варианты сближения стран посредством налаживания экономического и культурного сотрудничества.

В некоторых кругах русской интеллигенции в начале прошлого столетия пропагандировались идеи Евразийского Союза. В наиболее систематизированной форме они изложены русским философом, филологом и лингвистом Н. С. Трубецким. Евразийство в его понимании – это некая срединность между двумя периферическими мирами: азиатским (Китай, Индия, Иран) и европейским (западнее Немана и Западного Буга). Это – общность народов, в жилах которых течет смешанная славянско-туранская кровь, и имеющих сходные культуры и религии. Н. С. Трубецкой под религией подразумевал православие[137]. «Евразия предстает перед нами, как возглавляемый Россией особый культурный мир, внутренне и крепко единый в бесконечном и часто, по-видимому, противоречивом многообразии своих проявлений», – писал он[138].

Небезынтересно будет вспомнить в этой связи, что теоретики геополитики также придавали евразийскому региону и процессам, происходящим там, определяющее значение в мировом развитии. Так, известный географ Х. Маккиндер называл географическое пространство, совпадавшее с территорией СССР, евразийской сердцевиной нашей планеты (Eurasian Heartland), центром притяжения всех геополитических сил и географическим стержнем истории[139]. Вместе с внутренним «полумесяцем» (Китай, Индия, Турция, страны Северной Африки и Западной Европы), считал он, он определяет мировую политику. Для сохранения равновесия сил в мире, полагал ученый, этому центру следует противопоставить сообщество стран Западной Европы и Северной Америки. Так и, действительно, происходило на протяжении почти полувека после Второй мировой войны, пока под воздействием множества факторов сам «хартлэнд» не стал подвергаться «эрозии».

В 1990-х годах, после распада Советского Союза, разрыва экономических и иных связей между частями единой страны, катастрофического падения производства и жизненного уровня народов всех образовавшихся на территории СССР государств, идеи евразийского единства или Евразийского Союза возродились на качественно новой основе. Он мыслится теперь как преимущественно экономический союз заинтересованных суверенных государств при полном сохранении их политической самостоятельности, то есть как своего рода новый Евросоюз, перенесенный на просторы Восточной Европы и Азии. Активным проводником и защитником данного варианта сотрудничества евроазиатских народов выступал президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

Проблемы Евразийского Союза народов обсуждаются и в соседних с Россией и Казахстаном странах, особенно активно в Турции, но под несколько иным углом зрения. И это не случайно. Западные союзники Турции направляют ее внешнюю политику на разрыв экономических и иных отношений с ее ближайшими соседями. Они используют ее территорию в военных и иных действиях против стран Передней Азии и Ближнего Востока, подстрекают и поощряют Турцию на попытки установления патронажа над курдами северного Ирака. Это ведет, по мнению некоторых политических деятелей этой страны, к состоянию постоянного противостояния со своими соседями. Присоединение Турции к эмбарго в отношении Ирака уже обошлось ей в 10 млрд долларов потерь ежегодно и 50 млрд в целом только за первую половину 1990-х гг.[140]. Никакая западная «помощь» не способна компенсировать ей эти потери. Вот почему мыслящие в русле интересов страны политические деятели Турции глубоко убеждены в том, что «Турция, Россия и Иран поступили бы мудро, если согласились на Евразийскую модель сотрудничества»[141].

У Турции сегодня есть только две альтернативы – проамериканская и евразийская, считают сторонники Евразийского союза. Проамериканская позиция изолирует ее от ее ближайших соседей и вынуждает проводить воинственную политику, требующую огромных военных расходов. Став связующим звеном Евразийского Союза в составе Турции, России, Ирана, среднеазиатских республик и Китая, она бы извлекла для себя огромную выгоду[142]. Такую же выгоду извлекли бы и все страны региона.

Эти вопросы обсуждались на международных конференциях по проблемам Евразийского Союза, состоявшихся в Анкаре в ноябре 1996 г. и в мае 2000 г.

Существует, разумеется, и другое понимание путей развития Восточной Европы и Азии. В то же время высказываются опасения в том, что единение православного, исламского, буддистского и конфуцианского миров неизбежно приведет к «войнам цивилизаций» и нарастанию угрозы исламского и иного «фундаментализма»[143]. Отсюда и оправдание политики натравливания одних стран и народов этого региона против других, недопущения их единства и сотрудничества – хорошо известная политика «разделяй и властвуй».

Все государства с территориальной принадлежностью и к Европе, и к Азии, расположенные компактно от Северного Ледовитого океана до Средиземного моря и от Балкан до Тихого океана, могут стать стабильным связующим звеном и двигателем нового содружества народов Европы и Азии. Исключительно важны при этом и такие существенные факторы, что три из них (Грузия, Россия и Турция) принадлежат к странам Черноморского бассейна, а пять (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан) – к странам Каспийского бассейна. В налаживании же нормального сотрудничества с целью совместного использования этих морей заинтересованы в общей сложности полтора десятка европейских и азиатских стран. Вероятно, раньше других и полнее всех необходимость в налаживании новых форм сотрудничества с учетом региональных особенностей и интересов осознала Республика Казахстан. Ее президент Н. Назарбаев одним из первых выступил с идеей создания Евразийского Союза, и отстаивает ее на протяжении нескольких лет.

Легче было бы создать такой союз в границах СССР 1945 года. Здесь существуют серьезные объективные предпосылки подобного союза, прежде всего экономические. На протяжении десятилетий экономика здесь формировалась и развивалась как единое целое. Население свободно перемещалось по стране и сейчас состоит из представителей всех народов. Распад СССР и последовавшее за этим дробление крупных производственных объединений болезненно сказалось на экономике всех новообразовавшихся государств. Поддержит такой союз и сложившаяся на протяжении веков близость культур всех народов России и СССР.

Евразийское сотрудничество с более широким участием стран, в том числе Турции, Ирана, Индии, Китая и других, возможно пока только как экономическое. Все еще остаются серьезные преграды на пути этих стран к союзу и единству на принципах евразийства. Прежде всего, это глубоко укоренившееся на протяжении двух с лишним веков недоверие друг к другу. Одними лишь декларациями, словесными изъявлениями готовности начать все с «новой» или «чистой страницы» такие вопросы не решаются. Остаются реальными геополитические интересы этих государств и их союзников по военно-политическим объединениям. Конечно, данные интересы нередко понимаются ложно, и в таком случае они могут прийти в противоречие с объективными интересами народов этих стран. Но сложность проблемы состоит в том, что трудно, почти невозможно сказать с точностью, какое понимание и какие интересы являются правильными и действительными, а какие – ложными? Только взаимовыгодные экономические и добрососедские отношения способны решать эти вопросы.

Другой популярной, но еще полностью нереализованной идеей азиатского единства является концепцияТихоокеанского сообщества. Поскольку все крупные страны континента так или иначе связаны с Индийским и Тихим океанами, выдвигались и выдвигаются идеи создания неких океанических сообществ. После образования ЕЭС Япония предложила создать аналогичную организацию и в регионе Тихого океана с участием Японии, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. В 1966 г. по инициативе Южной Кореи и Японии учреждается Азиатско-тихоокеанский совет, призванный налаживать сотрудничество по экономическим, научно-техническим, культурным и социальным вопросам[144]. Примерно в то же время с аналогичной идеей выступил и президент США Л. Джонсон. США как тихоокеанская держава, считал он, должны брать на себя миссию установления «порядка и процветания» в этом регионе[145].

В 1975 г. по поручению правительства Японии был подготовлен доклад, в котором были детализированы идеи «Тихоокеанского сообщества». Оно рассматривалось здесь как некая подсистема государств, которая со временем может стать частью всемирной системы. Предполагалось наладить сотрудничество стран сообщества в областях энергетики и металлургии, для чего предлагали пригласить в него СССР, Китай и страны АСЕАН. Аналогичные материалы были подготовлены и в США в середине 1980-х годов. США, напротив, исходили из того, что Тихоокеанский регион является «естественной зоной жизненных интересов Америки», а потому и планируемое общество должно основываться «на общности судеб США и стран данного региона»[146].

Планы создания Тихоокеанского сообщества остались нереализованными, во-первых, из-за соперничества между США и Японией за рынки этого региона. Во-вторых, многие государства тихоокеанского бассейна продолжали с недоверием относиться к Японии, помня годы японской оккупации.

Однако, невзирая на остающееся недоверие к крупным странам, экономические отношения повелительно диктуют необходимость взаимовыгодного сотрудничества. Именно этими требованием было продиктовано учреждение в 1989 г. института, известного как АПЕК (по-русскиАТЭС - Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество). Это своеобразный форум, имеющий целью содействие экономическому росту в странах региона, налаживанию сотрудничества и открытой торговли между ними, а также поощрение инвестиций в экономику. АПЕК объединяет не государства, а их экономики. Организация не принимает документов обязывающего характера. Каждая страна берет на себя те или иные обязательства исключительно добровольно. Решения принимаются путем консенсуса на ежегодных встречах глав государств и правительств, а также министров или других ответственных лиц стран-участниц, на которых обсуждаются не только экономические вопросы. Так, на Встрече лидеров стран Организации в Бангкоке (21 – 22 октября 2003 г.) обсуждались и политические вопросы (например, проблемы координации усилий по борьбе с международным терроризмом). В ноябре 2003 АПЕК объединял экономики 21 страны[147] с общим населением в 2,5 млрд человек. На эти государства приходятся 47 % мировой торговли[148]. На Саммите в Индонезии в 1994 г. в качестве стратегической была поставлена задача добиться к 2010 г. свободной и открытой торговли и инвестиционной политики в Тихоокеанском регионе для развитых экономик, и к 2020 г. – для развивающихся экономик.

В южной части бассейна Тихого океана существует организация, подобная Тихоокеанскому сообществу. Это Южно-тихоокеанский форум (ЮТФ), основанный в 1971 г. как политический консультативный орган государств и самоуправляющихся территорий южной части Тихого океана. Фактически – это континентальная организация Австралии и Океании. Штаб-квартира ЮТФ расположена в Веллингтоне (Новая Зеландия). Цели этой организации достаточно широки и в кое в чем даже уникальны. Ими являются экономическое и торговое сотрудничество народов региона, защита территориальных вод, объявление региона безъядерной зоной.

Высшим органом Южно-тихоокеанского форума является ежегодная Сессия комиссаровгосударств и самоуправляющихсятерриторий региона (по два от каждого субъекта). В качестве постоянного органа с 1973 г. функционирует Южно-тихоокеанское бюро экономического сотрудничества.

В 1964 г. лейбористское правительство Новой Зеландии объявило эту страну безъядерным государством и запретило проход по ее территориальным водам иностранных кораблей с ядерным оружием на борту. Эта инициатива была поддержана соседними государствами. 6 августа 1985 г. на XVI сессии комиссаров ЮТФ, проходившей в административном центре Островов Кука г. Аваруа, представители 13 государств региона[149] приняли решение о заключении Договора, объявляющего южную часть Тихого океана безъядерной зоной. Восемь из этих государств[150] подписали его там же сразу после одобрения текста Договора. Договор запрещает на вечные времена обладание ядерным оружием, его применение, складирование и испытание, а также захоронение ядерных отходов в водах Тихого океана. Вместе с тем, странам, подписавшим Договор, предоставлено право самим решать вопрос о следовании через их территориальные воды и заходы в порты кораблей с ядерным оружием на борту[151].

Одним из наиболее влиятельных региональных институтов Азии является АСЕАН(Ассоциация стран Юго-Восточной Азии).

Цели Ассоциации определены в Бангкокской декларации 5-ти государств региона (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд)[152] от 8 августа 1967 г. Ими являются:

· ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития региона;

· содействие укреплению мира и стабильности в регионе путем уважения законности и справедливости во взаимоотношениях между странами;

· усиление сотрудничества и взаимной помощи в вопросах общих для всех стран интересов;

· оказание помощи друг другу в областях образования, техники и управления;

· сотрудничество для лучшего использования сельского хозяйства, промышленности, торговли в целях повышения жизненного уровня народов;

· совместные исследования проблем региона; поддержание и развитие связей с другими международными институтами.

В целях реализации этих задач создавались и соответствующие органы Ассоциации: ежегодные встречи министров иностранных дел[153], Постоянная комиссия, работающая поочередно в странах АСЕАН под председательством министра иностранных дел страны-хозяйки, а также постоянные комиссии по специальным вопросам. В каждой стране учреждался национальный секретариат, занимающийся проблемами АСЕАН (подготовка к встречам министров, постоянных комиссий и т. д.).

В«Декларации согласия» (1976 г.)определены цели и задачи АСЕАН в каждой сфере жизни в отдельности. Особый акцент делается на вопросах обеспечения населения стран продовольствием и энергоресурсами. Подписавшие ее государства решили дополнить руководящие органы АСЕАН встречами глав государств и правительств стран-участниц и Секретариатом организации. Здесь же (24 февраля 1976 г.) был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве[154],который значительно расширил поле совместной деятельности стран АСЕАН. В качестве главного органа, ответственного за его реализацию, выступает Высший Совет. «Соглашением об общих эффективных преференциальных тарифах», подписанным в Сингапуре 28 января 1992 г., государства-члены АСЕАН решили создать Азиатскую зону свободной торговли (АФТА). Дополнительным протоколом к этому соглашению от 1995 г. установлен график снижения пограничных пошлин на период до 2003 г. Так, начиная с 1998 г. ежегодно они должны снижаться на 20 % от уровня 1993 г.

После глубокого финансового кризиса, начавшегося в странах Юго-Восточной Азии в 1998 г., на встрече министров в Ханое принята программа действий АСЕАН на период до 2020 г. Главной целью реализации этого плана является преодоление последствий кризиса и недопущение повторения подобного в будущем.

АСЕАН сотрудничает с Японией и с 1980 г. имеет соглашение об экономическом сотрудничестве с ЕЭС (ЕС) и Южно-тихоокеанским форумом. Россия как евроазиатская страна также активно сотрудничает со странами Юго-Восточной Азии.

К числу прочих институтов азиатского континента относятся Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии, Совет арабского сотрудничества, Союз сотрудничества арабских государств Персидского залива (о котором было сказано выше) и другие.

Как не трудно увидеть, народы и государстваАзии находятся примерно на том же уровне интеграции, что и народы Африки и Латинской Америки. Однако размеры континента, резкая дифференциация стран Азии по уровню их развития и многое другое создают здесь свои, трудно разрешимые, проблемы. Но мудрость, свойственная народам этой части света, поможет им найти решение и самых сложных вопросов жизни.

 

Вопросы для самопроверки

Проследите за эволюцией идеи Латиноамериканского единства в истории.

Когда возникли первые институты континента?

Каковы основные положения устава ОАГ и как они реализуются?

Специализированные учреждения ОАГ.

Как создавалась Лига арабских стран?

Расскажите об основных положениях Устава Лиги.

В чем состоят причины слабости ЛАС?

Чем Организация Африканского Единства отличается от родственных ей институтов?

Основные цели и принципы деятельности ОАЕ.

Что вы знаете об Африканском Экономическом Сообществе и об основных этапах его формирования?

Расскажите об основных идеях Евразийского Союза

Каковы цели проекта Тихоокеанского сообщества?

Что собой представляет Южно-Тихоокеанский форум?

Когда и с какой целью учрежден АСЕАН и чем обусловлена эволюция ее стратегии?

Какие еще международные институты на азиатском континенте вам известны?

 

Литература

Абашидзе А. Х., Пушкарев Н. С., Федоров М. В. Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) и Россия // Государство и право. 2001. № 9. С. 63 – 68.

Африка: региональные аспекты глобальных проблем. М., 1994.

Бабурин С. Н. Политико-правовые и институциональные проблемы евразийского экономического сообщества // Правоведение. 2001. № 4. С. 79 – 86.

Багатуров А. Евразийский устой мировой стабильности // Международная жизнь. 1993. № 2. С. 34 – 46.

Брутенц К. Тихоокеанская доктрина Клинтона // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 2. С. 92 – 102.

Документы и материалы Организации Африканского Единства. М., 1990.

Евразийство: Теория и практика. М., 2001.

Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

Ковтунов А. Г. Проблемы интеграции стран Магриба. М., 1998.

Мамедли Н. Вопросы интеграции на саммитах глав тюркоязычных государств // Центральная Азия и Кавказ. 2003. № 1(25). С. 159 – 167.

Межгосударственные региональные организации Азии в международных отношениях. М., 1991.

Мурсалов Р. А. Идеологические аспекты политики неприсоединения (на примере арабских стран). Баку, 1986.

Организация Африканского Единства. М., 1976.

Панарин А. С. Евразийский проект в миросистемном контексте // Восток. 1995. № 2. С. 66 – 79.

Проблемы Латинской Америки и международное право. В 2-х кн. М., 1995.

Пути Евразии. / Составитель И. А. Исаев. М., 1992.

Тихоокеанское сообщество. Планы и перспективы. М., 1990.

Хантингтон С.. Если не цивилизация, то что? (Парадигмы мира после холодной войны) // США: Экономика, политика, идеология. 1994, № 6. C. 73 – 76.

Hassouna H. A. The League of Arab States and regional disputes: A study of Middle East conflicts. York, 1975

Moutaguirov G. The Geopolitical After-Effect of the Disintegration of the USSR and the Reanimation of the Eurasian Idea // Contrast and Solution in the Caucasus. Eds. O. Hoiris and S. M. Yurukel. Aarhus, 1998.

Williams G. Third - World Political Organisations. L., 1987.

Zacher M.W. International conflicts and collective security, 1946-1977: The United Nations, The American Organization of States, The Organization of African Unity and Arab League. New York, 1979.

 


Глава 6. Международные межпарламентские организации

 

 

Как мы отмечали в первой главе этой работы, среди международных правительственных и неправительственных институтов особо место занимают международные парламентские организации. Парламентарии считают себя полномочными представителями гражданского общества в политическом обществе, выразителями воли граждан и защитниками их интересов. Подобно тому, как национальные парламенты контролируют деятельность соответствующих правительств, определяют правовую основу их деятельности, так и парламентарии всех стран должны контролировать деятельность правительств на международной арене. Эту роль выполняют или стремятся выполнить международные парламентские институты. Как и международные межправительственные организации, международные парламентские организации делятся на глобальные, континентальные и региональные. Есть даже институты, являющиеся напарниками соответствующих межправительственных институтов (парламентские ассамблеи Совета Европы, Европейского и Африканского союзов, НАТО, СНГ и т. д.).

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.