По данной теме имеется лекционный материал. В начале занятия проводится контрольное тестирование, его задача выяснить уровень усваиваемости знаний лекционного курса. В дальнейшем происходит обсуждение материала занятия: строение клетки, ядра, хромосомы, гена, молекул ДНК и РНК. Дается определение гена, понятия генетического кода. Разбираются этапы преобразования генетической информации.
Контрольные вопросы к занятию.
1. Какие биополимеры являются носителями генетической информации?
А) способ деления половых клеток, при котором образуется гаплоидный набор хромосом;
Б) способ деления соматических клеток;
10. Мейоз – это:
А) способ деления половых клеток, при котором образуется гаплоидный набор хромосом;
Б) способ деления соматических клеток;
Семинар №2. Методы исследования в генетике. Гибридологический метод. Близнецовый метод. Генеалогический метод. Закономерности наследования.
Цель занятия.
Уточнить современные аспекты классических методов исследования в генетике, их разрешающую способность. Обосновать применение результатов генетических исследований для психологии.
Методические указания.
По данной теме имеется лекционный материал. В начале занятия проводится контрольная работа, ее задача выяснить уровень усваиваемости знаний лекционного курса. В дальнейшем происходит обсуждение материала данной темы. Разбираются основные положения классических работ Г.Менделя и Т.Моргана по наследованию аллельных генов, сцепленных генов. Дается понятие о принципах генетического анализа. Подробно разбираются типы наследования: аутосомно-доминантный, аутосомно-рециссивный.
Контрольные вопросы.
1. Особенности расположения генов в хромосомах.
2. Понятие о доминантности, рецессивности, пенетрантности, экспрессивности, норме реакции.
3. Гибридологический метод.
4. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя).
5. Закон расщепления. Его биологический смысл.
6. Закон чистоты гамет.
7. Анализирующее скрещивание.
8. Виды взаимодействия аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование.
9. Дайте понятие о дискретном характере наследственности.
10. Укажите типы межаллельных взаимодействий.
11. Охарактеризуйте неполное доминирование.
12. Поясните биологический смысл кодоминирования.
13. Человек как объект генетических исследований.
14. Особенности генетических объектов.
15. Близнецовый метод, его разрешающая способность.
16. Понятие о монозиготных и дизиготных близнецах.
17. Диагностика зиготности близнецов.
18. Конкордантность и дискордантность.
19. Определение коэффициента конкордантности.
20. Коэффициент наследуемости, его биологическое значение.
21. Характеристика состояния признака по коэффициенту наследуемости.
22. Метод разлученных близнецов, его значение для психологии и генетики.