Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Требования к уровню освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен



 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

- место генетики в системе психологических знаний;

- методы исследования классической генетики;

- методы исследования в современной генетике;

- материальные структуры наследственности и изменчивости;

- принципы хранения и передачи наследственной информации;

- законы и принципы наследования признаков;

- механизмы изменчивости;

- взаимосвязь генетических и средовых факторов в формировании популяции современного человека;

- понятие о наследственных заболеваниях;

- понятие о генетической предрасположенности к проявлению признака;

- современные подходы к диагностике и лечению наследственных форм дисонтогенеза;

- возможности генетического исследования для реализации проблем психологии.

Уметь:

- определить характер наследования признака;

- оценить действие мутагенных факторов в онтогенезе;

- дать прогноз вероятности проявления признака с известным типом и характером наследования;

- предложить мероприятия по профилактике наследственного заболевания;

Владеть:

- методами исследования классической генетики;

- методами современной генетики в диагностике и лечении наследственных форм дисонтогенеза при реализации психологических проблем.

 

Критерии оценивания уровня освоения дисциплины

«Генетика человека и наследственные болезни» определяются балльно-рейтинговым участием обучающегося во время семинаров, подготовкой самостоятельных устных, реферативных или мультимедийных сообщений по темам, предложенным преподавателем или входящим в современный курс изучения предмета.

Распределение баллов по дисциплине «Генетика человека и наследственные болезни»:

 

Категория Баллы
1. Посещение лекционного курса 20 (мах) (10 лекций по 2 балла каждая)
2. Посещение практического курса (каждый семинар) 10 баллов за ответ на каждом занятии (мах – 40)
3. Рубежная контрольная работа, реферативное сообщение, мультимедийная презентация, выступление с докладом на научной конференции. 40 (мах)

 

Содержание дисциплины

«Генетика человека и наследственные болезни»

Тема 1. Основные положения современной психологии и генетики, место генетики в системе психологических знаний. Основные положения современной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; методы генетики и их разрешающая способность.

Тема 2. Материальные основы наследственности. Клеточная теория. Клеточный цикл. Митоз, мейоз. Хромосомная теория наследственности. Реализация индивидуальной наследственной программы. Теория гена. Геном человека, его основные характеристики.

Тема 3. Менделеевская генетика. Гибридологический метод. Типы межаллельных взаимодействий. Наследование групп крови по системе АВО. Сцепленное наследование. Группы сцепления. Взаимодействие генов.

Тема 4. Методы исследования в генетике. Человек как объект генетических исследований. Особенности генетических объектов. Близнецовый метод. Понятие о монозиготных и дизиготных близнецах. Диагностика зиготности близнецов.

Тема 5. Изменчивость организмов. Типы изменчивости. Ненаследственная изменчивость.

Тема 6. Наследственная программа развития. Этапы и периоды онтогенеза. Нарушения внутриутробного онтогенеза. Теория соподчинения функциональных систем П. К. Анохина.

Тема 7. Особенности реализации наследственной программы развития. Последовательность этапов. Инициация активности генов. Инициация генов зиготы. Аппарат - «переключатель генов». Общие гены. Тканеспецифические гены. Гены-переключатели.

Тема 8. Концепция генетического груза. Генофонд и репродуктивная функция как показатели генетического здоровья населения. Формы и характеристика наследственной патологии. Место генетики в системе психологических знаний.

Тема 9. Характеристика наследственной патологии. Формы наследственной патологии.

Тема 10. Медико-генетическое консультирование.


5. Тематический план

  Разделы и темы Всего часов Формы занятий
лекции семинары самостоятельная работа студентов
1. Предмет генетики. Проблематика науки. История развития генетики. Место генетики в ряду наук. Основные положения современной психологии и генетики, место генетики в системе психологических знаний. Основные положения современной психологии и генетики, необходимые для профессионального понимания психологических данных; методы генетики и их разрешающая способность
2. Материальные основы наследственности. Клеточная теория. Клеточный цикл. Митоз, мейоз. Хромосомная теория наследственности. Реализация индивидуальной наследственной программы. Теория гена. Геном человека, его основные характеристики.
3. Менделеевская генетика. Гибридологический метод. Типы межаллельных взаимодействий. Наследование групп крови по системе АВО. Сцепленное наследование. Группы сцепления. Взаимодействие генов.
4. Методы исследования в генетике. Человек как объект генетических исследований. Близнецовый метод. Характеристика состояния признака по коэффициенту наследуемости. Метод разлученных близнецов. Методы генетики и их разрешающая способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенезаПопуляционно-статистический метод. Закон Харди-Вайнберга. Генетико-автоматические процессы. Метод генетики соматических клеток. Типы. Болезнь Морфана. Ахондроплазия. Муковисцидоз. Адреногенитальный синдром. Фенилкетонурия. Галактоземия. Биология и генетика пола. Полигенное наследование. Нетрадиционное наследование.
5. Изменчивость организмов. Типы изменчивости. Мутагены. Спонтанный и индуцированный мутагенез. Наследственная патология как результат наследственной изменчивости.
6. Наследственная программа развития. Этапы и периоды онтогенеза. Нарушения внутриутробного онтогенеза. Генетический потенциал внутриутробного развития.
7. Особенности реализации наследственной программы развития. Последовательность этапов. Уровни регуляции синтеза белковых продуктов. Нарушения внутриутробного онтогенеза и наследственная патология. Эмбриопатии. Фетопатии. Истинные пороки развития. Вторичные пороки. Внутриутробное инфицирование и поражение нервной и иммунной систем плода.
8. Концепция генетического груза. Генофонд и репродуктивная функция как показатели генетического здоровья населения. Формы и характеристика наследственной патологии. Место генетики в системе психологических знаний.
Характеристика наследственной патологии. Формы наследственной патологии. Моногенные болезни. Хромосомные болезни. Большие и малые врожденные аномалии развития (врожденные пороки развития). Мультифакториальные болезни. Понятие о полисистемности поражений. Плейотропное действие генов. Хромосомный дисбаланс. Патокинез. Понятие о болезнях обмена. Теория относительной плейотропии. Теория мозаичной плейотропии. Методы клинической генетики. Метод дерматоглифики. Цитогенетический метод. Иммунологические методы. Методы аналитической химии. Экспресс диагностика. Уточняющая диагностика. Молекулярно-цитогенетические и молекулярно-биологические методы. Флюоресцентная гибридизация. ДНК-зондовая диагностика. Характеристика отдельных форм наследственных болезней. Принципы классификации наследственных болезней. Виды и формы наследственной патологии.
Медико-генетическое консультирование. Генетический груз. Планирование семьи на основе медико-генетического консультирования. Прерывание беременности. Эколого-генетически мероприятия. Микроэкология. Программа дородовой диагностики. Методы пренатальной диагностики. Инвазивные. Амниоцентез. Исследование альфетопротеина, культур клеток, ДНК-диагностика. Биопсия хориона. Кордоцентез. Преимплантационная диагностика. Экстракорпоральное оплодотворение. Генотерапия. Создание условий для регулируемой экспрессии генов.
  Всего:




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.